Стоит ли покупать автомобиль, стоимость которого превышает полугодовой доход?

Стоит ли покупать автомобиль, стоимость которого превышает полугодовой доход?

Вопрос читателя Т⁠—⁠Ж

249
Этот текст написал читатель в Сообществе Т⁠—⁠Ж. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.
Аватар автора

Аноним

подумывает о личном автомобиле

В последний год страдаю муками выбора: покупать свою машину или нет? А если покупать, то какую?

Нередко стоимость автомобиля привязывают к доходу и частоте передвижения, поэтому немного опишу свой бэкграунд. Мне 29 лет, работаю в сфере ИТ руководителем отдела. С 2017 года, когда моя зарплата впервые превысила 100 тысяч рублей в месяц, я регулярно откладываю часть дохода. Премия, как правило, тоже идет в накопления, обычно можно рассчитывать на бонус в виде пары зарплат в год.

Доходы и накопления. Раз в год сажусь за фундаментальный анализ акций и закупаюсь на 400 тысяч, отложенных на ИИС, чтобы потом получить еще и налоговый вычет. Всего на ИИС сейчас акций и облигаций на 1,5 млн — как рублевых, так и в евро и долларах. Закупаюсь довольно успешно, судя по тому, что за 2,5 года портфель вырос на 25% и в 2020 году не случилось существенной просадки.

После очередного повышения зарплаты, которое произошло в этом месяце, я получаю на руки 200 тысяч. В последний год зарплата составляла 185 тысяч, сейчас получается откладывать порядка 60—70 тысяч ежемесячно. Еще около 10 тысяч в месяц приходит благодаря суточным: я часто летаю в командировки. И в среднем столько же получаю от кэшбэка и дохода от депозита, на котором лежат свободные деньги в рублях: там чуть больше 2 млн. Он очень смущает меня своей рублевостью. Также есть небольшой вклад в долларах — 6 тысяч.

В общей сложности удалось накопить около 4 млн.

Я крайне негативно отношусь к любым кредитам, так как считаю переплату, которая возникает при пользовании ими, просто огромной. Возможно, это необходимая вещь для бизнеса, а при покупке квартиры — необходимое зло, но все-таки я всячески избегаю их и предпочитаю снимать жилье. Кредиткой пользуюсь только в грейс-период — обычно для всяких расходов без кэшбэка вроде оплаты коммуналки. Кроме того, пока что я живу в одном из крупных региональных городов, он очень хорош собой, но я не вижу его в качестве места, где хотел бы остаться… Впрочем, это можно сказать и о стране.

Таким образом, максимальная сумма дохода за этот год с учетом всех описанных переменных для меня составит около 3,6 млн на руки. Если брать только зарплату — 2,6 млн. Мне очень близок подход, который предполагает, что на машину не стоит тратить сумму больше полугодового дохода. Исходя из этого, новый автомобиль, который я мог бы купить, должен стоить максимум 1,8 млн, а в идеале — до 1,3 млн, чтобы уложиться в гарантированный доход от зарплаты.

Но, во-первых, это уже звучит как мой загон, а во-вторых, за такую сумму нормальную машину не купишь. Мне особо не перед кем выпендриваться, но я считаю, что автомобиль должен соответствовать статусу. Хотя я против излишеств. В России часто называют допустимой сумму, равную доходу за год, но мне кажется, что это из-за низких зарплат: увы, на среднюю полугодовую зарплату в нашей стране машину не купишь. Считаю допустимым все же чуть превысить порог полугодового дохода и поднять планку до 2 млн.

Частота перемещений. Мой главный аргумент против покупки автомобиля — отсутствие необходимости постоянно ездить на нем по городу. Во-первых, на это повлияла пандемия: сейчас я работаю удаленно. Во-вторых, мой предыдущий офис находился в двух станциях метро от дома, а меня такой способ передвижения вполне устраивает.

В отличие от Москвы, в наше метро спускаться даже приятно. И в пробках я себя лучше чувствую на заднем сиденье такси, благо есть тариф «Комфорт»: можно послушать музыку или почитать книгу — в общем, расслабиться.

С другой стороны, раз в пару недель мы с девушкой выбираемся в наш родной город, который находится в 200+ км от нынешнего места жительства. Кроме того, мы с ней очень активные и любим выезжать на природу: на озера и в горы летом, на горнолыжку зимой. Собственно, из-за этого мы и задумались о покупке машины.

Если бы она у нас появилась, мы бы точно купили байдарку и гоняли на ней по местным озерам.

Также велик шанс переезда в Москву в следующем году: там вариант с метро уже не прокатит, но есть каршеринг. Мы пробовали им пользоваться, но однажды нам пришлось 3 часа ждать мастера в 150 км от города из-за неисправности автомобиля, поэтому мы зареклись выезжать из города на каршеринге. Слишком много потенциальных проблем, в основном связанных с привязкой к интернету.

Есть еще один вариант аренды, которым я активно пользуюсь в путешествиях. Но перспектива тащиться на другой конец города и оформлять бумажки ради выезда на озеро кажется какой-то туманной. Впрочем, возможно, я недооцениваю этот способ? Может, у кого-то есть опыт полноценного использования прокатной машины в качестве основной в выходные?

Выбор автомобиля. В общем, как вы уже могли понять, мы люди достаточно активные. По этой причине нам приспичило выбрать полноприводный кроссовер, чтобы доезжать на нем прямо до озер или до стоянки не у самого подножья горы. Вероятно, тут ко многим придет понимание, что мои страдания не выдуманные, так как кроссоверы дороже легковых авто.

Цена на унылый Рено Дастер в более-менее адекватной комплектации начинается от 1 млн. Но мне все-таки хочется больше комфорта и чтобы машина радовала глаз. Идеальные варианты — Фольксваген Тигуан и Мазда CX-5, но цены на новые автомобили начинаются от 2 млн, а на рынке машин с пробегом нужная мне конфигурация до 5 лет стоит от 1,5 млн.

Можно не выпендриваться и взять Шкоду Рапид за 800 тысяч: у нее хотя бы вместительный багажник. Но есть большой шанс, что потом я буду испытывать сожаления из-за того, что хотел большего, а в итоге пожалел денег и взял машину попроще. Да и к проходимости автомобиля есть вопросы, хотя я и не собираюсь месить грязь.

С другой стороны, 1,5 млн — это же ⅓ от того, что я накопил! Вот так я и мечусь от комфортной суммы к комфортабельному автомобилю. А как бы вы поступили на моем месте?

Редакция
Как бы вы поступили на месте читателя?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Крутой вопрос для обсуждения, спасибо!
Вообще, обосновать можно оба варианта: покупать или не покупать.
Машина, конечно же, является дырой в финансах. Она ни в коем случае не инвестиция - она покупка. При этом, вместе с машиной, покупается возможность поехать куда хочешь и запихнуть каяк на крышу, даже если поехал зимой в лес ))
Расскажу о своём опыте:
1. Я жил и работал на Сахалине чуть больше трёх лет. Первый год прошёл без машины - об этом я жалею. Купив Сузуки Джимни ( подержанную и с неправильным рулем но японскую) я изъездил все что мог и был очень доволен - посмотрел остров.
2. В Москве в первый год я тоже не покупал машину - а зачем? Метро ж есть. А потом вспомнил свой сахалинский опыт и купил )) и вот на своей короче я побывал в Пскове, Нижнем, Ростове Великом, Ярославле и пр и тд - сплошное удовольствие.
3. Когда приехал работать в Европу на несколько лет, машину купил сразу. Представьте - всего 4 часа до Парижа или 2.5 часа до Брюгге ( где можно залечь на дно ))) а дорога из Амстердама до Флоренции - просто песня
Я люблю процесс вождения авто, для меня это шикарный Антистресс и возможность Путешествовать. Машина даёт мне прекрасную иллюзию того, что я свободен ) и я готов за это платить.

Короче, если вы понимаете, что вам может дать машина - покупайте. Если вы не видите плюсов или не готовы платить лишнее за парковки, ТОшки и прочее, лучше воздержаться и выращивать свой инвестиционный счёт.

118

Cook, в Казахстане Camry 70 как раз таки инвестиция, чтобы спасти деньги, покупали в 18 году за 10,7 млн тенге, продали в 21 за 11,5, в салоне такая стоит 13 сейчас. На обслуживание было потрачено в районе 300 тыс, итого два года пользования + 500 тыс, не заработок конечно, но деньги в сохранности) все лучше чем банки, за это время 2 банка обанкротилось и люди потеряли депозиты. К слову у нас все вкладываются в камри) так как недвижимость за такую цену не купишь

2

Cook, а если в Европе взять плагин гибрида или вообще электрика то расходы на топливо будут меньше, чем в РФ.

1

Evgeny, примерно 1.4€ стоил литр бензина в Нидерландах в 2016 )) в Европе жизнь вообще дороже чем в России.
Думаю, владение любой тачкой обойдётся дороже.

3

Evgeny, Всё очень сильно зависит от страны и от стиля использования. Как машина выходного дня плагин гибрид так себе вариант.

0

Alexey, плагин гибрид ничем не отличается от автомобиля с ДВС кроме того что умеет несколько десятков километров проехать на электричестве.
Это не машина выходного дня, скорее наоборот. Выгоднее всего ей использовать для поездок на короткие дистанции.

1

Evgeny, да, только стоит он сильно дороже. На разницу можно по 1.5е очень долго заправляться

1

Alexey, не так чтобы сильно, ну да ладно.

0

Evgeny, у них расстояния и все остальное с нашим не сравнить ,у нас топливо надёжнее любой батареи,особенно в мороз

0
0

Надо сначала обязательно избавиться от комплексов вида «автомобиль должен соответствовать статусу». А то так и до котлов за две зарплаты можно докатиться.

А потом выбор проще станет.

68

Заяц, а как быть если хочется похасанить?

2

Павел, девятку бери

22

Заяц, если машина первая в жизни и нет опыта то да, девятка то что нужно. После нее любая другая машина шикарна и сформируются разумные требования к следующей машине. И на первых порах не жалко железяку будет

6

Павел, даже к девятке не должно быть такого отношения - «намотаю на столб, а как куплю бимер буду пыль сдувать». В противном случае и новый бимер будет намотан на столб

14

Заяц, согласен абсолютно. Купил ceed 14 лет назад, ЗП выросла с того времени раз в 15, но смысла его менять не вижу. Сх5 жене купил лет 8 назад и с ней такая же история.
Бывало накатывало желание поменять и взять туарег, но как только начинаешь спокойно взвешивать что на что ты меняешь, желание отпадает)))

1
0

Аноним, забудь все комментарии про муки выбора, активы, пассивы и инвестиции. Это от лукавого. Подход простой: если хочешь машину – покупай, не хочешь – не покупай.
Один уважаей владелец сервиса по подбору автомобилей в своих видео тоже ратует за разумный подход в выборе автомобиля, но... Купил себе Porshe Cayman и теперь просто ловит кайф.
У вас есть возможность купить себе автомобиль и получать от него бурю эмоций. Делайте!
Деньги заработаются, а жизнь только одна.

49

Nikolay, ну крашеный на нем не ездит же. Это тачка для развлечения.

5

Павел, я к тому, что не важно от Daewoo Matiz ты кайфуешь или от Dodge 2500 – это должно быть авто, которое дарит тебе эмоции. Остальное вторично.
Мне 10 лет назад эмоции дарила старенькая Волга, особенно на переборке карбюратора и коробки 😂

9

Nikolay, я тоже давно любил 500 за год вбухать в мерседес на 21х дисонах.
Сейчас от машины два требования - тихо и мягко. Остальное не важно. Это просто прибор для перемещения в пространстве.

3
0

Автомобиль — это мегамощный пылесос денег, и, на мой взгляд, включать его нужно в двух случаях: вы много ездите каждый день либо зарабатываете на этом. Ведь расходы — это не только 2 миллиона на покупку, а еще: транспортный налог, страховка, бензин, обслуживание, парковка, резина, мойка. И это при условии, что у вас ничего не сломается и вы не попадете в ДТП. Если ездите на природу редко, есть смысл куда-то вложить эти средства, а доход тратить на выезды на арендованном автомобиле — сэкономите не только время, но и деньги.
Машина — это не только комфорт, но и откручивание прикипевшей гайки на пробитом колесе где-нибудь на трассе под приливным дождем или заклинившая в лесу тормозная колодка. И если в каршеринге вы просто ждете мастера 3 часа, то со своим автомобилем вам придется все проблемы решать самостоятельно.
И напоследок мой любимый анекдот: встречаются два приятеля и один другого спрашивает, чем он сегодня заминался. А тот отвечает: «Такой продуктивный день у меня! Сначала на мойку заехал, машину помыл, потом на техосмотр, а дальше в страховую, ОСАГО оформить. Вот если бы у меня машины не было, как бы я все это успел»?

45

Сергей, не знаю, даже, когда у меня была гранта... АВТОВАЗ! 2 года на ней ездил, редко, никогда не случалось того, что Вы перечислили.

На обслуживание и страховку ушло 30.000 руб за 2 года. Всё.
Продал, кстати, немного дороже, чем купил.

Зато каждые выходные мог поехать куда глаза глядят, помочь родным отвезти что-либо. Быстро приехать к другу на помощь, а не ждать автобус...

Если, человек зарабатывает 300к в месяц, то уж тот же рапид он без проблем будет содержать. Ну потеряет тысяч 70 в год, не заметит.

3

Сергей, А если живешь за городом?

0
0
Герой Т—Ж

+3

18.05.21, 06:01

Машина это много затрат и всяких заморочек.
Если возникают сомнения нужна ли она, то она с вероятностью 95% не нужна.

36
0

Сейчас все говорят, что за вменяемые деньги нормальную б/у машину не купишь: из-за резкого подорожания в последний год рынок перекосило. Люди перестали продавать свою старую машину чтобы купить новую, поэтому на рынке продержанных остались только «дрова», от которых стараются избавиться. В общем, покупать сейчас машину — затея со всех сторон невыгодная.

Чтобы ездить по выходным за город, вам машина за 2 млн не нужна. На эти деньги вы сможете путешествовать по заграницам несколько лет. Арендуйте ее когда необходимо или найдите знакомых с похожими интересами и машиной, ездите вместе и оплачивайте им топливо.

Также хотел заметить насчёт кредита: в рублях его брать выгодно, так как у вас в ИТ зарплата фактически привязана к курсу доллара с полугодовым лагом, а рубль валюта фундаментально слабая. Поэтому если бы взяли кредит год назад, сбережения делали в валюте, а ещё лучше — инвестировали (тоже в валюте), то выгода от этого перевесила бы переплату по кредиту. И вы бы уже год как ездили на своей машине.

30

Андрей, вчера купили для родственника в деревне машину. Калиниу 2012 года с пробегом 115000 за 170 тысяч рублей. Ремонта порядка 20 тысяч и вот вам машина на 2-3 года без особых проблем.

2

Павел, кажется, автор явно смотрел не в сторону Калины... А вот в случае с какой-нибудь Skoda Rapid уже явно можно рассчитывать на некоторый уровень комфорта, как по мне.

17

Игорь, что калина, что рапид унылые погремухи. Калина при этом вполне себе мягка машина для плохой дороги, в отличии от того же рапида который жесткий как телега но зато типа приятнее рулится. Мы не за "рулится" платим, а за перемещение из точки А в точку Б. В остальном в них одинаково шумного, печально и грустно. Только калина стоит 150 тыщ, а рапид миллион. Да бесспорно в рапиде больше кнопок... но зачем? Подушка, кондей и сиденья есть в обоих вариантах.

11

Павел, основная разница - безопасность, за неё стоит переплатить.

12

Павел, в калине с аварийной безопасностью плохо. С качеством сборки тоже - общался с автослесарями и ни от кого доброго слова о калине не услышал. Слышал как отковыривали осколки бутылок из обшивки нового авто - качество вот такого уровня. Ну дешевая да, это ее главный плюс

6
0

Это ваша первая машина? Тогда точно берите, что попроще, откатайтесь год, а потом уже смотрите, на что-то «статусное», если уж так хочется.
Ещё есть подписки на автомобиль на полгода и больше, можно взять и посмотреть, насколько вы реально часто пользуйтесь машиной. Из вашего описания следует, что машина личная вам и не особо нужна, а все потребности закроет такси+кашеринг

25

Maria, у меня был опыт выездов на каршеринге за город... Та еще история: то интернет не ловит, то машина не открылась просто напросто. Так что если и рассматривать тачки не в собственности, то только аренду или подписку, но там тоже много но.

9
0

Расскажи им что нужен полный привод и большой клиренс для путешествий.

24
Герой Т—Ж

+2

25.05.21, 13:43

Даниил, для путешествия в одну сторону любое авто сойдет 😄

Но вообще это правда — для путешествий полный привод совершенно не нужен, так же не нужен и для города, хотя маркетологи и твердят обратное. Паркетники в общем то тоже не нужны — они не проходимее легковушек, на базе которых стоЯт, но стОят в 1.5-2 раза дороже и у большинства "вседорожников" дорожный просвет меньше чем у какого-нибудь бюджетного седана Б сегмента.

22
Герой Т—Ж

26.05.21, 06:25

Отредактировано

d1mmmk, живу в бездорожной деревне на низком седане. Никаких проблем. Езжу по разбитой дороге 40 - 60 и ничего. Бесят только господа на полном приводе и прочих кроссоверах объезжающие каждую ямку и плетущиеся со скоростью 10 - 20 км\час.

16

d1mmmk, плюсую. Большинство седанов, хэтчбеков и универсалов могут потягаться клиренсом с большинством кроссоверов, а стоят дешевле или оснащены на порядок лучше.

9
0

Прочитав весь текст очень хочется посоветовать машину покупать, и покупать ту, к которой душа ляжет.

Наверное, такое мнение спровоцировала фраза «автомобиль должен соответствовать статусу». А вот все остальные аргументы - про стоимость, доступность, общественный транспорт - они уже приводятся вами как попытка обуздать то, что действительно хотите - статусную дорогую игрушку, от которой будете ловить кайф.
Могла вас наверно понять, конечно, но сложилось такое впечатление от текста.

Так что мой совет - покупайте, кайфуйте, раз уж доход и накопления позволяют. Наиграетесь немного - может будет другой подход к этому вопросу, там и переиграете варианты.
Один раз все живем, так давайте жить в удовольствие)

21
0

Я в 30+ лет неплохо зарабатывал и покупал всякие модные тачки ( тогда они не стоили таких лютых денех, можно было свободно ездить и парковаться где хочешь). У меня были все тойоты, хонды, ниссан (упаси господи), а потом WV пара хороших. Сейчас жалею, что сливал на это деньги, а не инвестировал в недвижимость.

19
0

Цена моей машины сейчас не более чем 2 - 2.5 моих зп.
Мне как-то даже психологически некомфортно будет платить за это как-то больше.
Была как-то новая. Каждый раз думал... 700 тыщ за это? Зачем?

19

d1mmmk, все почему-то хотят получить ачивку покорителя дикой местности, покупают кроссоверы и внедорожники, а потом осознают, что 95% времени ездят по асфальту, 5% по грунтовке, а в ту самую дикую местность даже не заезжают.

18

Джеймс, почему-то представил, как вы пишете этот комментарий, сидя в автобусе на местах для детей инвалидов )

15
0

Судя по всему, автор поста разумный, адекватный, целеустремленный молодой (что важно) человек.. а значит ещё успеет заработать, инвестировать, накопить, зарплата будет расти, а годы идти. Моё мнение - нужно купить машину от 2х до 3х млн рублей сейчас, такую, какую хочется. Она будет придавать и комфорта, и уверенности, и статуса и прослужит верой и правдой лет 5-7. Не все должно быть прагматичным и экономным, в 25-35 лет важны эмоции. Иначе можно всю жизнь прожить как Плюшкин, обеспечивая финансовую свободу на старости.. Но только ничего уже не будет а радость

15
0

Если не Москва или Питер — однозначно покупать. Все знакомые, до получения прав и покупки машины говорили: «да мне некуда особо ездить, только до работы и обратно». Но, когда появлялась машина, сразу открывалась куча локаций куда можно ездить. Сам работаю удаленно и годовой пробег тысяч 12. Дикий кайф не зависеть от общественного транспорта и такси, а сесть в собственную машину и поехать куда хочешь, когда хочешь и по какому хочешь маршруту.

Что касается кроссоверов — это бред. Сам переболел этим. Современные кроссоверы не предназначены даже для незначительного оффроуда, а полный привод — скорее функция для дополнительной безопасности, чем средство для преодоления сложных участков дороги: муфты на нежные и перегреваются практически сразу под нагрузкой. Многие машины, продающиеся в России адаптированы под наши дороги с вполне себе «кроссоверным» клиренсом 15-20 сантиметров. Ради интереса сравните какие-нибудь седаны и кроссоверы одного бренда. Скорее всего они будут на одной «платформе», то есть с одинаковыми двигателями, коробками, подвеской и прочими узлами, но за одну и туже цену седан будет почти в максималке, а кроссовер в средней комплектации, в лучшем случае.

Если посмотреть на изменение цен на авто за последние 10 лет я скажу, что кредит — вполне себе оправдан. Да, естественно, есть переплата, но, учитывая срок владения машиной 3-5 лет переплата скорее всего полностью окупится на разнице в цене машины сейчас и через несколько лет.

14
0

26.05.21, 13:29

Отредактировано

Брат в IT. Живет сам. Купил б/у Audi TT во втором кузове. Машина дарит постоянные эмоции. На ней просто хочется ездить. Звук двигателя потрясающий. Цена на живой экземпляр 1-1.3 млн. + конечно обслужить надо. Пока нет детей, можно наслаждаться и автомобилем-купе.

P.S. Тут пишут обычно люди прагматичные, использующие каршеринг. Но машина может дарить потрясающие эмоции)) И это не Рапид и не Дастер

14

Павел, город городу рознь, у нас нет таких благ, сегодня ждал автобус примерно 1.5 часа))

13

Евгений, владел 9ю автомобилями, ни разу не покупал новую, и ни разу не было таких проблем с бу, которые не решались бы в автосервисе за пару часов.

мне кажется это всё страхи из серии "надо покупать квартиру только в новом доме, старый рухнет" или "надо брать в жёны только девственницу" - наверное, есть люди, которые так считают, но я их в своей жизни не встречал.

п.с. сам вообще не механик ни разу, даже запаску менять на машине не умею - вызываю шиномонтаж )

13
0

О, у нас похожие накопления и возраст, да и ЗП :) Живу в мск, дачи не имею, особо за город в походы не ездим. Прекрасно понимаю вас, что иногда сама задумываюсь, что авто бы давало мне больше комфорта, НО:

1) Машина – это пассив и если крайней необходимости в ней нет и можно пользоваться общественным транспортом/такси/каршером, то помимо траты денег на покупку, нужно сразу прикидывать ежегодные всевозможные расходы, а их довольно много (даже на новую может уходить легко до 150-200к в год).
2) Как подумаю, что надо искать парковочные места, разбираться по поводу возможного ДТП, переживать о возможном угоне – нетушки, не хочется.
3) Машина все равно теряет в цене, как бы сейчас не кричали, что вот мол моя машина купленная 2 года назад теперь стоит на 200к в салоне дороже, то... износ/пробег же никто не отменял?) И про курс рубля/доллара некоторые забывают.
4) Вот как раз на случай поездок за город выручают друзья на машинах, которые тоже заинтересованны поехать в данном направлении и могут взять с собой. Ну и электрички/междугородние маршрутки тоже испытаны, хотя по уровню комфорта, конечно, не очень.

Но мы вот не особо так любим срываться куда-то, так что у нас разная ситуация с вами, но я бы посоветовала все-таки не торопиться с приобретением машины. Задайте еще себе вопрос (судя по тому, что вам жалко потратить 1/3 накоплений, но вы не исключаете этого) – для чего мне эти мои накопления, какая цель?)

Вот мне когда хочется "психануть" и купить машину, то я сразу вспоминаю свою цель, все минусы от владения авто и эта блажь быстро проходит)))

12

Ilya, что вам принесут Деньги вложенные в акции через 20-30 лет вы узнаете через 20-30 лет

12

Роман, я купил за две зарплаты старенький солярис в предмаксимальной комплектации.
Достаточно комфортно, копаться не приходится, лишь ежегодное то у официалов (так получилось, что они ближайший автосервис).
Так что вариант работающий.

11

Роман, фокус, вольво s40 или 60 начала 2000х. Много вариантов. Самостоятельно ковыряться смысла особого нет, если нет личного интереса или условий. За 100 неушатанную машину в нормальном профильном сервисе приведут в порядок.

10
0

Никогда не понимал этого сравнения в месячных зп к цене машины. Стоимость нормальной машины всегда была более менее одинаковая последние лет 20 - около 25k$. Ну есть люди у которых ЗП сильно меньше чем 8.3к$ в месяц, им что теперь, не покупать машины и не ездить? Да, есть варианты взять машину подешевле - адаптированные к российскому рынку модели иномарок или российский автопром, но категорически советовать, что вкладывать лучше - не всегда правильно. Кому-то покупка машины может принести больше пользы и счастья, чем накопления.

9

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество