Мнения
15K

Мнение: эмигрируют только те, у кого плохо идут дела на родине

424
Этот текст — комментарий читателя Т⁠—⁠Ж. Вы тоже можете поделиться своим мнением: напишите развернутый комментарий или пост в Сообщество.

Среди знакомых наблюдал следующую метаморфозу: как только у человека начинают хорошо идти дела в России, все эмиграционные позывы проходят моментально.

Приведу два последних примера.

Первый несколько лет бился, чтобы уехать, хотел нелегально в США — несколько раз отказывали в турвизе, потом пытался в Европу и даже в Китай, при каждом разговоре полоскал Россию последними словами, кричал, что жить тут не будет ни за какие коврижки и все равно уедет. Все эти годы он работал на каких-то средних работах с постной зарплатой. И вот года два назад устроился в «Газпром» с зарплатой около 200 тысяч. Почти сразу купил квартиру в Санкт-Петербурге в ипотеку, машину в кредит, женился. Теперь об эмиграции даже не заикается. Когда напоминаю ему все его спичи, смеется и отмахивается.

Второй хорошо выучил язык, основательно готовился к подаче документов по балльной системе в Канаду или Австралию. Параллельно открыл бизнес, и тот вдруг попер, причем конкретно. И Канада, и Австралия были тут же забыты, человек купил себе коттедж в ближайшем Подмосковье, новый GLE купе и пять-шесть раз в год путешествует. Не общался с ним уже довольно давно, но думаю, что об эмиграции он тоже больше не помышляет.

Меня вообще забавляет это часто встречающееся обобщение: если человек живет где-то в Зажопинске, у него грязь и хулиганы во дворе, вонючая заводская труба за окном и перспектива работать за 20 000 ₽ в месяц — значит, это вся Россия такая и из нее надо срочно валить.

Однако Россия очень разная, с очень разными людьми, перспективами, уровнем жизни и условиями, в том числе и бытовыми.

У россиян в принципе очень идеалистическое представление о жизни в других странах, и, мне кажется, прежде чем задумываться об эмиграции, стоит попробовать найти в России ту точку на карте, где тебе будет офигительно хорошо. Жить в своей стране, говорить на своем языке, понимать менталитет, привычки, контекст, людей, культуру, чувствовать себя своим — это огромное счастье, серьезно. Что касается меня, почему не эмигрировал, тут ответ простой: я объехал 60 с лишним стран, больше 200 городов, много где жил по месяцу и более, и ни в одной стране, ни в одном городе мне не было так хорошо, как в Петербурге. Я нашел свою точку на карте.


Согласны с таким мнением? Поделитесь своими аргументами:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Да уж, у массово сваливающих из страны айтишников с зарплатами в ~10 средних российских действительно плохо дела на родине идут, не поспоришь.

219
0
Герой

11.10.21, 09:01

Отредактировано

Лично я не считаю, что у меня в РФ дела плохо шли. Золотых унитазов дома не было конечно, но зарабатывал чуть больше 100к в месяц в провинции где на эти деньги можно вполне неплохо жить плюс имел полезные плюшки вроде служебного авто и ДМС которые так же неплохо помогали экономить личные средства. Но я уехал и почти за 2 года ни разу не пожалел. Потому что дело не в деньгах, а точнее далеко не только в деньгах.
P.S. Понимание менталитета, традиций и привычек не равнозначно их принятию и как раз в РФ я совершенно не чувствовал себя своим.

164
0
Герой Т—Ж

11.10.21, 09:14

Странное, конечно, обобщение. Эмигрируют те, кому хочется чего-то другого. Кому-то хочется, других соседей, кому-то другой экономики, кому-то паспорт для путеществий, кому-то хочется чтобы их голос на выборах что-то решал. У всех разные причины.

Вот общирное исслежования об эмиграции из России https://www.proekt.media/research/statistika-emigration/ Главные выводы:

* Люди едут за лучшими условиями жизни
* Уезжают молодые (до 34 лет)
* Доля уезжающий с высшим образованием постоянно растёт

132
0

То-то у российской элиты дети поголовно рождаются сразу с иностранным паспортом.

105
0

Все мое окружение, кто с машинами, квартирами, семьями и даже иногда семизначными зарплатами - на низком старте :) а те, у кого доходы 100к или меньше - повторяют мантру "где родился там и пригодился" ... ¯\_(ツ)_/¯

Каждый решет для себя и критиковать со стороны такое себе занятие. Какая разница кто куда и зачем собрался ехать?

97
0

Такое мнение понятно, но проходит с возрастом и ростом достатка. Времена когда люди уезжали из-за денег почти прошли, нынешнее поколение производит новых эмигрантов. Это и не диссиденты, и не «колбасники», устремлённые туда, где больше магазины или зарплаты. Основа современной миграции это молодые жители мегаполисов, с хорошим образованием, нормальным достатком и продвинутыми культурными интересами. Можно называть их «молодыми специалистами», «креативным классом» или просто «хипстерами» – так или иначе, именно они – первое поколение, которое избавилось от пустых идеологических якорей и научилось стремиться к удовольствию, получать его и, главное, – не чувствовать после этого вины. Это новое поколение понимает, что жизнь слишком коротка, чтобы расходовать её на «патриотизм», «страну», «будущее детей» и прочие пропагандистские установки, предполагающие принесение себя в жертву «высшим идеалам». Это поколение сформировалось в Интернете, оно анти-локально. Ему не нужны «свои». Оно просто хочет общаться с интересными людьми, слушать разную музыку, открывать новые места и не тратить время на то, чтобы объяснять хамским озлобышам, почему все люди – люди, даже когда мальчик с мальчиком. Да, конечно "бабло" решает очень многое, но не всё и это не правильно. Можно купить себе квартиру в хорошем районе, ходить только на модные ивенты, питаться в нормальных ресторанах, но это существование в комфортном пузыре не изменит того обстоятельства, что вокруг всё мычит. Айтишник в Амстердаме возможно даже зарабатывает меньше чем в Москве, но имеет при этом более высокий и комфортный уровень жизни.

94

Екатерина, в Канаду.

62
0

В России закончила 2 вуза, работала госслужащим. Другой работы не было очень долго, а на госслужбе - не жизнь. Унижение, ненормированный рабочий день, зарплата так себе. Уехала 12 лет назад в Израиль. Зная англ. язык, без труда нашла работу в международной компании, иврит учила на курсах и на работе. Дипломы признали, дали на них документ, что имею высшее образование, в котором, кстати, указывается, что зарплата должна быть выше минимума.И работая обычным офисным планктоном, я почувствовала себя человеком: адекватные начальники, сверхурочные и выходные или праздники оплачиваются как 125% и 150% за час, обед за копейки, завтрак, чай/кофе все выделяется,условия в офисе хорошие, возят и увозят на работу, или оплачивают бензин, дают авто если ты даже начальник низкого звена. Мед. Страховка частная большая часть оплачивается работодателем. Подарки в виде денег (как ползарплаты) на 2 больших праздника в году. Отель на выбор - субсидия раз в году за из счет. Никто не требует сверхвозможного, никто не истерит, и просто все плывут по течению, захотел поесть или попить - никто слова не скажет, выйти по делам - тоже, опоздал -предупредил - и молодец. Это в общем, стиль работы в офисах, конторах, администрации..
В плане медицины - работая и платя налоги, вполне возможно оформить несколько страховок частных, это не так дорого как в Штатах, и не знать бед. За частных врачей и профессоров 80% вам вернет страховка, авто вполне достаточно подержаного, кредитная система очень развита. Но не скажу, что сижу в долгах, За все 12 лет жизни тут брала только ипотеку и кредит на первый взнос - Внимание! - 0,1%. Банк сотрудничает с предприятием, и работникам дают под 0,1%. Кредит к примеру, был 40 тысяч. долларов. за год я погасила 22,5 тыс. благодаря фонду, который открывал работодатель (через каждые 6 лет можно снимать). Какие еще аргументы нужны? Государство, на которое я работала 5 лет и принесла в его бюджет миллионы рублей от взысканий по долгам, мне дало лишь проездной билет на автобусы,которые не ходят. Не нужны мы нашему государству.

56

Sergey, ну так значит, у нашей элиты есть хорошие основания опасаться, что придется отступать. И такого рода опасения характерны далеко не для всех стран, и это совсем не те экономические мотивы, про которые пишет автор мнения.

55
0

Тут спорить трудно с человеком, просто Россия сейчас в числе тех стран, в которых у большинства населения "дела идут плохо". Ну то есть существует ли в условной Северной Корее (или в Беларуси или ещё где, подставьте сами) прослойка людей, у которых на родине дела идут хорошо? Ну, наверное, существует, но до чего же она мизерная. В России, может, эта прослойка пока побольше, но всем давно понятно, в каком направлении страна идёт.

Отсутствие базовых прав, возможности что-то поменять, незащищённость активов касается большинства населения. Ну да ладно, довольно долго в стране было большое количество людей, кто "внеполитики", "хатаскраю". Но в последнее время в России уже даже тупо сложно ощущать себя в безопасности.

Даже небольшая прослойка бенефициаров такого строя - чиновники, сотрудники госкомпаний, - и те почему-то стараются детишек и активы пристроить куда-то за границу. Силовикам только нельзя, запрещают.

Характерно, кстати, что один из примеров у автора поста - человек, устроившийся в государственный Газпром))

54
0
Герой

11.10.21, 09:18

Отредактировано

Логично, что люди хотят уехать, чтобы наладить дела. Получилось в России - остались, не получилось, уехали бы и может быть и там что-то вышло. В чем смысл статьи. Хотят переехать потому что неудачники на родине? Ну тогда мысли такие: не все неудачники эмигрируют. И не все, кто эмигрировали - неудачники.

50
0

У меня чем лучше дела в России, тем сильнее мне хочется тикать) Работаю lead frontend developer, доход существенно выше среднего по России

50

Артем, вот прям моя тема, чем больше зарабатываю, тем больше начинаю задумываться о таких эфемерных вещах как свобода слова, честные суды, сменяемость власти. Когда херачишь с утра до вечера за зп в 30 тыс. тебе некогда думать о таких вещах. Поэтому большая часть России и не думает

37
Герой

11.10.21, 13:25

Отредактировано

Максим, мне не нравится, что нет чувства безопасности и справедливости. Что в суде победит тот у кого больше связей. Что бояре слишком оторваны от общества и законы на них не распространяются. А в случае перехода им дороги, закон будет работать только против тебя. Мне не нравится, что на западе люди покидают посты за коррупционные махинации, а у нас могут себе спокойно отмахнуться в духе "вы всё врете". Нет чувства безопасности и справедливости. Не нравится, что у власти одни и те же люди столько лет.
Не нравится, что у уважаемой власти нужно выпрашивать разрешение высказать недовольство в виде митинга против неё самой. Это какой-то сюр.
Мне не нравится обязательно платить за омс, которым тяжело воспользоваться, врачи всё равно направят в платную клинику, а скорая в последний раз ехала ко мне четыре часа.
Мне не нравится, что полиция работает в основном для разгона митингов, а если у меня в подъезде стоят пьющих и курящих десять человек, то полиция не приедет. Мне не нравится, что если сосед перекрывает мою машину на зло, потому что считает, что парковка во дворе это его личная парковка - гаи и полиция бездействуют, просто сливаются.
Не нравится, что на границе в другой регион, дороги превращаются просто в какое-то подобие.
Не нравится невежество людей, что в городских пабликах фотографируют, например, людей с закрытыми номерами на платных парковках, а в комментариях все пишут, что автор крыса. Не нравится недружелюбие, и что в сервисах спокойно могут грубить.

В остальном, наверное, не так всё плохо. Но даже тревога от всех этих пунктах является значительным мотиватором изучать языки и мигрировать.

50

Александр, ага, не повлияет. Просто напомню для тех, у кого память коротка:
Als die Nazis die Kommunisten holten, habe ich geschwiegen, ich war ja kein Kommunist.
Als sie die Sozialdemokraten einsperrten, habe ich geschwiegen, ich war ja kein Sozialdemokrat.
Als sie die Gewerkschafter holten, habe ich geschwiegen, ich war ja kein Gewerkschafter.
Als sie die Juden holten, habe ich nicht protestiert; ich war ja kein Jude.
Als sie mich holten, gab es keinen mehr, der protestieren konnte.

48
0

Тут очень важно где стартовая позиция. Так устроена Россия, что например из золотого кольца или из сибирских небольших городов выгодно эмигрировать почти в любое другое место на планете, а оголтело валить из мегаполисов навроде Питера, Москвы, Новосиба, Краснодара почти нет смысла, особенно если родился не в совсем бедной семье. В общем обычные реалии страны с коэффициентом Джинни 41.1

41

Кирилл, с местными в основном. На первой работе было много выходцев из СНГ, но после увольнения оттуда я контакты не поддерживаю.

38
0

Живу тут относительно хорошо, зарплата нормальная, сам город нравится. Но когда читаю новости, иногда такое уныние снисходит. Вот реально тот случай, когда "люблю свою страну, но ненавижу государство. Когда Путин слетит с катушек окончательно, уеду куда-то в Болгарию ждать смену власти

37
0

По поводу машин, квартир и прочих благ - ипотеки, дети и брак так или иначе - это якорь, который многих потенциальных эмигрантов удерживает от смены страны пмж. Так что не мудрено, почему некоторые отказались от самой идеи. Но согласиться полностью с тем, что блага здесь, в России, заставят меня изменить свое решение.... Думаю нет, для меня куда важнее безопасность, хорошая медицина и менталитет окружающих, деньги где-то в конце списка. В России лично для меня все эти пункты с жирным знаком минус, хотя в плане финансов у меня все хорошо.

34

Комментарий удален пользователем

Fedor, с языка снял) мы с мужем тоже айтишники из Петербурга (изначально с Урала), и тоже в течение недели уезжаем жить в другую страну. Да, в Питере можно отлично жить при определённом уровне дохода, но помимо денег есть и другие факторы, от мира совсем не отгородишься.
Вы куда, если не секрет?)

108

Anastasia, мы с женой тоже айтишники из СПб, только переехали в Батуми.

7

Денис, ха-ха, вот это вам счастье теперь привалило! Если что, уроженка Грузии.

0

Комментарий удален пользователем

Fedor, а если не выиграете?

2

о, сколько вам открытий чудных готовит переезда труд ))
Прям тоже стало интересно, куда вы эмигрируете с такими запросами.
В Турцию, где "вкусная и доступная еда", но не безопасно и ограничение свободы слова?
или в Европу, где еда не такая доступная, медицина - через полгода ожидания, и все заточено под велосипед, потому что транспорт стоит конских денег (простите)?
или может быть в США, где нет бесплатной медицины и все заточено под авто и разрешено владение оружием?

Просто прям все вместе, чтобы дешево, безопасно, свободно и хороший климат - что это за место? Поделитесь?

41

Мария, а что плохо в заточенности под велосипед? По мне возможность обойтись без личного транспорта это наоборот плюс (именно отсутствие нормального ОТ портит впечатление от условной Черногории). Машина даже в РФ штука спорная и дорогая. Ну вот на двоих человек иметь две машины в семье стоит евро 300-500 в месяц, если это не жигули, под которыми лежишь, и если учесть все от бензина до амортизации. Я хоть имею ВУ и авто, но хочу, от авто минимум отказаться.

По-этому несмотря на удаленную работу, рассматриваю переезд из региона в Мск.

Ну а под критерии более/менее подходит все та же Черногория, но... Балканский пофигизм увы тоже имеет место быть, ну и медицина тоже увы и ах. Хотя, честно, мне Македонский Охрид очень зашел, как место для временной жизни, но... Не надо путать туризм с эмиграцией. Надо смотреть долго и мучительно.

24

Максим, велосипед - хорошо, автобус по 2.80 евро за 80 минут - не очень ))

В том и был поинт, что либо будет расслаблено и приятно, либо хорошее образование.
Насчет медицины - вообще везде будет дорого (возможно, кроме Израиля, но это не точно). И в РФ в этом смысле гораздо доступнее, тем более, если у вас ДМС или вы работаете в айти.

5

Мария,

Вы, вероятно, в курсе, что в Англии медицина бесплатна? :)) равно как и во Франции - ну, почти бесплатна, равно как и в Скандинавии и прочих Голландиях? :))))))

0

Zhuzha, вы, очевидно, не в курсе, что ждать придется месяцев 6-9 ))
И да, бесплатно в Скандинавии - совсем не равно нулю. Придется заплатить 20 евро за прием, от 20 до 100 евро за различные манипуляции - рентген, вскрытие раны и т.п.
Бесплатно в Финляндии иногда дороже. чем платно в России.

1

Мария, тут же у всех страховки. По назначению врача исследования и анализы бесплатно и частичное покрытие лекарств. Даже коммерческая страховка многое покрывает.
Живу в Чехии, на госстраховке столько налечила, на годы вперед. Рентгены, МРТ, УЗИ, анализы - все бесплатно. Лекарства - платишь 10 % от стоимости, это копейки, рублей 100-300.
К специалистам могу попасть хоть завтра - надо просто знать, как устроена медицинская система в стране.
Если что-то срочное - обращаешься в любое неотложное отделение при больницах. Мужу так рану зашили оперативно, ничего не ждали.

1

Zhuzha, смею предположить, вы не жили в центральной Европе и/или не сталкивались с необходимостью действительно серьезных медицинских услуг, начиная хотя бы со стоматологии

0

А оно должно быть прям все вместе?
Если тебя не устраивает диктатура, климат и еда, то переезд в диктатуру с хорошим климатом и доступной едой уже улучшение.

Если там безопасно, свободно и хороший климат, но при этом дорого, то это просто вопрос цены. Никого же не смущает, что просторные квартиры в центре с новым ремонтом стоят дороже, чем каморки на окраинах. Кому-то по карману, а кому-то нет.

18

Пароход, ну если человек перечисляет эти явления как минусы и поводы уехать, то, видимо, он ожидает, что на новом месте этого не будет.

"Если тебя не устраивает диктатура, климат и еда, то переезд в диктатуру с хорошим климатом и доступной едой уже улучшение." - хорошее замечание, даже не приходило в голову такое. Типа как переехать из России в Беларусь? или куда, в Турцию, в Иран?
Можно в принципе, такой дауншифтинг устроить.
Просто зачем упоминать плохое образование и медицину в РФ, если ты хочешь жить дешево и тепло в Турции?

"Никого же не смущает, что просторные квартиры в центре с новым ремонтом стоят дороже, чем каморки на окраинах. Кому-то по карману, а кому-то нет" - именно так ))
Смысл комментируемой статьи в том, что эмиграция из России с хорошей должности - это переезд из просторной квартиры в центре с новым ремонтом в каморку на окраине, но воздух там свежий и слова свободны.

Ну скажите честно - уезжаю, потому что интересно пожить за границей или честно - потому что там дешево.
Или потому что я хочу основать стартап, и лучше это делать сразу в Эстонии / Ирландии (читай - я готов тратиться).
А не потому что здесь говно, а там рай.

3

12.10.21, 12:34

Отредактировано

Мария,
> видимо, он ожидает, что на новом месте этого не будет.

Это вы уже за человека сами решили, что он ожидает. У человека есть конкретные проблемы, человек хочет решить хотя бы часть их них.

> зачем упоминать плохое образование и медицину в РФ, если ты хочешь жить дешево и тепло в Турции?

Затем, что образование и медицина для человека проблема. Как и климат. Если у человека ограниченное количество ресурсов, то он решает те проблемы, которые может.

> Смысл комментируемой статьи в том, что эмиграция из России с хорошей должности - это переезд из просторной квартиры в центре с новым ремонтом в каморку на окраине, но воздух там свежий и слова свободны.

Это для вас оно так, и я уважаю ваше право жить там, где вам хочется. Для других людей комфортно жить в теплом, красивом месте рядом с морем, и если они из-за этого должны потратить денег больше - что ж, такова жизнь. Для них какая-нибудь Москва - та самая каморка, не удовлетворяющая их требованиям комфорта.

У меня складывается впечатление (возможно неверное), что вы считаете, что должно быть или все или ничего. Это тоже ваше право - терпеть, пока звезды не сойдутся на 100% как вам надо. Но это не значит, что все должны так жить.

15
Герой

12.10.21, 14:19

Отредактировано

Пароход, да не, медицина для человека не проблема, он ниже об этом пишет. как и свобода слова, уважение к правам человека, раз уж он выбрал Турцию ))

человек просто так ноет, что его в России ВСЕ достало, ну совсем не все же ) А на деле - плохой климат, в Турции дешевле, и еда вкусная.

У вас складывается впечатление, что я считаю, что должно быть или все или ничего - не совсем так,
я считаю, что не надо изображать из себя философа и рассказывать, как тяжело в России от диктатуры, если ты переехал в страну, которая занимается геноцидом.
все или ничего - да, не люблю, когда врут)

14

Мария, все же позиция мне ваша совершенно непонятна.

Свобода слова важна, но по поводу ее отсутствия страдать лучше на пляже, чем в хрущевке. Это как с деньгами - счастья они не приносят, но лучше плакать в Бентли, чем в трамвае)).

Нет тут никакого вранья, все логично выглядит. Выбираем лучшее из того, что есть, и работаем в сторону идеального варианта (Штаты, судя по написанному ниже).

4

Пароход, да нет, если важна свобода слова - можно поехать в страну, где она есть.

А чувак со словами "достала диктатура и коррупция, ограничение политических взглядов" едет в страну, которая открыто ведет войну с неверными.
Реально не видите противоречия?
Есть другие варианты даже временной релокации, но если выбрали Турцию, то уж свобода слова и в целом, политическая обстановка вокруг - вне сферы их интересов.

Ну и как ниже написали, США тоже не решает тех проблем, которые так живо перечислил Федор - медицина, образование - за большие деньги, а город для пешеходов - вообще не про штаты.

6

14.10.21, 09:34

Отредактировано

Мария, зерно правды в том, что вы говорите есть, конечно. Но и человека я могу понять - даже если идеальный вариант пока не доступен, то хотя бы по нескольким пунктам свое положение улучшить хочется.

Куда человек мог бы прямо сейчас отправиться во временную релокацию, чтобы не быть обвиненным во вранье? Чтобы и климат, и свобода слова, например. Хорватия, Грузия, Кипр?

2

Комментарий удален пользователем

Мария, вам везде плохо? Не знаю как во всей Европе, но в Германии, если тебе нужен врач и у вас серьёзная проблема, боль, рак и т.д. То вас почти сразу назначат на приём. Если это что-то общее, консультация, то да надо ждать, но в России абсолютно так же в поликлинике городской. Узи через 1м-1,5м, на флюорографию окно приема 3 часа а очередь из 30 человек, а врач терапевт будет вам твердить, что в растениях нет белка и я должна вот-вот умереть от моей диеты без мяса. В Германии врачи хоть знаю своё дело, а ситуация с ожиданием становится лучше. Ковид не смотря на то что все парализовал, ещё и мобилизовал в какой-то степени. А ещё там большие зп, социальные выплаты на каждого ребёнка по 200 евро аж до того момента как он устроится на работу, хорошая социальная помощь студентам из семей с доходом меньше 80 тысяч евро в год, бесплатное образование, где платить надо 300 евро грубо говоря только за безлимитный проездной, покрытие страны общественным транспортом и велодорожками. Где права человека что-то значат. И заботятся об окружающей среде. И это не единственная страна ЕС с подходящими для жизни условиями

7

Emilia, нет, мне не везде плохо. И человек, к которому я обращалась, выбрал не Германию )
К чему вы это написали?
В России можно заплатить 50-100 евро и получить мед. услуги сегодня, а не через меся-два, когда у тебя боль и рак.

То, что вы описываете, называется социальная защищенность, и это подтверждает посыл автора, что за границей хорошо тем, у кого нет денег в России. Это так, я согласна. Соц. помощь бедным - важно и хорошо. Если рассчитываешь на государственные пособия, то, конечно, лучше свалить.

Но человек, чей пост я комментировала, не жаловался на незащищенность или уровень дохода )
Вряд ли если уехав из СПб с хорошей зарплаты, он будет радоваться, что бесплатный проездной и матпомощь 200 евро на каждого ребенка.

5

Мария, так и в Германии если у тебя боль и рак тебя сразу записывают, а не через месяц...
социальную поддержку хочется испытывать всем. Знать, что если будет непредвиденная ситуация, типа пандемии твой бизнес не закроется, а когда ты выйдешь на пенсию тебя тоже не кинут. Работа с хорошей зп - это не навсегда. А радоваться можно и за других людей, что у них тоже есть возможность пользоваться всеми благами цивилизации и не обязательно для этого идти в IT, можно и учителем работать

4

O, в Германии очень много предприятий малого бизнеса закрылись из-за пандемии.

2

Комментарий удален пользователем

Fedor, удачи вам, конечно )

"не устраивает: жуткий уровень коррупции, диктатура, ограничение свободы слова и политических взглядов, глупейшие законы, касающиеся IT и не только; быдло и убийства на дорогах; высокие налоги, которые уходят не на развитие соц среды; игнорирование интересов пешеходов и велосипедистов, вся инфраструктура полностью заточена под авто; спальные гетто, транспортный коллапс, развал школьного образования и медицины, бесплатной по факту нет"
->едем в Турцию ))
ну да-ну да

17

Мария, в принципе, "едем в США" тут тоже вызывает ухмылку)

13

Маргарита, ага, уж в США "инфраструктура для пешеходов" идеальна, а какие налоги низкие, и говорить все что хочешь можно, а медицина и школьное образование там вообще какие развитые.

Смех, да и только. Говорю же вам, он тролль

0

Fedor, зубы тоже сами себе лечите?

9

Fedor, Со многим согласен. А у нас счас период когда мы из Англии переезжаем в Питер :))), попробуем пожить там, надоело нам в Англии за 13 лет. Многие думают что "ТАМ" одни плюсы, но это далеко не так.

36

Сообщество