Авто
41K

Как получить страховую выплату после ДТП

Если страховая отказала, но правда на вашей стороне

26

В июле 2018 года я попал в ДТП на личном автомобиле не по своей вине.

Урон был незначительный, поэтому мы со вторым участником оформили аварию без сотрудников ГИБДД — по европротоколу.

Когда я обратился в страховую компанию, случай признали нестраховым — возмещать стоимость ремонта автомобиля мне никто не собирался. Я решил отстаивать свою правоту в суде и выиграл. В итоге страховая выплатила мне 153 794,67 ₽ при стоимости ремонта 64 383,63 ₽.

Расскажу, как подать в суд на страховую компанию, если не согласны с ее решением, как оценить ущерб, составить исковое заявление и получить свои деньги от страховой.

Как должно быть по закону

После ДТП у участников происшествия есть два варианта: самостоятельно оформить аварию по европротоколу или вызвать сотрудников ГИБДД, чтобы те составили протокол.

Чтобы оформить аварию по европротоколу, водителям нужно заполнить единственный документ — извещение о ДТП. Его выдают страховые компании при покупке полиса ОСАГО. Извещение водители заполняют на месте и спокойно разъезжаются. При этом авария должна соответствовать требованиям европротокола:

  1. Участники ДТП — два автомобиля.
  2. Место аварии — Россия.
  3. Повреждения получили только машины, пострадавших и жертв нет.
  4. Будущий ремонт автомобиля пострадавшего водителя не превышает 400 тысяч рублей.
  5. У обоих водителей есть полисы ОСАГО.

Чтобы получить страховую выплату по европротоколу, пострадавший водитель должен обратиться в любое отделение страховой компании, где у него оформлен полис ОСАГО. Отделения обычно можно найти на сайте страховой. В страховую компанию нужно предоставить:

  1. Оригинал европротокола.
  2. Действующий полис ОСАГО.
  3. Документ, удостоверяющий личность.

Виновник ДТП, в свою очередь, должен уведомить об аварии свою страховую.

Если пострадавший водитель обращается в страховую компанию с правильно оформленным европротоколом, страховая должна рассчитать стоимость ущерба и дать направление на восстановительный ремонт.

Есть случаи, когда страховщик может не выдавать направление на ремонт и, соответственно, не выплачивать компенсацию:

  1. Если страховой случай наступил вследствие ядерного взрыва, радиации, народных волнений и т. п.
  2. Если страховой случай наступил из-за умысла водителя — водитель совершил ДТП, чтобы получить выплату.
  3. Если водитель представил в страховую компанию не все необходимые для выплаты документы и не может доказать, что страховой случай действительно наступил и какого размера должно быть возмещение.

Этот перечень — исчерпывающий. По другим основаниям отказать в выплате нельзя.

Будьте в курсе всего
Что поменяется в ОСАГО, штрафах и справках для прав — расскажем в рассылке для автолюбителей

Как было у меня

Я подал все документы — европротокол, полис ОСАГО и паспорт — в ближайший от моего дома офис страховой 19 июля 2018 года, на следующий день после ДТП.

Ущерб был незначительный: помяты крыло и бампер, разбита фара. Повреждения покрывались лимитом возмещения по европротоколу — на ремонт нужно было порядка 100 тысяч рублей.

Состояние моего автомобиля после ДТП
Состояние моего автомобиля после ДТП

В день подачи документов по ДТП представитель страховой осмотрел автомобиль и составил внутренний акт повреждений. 1 августа мне выдали направление на ремонт.

В день, когда я получал направление на ремонт, мне неожиданно позвонил начальник отдела урегулирования убытков страховой компании. Он сообщил, что им нужно больше времени для рассмотрения моего случая. Тогда я позвонил в автосервис, который был указан в направлении на ремонт. Там мне сообщили, что автомобиль на ремонт не примут до официального одобрения страховой компании.

В итоге я получил письмо от страховой компании о признании случая нестраховым: направления на ремонт как будто бы не было. Страховая ссылалась на то, что второй водитель не признал себя виновным в ДТП, — это было неправдой.

Я был не согласен с решением страховой. Чтобы доказать свою правоту, я сначала написал претензию, а потом обратился в суд. Вот что нужно делать, если окажетесь в такой же ситуации.

Страховая компания сначала выдала мне направление на ремонт, а потом сделала вид, будто ничего не было
Страховая компания сначала выдала мне направление на ремонт, а потом сделала вид, будто ничего не было
Шаг 1

Получить официальный отказ в выплате

В первую очередь надо дождаться официального письма от страховой, в котором она обязана объяснить причины отказа в выплате по ОСАГО. Мне об отказе сначала по телефону сообщил специалист страховой компании, который принимал документы. Официальное письмо от страховой пришло по почте 15 сентября 2018 года.

В выплате страховой суммы и ремонте автомобиля мне отказали из-за того, что второй участник ДТП якобы не признал себя виновным в аварии. Но у меня на руках осталась копия европротокола. В нем были точно определены пострадавшая сторона — я, и виновная сторона — второй участник. Это подтверждали наши подписи в протоколе.

Ситуация получилась абсурдная, и я решил отстаивать свою правоту дальше.

Письмо от страховой с причинами отказа в выплате по ОСАГО: второй участник ДТП якобы не признал себя виновным в аварии
Письмо от страховой с причинами отказа в выплате по ОСАГО: второй участник ДТП якобы не признал себя виновным в аварии
Европротокол, который мы составили после ДТП. Второй участник написал «с виной согласен» и поставил свою подпись
Европротокол, который мы составили после ДТП. Второй участник написал «с виной согласен» и поставил свою подпись
Шаг 2

Оценить ущерб

Чтобы предъявить требования страховой компании, нужна точная сумма понесенного ущерба. Для ее расчета необходимо обратиться в специализированную организацию и получить официальный отчет, где указывается стоимость ремонта автомобиля. Важно, чтобы у организации имелись все необходимые лицензии на проведение экспертизы.

На оценку приглашаются все заинтересованные участники ДТП. В моем случае это страховая компания и второй участник ДТП. В итоге приехал только второй участник, а страховая компания проигнорировала приглашение.

После проведения оценки, 4 сентября, я получил на руки экспертное заключение, заверенное печатями организации. Согласно ему на ремонт мне нужно было потратить 64 383,63 ₽.

64 383 ₽
нужно было потратить на ремонт, согласно отчету об оценке ущерба

Услуги оценщиков оплачиваются отдельно, стоимость зависит от количества поврежденных элементов. В моем случае стоимость оценки составила 7000 ₽.

Титульный лист экспертного заключения о стоимости восстановительного ремонта моего автомобиля
Титульный лист экспертного заключения о стоимости восстановительного ремонта моего автомобиля
Шаг 3

Направить страховой претензию

Когда я получил экспертное заключение, подготовил в адрес страховой компании досудебную претензию. По закону об ОСАГО претензия обязательна: без нее суд вернет иск или оставит его без рассмотрения.

С 1 июня 2019 года споры по ОСАГО до подачи иска в суд должны рассматриваться еще и финансовым уполномоченным. На сайте финансового уполномоченного есть форма для подачи обращения. Но в любом случае сначала нужно писать претензию в страховую, а затем уже идти к финансовому уполномоченному.

В претензии необходимо указать обстоятельства аварии и почему вы правы. А также потребовать от страховой компании компенсировать стоимость ремонта автомобиля по экспертному заключению и прочие затраты: стоимость услуг по оценке, почтовые расходы. В досудебной претензии нужно указать банковские реквизиты, по которым страховая сможет перечислить деньги, если согласится с претензией.

В своей претензии я указал, что все документы, которые направлял в страховую, были оформлены правильно. В европротоколе были указаны пострадавшая и виновная стороны, поэтому страховая должна была признать случай страховым по закону и выплатить деньги на ремонт автомобиля — 64 383,63 ₽, а также оплатить услуги независимой экспертизы — 7000 ₽.

Я отправил досудебную претензию 7 сентября заказным письмом с извещением о вручении в центральный офис страховой компании, который находится в Москве. Претензию можно подать и лично, обратившись в любой офис страховой компании, — принципиальной разницы нет, поэтому выбирайте удобный для себя способ.

После претензии страховая компания может сразу выплатить требуемую сумму, чтобы не доводить дело до суда. На это по закону у нее есть 10 дней после получения претензии. Мне страховая 26 сентября ответила, что не меняет своего решения и выплачивать ничего не будет. Тогда я решил обратиться в суд.

Досудебная претензия, которую я направил в страховую. Я требовал выплатить мне деньги на ремонт автомобиля и оплатить услуги оценщиков
Досудебная претензия, которую я направил в страховую. Я требовал выплатить мне деньги на ремонт автомобиля и оплатить услуги оценщиков
Ответ на досудебную претензию от страховой компании. Его мне прислали по почте
Ответ на досудебную претензию от страховой компании. Его мне прислали по почте
Шаг 4

Подать иск в суд

Исковое заявление. Чтобы подготовить исковое заявление, можно нанять юриста. Он же поможет вести дело в суде. Я решил все делать сам, потому что понимал, что прав в основных моментах дела. Все-таки я больше заинтересован в выигрыше, чем юрист, — в моем случае это было важнее, чем знание тонкостей закона.

В иске я описал все обстоятельства ДТП и неправомерные действия страховой. Предоставил в суд все документы и показал, что они оформлены правильно, а страховая компания этого не учла. Я просил суд взыскать со страховой:

  1. Стоимость восстановительного ремонта — 64 382,63 ₽ согласно экспертному заключению.
  2. Стоимость экспертизы — 7000 ₽. Чтобы подтвердить эту сумму, я приложил к иску чек на оплату услуг по оценке.
  3. Неустойку за нарушение сроков направления на ремонт — 50 219,23 ₽. По закону об ОСАГО страховая должна выдать направление на ремонт в течение 20 дней со дня, когда примет заявление о страховом случае и документы по ДТП. За каждый день просрочки со страховой компании взыскивается неустойка в размере 1% от стоимости восстановительного ремонта. В моем случае страховая в официальном отказе в выплате по ОСАГО написала, что случай признала нестраховым — направления на ремонт она как будто не выдавала.
  4. Штраф. По закону, если ответчик отказался удовлетворить требования потребителя добровольно, суд взыскивает с него штраф — 50% от суммы, которую присуждает истцу.

Этот штраф рассчитывает судья после того, как решит, сколько необходимо взыскать с ответчика. Истец его считать не обязан — можно просто указать в иске требование взыскать такой штраф. Но я все равно подсчитал сумму штрафа и попросил взыскать со страховой 60 801,43 ₽. Я не знал, что штраф, который взыскивается со страховой, считается иначе, — суд указал это в решении и в итоге снизил сумму штрафа.

Общая сумма моих требований составила 182 404,29 ₽. Я подал исковое заявление в Кинельский районный суд лично в канцелярию суда 2 ноября 2018 года. Как потребитель, я выбрал суд по адресу регистрации. Если бы итоговая сумма в заявлении была равна или меньше 100 000 ₽, следовало обращаться в мировой суд.

В иске я также мог просить взыскать со страховой почтовые расходы, но чеки с почты не сохранил, поэтому не стал требовать возместить эти затраты. Если бы я обратился к юристу, то расходы на него тоже включил бы в требования.

К иску я приложил все имеющиеся документы, относящиеся к ДТП: копию европротокола, досудебную претензию, отказ страховой в выплате по ОСАГО, ответ страховой на досудебную претензию.

Так как дело касалось защиты прав потребителей, госпошлину я не уплачивал.

Мое исковое заявление к страховой. Всего я просил взыскать 182 404,29 ₽
Мое исковое заявление к страховой. Всего я просил взыскать 182 404,29 ₽
Мое исковое заявление к страховой. Всего я просил взыскать 182 404,29 ₽
Мое исковое заявление к страховой. Всего я просил взыскать 182 404,29 ₽
Мое исковое заявление к страховой. Всего я просил взыскать 182 404,29 ₽
Мое исковое заявление к страховой. Всего я просил взыскать 182 404,29 ₽
Шаг 5

Присутствовать на рассмотрении дела

Через месяц после подачи искового заявления суд назначил предварительное заседание на 16 ноября — об этом я узнал из судебной повестки, которую получил по почте. На предварительном заседании присутствовал только я. Судья расспросил меня обо всех обстоятельствах дела и назначил дату основного заседания — 10 декабря.

На основном заседании снова присутствовал только я. Страховая компания никаких контраргументов не приводила. В отзыве на иск написала, что не признает случай страховым, так как извещение о ДТП оформлено ненадлежащим образом — не стояли подписи участников аварии. Но наши подписи были на месте. Суд исследовал представленные мною доказательства: извещение о ДТП, мои обращения в страховую и ответы на них.

Решение суда. Суд вынес решение в мою пользу, но почти вполовину снизил сумму штрафа за нарушение прав потребителей, ссылаясь на п. 82 постановления Пленума Верховного суда РФ № 58.

Оказалось, что по закону об ОСАГО размер штрафа — это 50% от разницы между суммой страхового возмещения и размером выплаты, которую страховщик выплатил добровольно до возбуждения дела в суде. В моем случае сумма страхового возмещения составила 64 383,63 ₽ — это стоимость восстановительного ремонта согласно оценке. Добровольно страховая ничего не выплачивала.

В итоге мне присудили 153 794,67 ₽:

  • страховое возмещение — 64 383,63 ₽;
  • неустойка за просрочку выплаты страхового возмещения — 50 219,23 ₽;
  • штраф за нарушение прав потребителей — 32 191,81 ₽;
  • возмещение расходов на оплату услуг по оценке — 7000 ₽.
Резолютивная часть решения суда первой инстанции и обоснование, почему суд снизил сумму штрафа
Резолютивная часть решения суда первой инстанции и обоснование, почему суд снизил сумму штрафа
Шаг 6

Отстоять позицию в апелляции

Решение суда вступает в силу через месяц после составления в окончательной форме. В течение этого срока любая из сторон может подать апелляционную жалобу. Так и произошло: страховая компания на 30 день после решения суда первой инстанции подала апелляцию.

Апелляционную жалобу рассматривал Самарский областной суд. По почте также пришла повестка, заседание было назначено на 8 апреля 2019 года. В областном суде мое дело рассматривала судебная коллегия из трех судей.

В заседании со стороны страховой компании присутствовал нанятый юрист, но он не смог привести весомые доводы, чтобы коллегия отменила решение суда первой инстанции. Юрист страховой компании говорил о необъективном рассмотрении судьей первой инстанции обстоятельств дела и рассмотрении материалов дела в неверном ключе — не знаю, что он имел в виду. В итоге решение осталось в силе: страховая должна была выплатить мне 153 794,67 ₽.

Шаг 7

Получить деньги

Чтобы получить деньги по решению, необходим исполнительный лист. Его нужно забирать в суде первой инстанции. Я позвонил в суд, и мне назвали примерную дату изготовления исполнительного листа. В итоге получил его спустя полтора месяца после заседания областного суда — 13 мая 2019 года.

Исполнительный лист, который я ждал месяц
Исполнительный лист, который я ждал месяц

Есть три варианта взыскать деньги по исполнительному листу. Для этого можно передать его:

  1. судебным приставам — скорость выплаты зависит от расторопности приставов;
  2. страховой компании — выплата может затянуться на неопределенный срок;
  3. банку, в котором у страховой компании открыт расчетный счет. Банк обязан выплатить денежные средства в течение трех рабочих дней.

Я решил передать исполнительный лист в банк — это самый быстрый способ. Информацию о банке, в котором у страховой компании есть расчетный счет, можно найти на ее сайте — я так и сделал.

Заявление на выплату написал в ближайшем офисе банка 13 мая 2019 года. К нему приложил исполнительный лист и банковские реквизиты, по которым хотел получить выплату. Через три рабочих дня после подачи заявления банк перечислил 153 794,67 ₽ на мой банковский счет.

153 794 ₽
мне перечислил банк с расчетного счета страховой компании
В итоге страховая выплатила мне 153 794,67 ₽ при стоимости ремонта 64 383,63 ₽
В итоге страховая выплатила мне 153 794,67 ₽ при стоимости ремонта 64 383,63 ₽

Итоги моего спора со страховой

Весь процесс от ДТП до получения денег занял у меня 10 месяцев: в аварию я попал в июле 2018, а деньги пришли в мае 2019 года. На судебные разбирательства ушло 6,5 месяца: я подал иск к страховой 2 ноября 2018 года, в декабре суд вынес решение, а в апреле 2019 года апелляционный суд оставил его в силе. Исполнительный лист я получил 13 мая 2019 года.

Я просил взыскать со страховой компании 182 404,29 ₽, потому что немного ошибся в расчетах. В итоге мне присудили 153 794,67 ₽, хотя на ремонт по оценке экспертов нужно было 64 383,63 ₽. На юристов я не тратился и госпошлину, как потребитель, не платил.

Запомнить

  1. Если страховая отказала в выплате по ОСАГО, сначала дождитесь официального письма с объяснением причин отказа.
  2. Чтобы обосновать сумму ущерба, необходимо получить независимое экспертное заключение об оценке стоимости восстановительного ремонта.
  3. Писать досудебную претензию страховой компании или обращаться к финансовому управляющему обязательно — иначе суд не примет иск.
  4. В иске нужно описать обстоятельства ДТП и неправомерные действия страховой. Помимо стоимости ремонта, можно просить взыскать со страховой неустойку за просрочку выплаты страхового возмещения и штраф за нарушение прав потребителей.
  5. Иск подается в суд по выбору водителя. Госпошлину платить не нужно.
  6. Проще всего получить деньги по исполнительному листу в банке, в котором у страховой компании открыт расчетный счет.
А вам отказывала страховая? Как вы поступали?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Интересно при разговоре со страховой, что отвечали люди на прямой вопрос:
Истец: "Вы пишете что вторая сторона не признала свою вину, но вот галка и подпись"
СОГАЗ "Мы не видим ни галки, ни подписи"
Истец: "Но вот подпись и галка"
СОГАЗ: "Мы не видим ни галки, ни подписи"

Получается такой был диалог? Или не было диалога?

21
0

Настоящие герои не носят плащи! Автор, или носите? 😀
Я за правовое государство, а не "как всегда". Ещё бы за потраченное время была возможность требовать возмещения...

9

Niki, так за потраченное время автор получил приличные по сумме неустойку и штрафную компенсацию.

1
0
Герой Т—Ж

+2

25.06.20, 08:18

Лет десят назад был "черный" период когда в меня регулярно врезались, дважды страховая занижала ущерб в несколько раз т.к. авто был старый и цены на запчасти они брали рандомные без учёта их рыночной стоимости, оба раза: независимая оценка, досудебнаая претензия, доверенность на ведение дела юристу - спустя несколько месяцев - выплата + неустойка. Год назад попал в небольшое ДТП (притерли на светофоре крыло и бампер, я пострадавший) авто новый, без вопросов направили на ремонт к официалам, итоговая сумма ремонта 8300р. Но все равно это геморрой: пол дня потратил на то чтоб в другой конец города добраться до офиса урегулирования убытков, запись туда была только через месяц после обращения, две недели ждал письма с направлением, ещё две дожидался очереди, на 3 дня отдал авто в ремонт и пришлось ездить на такси/каршеринге. Вот так стоишь на светофоре, в тебя врезаются - и 2 месяца ездишь на мятом авто даже если нет никаких проблем со страховой.

5
0

Описанный порядок уже не совсем актуален, тк с 1 июня 2018 года до обращения в суд необходимо сначала обратиться в службу финансового уполномоченного по правам потребителей. Без его решения суд вернёт иск или оставит без рассмотрения, если уже принял

5

Galina, с 1 июня 2019 года, ошиблась

2
0

Поздравляю с самостоятельной победой! Здорово, что люди готовы идти до конца!

3
0

К сожалению сейчас, из-за введения института финансового уполномоченного, так же быстро взыскать со страховой компании денежные средства не получится. Нужно прибавить еще дополнительно 35 рабочих дней (15 дней на рассмотрение обращения финомбудсменом, 10 дней на проведение экспертизы по его поручению и 10 дней на вступление решения в силу) и только после этого можно зайти с иском в суд. Сроки указал примерные и каждый случай конечно индивидуален, но в большинстве случаев финомбудсмен работает именно по такому сценарию.

2
0

СОГАЗ обходим стороной.

2
0

Казалось бы, причем тут роддом?

1
0

СОГАЗ - та ещё помойка, они страхуют автомобили Газпромнефти, вот один из их водителей въехал в меня. Выплатили копейки. Тогда я ещё был студентом и не стал подавать в суд на страховую, как показал дальнейший опыт общения со страховыми - зря.
Дважды подавал в суд на страховые компании, первый раз у виновника была страховая Россия, у неё тупо не было денег для оплаты. С помощью юриста подал на них в суд, сумму возмещения увеличили, исполнительный лист юрист передал в банк, где у страховой счёт. Как только деньги пришли им на счёт, банк сразу же зачислил их на мой счёт.
Второй раз судился с Росгосстрахом, так как они всегда занижают выплаты. Так же успешно.
Сейчас это уже, наверное, не актуально, так как выдают направление на ремонт.

1
0

В прошлом году попала в ДТП — остановилась на красный, а вот фура хотела проскочить и снесла задницу моему Поло. Страховая выплатила жалкие 29 тысяч по КАСКО и была такова. Писала письмо-претензию, выплатили ещё 90 тысяч, но в этом году страховать уже отказались. Ещё по УТС получила 14 — машина в 2019 году купили новую.

0

Мария, сами в суд подавали или через юриста?

0

Evgeny, мы не подавали в суд, писали претензию только. Составлял знакомый юрист)

0

Валентина, а вы сотрудник СОГАЗ?

0
0

Я так и не понял - а на что ссылался виновник аварии, господин Танченко? Что это ещё за формулировка "я думал, что претензий нет"?

0
0

Самарская область, родина сутяжничества :)

0
0

А мне страховая отказала с формулировкой, что в полисе виновника указан другой собственник ТС.
По базе РСА полис действующий, оформлен именно на эту машину. По данным ГИБДД собственник не менялся уже много лет.

0
0

Здравствуй Николай!! Хотел узнать, каков порядок в компенсационной выплате по Осаго?? У компании виновника отозвали лицензию!!

0
0

СК приняла документы, заявление Требование как предоставляется в РСА, сделала оценку внутренним Экспертом, но в итоге отказалась выплачивать, так как по срокам давности, согласно статьи

0
0

ст.18 п.6 ФЗ 40

0
0

В мой забор вьехала машина,застрахованная в страховой компании "Чулпан",ущерб возместили 50% что делать?Руководитель Кукморского представительства АО страховой компании "Чулпан"Казанского филиала отказывает в каких либо обьяснениях.

0
0

Да, всё долго,но,в результате,правда восторжествовала,вот,все бы так делали,тогда,был бы урок последующим страховщикам

0
0

Здравствуйте.помогите или подскажите пожалуйста.страховая компания "Согласие"
Подняли БН 2.25.на год теперь 32-37 тысячи стоит теперь.что делать.

0
0

Они говорят что пишите жалобу.на страховую компанию "Согласие"

0
0

У меня авария была в 2022, не моя вина.... Страховая , то же СОГАЗ, направила меня в автосервис..... Машину мне там ремонтировали, ремонтировали, что сломали крышу..... Через 8 месяцев , только через прокуратуру , я смогла забрать свой автомобиль.... Суды идут и нет им конца и края..... СОГАЗ ..... Та еще страховая компания...

0

Сообщество