Этим летом, когда большинство границ по-прежнему закрыты, а сидеть дома уже невыносимо, и дети, и взрослые задаются вопросом, как провести свободное время. По этому поводу мы решили поностальгировать о поездках в летние лагеря и попросили читателей поделиться своими детскими воспоминаниями. Публикуем пять историй, которые доказывают: в лагере можно провести время с пользой.

Это истории читателей из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила текст по стандартам журнала.

История 1
Коммуникабельность и первый опыт продаж

Девка за рулем
ищет поклонников группы «Саранча»

Обычно я говорю, что у меня все детство прошло в лагерях. Я ездила раз десять, но больше всего запомнились «Орленок» и четыре смены в лагере «Шахтинский текстильщик».

В первый раз меня отправили родители: я совсем не помню, как это было, только медляки под Ирину Дубцову. Следующие поездки были моим собственным решением, и я не понимала ребят, которые в лагере постоянно рыдали и просились домой.

Лагерь дал мне первый опыт публичных выступлений в роли ведущей, актрисы, певицы и танцора. Еще в жизни пригодилось умение находить общий язык с незнакомыми людьми. Мне страшно нравились командные игры: переворачивание одеяла под табуном детей в полной тишине или когда нужно было перебраться с одного конца бревна на другой по цепочке товарищей.

Еще мне очень запомнилась одна активность, которую придумали вожатые, студенты Ставропольского университета, видимо, с кафедры маркетинга. На одном из отрядных занятий они предложили разбиться на группы и придумать рекламу для странных вещей. Моей группе достались грязные носки. Буквально за пару минут мы накидали множество «конкурентных преимуществ» нашего товара. Вот это, пожалуй, лучше всего помогло мне в будущей карьере. Теперь я могу «продать» любую идею. Так в итоге и стала маркетологом.

Другое важное для меня воспоминание — песни малоизвестной ставропольской регги-группы «Саранча». Мы танцевали под них медленные танцы, собирались в круг отрядом, ходили под их треки в столовую и на дневные мероприятия. Эта группа много для меня значит, и по знанию ее песен я отличаю «своих» людей. Обычно никто дальше южных регионов про группу не слышал. Если вы знаете «Саранчу», отметьтесь в комментариях, посмотрим, сколько нас тут.

История 2
Основы английского и умение спорить

Polina Volkova
благодаря лагерю умеет играть в карты

В средней школе каждое лето ездила в подмосковный лагерь English club на две смены, каждая по 14 дней. Мы практически каждый день занимались английским в игровой форме, например разбирали и учили тексты песен «Битлз».

Я ездила добровольно, мне нравилось разнообразие активностей и мероприятий, возможность знакомиться с новыми людьми, развиваться. Ты учишься отвечать за себя, выстраивать отношения в коллективе и с вожатыми. В комнате жили четыре девочки-подростка, и, естественно, регулярно вставал вопрос, кто первый пойдет в душ и успеет прихорошиться перед вечерним мероприятием. Очередность похода в душ определяли игрой в карты. Так я научилась жульничать и стала местным шулером.

Очень запомнились командные игры. Были стратегии, войнушки, квесты. Сильнее всего я любила психологические игры. В одной из них у участников были выдуманные истории — по сюжету они совершили какое-то тяжелое преступление. Отряд слушал героев и коллективно решал, кому дать второй шанс. Так в 12 лет мы учились формулировать и отстаивать свое мнение, подбирать аргументы и рассматривать все за и против.

Своего ребенка я бы с радостью отправила в лагерь. Сейчас существуют такие, где учатся новому: программированию или актерскому делу.

История 3
Самостоятельность и навыки выживания

Валерия Ферцер
до сих пор ходит с лагерными друзьями в походы

Первый раз поехала в лагерь по рекомендации знакомых моих родителей. Место под Тулой, где все было по советскому образцу: утренние построения, дежурства, обязательные кружки, концерты собственного сочинения, казаки-разбойники, маршевая подготовка с военными песнями. У нас была интересная система баллов: за хорошие дела отряду добавляли очки, за нарушения снимали. Помню, как мы окапывали футбольное поле, собирали мусор на берегу, укладывали младших спать, шили. Сейчас кажется, что это какой-то странный отдых, но опыт однозначно интересный.

Потом несколько лет ездила в походный лагерь от компании «Робинзонада» — это, наверное, самый замечательный опыт. Мы жили в палатках в лесу, на берегу валдайских озер, ели в походной кухне. Каждый день был распланирован: нас учили вязать узлы, лазить по скалодрому и веревочным системам, разводить огонь в разных условиях, ставить палатки, стрелять, ориентироваться, сплавляться на байдарках и лодках, оказывать первую помощь.

После подготовки каждый сдавал зачет по пройденному и отправлялся в «Робинзонаду»: на лодке детей отвозили на двое суток в удаленную точку на островах. Запас вещей и еды очень ограничен: кан, походный набор посуды, кусок бечевки, полиэтилен и пенка, спички, крупы и чай. Самое сложное, что мы проходили, — сухопутный вариант «Робинзонады», когда с рюкзаками нужно идти в глубину острова и болот, где нельзя набрать много воды, а кипятить ее приходится в пластиковых бутылках.

Были походы на байдарках: каждая команда брала собственный бивачный комплект, ставила палатки, готовила еду. И, конечно, все сопровождалось песнями у костра, играми, рассказами и множеством невероятных приключений.

Сейчас в лагере провели электричество и вайфай, а раньше зарядить телефон можно было раз в неделю в вагончике, если успеть. Еще открылось кафе, появились душ и стиральные машины. Понятно, что это привлекает больше посетителей, но атмосферу испортило. Скучаю по временам, когда свет был в фонариках, а связь ловила, только если встать на определенный пень и поднять руку с телефоном.

Как правило, те, кто увлекся походами в первый раз, приезжают в лагерь еще много лет, а потом становятся инструкторами или начинают ходить в самостоятельные пешие походы. Лагерь отлично учит дисциплине и выживанию даже самого домашнего ребенка. При этом более душевного и приятного сообщества я еще не встречала. Мы до сих пор ходим в походы с теми, с кем познакомились в «Робинзонаде».

История 4
Бальные танцы и видеопродакшен

Margaret
побывала в лагере и ребенком, и вожатым

Благодаря маме и везению я несколько раз ездила в детские лагеря за границу и на Черное море, в том числе в болгарский лагерь «Камчия» и в лагерь для одаренных детей «Алые паруса» в Скадовске. Я всегда была рада возможности куда-то поехать.

Я была как в обычных, так и в лагерях с образовательным уклоном, где каждый день были занятия на выбор: психология, танцы, математика, литература. В летних школах обычно неординарные дисциплины, и по большей части все преподносится под игровым соусом. Это помогает попробовать новое, посмотреть, что понравится, а что нет.

В лагере я научилась организовывать людей и продюсировать мероприятия, заниматься продакшеном видео, танцевать почти все европейские виды бальных танцев, играть в футбол и участвовать в дебатах. Сейчас я работаю в рекламе и занимаюсь в том числе организацией промомероприятий.

Каждый день что-то происходило, и это очень похоже на мою нынешнюю проектную работу, только в очень ускоренном темпе. Сегодня вы снимаете фильм в жанре «боевик», завтра готовитесь к танцевальному баттлу, а послезавтра проводите день памяти героев Великой Отечественной войны.

Мне всегда очень везло, и я жила с какими-то невероятными людьми, которые просто источали креатив и безумные гениальные идеи. Это повлияло на меня и запало в душу. До сих пор помню наши самодельные клипы и побег из лагеря, чтобы выпить пива на пляже. Каким же невкусным было тогда пиво, но какими крутыми мы были в тот момент!

Я не советую отправлять в лагерь детей-интровертов. Это не их стихия, им там будет грустно и некомфортно. Но для детей, которые любят знакомиться, общаться, это отличная возможность раскрыться, обзавестись друзьями и узнать много нового.

При выборе лагеря я бы внимательно ознакомилась с организатором смены: лучше брать проверенного, например «Мосгортур». У них своя школа вожатых — я в ней тоже училась и дважды ездила на смены в качестве вожатой. В таких лагерях качественно прорабатывается программа, есть бюджет на закупку необходимого инвентаря, а вожатые начинают подготовку к смене за месяц-два до начала.

История 5
Семафорная азбука и оказание первой помощи

Никита Буханченко
все еще помнит, как вязать морские узлы

Когда мне было 12, родители отправили меня в загородный лагерь недалеко от дома. Условия были ужасными, поэтому через неделю «отдыха» я со слезами просился домой.

После этого опыта мне долго не хотелось никуда ездить, но через четыре года классная руководительница предложила поехать в «Артек». Я хотел отказаться, но бабушка остановила меня железным аргументом «там же море». На море я к своим 16 не был ни разу, но с большой неохотой и ожиданием грядущего разочарования согласился на путешествие. В итоге мне понравилось настолько, что через год я приехал снова.

В лагере есть как обычные отряды, так и специализированные. Среди специализированных особенно выделялись три: медиа, туристический и морской. В первый раз я попал в туротряд, а во второй — в морской. В этих отрядах на протяжении всей смены готовят к итоговому командному соревнованию.

В туристическом отряде я участвовал в «вязании кокона» — это имитация экстренной помощи и эвакуации человека, получившего серьезную травму в горах. На этом этапе соревнования нужно максимально быстро соорудить из туристического коврика, веревок и карабинов конструкцию, которая будет удерживать человека внутри. Поэтому теперь, если я буду идти по улице и внезапно для себя окажусь в горах, а рядом будет человек с переломанной спиной, смогу ему помочь.

В моротряде я научился правильно тянуть канат и работать веслами в шлюпке. Никогда не забуду вкус соленой воды во рту во время выхода в море и стертые до мозолей руки, продолжающие по инерции вязать узел-восьмерку.

А еще нас учили семафорить — общаться с помощью семафорной азбуки. Это специальный способ коммуникации между кораблями, когда два человека на разных судах движениями рук передают друг другу сообщения. Семафор уже устарел, но в свое время был довольно эффективен. Перекричать море бывает сложно, а матрос с хорошим зрением на корабле точно найдется.

У нас были и вечерние дискотеки, и экскурсии по Южному берегу Крыма. Мы побывали в Ливадийском и Воронцовском дворцах, погуляли по Севастополю и сходили в поход в горы с ночевкой. Наш привал у озера под роскошным звездным небом и жаренные на костре сосиски оказались незабываемыми, даже несмотря на то, что утром я проснулся с больной спиной. Спать в палатке на туристическом коврике для меня оказалось тяжелым испытанием.

Я не могу сказать, что есть конкретное событие, которое можно назвать любимой лагерной историей. Мне больше всего запомнилось знакомство с одним парнем на первой смене в «Артеке». Он оказался одним из самых харизматичных и интересных людей, с которыми мне доводилось общаться, даже несмотря на юный возраст: нам обоим было по 16. На тот момент он успел побывать в «Артеке» уже дважды, и в третий раз приехал, чтобы забрать кубок победителей в туристическом соревновании. Он наряду с вожатыми учил меня «вязать кокон» и одним своим желанием победить мотивировал готовиться дольше и усерднее. Вероятно, у него была какая-то магическая аура, потому что все хотели с ним общаться, а когда он начинал говорить на вечерней свечке, все замолкали.

Именно этот человек повлиял на мое желание заниматься тем, что я делаю сейчас. До «Артека» я занимался физикой и химией, но после знакомства понял, что хочу научиться так же общаться с людьми. Я увлекся социальными науками и теперь работаю экономистом.