«Половина успеха — это не опускать руки»: еще 11 советов по переходу в ИТ и поиску работы
Продолжаем разбираться, как освоить новую специальность и выбрать направление развития в ИТ, если всю жизнь занимался чем-то совсем другим.
Во втором выпуске вопросов и ответов менеджера по трудоустройству в «Яндекс-практикуме» Вероники Ильиной — советы для тех, кто хочет разрабатывать игры, работать в региональной компании, стать дата-сайентистом и никогда не возвращаться в офис с удаленки.
Берут ли на работу сразу после курсов?
Мне интересно тестирование. Стоит ли покупать сразу платные курсы и если да, то какие помогут получить реальные знания? А когда окончу курсы, но у меня еще не будет опыта, возьмут ли меня на работу? Скажите, какой процент студентов получает свою первую работу в ИТ после обучения?
Про выбор курса скажу просто: попробуйте разные. У всех своя подача материала, механики, разный срок обучения в разном режиме. Где-то видеозаписи, где-то вебинары, где-то обучающие платформы, где-то комбинации. Все люди по-разному усваивают информацию, так что попробуйте бесплатные курсы разных провайдеров, почитайте отзывы о сложности обучения и решайте сами.
Возьмут ли без опыта? Покуда есть вакансии джунов и стажеров, на них ищут людей без опыта, а значит, брать готовы, логика простая. Уже сотни выпускников нашего курса переучились с самых разных профессий на тестировщиков. А до появления на рынке курсов люди устраивались в тестирование после прочтения книги Савина. Так что без опыта брали, берут и будут брать. Другой вопрос, что поиски работы без опыта — всегда долгие и тяжелые, конкуренция высокая в любом случае.
Процентное соотношение трудоустройств после обучения, увы, метрика плохо работающая, и я не могу говорить за все виды обучения. На курсы для тестировщиков идут разработчики, чтобы разобраться в тестировании. Но также идут менеджеры, чтобы понять, что происходит. Там же учатся люди, уже работающие в тестировании, но какого-то аспекта им не хватает для будущих карьерных планов. То есть часть выпускников в принципе не стремится сменить работу или профессию, и считать от общего числа выпускников — так себе план.
В целом те, кто хорошо учится новой профессии, старается, изучает разные источники, не стесняется погуглить непонятные термины в статье по теме и задает вопросы наставнику или просто сочувствующим в каком-то чате, преуспевают. Это первая половина успеха. Вторая половина, кроме обучения, — не опускать руки при поисках, подходить к ним с тем же прилежанием, что и к учебе. Как уже отметили, при разных вводных и критериях поиска они занимают разное время. Знаю ребят, которые после самого разного обучения, не останавливая развитие и изучая что-то еще в это время, искали и год. И находили. Конечно, так долго искать ту самую работу мечты — нужно быть немножко стальным, и не все доходят до конца этого пути, кто-то просто бросает через месяц. А месяц в этом деле — часто даже не срок.
Может ли гуманитарий перейти в ИТ?
Насколько важно иметь математический склад ума, чтобы начать работу в ИТ?
Если такой склад ума с системным мышлением и способностью оперировать абстракциями уже есть и хорошо развит, кажется, будет легче. Но мотивация учиться и преодолевать какую-то недостающую «математичность» тоже неплохо работает. Людей, сменивших профессию на айтишную, уже очень много, не могут они все быть математиками от рождения.
Можно ли стать тестировщиком без знания английского языка?
Насколько важно знать английский для работы тестировщика? Каковы шансы найти работу без знания языка?
Шансы очень даже высокие. Есть много продуктов и проектов с русскоязычными командами для русскоязычного рынка: зачем английский там, где и проект, и вся документация на русском? Максимум, что потребуется, — умение пользоваться онлайн-переводчиком. Даже если в работе понадобится уровень выше, там и подтянете. Стартовать 100% можно и без английского.
Какой язык программирования выбрать, если хочешь разрабатывать приложения?
Интересует разработка приложений, но какой язык выбрать?
Все зависит от платформы. Есть веб, мобильная разработка, десктоп. Есть разные операционные системы. Есть фронтенд приложений — часть, которую видит пользователь, и есть бэкенд. Если тут определенности нет, рекомендую полюбопытствовать, почитать об этом в первую очередь. Вот чем реально занимается фронтендер? А разработчик на Андроиде? Кажется, если копнуть, выбор на старте сильно сузится. Кому-то хочется делать красоту снаружи приложения, а кому-то — строить алгоритмы, по которым оно внутри работает.
Чем отличается трудоустройство в ИТ в регионах от Москвы и Санкт-Петербурга?
Чем отличаются векторы трудоустройства у студентов из Москвы и Питера от студентов из остальной России? Студенты выпускаются с прицелом на переезд, на удаленку или устраивают голодные игры за две-три вакансии? Или в регионах все неплохо с этой точки зрения и рабочие места есть? Насколько быстро такие студенты трудоустраиваются?
Сейчас довольно много вакансий на удаленке, так что вопрос релокации не стоит так остро. Студенты и выпускники трудоустраиваются по-разному: кто-то в своем городе на офисную работу при тех самых двух-трех вакансиях на город, кто-то — удаленно на Москву из регионов, кто-то — в Москве удаленно на региональную уже компанию.
В целом, конечно, в регионах вакансий существенно меньше, чем в столицах. Но сейчас вопрос нехватки вакансий на месте изящно решается дистанционной работой. Как раз недавний кейс трудоустройства выпускника: перебрал буквально все местные компании — был хорош на интервью, но по зарплате не договорились, были высокие ожидания. В итоге устроился работать на Москву.
Будут ли программисты продолжать работать на удаленке?
По поводу удаленки — насколько этот тренд сохранится после пандемии? С точки зрения работодателей может быть два варианта: одни увидели плюсы в удаленке, другие пулей вылетят в офис, как только все это закончится.
Формально удаленка уже даже заканчивалась, карантин снимали, народ частично в офисах сидит. Штука в том, что принудить работать в офисах всех, кто распробовал удаленку, нельзя. Люди уехали в регионы, в другие страны, просто оборудовали классные домашние офисы и не хотят ездить на метро. Заставить их выйти в офис равно получить заявление на увольнение. У нас слишком конкурентный рынок, чтобы такое себе позволять.
Так что тренд скорее такой, что удаленка была, и теперь ее в любом случае будет больше, чем раньше. Потому что все же всегда растет от лидеров, и если лидер компании или конкретной команды за удаленку — он и нанимать в таком формате не будет стесняться.
Как начать разрабатывать игры?
Девушка, 24 года. По среднему образованию архитектор, по высшему брошенному — дизайнер. Всегда интересовали игры и их создание. С чего начать изучать сферу? Какие навыки необходимы? Насколько востребована ниша и как сложно найти работу? Насколько она оплачиваемая?
С чего начать изучать сферу? С игр. Поищите вакансии без опыта в геймдев на «Хедхантере», вы увидите, что интерес к играм — частое требование, не просто к играм, а даже к конкретным жанрам.
Прочитайте прекрасную книгу «Кровь, пот и пиксели», почитайте твиттер ее переводчицы Альфины из студии Ice-Pick Lodge. Поговорите с людьми из сферы, поспрашивайте, какие роли есть и чем они занимаются, чтобы из первых уст. Нащупайте интересное направление обучения: есть и курсы по геймдизайну, и тот же Unreal Engine для разработки, и тестирование игр. Попробуйте бесплатные версии, посмотрите, что нравится. Необходимые навыки зависят от направления.
Игровой разработки в том или ином виде у нас в стране довольно много, но вакансий дизайнеров игр куда меньше, чем вакансий дизайнеров веб-приложений. Это надо учитывать. Конкуренция также довольно высокая численно, но не всегда серьезная: до сих пор многие стремятся в геймдев по принципу «ну, я много играл в игры, так что я точно могу быть их тестировщиком», что плохо работает, но создает поток откликов, среди которых может затеряться и ваш.
Насколько оплачиваемая? А вот тут немножко беда. Так как во всем мире сфера геймдева работает на амбициях и любви, часто зарплаты разработчиков игр ниже, чем зарплаты их коллег того же технологического стека в другой сфере. Это же применяется и к другим профессиям. Конечно, это не прямо в 100% вакансий так работает, и ситуация со временем становится лучше, но до сих пор бывают совершенно уверенные в себе компании, предлагающие тем же тестировщикам в геймдеве в два раза меньше, чем дают в другом направлении.
Чем отличается дата-сайентист от аналитика данных?
Чем отличается специалист по дата-сайенс от аналитика данных? Нужно ли для обучения на таких программах хорошее математическое образование? Создается ощущение, что без серьезного математического образования не разобраться.
Начала отвечать и вспомнила, что есть прекрасная статья про различия и пересечения этих специальностей.
Ну и одним абзацем оттуда же:
- «Анализ данных — это часть работы дата-сайентиста. Но результат его труда — это модель, код, написанный на основе анализа. В этом главное различие между дата-сайентистом и аналитиком данных. Первый — это инженер, который решает задачу бизнеса как техническую. Второй — бизнес-аналитик, больше погруженный в бизнес-составляющую задачи. Он изучает потребности, анализирует данные, тестирует гипотезы и визуализирует результат».
Да, без математической подготовки тяжелее, многое нужно доучивать и дотягивать по ходу учебы. Но учиться для этого четыре или больше лет в вузе не обязательно, аналитиками данных и дата-сайентистами становятся и люди без высшего математического.
Куда направить ребенка, который хочет работать в ИТ?
Что вы можете посоветовать ребенку 12 лет, которому хочется начать изучать ИТ? Какие ресурсы, программы, с чего начать? Умственные способности выше среднего. Программированием раньше не занимался совсем.
С чего можно начать:
- Английский. Если вдруг с ним все очень плохо, то и программировать может быть тяжело — хотя бы базовый словарный запас сильно поможет разбираться.
- Визуальное программирование — хорошая штука, чтобы начать и вовлечься, если правда понравится, а еще — сразу видеть понятный результат своих действий. Кодовые слова: Scratch — игра для обучения программированию, Unreal Engine — вполне себе взрослый инструмент разработки, к которому куча учебного материала на том же «Ютубе».
- Если предыдущий пункт пошел хорошо, следующий шаг — Python.
Но это все — изучение именно программирования. Если же к нему душа не лежит, но лежит к анализу требований или, может, их составлению — то есть описывать, что будет делать программа, более интересно, чем писать ее, — стоит посмотреть в сторону аналитики. Главное — помочь найти действительно интересное направление для развития.
Есть ли перспективы у региональных ИТ-компаний?
Есть ли перспективы у небольших ИТ-компаний по разработке ПО в регионах? Например, во Владивостоке, Хабаровске. Или это все же перевалочные базы для старта с последующей миграцией в Москву, Питер и на удаленку?
Вполне, почему нет. Один из сильнейших айтишных центров страны — Ульяновск. Другой — Новосибирск. В регионах много хороших местных компаний, есть офисы крупных компаний. Да, таких позиций меньше, чем в Москве, но и Москва побольше Ульяновска.
Про перевал-базы и уход на удаленку каждый, кажется, решает сам. Знаю очень классных ребят из регионов, которым очень даже комфортно трудиться в офисе, работать с местными компаниями. И не раз получала как рекрутер от людей из регионов отказ на предложение вакансии с удаленкой или переездом — именно по причине нежелания переезжать и расставаться с офисной работой.
Как учиться на девопса?
Есть такая специализация — девопс-разработчик. Как долго учиться на нее и какие языки программирования необходимо знать?
Специализации девопс-разработчика нет. Как минимум нет четкого определения, которое все разделяют. Тема девопса вообще очень сложная в плане разночтений между компаниями и отдельными специалистами.
Можно найти карту навыков, которая пригодится девопс-инженеру в среднем по больнице. А вот всеми ли из этих навыков он должен обладать и на каком уровне — уже вопрос конкретной компании. Какие-то из указанных навыков и технологий часто заменяются аналогами в зависимости от рынка и направления разработки: инструменты для разработки и построения среды разработки под Виндоус и Линукс могут быть разными, например.