«Ребенку нравится то, что ему понятно»: мои советы, как говорить с детьми об искусстве

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Дарья Пастушкова

педагог-психолог

Страница автора

Каждая мама желает приобщить детей к прекрасному и вырастить разносторонне развитой личностью. И если с математикой и логикой всё понятно — шахматы вновь в моде, то как рассказать о великой силе искусства, если твои познания в этом такие же тёмные, как квадрат Малевича.

Что такое искусство?

Искусство — это форма общения. Язык, на котором говорят во всём мире, ещё с незапамятных времен. А значит, его можно понять. Оно не ограничено рамками полотен, с трудно запоминаемыми фамилиями художников, а выражается в музыке, архитектуре, театре, кино, литературе, в общественном сознании и в каждодневной деятельности человека.

Зачем детям искусство?

Искусство не только прививает хороший вкус, но и помогает всецело развивать ребенка. А еще оно:

  1. Учит выражать чувства, эмоции, ощущения.
  2. Развивает эмпатию, креативное мышление.
  3. Увеличивает словарный запас.
  4. Формирует эмоциональный интеллект.

Понимание живописи, архитектуры и музыки позволяет ребенку мыслить ярче и разнообразнее. Что в дальнейшем позволит ему проще адаптироваться в социальной среде, заводить новых друзей, находить нестандартные решения задач и быть честным со своими чувствами.

Когда начинать

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Каждый ребенок индивидуален. Как минимум, он должен понимать вашу речь.

Не забывайте о темпераменте ребенка. Одни дети могут часами рисовать абстрактные произведения искусства, а другие не могут усидеть за таким занятием больше десяти минут. Каждый родитель должен сам понимать, готов ли его ребенок и нужно ли это ему в данный период времени.

Как говорить с детьми об искусстве

Восприятие искусства может быть интуитивным. Вы слышите музыку — вам либо нравится, либо нет. Также и в живописи. Вы смотрите и думаете — нравится ли вам эта картина, какие ощущения она у вас вызывает, как вы понимаете (или не понимаете) сюжет.

Раскрывая ребенку мир искусства, вы сами погружаетесь в этот процесс. И это важно. Вам должно быть интересно — ребенок это видит и ему тоже нравится то, что нравится маме.

Начните с простого: определите, какое количество ресурса у вас есть. Походы в музеи, детские секции, домашние занятия, выставки. Книги, библиотеки, интернет — тоже ваш ресурс. Далее начинаем от простого — к сложному.

«Если видишь на картине…». Тренируем насмотренность. Для начала обратитесь к литературе. Сейчас достаточно большое количество книг, которые рассказывают об искусстве на доступном языке. Это не двенадцать томов «История Искусств», а легкое и понятное чтиво для начинающих.

В книгах вы сможете почерпнуть информацию для себя, а также найти прекрасное наглядное пособие. Помните, как в детской песне: «Если видишь на картине, нарисована…». На доступным для ребенка языке рассказываем: «Смотри, это пейзаж. Здесь нарисован лес. А это медведи. Давай сосчитаем сколько их. Один-два-три-четыре. Смотри, какие высокие деревья. Вокруг всё зеленое — скорее всего это лето. Мне кажется, что на картине изображено утро, ведь солнце еще не высоко и нет луны и звезд. А это натюрморт. Это ваза с цветами. Это красная роза, а это белые пионы…».

Как только ребенок овладеет речью настолько, что способен отвечать на вопросы — начните их задавать:

  1. Что ты видишь на картине? Как ты думаешь, какое это время года?
  2. Почему ты так считаешь?
  3. Сколько оттенков синего цвета ты видишь, давай посчитаем?
  4. А сколько девочке лет? (портрет)
  5. Как ты думаешь, чем он занимается? Почему ты так решила?
  6. Какие эмоции вызывает у тебя эта картина?

Это метод называется визуальное исследование. Именно так педагоги в художественных школах учат «видеть», а не рассматривать.

Задавайте вопросы согласно возрасту ребенка. Не переусердствуйте и не допытывайте малыша. Если ему сложно — помогите. Превратите это в игру, а не в обучение.

Выбирая детские книги, отдавайте предпочтение красивым и необычными иллюстрациями. То, что может показаться «сложным и непонятным» — развивает эстетическое восприятие и хороший вкус.

Поиграть можно в мемо или развивающие карточки с картинами художников. Их удобно взять в дорогу или на природу. Они подойдут для детей от трёх лет. С детьми постарше собирайте пазл с изображением известных картин.

Кради как художник. Учимся самовыражаться. «Кради как художник» — это нашумевший бестселлер Остина Клеона, в котором описаны уроки творческого самовыражения. Заимствование гениальных идей и применение их в своей практике — отличный способ научиться делать не хуже, чем «ну этот как его там…».

Посмотрите картины импрессионистов, а потом вместе изобразите времена года, используя схожую технику. С детьми школьного возраста рисуйте картины по номерам. Такое творчество хорошо снимает эмоциональный стресс.

К слову, о стрессе. В терапии часто используют терапевтический прием «Нарисуй». Нарисуй свою злость, обиду. Изобрази радость, любовь. Все это методы помогают лучше понять и выразить свои чувства и эмоции. Умение правильно принимать свои переживания является основой эмоционального интеллекта.

Художники, работавшие в технике абстрактного экспрессионизма, точно знали в этом толк. Изобразите вместе с ребенком, как выглядит ваша радость, а как грусть в стиле Марка Ротко или Джексона Поллока. Мамам в декрете такая терапия будет очень полезна.

Когда не было гаджетов. История искусств. С детьми постарше можно изучать искусство эпохами, стилем, направление в живописи. Барокко, Высокое Возрождение, Средневековье, импрессионизм, поп-арт… Такой большой и дивный мир.

Наши дети растут во времена, когда сделать и отравить фотографию можно, используя только телефон. Помните, как в школе математичка учила считать в уме, потому что «у тебя не всегда в кармане будет калькулятор». А беспилотный транспорт для нас был фантастикой из фильма Люка Бессона.

Наши дети живут в такой период, когда любая реализация фантастической идеи — это лишь вопрос времени. Расскажите им про времена, когда не было гаджетов и тик-тока. Когда фотография была недоступной роскошью, а масляные краски и холст был единственным средством запечатлеть увиденное.

Расскажите, чем развлекались люди того времени, какой была мода, архитектура, музыка. Выберите одного художника этого времени и изучите его творчество. Найдите его портрет, почитайте биографию, в ней наверняка есть пара интересных историй, которые запомнит ребенок.

Например, Леонардо Да Винчи был не просто художником, но и архитектором, изобретателем, ученым, музыкантом, а ещё он сочинял стихи. В его книге чертежей нашли изображение первого дельтаплана и робота-рыцаря, которые появились лишь столетия спустя.

Руками ничего не трогать. Поход в музей. В интернете большое количество оцифрованных картин. Конечно, это не сравнимо с впечатлением от увиденных полотен вживую. Если у вас есть возможность посетить музей — обязательно это сделайте.

Не стремитесь посетить весь музей за один день. Начните с 40 минут и одной конкретной цели. С маленькими детьми рассмотрите большие залы, колонны, огромные люстры — дайте возможность оценить масштаб помещения.

Театры, музыка и ремесла. Доказано, что прослушивание классической музыки — способствует развитию интеллекта. Но давайте честно: слушать Моцарта весь день — и врагу не пожелаешь. Пробуйте включать классическую музыку пару раз в неделю просто фоном к вашим основным занятиям. Когда ребенок рисует, играет или купается в ванной.

Покажите инструменты не просто на картинках, а вживую или хотя бы на видео. Как они звучат, как на них играют. Каждый раз при прослушивании музыки указывайте ребенку, что вы слышите звук гитары или трубы, интересуйтесь — что слышит он. Приобретите детские музыкальные инструменты.

Поход в театр и балет лучше начинать после 3-х лет. Во-первых, маленьким детям сложно долго концентрировать внимание. Во-вторых, большое количество людей и громкой музыки может вызвать эмоциональное напряжение. При первом посещении лучше заранее проговаривать и показывать — куда вы пойдете и что будете делать. Посмотрите видео, почитайте книги о балете, расскажите про театр.

Начните с кукольных театров. Сеансы обычно не длятся дольше 30 минут, а игрушечные персонажи не напугают малыша. Такой театр можно повторить и дома. Рассказав выдуманную историю, тем самым развивая фантазию и словарный запас малыша.

Народное творчество прекрасно заходит детям. Вся эта гжель, хохлома, лапти. Это тоже искусство. Во многих этнографических музеях есть тематические экскурсии для детей от 3-х лет. Ребенок сможет увидеть настоящую печь, коромысло, самовар и поучаствовать в изготовлении блинов на масленицу. Посещайте фестивали искусств, современные выставки, мастер классы, рождественские ярмарки.

Искусство — это скучно? (спойлер: нет)

Ребенку нравится то, что ему понятно. Ищите на картинах знакомых персонажей, детали и людей.

  1. Посмотрите сказочные картины Васнецова. Найдите знакомых персонажей, вспомните из какой они книжки.
  2. Голландская живопись Золотого Века (XVII) пестрит яркими натюрмортами цветов, фруктов, дичи.
  3. А Малые голландцы любили изображать детвору, играющую на ярмарках.
  4. Свои портреты Джузеппе Арчимбольдо создавал из еды, книг и посуды. Вам необязательно вдаваться в подробности, почему художник изобразил императора Рудольфа II в образе Вертумна (древнеиталийский бог времён года) используя овощи и фрукты, вам достаточно в игровой форме показать ребенку, что искусство может быть таким.

Не бойтесь говорить о сложном и непонятном:

  1. «Чёрный квадрат» Казимир Малевич выполнял по ТЗ заказчика в рамках проекта театральной постановки «Победа над солнцем». А солнце круглое и яркое — всё просто.
  2. Ван Гог не отрезал себе ухо. Он отрезал мочку в приступе душевного расстройства, на его полотнах часто можно увидеть тоску и грусть. Ощутите эти эмоции.
  3. Зинаида Серебрякова уехала в Париж на заработки и не смогла вернуться из-за политической ситуации. Своих детей она увидела только 26 лет спустя, во времена «оттепели».
  4. Работая над фреской Сикстинской капеллы в Ватикане, Микеланджело практически ослеп, поскольку краска, содержащая вредные примеси, постоянно капала ему в глаза.

Такие истории развивают у детей эмпатию. Нам становится проще понять, о чем думал художник, какая движущая сила присутствовала в нём, когда он создавал то или иное произведение. Это была тоска по дому, душевные переживания или коммерческий интерес. Умение сопереживать и выражать свои эмоции — важный навык для современного мира.