Возможно ли в Рос­сии применять невоз­вратный тариф на про­живание в гостинице?

13
Аватар автора

Аноним

спросила в Сообществе

Подскажите, возможно ли в России использовать возвратный или невозвратный тариф на проживание в гостинице?

К примеру, фирма забронировала номер для гостей на 25 дней. Номер оплатили. Через три дня гости решили съехать. Так как гостиница небольшая и почти все номера были заняты, ранее пришлось отказать другим гостям. В итоге деньги вернули, а другие гости заселились в иную гостиницу.

Почему нельзя установить невозвратный тариф, как на авиаперелеты? Чтобы, если гость отказался без уважительной причины, деньги ему не возвращать.

Аватар автора

Анастасия Корнилова

юрист

Страница автора

Сейчас в гостинице в России нельзя применять невозвратный тариф по аналогии с авиаперевозками: деятельность отелей и авиаперелеты регулируют разные нормы права. Для сферы оказания услуг невозвратные тарифы не предусмотрены законом.

Как работает невозвратный тариф в авиаперевозках

В авиаперевозках бывают возвратные и невозвратные тарифы. Возвратные разрешают пассажиру отменить бронь и вернуть стоимость билета без уважительной причины. При этом часть суммы могут удержать — это зависит от правил тарифа конкретного перевозчика, которые есть на его сайте.

Невозвратные тарифы обычно дешевле. Но если пассажир приобретет такой билет и откажется от перелета без уважительной причины, деньги ему не вернут. Он может претендовать только на неиспользованные суммы, которые перевозчик взимает в пользу других иностранных организаций, например аэропортовые сборы  . Но зачастую авиакомпании не возвращают и их, а поскольку суммы маленькие, судиться ради этого нет смысла.

Вернуть полную стоимость невозвратного билета пассажир может, только если отказывается от полета вынужденно. Есть несколько уважительных причин  :

  1. Заболел пассажир либо член его семьи или родственник, с которым он должен был лететь. Болезнь надо подтвердить документами и сняться с рейса до окончания регистрации. Для этого придется обратиться в авиакомпанию.
  2. Рейс отменили или существенно задержали. Какое время считается существенным, авиакомпании определяют во внутренних правилах.
  3. Авиакомпания изменила маршрут рейса.
  4. Авиакомпания не смогла обеспечить стыковку рейсов при единой перевозке.
  5. Пассажиру не предоставили место на рейсе. Такое случается, например, при овербукинге — когда билетов продают больше, чем мест в самолете.
  6. Пассажира задержали на досмотре, но запрещенных предметов не нашли.
  7. У пассажира умер член семьи или близкий родственник.
  8. Перевозчик или его уполномоченный агент неправильно оформили билет.
  9. Пассажиру не оказали обслуживание по классу билета. Например, вместо бизнес-класса посадили в эконом.

Как устроена оплата услуг в гостиничном бизнесе

Сейчас гостиница в России может назначать постояльцам гарантированное и негарантированное бронирование. Это оговаривают, когда клиент резервирует номер, и прописывают в подтверждении брони. Вот в чем разница.

Негарантированное бронирование. Гостиница устанавливает, до которого часа будет ждать гостя. Если постоялец не заселился ко времени, указанному в брони, ее аннулируют. Но с клиента не возьмут деньги за отмену.

Гарантированное бронирование означает, что гость должен заехать не позднее расчетного часа второго дня брони. Постоялец может отказаться от брони в любой момент до часа заезда первого дня бронирования.

Если гость несвоевременно откажется от бронирования, опоздает или не заедет, отель имеет право получить с него плату за простой номера, но максимум — за сутки. После этого бронь аннулируется. Брать деньги за двое суток или весь период проживания отель не вправе.

Условия гарантированного бронирования в нормативных актах досконально не прописаны — каждая гостиница сама устанавливает правила таких договоров, но в рамках закона.

Например, бронирование гарантированное, и по правилам отеля постоялец должен был заселиться 10 марта в 12:00. Но он не приехал вовремя, а в 16:00 позвонил и сказал, что заселяться не будет. Тогда гостиница может оштрафовать клиента. Сумма зависит от условий в правилах отмены. С гостя могут взять оплату за четыре часа или за первые сутки. Но больше чем за одни сутки не имеют права.

Возможно, с 1 марта 2025 года гостиницы смогут применять полностью невозвратный тариф для потребителей: Минэкономразвития внесло на общественное обсуждение законопроект об этом.

Если он вступит в силу в нынешнем виде, гостиницы смогут возвращать деньги только в исключительных случаях:

  • из-за болезни клиента, члена его семьи или близкого родственника. Например, дедушки, бабушки и других — список будет указан в договоре. Болезнь придется подтвердить медицинскими документами;
  • из-за смерти члена семьи или близкого родственника — это тоже надо будет подтвердить документально;
  • из-за других обстоятельств, которые сможет установить отель.

Причем гостиница должна будет вернуть деньги, если постоялец уведомит ее до времени заезда.

Важно: пока неизвестно, примут ли законопроект, а если да, могут внести изменения.

Какие еще деньги при расторжении договора на проживание может требовать отель. Когда клиент бронирует номер в гостинице, он заключает договор об оказании услуг, который должен соответствовать законодательству о защите прав потребителей. Там сказано, что клиент может в любой момент отказаться от договора и исполнитель должен будет вернуть деньги, кроме уже понесенных им расходов, которые придется документально подтвердить  .

Например, если гостиница закупила для гостя специальное диетическое питание, а он отказался от брони, то отель может подтвердить затраты чеками и удержать эту стоимость. А остальные деньги обязан вернуть  . Удерживать плату за коммунальные услуги или простой номера отель не вправе.

Если гостиница — предприниматель или юрлицо, а клиент — физлицо, за то, что деньги не вернули по требованию гостя, придется заплатить штраф — 50% от невыплаченной добровольно суммы. А еще компенсацию морального вреда и проценты за пользование чужими деньгами  .

Например, такая ситуация произошла в Московской области. Женщина с матерью заселилась в гостиницу и заплатила за несколько дней вперед. Но в их номере сильно пахло канализацией. Персонал гостиницы предложил постояльцам другой номер. Правда, он стоил дороже, и клиентке пришлось доплатить разницу.

В итоге им снова не повезло: из-за стены доносились шум и громкая музыка, жить в этом номере было некомфортно. Женщины утром съехали и потребовали, чтобы им вернули предоплату. Предприниматель, которому принадлежала гостиница, отказался, и женщина пошла в суд.

Она потребовала, чтобы ей вернули деньги за те дни, когда она не жила в гостинице, — 8400 ₽. И чтобы выплатили неустойку за просрочку возврата денег — 7224 ₽, компенсацию морального вреда — 30 000 ₽, штраф — 22 879,82 ₽, а также возместили траты на почтовые расходы — 135,64 ₽.

Суд сказал, что клиентка имела полное право отказаться от услуги, а владелец гостиницы должен был вернуть ей деньги за те дни, когда она не жила в отеле. А раз он не сделал этого добровольно, то должен заплатить штраф. Ответчика обязали выплатить истице 6000 ₽ за гостиничные услуги, 1000 ₽ компенсации морального вреда, 3500 ₽ штрафа за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя и 135,64 ₽ за почтовые расходы. Всего женщине присудили 10 635,64 ₽  .

Если номер в отеле забронировала компания или предприниматель, нормы закона о защите прав потребителей применяться не будут. То есть гостинице не придется платить неустойку, компенсацию морального вреда и штраф за то, что она добровольно не исполнила требования клиента. Но деньги, полученные авансом, надо вернуть в любом случае. Можно удержать только плату за первые сутки, если бронирование было гарантированное и гости не заселились вовремя.

Если не вернуть сразу остальную сумму, заказчик может потребовать уплаты процентов за каждый день просрочки. При обычном бронировании вернуть придется все: удерживать ничего нельзя.

Что в итоге

Закон четко оговаривает право заказчика в любой момент отказаться от договора без каких-либо санкций, за исключением штрафа за первые сутки при несвоевременной отмене гарантированного бронирования. Поэтому ввести какие-либо невозвратные тарифы гостиница не вправе: законом они не предусмотрены. Постояльцы могут в любой момент съехать, а отель должен будет вернуть деньги за оставшиеся дни.

Анастасия КорниловаОтменяли бронь в гостинице в России? Расскажите, пришлось ли платить штраф:
  • Мони КисьХм, ситуация такая: забронировала на букинге отель в прошлом году, выбрала невозвратный тариф. Заехать не могла, спросила отель о возможности возвращения средств. Они ответили отказом. Договор никакой не заключался. Есть ли шанс в таком случае вернуть свои деньги?2
  • user1879017В феврале бронировал отель на Островке. Отель бронировал в Крыму. Получилось так, что бронировал два раза. Практически сразу. От Островка на почту пришло письмо, что отель не подтвердил бронирование «К сожалению, в отеле «Арт-Отель Украина» не осталось свободных номеров по выбранному Вами тарифу на даты 4 - 7 апреля, 2022 г.». Естественно я расслабился, и стать ждать возврата денег, так как больше ничего от Островка не было. Чуть позже вступил переписку с Островком. От них пришло «Возврат средств был произведён 11.03.2022, срок поступления на счёт может составить 3 - 30 дней, зависит от банка.» Я опять расслабился, но как оказалось зря. Новое письмо «Ваше бронирование активно в нашей системе,… Мы проверим бронирование в отеле и дадим Вам ответ в течении дня..» Через девять дней ожидания написал им сам. Соизволили ответить. Мы направили запрос на отмену бронирования нашему поставщику и ожидаем ответ. Мы проинформируем Вас, как только получим ответ поставщика по возможности отменить бронирование без штрафа, если это окажется возможным, произведём отмену и возврат.» Терпеливо ждал еще неделю. Новое письмо. «Обращаем ваше внимание, что бронирование 16530305 совершено на невозвратных условиях, в случае его отмены взимается штраф 100. Если вы хотите его отменить, необходио направить отмену по данному бронирование и запросить о снятии штрафа, к сожалению, како-либо возврат средств не гарантируется. Сегодня уже 3 апреля ответа так и нет. По идее завтра должны заселяться. Как я понимаю денег я не увижу. А вы пишите у нас нет невозвратных тарифов0
  • Марина Шараповаспасибо большое, классная и полезная статья0
  • Андрей БорисычНе могу только понять, что мешает гостинице в суде доказать, что удержание полной суммы при невозвратном бронировании является фактически понесенными расходами по договору?0
  • Анастасия КорниловаМони, если отель российский, переписка и перевод денег подтверждает фактическое заключение договора. Можете попробовать вернуть деньги через суд, тем более что в российском законодательстве к договорам услуг невозвратные тарифы не применяются2
  • Анастасия Корниловаuser1879017, неприятная история, но по закону невозвратных тарифов в договорах услуг нет. Чаще всего отели и гостиницы пишут о невозвратных тарифах в расчёте на то, что клиенты прочитают эту информацию не станут отстаивать свои интересы. В вашем случае есть смысл сходить в суд, чтобы вернуть деньги0
  • Анастасия КорниловаАндрей, просто сказать недостаточно, надо ещё доказать. Причём расходы должны быть связаны с исполнением конкретно этого договора. Видела решение суда, где суд отклонил расходы гостиницы на покупку ортопедического матраса. Постояльцы просили, чтобы кровать была именно с ортопедическим матрасом, персонал гостиницы пошёл им навстречу, купил матрас. Но суд сказал, что этот матрас можно прекрасно предлагать другим постояльцам, значит расходы на него не связаны с исполнением именно этого договора1
  • KatyaДобрый день! Подскажите, пожалуйста, можно ли вернуть денежные средства за невозвратное бронирование номера в отеле заграницей? Я понимаю, что вопрос выходит за рамки статьи, но может быть у кого-нибудь есть реальный опыт.0
  • Андрей БорисычАнастасия, безусловно. Суды в РФ изначально настроены лояльно по отношению к потребителю (физлицу), поэтому доказать что-то очень сложно, но мне интересно, пытался ли хоть один отель в подобной ситуации нанять грамотного юриста и попробовать обосновать свою позицию. Ведь, с точки зрения логики, нет никакой разницы между невозвратным авиабилетом и невозвратным тарифом в отеле. И в том, и в другом случае клиент 1) имеет возможность выбрать другой тариф 2) получает скидку за выбор невозвратного тарифа. Кроме того, риски у авиакомпании и отеля схожие: авиакомпания рискует не продать пустое кресло (в случае, если пассажир сдаст билет), отель рискует не продать освободившийся номер. Понятно, что и то, и другое - это бизнес-риски. Конечно, их можно заложить в стоимость (повысив её, т.е переложив на других клиентов). Но почему тогда авиакомпаниям закон разрешает продавать невозвратные тарифы, а отелям - нет?0
  • Мони КисьАнастасия, может стоит досудебную претензию накатать?2
  • Виталий ЕримеевНе вернули деньги за оставшиеся сутки т. к. в договоре прописано, что оплата не возвращается если заказчик решит съехать.0
  • Nina SninaЗдравствуйте, забронировала и оплатила проживание в отеле (дата заселения еще через месяц). В течение суток изменились обстоятельства, о чем уведомили отель. Отель отказывается возвращать деньги. Как быть в данной ситуации? Спасибо0
  • Алексей ИвановАндрей, разница авиакомпании и отеля, это один день... Самолёт летит в конкретную дату, гостиница же бронируется на несколько. Именно поэтому клиент должен оплатить первые сутки а не весь период0

Сообщество