По данным исследовательской компании Mediascope, хотя бы раз в сутки телевизор включают около 63% россиян, то есть два человека из трех.
Однако с каждым годом наши соотечественники проводят перед телеэкранами все меньше времени. Мы посмотрели на статистику и узнали, какие каналы смотрят россияне, сколько это у них занимает, а также какие программы самые популярные.
Сколько россиян смотрит телевизор
Как рассказали Т—Ж в компании Mediascope, чем старше человек, тем вероятнее, что он проводит свободное время перед экраном телевизора. Поэтому главная аудитория телеканалов — люди старше 54 лет: среди тех, кто смотрит телевизор, таких 52,5%. Россияне 35—54 лет составляют 29,5% от общего числа зрителей, 18—34 лет — 11,5%, 4—17 лет — 6,4%.
Женщины получают новости из телевизора чаще, чем мужчины. Если компания из десяти среднестатистических россиян решит провести время за просмотром вечернего выпуска новостей, то шесть из них будут женщинами, а четверо — мужчинами.
В целом телевизор смотрят всё реже. Если в 2017 году средний россиянин проводил перед экраном около 5,8 часа в сутки, то сегодня — 5,5 часа. Интересно, что в 2020 году время просмотра выросло — до 5,9 часа против 5,6 в 2019. Скорее всего, это связано с началом пандемии COVID-19, когда люди сидели дома из-за локдаунов. В 2021 году этот показатель опять снизился.
В каких городах больше всего любят смотреть телевизор
Mediascope публикует данные только по тем городам, что исследуются в рамках проекта «ТВ индекс» — это прежде всего населенные пункты, где проживает более 100 тысяч человек.
Самая высокая доля телезрителей — в Омске: 68% населения. По времени просмотра этот город занимает второе место: среднестатистический телезритель-омич проводит перед экраном около 5,5 часа в сутки.
На втором месте по доле зрителей — Челябинск: 67% жителей города хотя бы раз в день включают ТВ. Среднее время просмотра у телезрителей-челябинцев — 5,3 часа. На третьем месте — Кемерово: телевизор здесь смотрит 66% населения. Время просмотра — 5,2 часа в сутки.
Меньше всего аудитория у телевидения в обеих столицах и в Томске. В Москве телевизор смотрят 59% жителей — правда, стоит отметить, что в исследовании принимали участие и москвичи, и жители городов Московской области с населением более 100 тысяч человек. В Томске и Санкт-Петербурге телезрителей 55 и 57% соответственно.
Какие телеканалы самые популярные
Если брать аудиторию в целом, самые популярные — это так называемые каналы первой тройки: Первый, «Россия-1» и НТВ. Например, Первый канал и «Россию-1» хотя бы раз в сутки включает каждый четвертый россиянин. Однако эти каналы постепенно утрачивают популярность, а в 2022 году, когда из сетки вещания убрали многие развлекательные программы, отток аудитории усилился.
Если в 2017 Первый канал смотрели 35% телезрителей, то в 2022 этот показатель снизился до 24,9%. Аналогичная ситуация с «Россией-1» и НТВ: среднесуточная аудитория этих каналов тоже снизилась. Сегодня лидер — это «Россия-1» с суточным охватом 26,9% населения. На третьем месте — НТВ: 19,9%.
Дети от 4 до 11 лет чаще смотрят канал «Карусель», где показывают преимущественно мультфильмы. Также у самых маленьких зрителей был популярен Disney — специализированный детский канал, где крутили мультики и анимационные сериалы для детей. Но с 14 декабря 2022 года он прекратил вещание в России. Вместо него запустили отечественный канал «Солнце». На третьем и четвертом месте — «Мульт» и СТС. Пятое место по популярности у детей занимает Первый канал.
Подростки от 12 до 17 лет чаще всего смотрят СТС — он больше рассчитан на подростковую аудиторию, чем каналы с мультфильмами.
У людей 18—44 лет повышается интерес к новостной повестке: в лидеры выходит Первый канал. А после новостей они чаще всего включают канал СТС — второе место по просмотрам. Там в основном показывают телешоу и комедийные сериалы, которые интересны людям этой возрастной категории.
Россиян 45—64 лет, похоже, больше всего волнуют новости: по телевизору они чаще всего смотрят «Россию-1», Первый канал и НТВ. Развлекательный контент их интересует меньше, чем молодежь, но все же он их в жизни присутствует: после просмотра новостей россиянин среднего возраста переключается на СТС.
Людей 65 лет и старше интересуют новости и аналитика: они смотрят «Россию-1», Первый канал, НТВ, «Россию 24» и Пятый канал. Но посмотреть что-то для настроения они тоже любят. Правда, вместо исключительно развлекательного контента предпочитают познавательные программы, которые транслирует, например, телеканал «Культура». Еще популярностью у этой возрастной категории пользуется «Домашний» — канал, который ориентирован на женщин от 25 до 59 лет.
Какие программы самые популярные
Лидеры по просмотрам не меняются из года в год: это программы, посвященные крупным праздникам, таким как Новый год и 9 Мая, трансляции спортивных мероприятий мирового масштаба, а также финальные выпуски популярных шоу. Отметим, что если какая-то программа выходит одновременно на нескольких каналах, как, например, парад на 9 Мая, то Mediascope считает телезрителей каждого канала отдельно. Поэтому в общий рейтинг могут попасть сразу два парада: трансляция, которую вел Первый канал, и та, что шла на «России-1».
Поздравление президента в новогоднюю ночь. В 2021 году большинство россиян смотрели новогоднее обращение Владимира Путина, которое показывают по 20 федеральным каналам за семь минут до окончания года. Чаще всего президента слушали именно на Первом канале: около 15,9% населения. После полуночи зрители, как правило, не выключают телевизор, а продолжают его смотреть. Например, «Новогоднюю ночь на Первом канале» — это ежегодная музыкально-развлекательная программа. В 2021 году ее смотрели 12,7% россиян.
Военный парад 9 Мая. В 2022 году на Первом его смотрели 11,2% россиян. Также в этот день многие смотрят военные фильмы, которые в честь праздника показывают на большинстве каналов. Например, в 2022 году 4,5% россиян смотрели «Топор. 1943» на НТВ, еще 4,4% — фильм «Девятаев» на «России-1».
Спортивные трансляции. В 2018 году в России проходила финальная часть чемпионата мира по футболу. Тогда больше всего телезрителей собрали трансляции матчей Россия — Хорватия на Первом канале и Испания — Россия на «России-1»: 20,2 и 18,6% соответственно.
В 2022 году россияне активно следили за соревнованиями по женскому фигурному катанию и женскому биатлону, которые проходили в рамках зимней Олимпиады. Например, телепрограмму «XXIV зимние Олимпийские игры. Фигурное катание. Короткая программа. Женщины» на Первом канале смотрели 7,1% населения. Данных о рейтингах трансляций с ЧМ-2022 в Катаре на момент написания статьи еще нет.
Телешоу. В рейтинг здесь попадает только самый популярный выпуск, обычно это финал. Как показывает статистика, любимое шоу россиян — «Маска», оно идет на НТВ. В 2020 году последний выпуск вышел 26 апреля, аудитория составила около 10%. В 2021 финал был 2 мая — тогда его посмотрели почти 7% россиян. В 2022 году финал «Маски» показали 1 мая, он собрал у экранов 5% населения страны.