«Оставленные»: рождественское драмеди с пятью номинациями на «Оскар»
В сети вышли «Оставленные» — новый фильм от режиссера картин «На обочине», «О Шмидте» и «Небраска» Александра Пэйна.
Это одна из самых высокооцененных картин года. На сайте IMDb рейтинг превышает 8 баллов, а на агрегаторе рецензий Rotten Tomatoes у фильма 91% положительных отзывов. Более того, «Оставленных» номинировали на «Оскар» сразу в пяти категориях — в том числе как лучший фильм года. Картина также поборется за награды за лучший оригинальный сценарий и монтаж.
Рассказываем, чем всех очаровывают «Оставленные» и почему драмеди обязательно стоит посмотреть перед Новым годом.
Что за «Оставленные» (The Holdovers)
Дата премьеры: 10 ноября 2023 года в мировом прокате
Страна производства: США
Режиссер: Александр Пэйн
Сценарист: Дэвид Хэмингсон
В ролях: Пол Джаматти, Доминик Сесса, Давайн Джой Рендольф, Кэрри Престон, Брейди Хепнер, Иэн Долли, Джим Каплан, Майкл Провост, Эндрю Гарман, Нахим Гарсиа
Жанры: драма, комедия
Фильмы, похожие на «Оставленных»: «Клуб „Завтрак“», «Зеленая книга», «Общество мертвых поэтов», «Академия Рашмор» Продолжительность: 2 часа 13 минут
Где смотреть: Apple TV, Amazon. Сервисы официально недоступны в России
😊 Это забавная и трогательная история с харизматичными персонажами
1970 год, конец очередного семестра в массачусетской академии для мальчиков Бартон. Ученики готовятся разъехаться на зимние каникулы к родителям и родственникам. Но старшекласснику Энгусу Талли придется остаться: мама предпочла провести Рождество с новым мужем вдали от Бостона, хотя обещала забрать сына.
Сторожить брошенного школьника должен Пол Ханэм — строгий учитель истории, которого за скверный характер презирают как студенты, так и коллеги. Мужчина верит, что подростков можно воспитывать лишь строгой дисциплиной. Вместе с ним в Бартоне осталась и повариха Мэри Лэмб. Она оплакивает погибшего во Вьетнаме сына.
В «Оставленных» все три персонажа одинаково важны для истории. Они представляют разные поколения и взгляды на мир. Дерзкий Энгус вспыльчив и эмоционален, срывается на окружающих из-за бессилия перед обстоятельствами. Парню надоело, что его судьбой постоянно распоряжаются взрослые.
Пожилой Пол посвятил всю жизнь любимому ремеслу, но уважения к себе так и не добился. Он привык не обращать внимания на чувства окружающих и считает учеников Бартона избалованными и невоспитанными. Мэри же чувствует себя потерянной и одинокой после утраты сына, но старается сохранять оптимизм. У героев совершенно разные характеры — и это рождает между ними споры.
Главным объектом шуток становится Пол Ханэм: он всегда выглядит немного потрепанным и растерянным. Энгус постоянно высмеивает косоглазие и небрежный внешний вид учителя, а тот в отместку переходит на личности и обзывает подростка «невоспитанным гаденышем». Конфликт пытается сгладить Мэри, но все утихает лишь на время — перепалки между Энгусом и Полом всегда возобновляются.
Комичные эпизоды быстро сменяются драматичными. Уже во втором акте персонажи выясняют, что между ними много общего. Оставленным себя чувствует не только Энгус: Пол и Мэри тоже оказались изгоями. У каждого своя трагедия, нереализованные мечты и горькие сожаления. Лишь внутри троицы они могут наконец поделиться переживаниями.
Режиссер Александр Пэйн не предлагает своим героям универсального решения проблем. В конце персонажи не становятся счастливыми вмиг и не сразу меняются в лучшую сторону. Проблемы остаются, но за время каникул персонажи выносят ценный урок: иногда даже неприятные с виду люди могут стать хорошими друзьями, которые поймут и примут тебя со всеми недостатками.
🎄 «Оставленные» могут стать новой рождественской классикой
Зима в «Оставленных» — не просто фон, а полноценный участник событий. Во время рождественских каникул троицу обязывают остаться в стенах Бартона. Сбежать из академии без машины не получится, а все ключи есть только у взрослых. В любой другой сезон года сюжет «Оставленных» не сработал бы: такие разные герои просто не смогли бы собраться в одном месте и остаться там на долгий срок.
Особое внимание режиссер уделяет проведению Рождества и Нового года: добрый праздник объединяет людей и заставляет их улыбаться. За окном идет снег, герои носят старомодные пуловеры и кофты, на фоне играет милая музыка. За пределами Бартона тоже все обставлено соответствующе: в Бостоне висят праздничные украшения и повсюду елки.
Атмосферу праздника подчеркивают и теплые цвета. Кажется, что фильм снят на старую пленку, иногда на экране даже видны царапины и дефекты. Расслабляющее драмеди можно пересматривать каждый декабрь в кругу семьи или друзей — это отличная и небанальная альтернатива приевшимся «Одному дома» или «Гарри Поттеру».
🤩 Сюжет предсказуемый, но фильм все равно приятно удивляет
Фильмов об отношениях школьников и их наставников вышло немало, поэтому предугадать структуру «Оставленных» очень легко. Главные герои проникнутся симпатией друг к другу, ближе к концу начнут откровенно рассказывать о себе, а неприятный учитель обязательно раскроется с новой стороны.
Следить за происходящим все равно интересно благодаря небанальной оптике Александра Пэйна. Персонажи далеко не святые: они ругаются матом, иногда скверно себя ведут и не стесняются обсуждать окружающих за спиной.
Энгус так и не превращается в примерного мальчика и остается задиристым, а Пол продолжает пить виски и ворчать. Пэйн и сценарист Дэвид Хемингсон не осуждают героев и не хотят, чтобы они серьезно менялись: в реальной жизни люди тоже постепенно прорабатывают травмы.
Актеры играют так непринужденно, словно у фильма вовсе не было никакого сценария и написанных заранее диалогов. При этом исполнители ролей почти не импровизировали — просто все шутки и остроумные диалоги заранее прописали с живой лексикой. В особенности хорошо смотрится Доминик Сесса в роли Энгуса. Молодой актер не снимался в голливудском кино, поэтому выделяется на фоне опытных Пола Джаматти и Давайн Джой Рендольф — его игра лишена манерности. И это тоже один из главных сюрпризов, казалось бы, классического праздничного драмеди.
Маленькая история троих человек в руках других авторов могла бы оказаться рафинированной праздничной сказкой, но Александр Пэйн умудряется показать в ней и поколенческий конфликт, и несправедливость мира по отношению к маленьким людям. Возможно, именно таких добрых и одновременно правдивых фильмов сейчас не хватает.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult