«С коллегами я монстр»: как выстроить отношения в коллективе
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
Я сменила работу два года назад и не могу подружиться с коллективом.
Все коллеги значительно старше меня, и для них я выступаю настоящим монстром — требовательная и категоричная. Будто рядом с ними мой эмоциональный интеллект стремится к нулю.
Так сложилось, что руководителя считают спасителем, а меня — палачом. Указать на недостатки работы, сделать объективное замечание для меня не составляет труда. Я не даю послаблений.
Это хорошо влияет на эффективность работы в целом, но атмосфера в офисе всегда накалена до предела. Один из коллег так и сказал, что причина этого напряжения в воздухе — именно я.
Я не участвую в корпоративных посиделках по трем причинам. Во-первых, это не мой формат. Во-вторых, на работе я работаю. В-третьих, не нахожу общих тем для непринужденной беседы с этими людьми.
Я пыталась быть участной в жизни коллег, но мне не понравилось. И им — тоже. Мое поведение выглядит фальшивым. Даже находясь за одним столом со всеми, я держусь отстраненно. Подобных неудачных попыток было несколько, и я перестала изображать из себя друга. Все привыкли видеть меня на работе жесткой, а переубеждать уже не вижу смысла.
Я уже свыклась со своей субличностью и не реагирую на колкие замечания руководителя о моих способностях строить всех по струнке. Возможно, знание себя настоящей компенсирует этот дискомфорт. Компенсирует мой недостаток и то, что это не сказывается на результате работы. Ее я выполняю безукоризненно. Или же внутренняя фабрика самообмана работает на полную мощность и я просто боюсь взглянуть глубже?
Забавно, но с близкими людьми я абсолютно другой человек. С коллегами я монстр, а с близкими — максимальный эмпат. Выйдя из офиса, я будто снимаю устрашающий скафандр и становлюсь собой — открытой, доброй, эмоциональной и щедрой на любовь. Я наслаждаюсь этим временем и возможностью быть настоящей. Люблю провести время в шумной компании, повеселиться в баре, поиграть с детьми и выплакать вместе слезы неудачной любви с подругой.
Я первая, кто придет на помощь и спасет. О себе от случайных знакомых я всегда получаю комплименты: «Ты потрясающий собеседник». Порой мне кажется, что, если о моей жизни вне офиса рассказать коллегам, никто из них в это не поверит.
Конечно, в самом начале я расстраивалась из-за собственного авторитарного стиля, но со временем научилась договариваться со своей совестью, и теперь, уходя с работы, я мгновенно переключаюсь и не думаю об этом. В целом меня не ущемляет эта ситуация, но, учитывая, что на работе я провожу по восемь часов в день, мне бы хотелось сгладить углы и перестать выглядеть чудовищем.
Как найти себя в рабочем коллективе
Занять место в профессиональном коллективе — задача непростая. В одном месте собираются люди с разными взглядами и ценностями, им нужно сотрудничать для выполнения рабочих задач — и все это на фоне групповой динамики с ее особенностями.
Приход нового члена может быть вызовом для всех: существующему коллективу нужно принять изменение, а новому сотруднику — выдержать давление группы, пройти период адаптации и занять место, чтобы сотрудничать с коллегами. Коллективные процессы сложны и не сводятся к какому-то одному члену группы. Изучением комплексных закономерностей в коллективе занимается социальная психология.
В ситуации, которую вы описываете, есть указание на напряжение в коллективе — это коллективный уровень. Но есть и другой уровень, индивидуальный. На этом уровне можно проанализировать, что вы чувствуете, находясь на работе.
Вы пишете, что ситуация вас не ущемляет, но при этом замечаете, что, выходя с работы, снимаете «скафандр», начинаете жить реальной жизнью и наслаждаетесь «временем и возможностью быть настоящей».
Вы используете слово «скафандр» — он защищает космонавта. Похоже, именно так вы воспринимаете себя — астронавтом, который вышел в космос на восемь часов, чтобы исполнить профессиональный долг, оградив себя от неестественной среды.
Вероятно, адаптация к коллективу для вас не происходила легко и образ скафандра возник не случайно. Возможно, устоявшиеся нормы в коллективе настолько не соответствуют тому, к чему вы привыкли, что разделять их сложно, а в результате отстранения от этих норм вы ощущаете себя монстром, как если бы нежелание ходить на корпоративные мероприятия действительно могло бы вас сделать им.
При этом заметны и ваши старания: вы пробовали участвовать в жизни коллег, не хотите выглядеть чудовищем, стремитесь сгладить углы и выражаете беспокойство об окружающих.
Вы говорите о разнице в возрасте, которая может усложнять установление контакта. Если ранее вы никогда не были окружены таким количеством людей значительно старше вас, это положение могло оказаться стимулом найти что-то новое для выстраивания диалога. Этим и оказался скафандр, защищающий вас, а также авторитарный стиль, придающий вам веса в коллективе.
Как бы там ни было, напряжение в офисе — это вопрос, относящийся к коллективу в целом, и разрешить его на индивидуальном уровне затруднительно, поскольку каждый вносит свой вклад в формирование атмосферы на рабочем месте. Адаптация — это индивидуальная задача, которая актуализируется каждый раз, когда вы попадаете в непривычные условия.
Как разобраться с «внутренним монстром»
В аналитической психологии есть введенное Юнгом понятие «Персона», это психическая структура — посредник между внутренним миром человека и окружающим миром. Формируя ее, человек адаптируется к внешним условиям. Это своего рода компромисс между индивидуальностью человека и социальными ожиданиями от него. Фасад, который человек являет социуму в разных обстоятельствах и который позволяет скрыть остальные стороны личности, в том числе те, что хотелось бы уберечь от социального давления.
Хорошо, если этот компромисс оказывается уместным, своевременным и при этом не исключает проявление индивидуального. Кроме того, хорошо осознавать этот компромисс, а именно то, что Персона — не вся индивидуальность, ведь в зависимости от контекста человек меняет и стиль поведения.
Иногда люди полностью ассоциируют себя со своей Персоной, не замечая, что есть и другие области психической жизни. А иногда Персона акцентируется на чрезмерной защите от внешнего мира, что позволяет уберечь свои уязвимые зоны, но мешает адаптироваться к требованиям мира.
Кроме Персоны индивидуальности человека присуща Тень — еще одна психическая структура, которая представляет сочетание неприятных человеку характеристик, скрытых от сознания. Обычно к Тени относятся все несовершенства, постыдные желания и прочие неприемлемые для человека черты. Столкновение с такими чертами протекает болезненно, поскольку может пошатнуть представление человека о себе.
Вы пишете, что поначалу вас расстраивал авторитарный стиль. Возможно, столкновение с этой характеристикой оказалось неприятным и неожиданным для вас, поскольку с близкими людьми вы ведете себя совершенно по-другому. Похоже, и сейчас эти черты воспринимаются как нежелательные: ваша способность строить всех по струнке трактуется как недостаток, который нужно чем-то компенсировать, например безукоризненной работой. К тому же вам приходится договариваться с совестью, что подтверждает негативную внутреннюю оценку собственных действий. Но именно осмысление подобных теневых черт, обнаружение плюсов и минусов их проявления может помочь найти им то место в жизни, где они уместны, а порой и необходимы.
Попробуйте разобрать какую-то конкретную ситуацию на работе, в которой вы применяли авторитарный стиль. Сначала мысленно станьте своим адвокатом и приведите аргументы в пользу того, что именно этот стиль был необходим. Найдите все возможные плюсы и преимущества, которые вы обрели в этой ситуации. Затем займите противоположную сторону — сторону, в которой вы испытываете негативные последствия. Мысленно дайте слово этой потерпевшей стороне и перечислите все минусы, с которыми вы столкнулись и, возможно, будете сталкиваться впоследствии.
В финале перейдите в позицию, из которой вы можете наблюдать обе стороны. Попробуйте описать произошедшее и предложить альтернативные решения с учетом потребностей каждой из сторон.
Как найти альтернативные способы поведения
Чтобы взглянуть на себя и ситуацию с разных сторон и найти альтернативные способы поведения, можно ответить себе на следующие вопросы:
- Каково вам находиться в «скафандре» на протяжении рабочего дня?
- Можно ли трансформировать его во что-то более удобное, позволяющее проявлять больше своих черт, не дожидаясь окончания рабочего дня? Нужен ли вам именно «скафандр», чтобы продолжать выполнять свои профессиональные задачи?
- Что изменится для вас, если вы начнете давать послабления коллегам? А что изменится в рабочем процессе?
- Как вам помогает образ монстра?
- Как он вам мешает?
- Во всех ли ситуациях он уместен? В каких — да, а в каких — нет?
- Если вы монстр, то кто коллеги?
- Есть ли кто-то, кто противостоит монстру в коллективе?
- Есть ли ситуации в рабочем пространстве, где можно проявлять талант хорошего собеседника?
- Какие вы видите преимущества и недостатки своего авторитарного стиля коммуникации на работе?
Хорошо, если вы выделите для ответов на вопросы достаточно времени и сделаете это письменно.
Если же говорить о возможных решениях с точки зрения психологической помощи, можно рассмотреть вариант как индивидуальной, так и групповой психотерапии.
Индивидуальная поможет узнать разные стороны своей личности и перейти от фрагментированного восприятия себя к целостному. В ходе работы со специалистом можно рассматривать конкретные случаи из жизни, реабилитировать стороны, которые видятся негативными, находить приемлемые формы их выражения и вырабатывать новые способы адаптации.
Работая в групповом формате, можно также получить поддержку, причем от группы, что порой может оказаться новым опытом, оказывающим положительное воздействие, а также заметить особенности собственного реагирования в непосредственном взаимодействии с ранее незнакомыми людьми.