Как вернуть деньги за отмененный концерт?
Я купила билет на концерт известного исполнителя, а его отменили. Поскольку я оформляла покупку через сервис, за возвратом денег сразу обратилась туда. Но там ответили, что не могут вернуть деньги и что это должен сделать организатор концерта.
Я написала на почту организатору, но ни ответа, ни денег так и не получила. Что мне делать? Сумма за билет для меня значительная.
Кто вообще отвечает за возврат денег за билеты на мероприятия? И в каких случаях их можно вернуть?
По закону, если мероприятие отменяется, посетителю должны вернуть полную стоимость билета. Но чтобы получить деньги, он должен проявить инициативу и выполнить ряд формальностей.
Кто может продавать билеты на мероприятия и должен отвечать по обязательствам
Билеты на мероприятия могут продавать:
- Организаторы, например сам театр или музей.
- Люди, компании и предприниматели, которые сотрудничают с организаторами по договорам, — буду называть их агентами. Например, «Кассир-ру».
- Посредники, которых наняли агенты. Как правило, это какие-то сервисы, например, Город.
Агент не может продавать билеты на мероприятия без договора с организатором. И в договоре всегда есть конкретные условия: сколько билетов агент может выкупить, как вправе их продавать, а главное, кто в случае чего возвращает деньги посетителям.
По общему правилу возвращать деньги должен организатор мероприятия. Но договором эта обязанность может быть переложена на агента — тогда за возвраты отвечает он.
Также в договоре может быть условие, что агент вправе доверить продажу билетов посреднику. Но отвечать за возврат денег в этом случае все равно будет или организатор, или агент — в зависимости от условий заключенного между ними договора. Переложить эту обязанность на посредника нельзя.
Какие правила возврата денег за билеты действуют в 2023 году
Все зависит от оснований возврата.
Если организатор отменил мероприятие, посетителю должны вернуть полную стоимость билета. Но обратите внимание: речь о сумме, которая указана на билете. Это значит, что, если вы купили его у посредника и, например, уплатили комиссию за его услуги, вернуть ее не получится.
Как получить деньги в такой ситуации, подробно расскажу дальше в статье. Кратко: нужно написать заявление, отправить его организатору или агенту и, если они откажут, обратиться в суд.
Если мероприятие отменили в период режима повышенной готовности. С 16 марта 2020 года в России из-за коронавируса ввели особые правила проведения массовых мероприятий. Они действуют и сейчас, но только в тех регионах России, где объявлен и до сих пор не отменен режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. По этим правилам вернуть деньги за билет сложнее. Вот как это работает.
Если из-за обстановки в регионе организатор отменяет мероприятие, посетитель может вернуть деньги за билеты. Но обратиться за этим можно только после снятия ограничений в регионе — в течение полугода. Срок на возврат для организатора — до 180 дней с момента обращения.
Если организатор переносит мероприятие, все зависит от его действий после того, как обстановка в регионе нормализуется.
После отмены режима ЧС или повышенной готовности у организатора есть полгода, чтобы назначить новую дату перенесенного мероприятия. Если он этого не сделает, оно считается отмененным. Тогда посетители все же могут вернуть деньги за билеты, если обратятся к организатору в течение девяти месяцев. Срок для возврата такой же — до 180 дней с даты заявления.
Если организатор назначит новую дату мероприятия — придется его посетить, потому что вернуть деньги не выйдет.
Если посетитель не хочет или не может пойти на мероприятие, он вправе вернуть деньги за билет. Но сколько именно, зависит от того, когда он обратился за возвратом и почему.
Например, если посетитель заболел и может подтвердить это справкой от врача, деньги вернут полностью. А если просто передумал идти за 10 дней, он получит 100% стоимости, за 5 дней — 50%, за 3 дня — 30%. Если обратиться за деньгами позже, можно ничего не получить. Подробнее об этом — в другой статье Т—Ж.
Процедура возврата билета по инициативе посетителя регламентируется специальными правилами. По ним заявление о возврате должно быть оформлено по форме, утвержденной Минкультуры. И передать его можно лично или почтой.
В первом случае обязательно попросите человека, принимающего заявление, зарегистрировать документ и поставить входящий штамп на вашем экземпляре. Почтой направьте заказное письмо с описью вложения и уведомлением о вручении.
К заявлению приложите копию паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, и сам билет. Если он электронный билет, его нужно распечатать. А также документы, которые подтверждают причину возврата, например справку от врача, если вы возвращаете билет, потому что заболели.
Агент или организатор мероприятия имеют право проверить, не подделан ли билет и все ли в порядке с подтверждением уважительной причины. Но в любом случае деньги должны вернуть в течение 10 дней после обращения. Если агент или организатор откажут, можно обратиться в суд.
Как вернуть деньги за билет на отмененное мероприятие
Расскажу об общей последовательности действий в случае отмены мероприятия. Нюансы, связанные с режимом повышенной готовности и ЧС, я здесь не учитываю.
Шаг 0. Обратитесь к посреднику, у которого купили билет. Вы написали, что оформили покупку через сервис. Если это сервис посредника, деньги он вам не вернет. Но сообщит, кто агент и/или организатор мероприятия.
Также узнать, кто организатор мероприятия, можно из билета: на нем должна быть эта информация.
Шаг 1. Обратитесь к агенту. У вас, как у посетителя мероприятия, нет доступа к договору между организатором и его агентом. Поэтому неизвестно, кто из них должен вернуть деньги.
Чтобы это узнать, я рекомендую направить заявление о возврате билета в свободной форме сначала агенту. Если агент не обязан ничего возвращать, он даст вам официальный ответ об этом, который можно будет использовать, общаясь с организатором.
Шаг 2. Обратитесь к организатору концерта, если агент отказался вернуть деньги. Специальной формы заявления организатору нет. Но часто они размещают на сайтах рекомендованные формы — можно пользоваться ими.
Отправить заявление можно любым удобным способом:
- лично — обязательно попросите принимающего сотрудника зарегистрировать документ и поставить входящий штамп на вашем экземпляре;
- по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
- через сайт, если это технически возможно у конкретного организатора.
Шаг 3. Подготовьте досудебную претензию. Вы написали, что уже обращались и к посреднику, и к организатору мероприятия, но деньги вам так и не вернули. В этом случае рекомендую подготовить и передать организатору досудебную претензию. Это необязательно, но продемонстрирует вашу готовность обратиться в суд.
Претензию составляют в свободной форме. Я рекомендую указать в ней:
- название документа: претензия;
- наименование организатора и его юридический адрес;
- сведения о вас: ФИО, адрес, телефон, электронную почту;
- идентификатор билета: номер или штрихкод;
- требование вернуть деньги за билет в полном объеме;
- реквизиты банковского счета для возврата;
- подпись, дату.
Как передать претензию, вы решаете сами — закон это не регламентирует. Но важно сохранить доказательства передачи. Например, ее можно тоже передать нарочно и попросить поставить штамп на вашем экземпляре или отправить почтой заказным письмом с уведомлением о вручении.
В законодательстве о культуре не прописан специальный срок возврата денег за билет в досудебном порядке. Но по закону о защите прав потребителей на то, чтобы удовлетворить законные претензии потребителя, отводится 10 дней. Эксперты Ассоциации юристов России поясняют, что именно этот закон применяется в случае возврата денег за билеты на отмененные мероприятия.
Шаг 4. Направьте исковое заявление в суд. Если организатор проигнорировал претензию или отказывается возвращать деньги, смело подавайте иск в суд. О том, как это сделать, подробно написано в других статьях в Т—Ж:
Заявление в суд нужно составить в трех экземплярах: для себя, суда и ответчика. Приложите к нему:
- Копию билета.
- Копию претензии.
- Уведомление о вручении заказного письма с претензией.
По закону в делах по защите прав потребителей подсудность по выбору истца. Значит, вы можете подать иск либо по месту нахождения ответчика, либо по адресу своей регистрации.
Если сумма ваших требований до 100 000 ₽, обращаться нужно в мировой суд. Если больше — в районный. Как правило, суды выносят решения по таким делам в течение двух месяцев со дня получения заявления.
Кроме возврата стоимости билета вы также можете требовать неустойку — 3% за каждый день просрочки исполнения обязательства, потребительский штраф в свою пользу — 50% от присужденной суммы и компенсацию морального вреда — обычно по таким делам взыскивают от 2000 до 5000 ₽.
Что в итоге
Размер и процедура возврата билета зависят от его причины. При отмене мероприятия посетителю должны вернуть полную стоимость билета.
Возврат денег происходит не автоматически, а по заявлению посетителя. В случае отмены мероприятия можно воспользоваться образцом заявления, размещенным на сайте организатора. В других случаях — формой, утвержденной Минкультуры.
Деньги должен вернуть организатор или агент — в зависимости от условий заключенного между ними договора. Можно обратиться и к одному, и к другому.
Привлеченный агентом посредник, например сервис по продаже билетов, не обязан возвращать деньги и никакой ответственности в случае отмены мероприятия не несет.