За и против: стоит ли​ оставлять официан­там чаевые

Аргументы читателей
108
За и против: стоит ли​ оставлять официан­там чаевые
Аватар автора

Дарья Рудакова

собрала мнения

Страница автора

Читатели Т⁠—⁠Ж по-разному относятся к традиции оставлять чаевые в кафе и ресторанах.

Кто-то считает, что это лишнее и официанты, как и все остальные, должны довольствоваться окладом. Другие же уверены, что, если вас обслуживают хорошо, можно оставить на чай. Собрали главные аргументы за и против в этом материале. Выбирайте сторону и делитесь мнением в комментариях.

Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

👍 За: чаевые — часть заработка официантов

Аватар автора

Яна Владимировна

поделилась мнением

Страница автора

В нашей культуре принято оставлять чаевые в основном официантам — я, например, всегда оставляла. Ведь чаевые официанта — это часть его заработка: если он обслужил так, что понравилось, — он их заработал.

Аватар автора

Darth Sidious

трудился в кафе

Страница автора

Когда я работал официантом в 2010—2011 годах, зарплата от заведения была всего 5000 ₽. Весь заработок — только чаевые. И мои услуги, видимо, не были включены в стоимость блюд, как донесешь — столько и получишь.

👎 Против: доход сотрудников кафе — не забота клиентов

Аватар автора

cat owner

против чаевых

Страница автора

Всегда изумлял довод, мол, чаевые — основная часть дохода официанта. Прекрасно, но это он согласился на такие условия, а не я. Я вот согласилась на цену блюд в меню — и именно эту сумму я заплачу.

Аватар автора

juarhala

никого не нанимала

Страница автора

Считаю, что ни официантам, ни курьерам, ни тем более таксистам не надо платить чаевые. Все эти люди должны требовать свою зарплату у непосредственного работодателя. На меня они не работают и ни в коем случае не получают зарплату из моего кармана.

Аватар автора

Soledad

не намерена платить лишнее

Страница автора

Чаевые официантам не оставляю, никому не оставляю. Мне зарплата дается не то чтобы легко, и не сказать чтобы она была особо крупной. Не считаю, что за низкоквалифицированный труд обслуживающему персоналу причитается еще что-либо кроме зарплаты. Не устраивает зарплата — ну иди поищи другую, из своего кармана я точно платить не собираюсь.

👍 За: чаевые — правило хорошего тона

Аватар автора

Alexandra P.

стала более щедрой

Страница автора

В силу природной жадности я тоже не особо люблю давать чаевые официантам. Типа ты и так уже заплатил — и еще платить?! Но вроде как это вопрос хорошего тона. Постепенно приучила себя оставлять чаевые. Не в 100% случаев, но все же чаще оставляю, чем не оставляю. Например, всегда оставляю чаевые в любимых кафе, куда мы ходим с друзьями много лет.

👎 Против: традиция оставлять на чай в кафе — несправедливая

Аватар автора

Мако Сакураи

считает, что это нечестно

Страница автора

Меня всегда смущает вот что. Почему чаевые не дают медсестрам, врачам, повару, который, собственно, приготовил еду, каким-нибудь страховым агентам, сотрудникам банка? Короче говоря, всем остальным. Ну, по логике, медсестры и банковские клерки тоже бывают разные — кто-то старается, кто-то нет. Особо улыбчивых и старательных надо тогда тоже поддерживать чаевыми, разве нет? Но так вроде как никто не делает.

Почти в любой профессии, где есть работа с людьми, можно логически подвести так, что этим сотрудникам, как и официантам, надо давать чаевые. Но по традиции дают только официантам. Ну, я слышала, что еще парикмахерам.

А чем тот же стоматолог, репетитор, кондуктор в трамвае хуже? Чем работа официанта принципиально отличается от их работы? Если речь идет о том, чтобы просто подать меню, принести блюдо, все в рамках функциональности. Это же не какие-то дополнительные функции, как если бы я попросила официанта присесть и послушать, какой у меня был тяжелый день. Вот тогда да, это бы выходило за рамки работы, и за это следовало бы платить отдельно.

Аватар автора

juarhala

не видит разницы

Страница автора

Для меня давать чаевые официантам, курьерам или таксистам так же дико, как давать их кассиру после того, как она пробила покупки. А что, у них тоже зарплаты низкие и работа непростая! Или врачу или медсестре за забор анализов — ну а что, услуга же оказана, надо обязательно чаевыми отблагодарить.

👍 За: у официантов тяжелая работа

Аватар автора

Без обид

знает, о чем говорит

Страница автора

Три года студенческой жизни меня кормила работа официанта, не говоря уже о приобретенных сноровке, стрессоустойчивости и самообладании. Всегда оставляю чаевые, не менее 10—20% от счета, потому что помню, насколько это была тяжелая работа и как часто хотелось уволиться.

👎 Против: непонятно, почему вообще нужно оставлять чаевые

Аватар автора

Potato

ставит вопрос ребром

Страница автора

Ситуация: я пришла в ресторан не самообслуживания, что подразумевает, что еду мне до столика должны таки донести. Сама выбрала в меню еду, получила ее у официанта, использовала по назначению, оплатила счет. Вопрос: за что я должна давать чаевые официанту?

👍 За: за хорошее обслуживание можно и отблагодарить

Аватар автора

Alexandra P.

понимает, когда официант заслуживает чаевых

Страница автора

Обслужить можно по-разному. Кто-то примет заказ с постной миной и потом все перепутает, а кто-то будет крайне любезен и предупредителен. Например, принесет вазу для букета, не дожидаясь вашей просьбы. Мне кажется, почти всегда понятно, кто заслуживает чаевых, а кто — нет.

Аватар автора

Дмитрий

оставляет на чай, но не всегда

Страница автора

Я человек простой: выпиваю в заведении и меня хорошо обслуживают — оставляю 5—10%. Ем на сухую — не оставляю. Потому что одно дело — весь вечер гонять официанта за шестью кружками пива и тремя закусками, а другое — съесть второе или бизнес-ланч, сказать спасибо и уйти.

Аватар автора

Владимир Абронов

готов поощрять некоторых официантов

Страница автора

Чаевые — это возможность вознаградить за то, что официант, например, посоветовал вам что-то из еды или напитков и оно оказалось очень вкусным, подарил ребенку леденец, сделал скидку на весь чек при условии заказа определенного блюда или напитка и прочее.

Аватар автора

Ибрагим

объяснил, за что оставляет чаевые

Страница автора

Официант — это же не просто доставщик еды, он и продавец ее, и создатель настроения клиента. Принес еду с недовольным лицом или равнодушно отвечает на вопросы, что он может порекомендовать, — ничего не получил. А если улыбнулся, хорошо обслужил, грамотно и с душой порекомендовал блюдо — извольте вознаграждение! :)


Дарья РудаковаА вы часто оставляете чаевые в кафе?
  • НиколайВсегда оставляю если складываются общие приятные ощущения от заведения. И в целом это не только от уровня обслуживания зависит. Конечно же возникает вопрос: а как часто мне такие заведения попадаются?:-) Довольно часто.6
  • Майкчаевые не оставляю, это моя принципиальная позиция, работа официантов - это не что то супер необходимое, можно было б, я бы сам сходил до кухни, продиктовал свой заказ и забрал б его (привет с фудкорта), если же говорить о какой то эстетической составляющей ресторанного ритуала, то за частую еда в ресторанах меня так сильно разочаровывает, что я не вижу смысла вообще в этой эстетике, от того рестораны посещаю редко и из за крайней необходимости. но так как от официантов никуда не деться, приходится пользоваться этой навязанной услугой, я отношусь к этому как к подпискам типа яндекс плюс, пока кто то платит за нее, я пользуюсь пока мне дают бесплатно, не будут давать, не буду пользоваться вообще, так же и с ресторанами, если вижу в чеке +% обязательных чаевых, второй раз не приду туда точно.35
  • Мартин АлексеевичМне банально денег жалко - мало того, что пятеру отдаешь за скромный ужин на двоих в приличном месте, так и ещё что-то сверху должен Отдельные лучики непонимания приложениям для чаевых, которые норовят добавить строчку серым шрифтом об оплате их внутренних издержек) Напоминает классический анекдот про "прокатило". В таких случаях прошу оплату картой36
  • Александр ТихомировВ моём понимании чаевые — это благодарность за что-то, что выходит за рамки обычных служебных обязанностей. Как медаль для солдата, как премия для перевыполнившего план специалиста по продажам. Давать чаевые просто за то, что меня обслужили — почему и зачем?92
  • ВалерияВсегда, если был позитивный опыт. А потому практика обязательных чаевых вымораживает - сталкиваюсь с этим, когда приезжаю в Казахстан. Всмысле, вы забыли позицию в заказе и шли ко мне 10 минут, а я должна оставить на чай ?21
  • Anton ZhitarevОставляю очень редко Категорически негодую, когда в безналичный чек включают "сервисное обслуживание" Нытьё про "тяжёлая работа" и "официант кормится чаевыми" оставьте слезогонным пабликам. Все знают, что такое работать официантом. Не нравится - пиши по собственному.53
  • Мартин АлексеевичМаслёнок, нет, не хочу искать место попроще)32
  • Ledy v pledeВсегда оставляю на чай таксистам или официантам, если для был какой-то wow-эффект, что-то сделали от души и сердца, выходящее за рамки их обязанностей. Например, когда вызываю такси зимой на вокзал, водитель не кривит лицо, видя меня с чемоданом, что нужно выходить из машины и помогать грузить в багажник, выходит, помогает, еще и довозит и доносит чемодан почти до платформы.22
  • Андрей БондаренкоМартин, удивлён скриншотом. Если не секрет, что за приложение? У кого хватает нездоровой наглости и запредельной жадности на такие приёмы?16
  • Мартин АлексеевичАндрей, "Tapper", пару раз натыкался в московских заведениях11
  • NedobitБыл на днях в Царском селе, в Волконском - оставил 500 рублей при счете 4000, так как были голодные, и еду нам принесли за 10 минут, и вкусную. Не посмотрел даже, что сало к борщу закончилось) А в принципе, чаевые это жесть, после оплаты картой копаться в кошельке, искать подходящие купюры, удовольствие малое. На чеке предлагают кьюар код для чаевых, но дойдут ли они до официанта - большой вопрос.12
  • МаксимНадежда, реально покупатели? Не жадные предприниматели, которые не отправляют несколько курьеров на такие заказы или ограничивают вес заказа? Покупатели, которым предложили заказать с доставкой за 30 минут вместо поездки в гипермаркет, виноваты, что согласились на это, не узнав, не навредят ли они кому-то своим заказом.33
  • Маленькая ведьмаБесит, когда обслуживание в зале - плюс к цене, причем не маленький. Может я не рассчитывала на увеличение суммы в чеке, когда выбирала блюда по меню... Особенно бесит, когда официант поставил тарелку и убежал, или взял заказ, не повторил его и из-за этого путаница с блюдами, что то не донесли. Но нет, чаевые офику вынь да полож...10
  • apБывает, что оставляю, но чаще нет. На бизнес-ланчах вообще никогда. В целом действительно не понимаю: а чем официанты-то такие особенные?5
  • ovvvioВалерия, в КЗ с этим вообще беда: видимо, официанты привыкли, что чаевые включены в стоимость, поэтому работать можно, не напрягаясь. Запоминать заказ на память (потом, как итог, забывать блюдо), рассчитывать в течение 20 минут и т.д.8
  • AlexanderЯ в паре заведений прикормил пару официантов чаевыми (причем не сказать что большими) и когда там очередь на ланчи стоит , для меня почему-то столик оперативно находится. И терминал всегда работает и несут в большинстве случаев существенно быстрее и ещё куча крайне небольших но приятных ништячков, которые делают мою жизнь проще/лучше. Но в доволен что остальная бОльшая часть посетителей чаевых не даёт , пусть продолжает . Официанты, которые умеют со мной выстроить долгосрочно выгодный обеим сторонам диалог, заслуженно получают свои стабильные чаевые.13
  • Антон КармановВалерия, это не только в Казахстане, в Грузии и Армении также4
  • Валерияovvvio, к сожалению, не могу с вами поспорить. Возвращаясь на малую родину, со «скрипом» хожу в общепит.4
  • ВалерияАнтон, в Армении не была. Грузинский и Казахстанский сервис, да, похожи :)1
  • Lexa LexaМаслёнок, во-первых, платить чай - личное желание каждого, во-вторых - гордиться тем, что вы раздаете деньги официантам - не признак большого ума.30
  • Lexa LexaНадежда, "Сервис для быстрой доставки необходимой (!!!) срочно еды", о, такая формулировка где-нибудь в юридических документах прописана? Чтобы потом щемить этих сволочей, которые посмели воспользоваться приложением и заплатить деньги за заказ.12
  • namiГотова оставить только в случае, если обслуживание вышло за рамки служебных обязанностей. Просто за то, что у меня приняли заказ и принесли еду - нет. Это обязанность официанта, и я не вижу смысла "благодарить" за прямое выполнение своих обязанностей.5
  • ИванМайк, А для чего вам эта информация ?)) я и в студенческие годы всегда оставлял на чай, это не от финансов зависит, а от образа жизни, улыбайтесь и мир вам тоже улыбнется) и да недвижимости своей у меня нет, а экономя образно тысячи 4 в месяц не сильно повлияет на ее скорейшее приобретение)5
  • ШпильБыла в Израиле, зашли с друзьями из местных в кафе, по отзывам очень хорошее, мол, кормят исключительно вкусно. Принесли для начала какие-то булочки на грязной тарелке, вот буквально на грязной - с тонким слоем жира. Сказали об этом официанту, он без всяких извинений пожал плечами, но тарелку поменял. Булочки просто переложил. Потом оказалось, что наш заказ принесли на соседний столик . Соседи ничего не понимают, смотрят на еду, которую не заказывали, хорошо, что не начали есть. Мы снова к официанту, а он: ну заберите свои тарелки на свой столик, в чем проблема? Даа.. Что интересно, наших друзей ничего не удивляло, и в конце они оставили чаевые, как само собой разумеющееся. За что, спрашивается? К слову, еда действительно была вкусной, так это заслуга исключительно повара.20
  • mentwintИскренне люблю оставлять чаевые, когда официант был внимателен, консультировал при необходимости и оставил приятное впечатление Для меня его работа - часть приятно проведенного времени, которые может влёт изменится при невнимательности и грубости официанта. Мне не сложно поблагодарить человека за качественную работу и чуть поднять ему настроение Конечно, если у меня осталось неприятное впечатление - чаевых не оставлю13
  • ЛюбовьИспытала большое облегчение сейчас) Считаю, что если ничего выходящего за рамки для меня не сделано, то и платить дополнительно не за что. Среди своего круга общения я обычно не получаю понимания в этом. Но все-таки оказывается есть люди, которые считают как я. Искренне не понимаю, почему я должна накидывать сверх публичной оферты что-то, если услуга, которую мне предоставили, соответствует тому, что предлагалось. Вот если мне заправщик например фары помыл, я ему накину чаевых, так как его работа - это заправить машину и не более того, а он для меня сделал сверх ожиданий. А если официант просто принес мне еду, которую я выбрала, а мастер маникюра сделала покрытие, которое я хотела, то за что дополнительно платить?34
  • Evgenia SamotokhinaМаслёнок, а кто говорит, что не по средствам? Человек может и много зарабатывать, но будем честными 5к на еду явно выше среднего.12
  • ИванM, Так одно другому не мешает, чаевые это комплимент за хорошо выполненную работу, не важно будь то официант, таксист, барбер и тд, тем самым я показываю благодарность за его труд по мимо прямой оплаты услуги6
  • Lexa LexaМаслёнок, по снисходительной манере комментария в плане оценки платежеспособности человека по выдаче/невыдаче им чаевых. Вы не ребенок, вам нет смысла настолько подробно описывать, где вы плохиш.6
  • Pirozhok_s_kapustoyПросто люди соизмеряют свой доход и необходимость/размер чаевых, и это нормально. Чаевые - это доп. опция, которая оплачивается по усмотрению клиента. Давать чаевые, просто чтобы не "упасть в грязь лицом" - ну это моветон как бы10
  • Дина ЗавриковаМартин, я такое бесячее приложение встречала в Шоколаднице на Новослободской. Чаевые скромненько проставлены на 5%, если все быстро прокликать, то можно их и не заметить.8
  • Артем СтепановВ целом чаевые - это имхо порочная практика. Довод что зарплата у персонала маленькая, ну так зачем поощрять владельцев экономящих на оплате труда. Это порочный круг, чем больше платить чаевых тем меньше смысла хозяину повышать официальную зарплату. Да, бывает очень любезный и старательный персонал, которому грех не накинуть, в качестве поощрения. Но вот делать это просто так, потому что ему мало владелец платит? Ну так пусть требует от владельца повышения.32
  • SoledadЮрий, я работала и не оставляю. Ибо как только поняла, что такое быть официантом, максимально быстро смазала лыжи оттуда. А кто-то остался. Значит, его устраивало. Значит, его доход и его трудозатраты для получения этого дохода - исключительно его проблемы7
  • Андрейэто как жалобы на вызов скорой из за насморка. курьер поехал отвозить кому то пакеты еды на неделю, но не успел к чуваку которому срочно(!) был нужен бургер...5
  • Андрейкогда врача благодарят деньгами это взятка,а не чаевые9
  • ИльнурКогда был студентом, я подрабатывал в общепите. Начинал официантом, потом барменом, а затем кальянщиком. Какие общие выводы я сделал на основе своего личного опыта, а также моих знакомых: 1. Низкий оклад сотрудников. Часто работники общепита получают зарплату ниже МРОТ. 2. Сотрудники чаще всего официально не трудоустроены. С ними либо вообще не составляется договор, либо заключается ГПХ. 3. Работодатель обещает комфортный график, но по факту сотрудники много перерабатывают, а переработки им не оплачиваются согласно ТК. Дневные и ночные смены оплачиваются одинаково. 4. Больничные и отпуска – только за свой счёт. 5. Очень токсичные менеджеры и администраторы. Они позволяют себе хамство, эмоциональное насилие и манипуляции над сотрудниками. Ясное дело, что сотрудники в силу возраста и неопытности не понимают, что такое отношение к себе терпеть нельзя. 6. Многие заведения работают в убыток. Я закрывал кассу в двух заведениях и удивлялся, как заведения могут так долго работать с таким разрывом. Возможно, владельцы заведений отмывают деньги. 7. В некоторых заведениях у сотрудников часть чаевых изымается в пользу заведения. Я вас призываю не оставлять чаевые. Этим вы способствуете тому, что владельцы заведений нарушают права своих сотрудников. Не поддерживайте недобросовестных предпринимателей.9
  • АнтиконсьюмеристЧаевые не даю. Зарплату работникам должен платить работодатель. Исключение - могу накинуть бонус тому человеку, который выполнил больше, чем был обязан, либо которому я доставил какие-то неудобства.10
  • МаксимНадежда, по тем же самым причинам, что и за большее время, только намного быстрее.8
  • Светлана МехедоваПавел, если понравилась еда, то надо благодарить повара, а не официанта😅 Ну не благодарить же официанта за то, что он не плюнул в твоё блюдо🤷10
  • АндрейЕвгений, а водителю скорой ?6
  • ПавелЛандскнехт, гастарбайтер на стройках никаких чаевых никто никогда не оставляет, но их права тоже систематически нарушаются недобросовестными строительными организациями. Фермеры часто кидают на деньги своих сезонных работников, а им тоже чаевых не оставляют. Так что причино-следственная связь "чаевые - нарушение прав" кажется притянутой за уши1
  • ИльнурПавел, а какое отношение имеет к моему комментарию ваше высказывание?7
  • Dmitry KuznetsovШпиль, это особенность израильского сервиса - хамство и запредельные цены. Оно в глаза бросается по приезду из стран с хорошим уровнем обслуживания, но местные считают это нормальным. Периодически приходится бывать в Израиле по работе, стараюсь не посещать там кафе или рестораны, а просто заказывать еду в офис или в отель через приложения типа Wolt.4
  • Марина РПомню в Чехии как-то зашли в местное KFC. Делаю заказ на кассе. Кассир пробивает твистер и спрашивает, включить ли чаевые в чек. Я была просто в шоке. За что блин? Она не была вежлива, даже что-то там возмущалась на мой английский, я даже не села за стол, даже ещё в руки заказ не получила, не могу оценить его на вскус и обслуживание. Просто за что я должна платить? За то, что она там сидит. А так мы обычно с мужем оставляем,если все нравится. Но вот комментарий про то, почему не оставляют врачам и банковским работ4
  • FravОчевидно несправедливая традиция. Нравятся аргументы: оклад маленький, кормлюсь чаевыми - и решается это не тем, что работодатель должен нормально платить, а за счёт дополнительных трат клиентов; работа официантов тяжёлая - очень много других тяжёлых работ и намного тяжелее, но почему-то чаевые даются именно официантам5
  • СветлейшийОднозначно нет. Это порочная практика. Не нужно перекладывать денежную нагрузку на посетителя, просто потому, что хозяин жмот и не хочет платить больше. А я, как посетитель, вижу прайс и плачу по прайсу. Где я не прав?5
  • Макс ВалеевОфициантов разбаловали тем, что многие посетители им оставляют чаевые. За простое выполнение функциона - принес, унес, подал то, что заказывал - никаких чаевых. Ну чел просто выполнил свои обязанности. Чаевые могу оставить в особых случаях. И дело не в жадности.5
  • АнатолийСотрудникам должен платить зарплату работодатель и точка. Не нравится зп — или на другую работу. Я прихожу в ресторан расслабиться, почему я должен думать в этот момент о чей то зарплате? Какое я к этому имею отношение?4
  • NonamanКогда жил в Германии не оставлял чаевые, то так на меня сразу смотрели мерзко. Однажды официант просто бросил мелочь на пол и крикнул что надо идти в Макдональдс) В общем, после таких случаев никаких больше чаевых никому.5
  • Гэндальфина СераяВалерия, и в Грузии, и в Армении, и в Казахстане - нам объясняли, что эти 10% за обслуживание, автоматом включённые в чек - не чаевые на самом деле, и якобы официанты их не получают. И чтобы оставить чаевые, нужно всё равно ещё сверх платить0