Читатели Т—Ж по-разному относятся к традиции оставлять чаевые в кафе и ресторанах.
Кто-то считает, что это лишнее и официанты, как и все остальные, должны довольствоваться окладом. Другие же уверены, что, если вас обслуживают хорошо, можно оставить на чай. Собрали главные аргументы за и против в этом материале. Выбирайте сторону и делитесь мнением в комментариях.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
👍 За: чаевые — часть заработка официантов
В нашей культуре принято оставлять чаевые в основном официантам — я, например, всегда оставляла. Ведь чаевые официанта — это часть его заработка: если он обслужил так, что понравилось, — он их заработал.
Когда я работал официантом в 2010—2011 годах, зарплата от заведения была всего 5000 ₽. Весь заработок — только чаевые. И мои услуги, видимо, не были включены в стоимость блюд, как донесешь — столько и получишь.
👎 Против: доход сотрудников кафе — не забота клиентов
Всегда изумлял довод, мол, чаевые — основная часть дохода официанта. Прекрасно, но это он согласился на такие условия, а не я. Я вот согласилась на цену блюд в меню — и именно эту сумму я заплачу.
Считаю, что ни официантам, ни курьерам, ни тем более таксистам не надо платить чаевые. Все эти люди должны требовать свою зарплату у непосредственного работодателя. На меня они не работают и ни в коем случае не получают зарплату из моего кармана.
Чаевые официантам не оставляю, никому не оставляю. Мне зарплата дается не то чтобы легко, и не сказать чтобы она была особо крупной. Не считаю, что за низкоквалифицированный труд обслуживающему персоналу причитается еще что-либо кроме зарплаты. Не устраивает зарплата — ну иди поищи другую, из своего кармана я точно платить не собираюсь.
👍 За: чаевые — правило хорошего тона
В силу природной жадности я тоже не особо люблю давать чаевые официантам. Типа ты и так уже заплатил — и еще платить?! Но вроде как это вопрос хорошего тона. Постепенно приучила себя оставлять чаевые. Не в 100% случаев, но все же чаще оставляю, чем не оставляю. Например, всегда оставляю чаевые в любимых кафе, куда мы ходим с друзьями много лет.
👎 Против: традиция оставлять на чай в кафе — несправедливая
Меня всегда смущает вот что. Почему чаевые не дают медсестрам, врачам, повару, который, собственно, приготовил еду, каким-нибудь страховым агентам, сотрудникам банка? Короче говоря, всем остальным. Ну, по логике, медсестры и банковские клерки тоже бывают разные — кто-то старается, кто-то нет. Особо улыбчивых и старательных надо тогда тоже поддерживать чаевыми, разве нет? Но так вроде как никто не делает.
Почти в любой профессии, где есть работа с людьми, можно логически подвести так, что этим сотрудникам, как и официантам, надо давать чаевые. Но по традиции дают только официантам. Ну, я слышала, что еще парикмахерам.
А чем тот же стоматолог, репетитор, кондуктор в трамвае хуже? Чем работа официанта принципиально отличается от их работы? Если речь идет о том, чтобы просто подать меню, принести блюдо, все в рамках функциональности. Это же не какие-то дополнительные функции, как если бы я попросила официанта присесть и послушать, какой у меня был тяжелый день. Вот тогда да, это бы выходило за рамки работы, и за это следовало бы платить отдельно.
Для меня давать чаевые официантам, курьерам или таксистам так же дико, как давать их кассиру после того, как она пробила покупки. А что, у них тоже зарплаты низкие и работа непростая! Или врачу или медсестре за забор анализов — ну а что, услуга же оказана, надо обязательно чаевыми отблагодарить.
👍 За: у официантов тяжелая работа
Три года студенческой жизни меня кормила работа официанта, не говоря уже о приобретенных сноровке, стрессоустойчивости и самообладании. Всегда оставляю чаевые, не менее 10—20% от счета, потому что помню, насколько это была тяжелая работа и как часто хотелось уволиться.
👎 Против: непонятно, почему вообще нужно оставлять чаевые
Ситуация: я пришла в ресторан не самообслуживания, что подразумевает, что еду мне до столика должны таки донести. Сама выбрала в меню еду, получила ее у официанта, использовала по назначению, оплатила счет. Вопрос: за что я должна давать чаевые официанту?
👍 За: за хорошее обслуживание можно и отблагодарить
Обслужить можно по-разному. Кто-то примет заказ с постной миной и потом все перепутает, а кто-то будет крайне любезен и предупредителен. Например, принесет вазу для букета, не дожидаясь вашей просьбы. Мне кажется, почти всегда понятно, кто заслуживает чаевых, а кто — нет.
Я человек простой: выпиваю в заведении и меня хорошо обслуживают — оставляю 5—10%. Ем на сухую — не оставляю. Потому что одно дело — весь вечер гонять официанта за шестью кружками пива и тремя закусками, а другое — съесть второе или бизнес-ланч, сказать спасибо и уйти.
Чаевые — это возможность вознаградить за то, что официант, например, посоветовал вам что-то из еды или напитков и оно оказалось очень вкусным, подарил ребенку леденец, сделал скидку на весь чек при условии заказа определенного блюда или напитка и прочее.
Официант — это же не просто доставщик еды, он и продавец ее, и создатель настроения клиента. Принес еду с недовольным лицом или равнодушно отвечает на вопросы, что он может порекомендовать, — ничего не получил. А если улыбнулся, хорошо обслужил, грамотно и с душой порекомендовал блюдо — извольте вознаграждение! :)