«Набрался опыта в реальных задачах»: 4 стажировки, которые положили начало успешной карьере

Истории аналитиков и разработчиков Т⁠-⁠Банка
15
Аватар автора

Лада Кошман

собрала истории

Страница автора

Стажировка — хороший способ начать карьеру и попробовать свои силы в реальных задачах бизнеса.

Мы поговорили с аналитиками и разработчиками Т⁠-⁠Банка, которые попали в команду после стажировки. Они рассказали, какой опыт получили и как ранний карьерный старт помог им вырасти в профессии.

Лейбл заголовка
ИСТОРИЯ № 1

«Говорите, если вас что-то не устраивает»

Аватар автора

Розалия Амирова

старший разработчик в Т⁠-⁠Бизнесе

Страница автора

Отбор на стажировку. В 2020 году я окончила университет «Иннополис», училась на специальности «информатика и вычислительная техника». Каждый год в вузе проходили ярмарки вакансий, где студенты искали стажировки или работу. Сама я задумалась о карьере в 2019 году, после третьего курса. Отправилась на ярмарку, увидела стенд Т⁠-⁠Банка и подошла узнать про стажировки.

Там я познакомилась с директором татарстанских центров разработки банка. Он рассказал о программе оплачиваемых стажировок «Т⁠-⁠Банк Старт» и предложил оставить заявку. В Старте несколько направлений, например маркетинг и QA, но я выбрала iOS-разработку.

Ярмарка вакансий в университете «Иннополис». Я стою справа и представляю компанию уже как сотрудник
Ярмарка вакансий в университете «Иннополис». Я стою справа и представляю компанию уже как сотрудник

Три года назад отбор состоял из трех этапов, все проходило в онлайне. Сначала проводили шестичасовой конкурс по программированию из алгоритмических задач, их можно было решать на любом популярном языке. Следом предстояло выполнить тест по iOS и языку Swift — он проверял общие знания и длился около часа. В конце нужно было написать ленту новостей на основе полученного API со случайными постами, на это задание отводилось несколько дней.

Отбор был не слишком сложным, но занял много времени. Мне кажется, за счет этого проверялась и мотивация кандидата. Я со всем справилась, и меня позвали на очное собеседование в казанский ИТ-парк.

Перед интервью я почитала в интернете, что обычно спрашивают на собеседованиях по iOS. Это помогло систематизировать знания. Думаю, новичку важно показать мотивацию учиться, но про конкретные навыки в профессии забывать тоже не стоит. Собеседование прошло легко. Мне понравилось, что уже на интервью ментор вводил меня в курс дела.

Я попала в Т-Бизнес — подразделение банка для предпринимателей. В 2019 году еще не было выстроенного онбординга, поэтому я сразу погрузилась в боевые задачи: по ходу мне объяснили архитектуру проекта, рассказали, как писать тесты, и посвятили в командные процессы. На стажировке я в основном дорабатывала существующие фичи — депозиты и овернайты, писала автотесты. Курировал меня разработчик одной команд Бизнеса — он же проводил собеседование.

Я мощно прокачала хард-скиллы: разобралась с процессами и архитектурой крупного проекта, узнала много новых технологий и библиотек. Если говорить о софт-скиллах, я научилась работать в крупной команде, быть коммуникабельной, а также получать и давать обратную связь. Стажировка проходила летом, по 40 часов в неделю, совмещать с другими занятиями было несложно.

Я получила оффер через месяц после окончания стажировки — училась тогда на четвертом курсе. Меня взяли джуном в команду Т-Бизнеса. Здесь я уже выполняла задачи, связанные с разработкой новой функциональности, написанием тестов и аналитикой.

Работа в Т⁠-⁠Банке. За три года я выросла до позиции старшего разработчика. В основном занимаюсь бизнес-картами в мобильном приложении Бизнеса. Дойти до этого уровня мне помогло желание развиваться. Благодаря ему появляются проактивность, инициативность и смелость брать на себя интересные и сложные задачи. Еще я работала над собой и в техническом, и в личном плане.

Кроме того, в банке есть институт держателей профессии — разработчиков, которые проявили инициативу и взяли на себя развитие определенных направлений в сообществе. С начала 2022 года я курирую направления наставничества и DevRel.

Атмосфера в компании позитивная и доброжелательная
Атмосфера в компании позитивная и доброжелательная

Еще я люблю представлять компанию на ярмарках вакансий. Часто на них приходится выезжать в другие города: я живу в Иннополисе, а на мероприятия ездила в Саратов, Нижний Новгород, Москву и Казань. Еще одно приятное занятие — менторство стажеров и джунов. Сейчас в Т-Бизнесе сложился онбординг, все новые сотрудники — стажеры, джуны, мидлы, сениоры — пользуются чек-листами, знакомятся с видео и документацией по проекту и компании, а затем выполняют онбординг-задание. Как правило, это разработка одной фичи, чтобы познакомиться с проектом и процессами. Новым стажерам можно позавидовать: за счет онбординга им легко влиться в работу компании.

После онбординга новичок начинает выполнять реальные задачи в одной из команд: пишет фичи и автотесты, исправляет баги. За каждым стажером закреплен ментор, готовый прийти на помощь.

По окончании программы стажеры проходят аттестацию. Те, кто перевелся в штат, попадают на программу «Путь джуна». Она подразумевает три этапа по полгода, когда начинающий разработчик выполняет задания, похожие на те, что были на стажировке, а в конце каждой ступени проходит аттестацию. По ее итогам обычно повышают зарплату. На «Пути джуна» за каждым также закреплен наставник — вместе с ним новичок составляет план развития и проводит еженедельные созвоны для калибровки задач. По итогам программы джун переходит в мидлы.

Иногда я выступаю на образовательных мероприятиях. Как⁠-⁠то раз читала доклад о развитии с точки зрения и новичка, и ментора. Еще я выступала в вузах, но уже с ориентацией на новичков
Иногда я выступаю на образовательных мероприятиях. Как⁠-⁠то раз читала доклад о развитии с точки зрения и новичка, и ментора. Еще я выступала в вузах, но уже с ориентацией на новичков

Совет новичкам. Во-первых, не бойтесь. Поначалу большой проект и команда могут пугать, но со временем приятные эмоции от погружения в задачи и разработку перевесят страх. Во-вторых, говорите, если вас что-то не устраивает, — с куратором, ментором или тимлидом. Однажды мне достался слабый компьютер, какое-то время я работала на нем, но было некомфортно. Когда попросила его заменить, вопрос решили очень оперативно, и я выполняла работу быстрее. Всегда лучше сразу сказать о проблемах, чем потом разбираться с последствиями.

Лейбл заголовка
ИСТОРИЯ № 2

«Я рад, что по-прежнему могу уделять много времени учебе и развитию»

Аватар автора

Виктор Харламов

продуктовый аналитик

Страница автора

Отбор на стажировки. Я работаю в команде продуктовой аналитики Т-Страхования, параллельно перехожу на шестой курс мехмата МГУ и подрабатываю в математическом институте имени В. А. Стеклова РАН.

В 2018 году, на втором курсе, мне хотелось получить более прикладные знания, чем те, что давал мехмат. Как ни странно, выбор остановился на курсе Т-Образования по QA.

QA-инженеры следят за качеством приложений и автоматизируют процессы тестирования. Их хард-скиллы включают умение грамотно составлять тест-кейсы, писать код и работать с системами контроля версий. К окончанию курса каждый участник должен был написать тест-кейсы к реальному мобильному приложению и показать их работоспособность.

Я не хотел работать QA-инженером, но умение обращаться с git и мотивация писать чистый код еще не раз мне пригодились и на работе, и для учебных задач.

Фото с окончания QA-курсов. Здесь я получил сертификат о прохождении программы
Фото с окончания QA-курсов. Здесь я получил сертификат о прохождении программы

Затем я решил пойти на первую стажировку в Т⁠-⁠Банке. Подал заявку на несколько направлений, приоритетным указал ML. На отборе нужно было решить задачи по математике и программированию. Собеседование в команду машинного обучения состояло из нескольких частей: проверяли знание Python, математики и самого ML.

На части по математике спрашивали про случайные величины, просили посчитать дисперсию непрерывного равномерного распределения. На этапе с Python и машинным обучением разбирали мой ML-проект по обучению робота игре в крестики-нолики. После собеседования я получил письмо о том, что у меня мало опыта в ML и мне может понравиться направление аналитики.

Я попал в донабор стажеров-аналитиков, поэтому технических вопросов практически не было. Собеседующие интересовались, почему я стремлюсь в Т⁠-⁠Банк и какие задачи хотел бы решать во время стажировки.

Меня определили в отдел рекламных технологий, где я набрался опыта в реальных задачах. Помог команде понять тонкости использования библиотеки линейной регрессии Vowpal Wabbit, из-за которых та не могла обучиться простой линейной зависимости. Настроил несколько моделей для предсказания вероятности клика по контекстной рекламе и для классификации картинок с веб-ресурсов.

Стажировка длилась три месяца и предполагала занятость от 20 часов в неделю. График согласовывал с руководителем — в будни можно было распределять часы, как мне было удобно.

20 часов стажировки в будни, много-много времени на дорогу в офис, очные пары и домашки делали жизнь трудной, сонной и веселой.

В конце стажировки появилась возможность попасть в штат, но нужно было работать хотя бы 30 часов в неделю. Тогда я не мог совмещать учебу и работу, и мне предложили прийти на вторую стажировку без экзаменов, но с собеседованием.

Она проходила летом между вторым и третьим курсом. Я занимался продуктом страхования путешествий, аналитическими задачами с применением ML. Команда хотела улучшить модель ценообразования страховых полисов, сделав ее более гибкой. Для этого мы собирали информацию о рынке, анализировали позиции конкурентов и продумывали методы оптимизации нашей стратегии. Итогом второй стажировки стала модель, предсказывающая вероятность покупки полиса на сайте.

Здесь вновь встал вопрос о числе рабочих часов и учебной нагрузке. Команда очень хотела оставить меня у себя, поэтому через пару месяцев я смог выйти на работу, теперь уже на третью, полугодовую стажировку.

Тогда я полноценно работал с продуктовыми задачами: строил отчетность, помогал разбирать клиентские случаи. Самым интересным проектом на третьей стажировке стали создание и интеграция в продуктовые процессы модели, помогающей принимать решение по ценообразованию.

В итоге я перешел в штат на позицию джуна, работая 20 часов в неделю. Через год меня повысили до мидла. Сейчас в команде продуктовой аналитики Т-Страхования большая часть людей работает неполный рабочий день.

Работа в Т⁠-⁠Банке. Сейчас я управляю небольшой командой аналитики нескольких страховых продуктов, занимаюсь построением отчетности, налаживанием мониторинговых процессов, проведением тестов и исследованием продуктовых гипотез с помощью ML-моделей. Глобально мне хочется закончить построение аналитики с нуля — от простейших отчетов в SAP и полного бардака в DWH до классных отчетов в Tableau и регулярного R&D. Жена говорит, что я человек-оркестр.

Мой спектр задач широк: я выполняю функции технолога, разработчика и аналитика данных.

Например, сейчас я занимаюсь защитой карт: в случае мошеннических действий у клиента есть возможность возместить некоторую сумму. Еще помогаю развивать новые каналы привлечения, делать коммуникации с клиентами эффективнее, приоритизировать свой продукт среди множества других в экосистеме.

Недавно я проводил собеседования на стипендию Т⁠-⁠Банка — это программа финансовой поддержки талантливых студентов технических специальностей. Победители получают 25 000 ₽ в месяц в течение года.

Отбор проходит в несколько этапов. Сначала претенденты решают задачи, их принимает система. Потом заполняют анкету про достижения и мотивацию. Следом проходят собеседования, которые напоминают прием аналитиков и бизнес-технологов, с секцией продуктовой аналитики: кандидатам нужно решать математические задачи. Будущие стипендиаты определяются по результатам предыдущих этапов топ-менеджерами и специальным жюри.

Кроме программы стипендий в Т⁠-⁠Банке, у меня есть множество возможностей для самореализации. В апреле 2021 года я проходил курс по оптимизации запросов, а уже на следующей командной встрече рассказывал коллегам, как понимание работы Postgres помогает уменьшить время отработки запроса в десятки раз. Когда у нас в команде аналитиков кто-то делает новый и сложный проект, мы вместе разбираемся в деталях нового подхода.

Но главные условия для самореализации — неполный рабочий день, свободный график и гибридный режим работы. Я учусь на кафедре математической статистики и случайных процессов, с третьего курса пишу статьи, участвую в грантах и хожу на конференции. Поэтому, кроме рабочих задач, которые слабо связаны с наукой, для меня важно изучать профильную литературу и заниматься научной деятельностью. Будучи мидл-аналитиком, я рад, что по-прежнему могу уделять много времени учебе и развитию.

Лейбл заголовка
ИСТОРИЯ № 3

«Мне нравится то, что я делаю, это совпадает с моими ценностями»

Аватар автора

Алексей Пискунов

главный аналитик

Страница автора

Отбор на стажировку. Я учился в Физтехе на факультете радиотехники и кибернетики, окончил его в 2021 году. На первом курсе работал дизайнером в университетской организации, которая проводила олимпиады и конференции для школьников. Это было хобби, позволявшее отдыхать от напряженной учебы. Еще удалось немного поработать в лаборатории, где ставили эксперименты с лазерами. Первый опыт анализа данных у меня появился как раз там.

На третьем курсе, после лаборатории, я ушел на позицию Python-разработчика в небольшую компанию, которая делала робототехнические конструкторы для школьников. Гибкий график неполного дня позволял без проблем совмещать работу с учебой.

Так выглядела наша экспериментальная лазерная установка
Так выглядела наша экспериментальная лазерная установка

В конце третьего курса я узнал о Финтех Школе Т⁠-⁠Банка в сообществе компании во «Вконтакте» — тогда еще не было разделения на Финтех и Финтех Мидл. Решил поучаствовать — и прошел отбор. Основным направлением обучения был фронтенд, параллельно нам читали курс «Финтех-тренды» о том, как большие компании создают сервисы и приложения.

В тот момент мне захотелось поучаствовать в проектах, которые закрывают потребности людей и несут им пользу. В качестве направления для развития я выбрал аналитику. На мой взгляд, эта область позволяет эффективно применить хард-скиллы, полученные в университете. А за счет разнообразия задач и подходов к решению профессия аналитика творческая. Самые важные решения в крупных компаниях, как правило, принимаются на основе данных, поэтому аналитики напрямую участвуют в развитии продуктов.

На каникулах после третьего курса появилось больше времени для работы. Этот период отлично подходил, чтобы начать карьеру со стажировки. К тому моменту у меня было два приглашения: кроме Т⁠-⁠Банка, я прошел отбор в «Марс». Общение со знакомыми, которые стажировались в компаниях, помогло сделать окончательный выбор.

Отбор в Т⁠-⁠Банке состоял из нескольких этапов. Вначале кандидаты решали школьные олимпиадные задачи в соответствии с направлением. Еще было несколько кейсов про запуск новых продуктов, которые показались мне интересными.

Тех, кто справился с первым этапом, звали на финальное собеседование. Там кандидаты по очереди общались с представителями команд, готовых взять стажеров. Нам давали несложные задачки на логику, рассказывали о себе и планах на стажировку. Пройти собеседование мне, вероятно, помог опыт участия в студенческих проектах, знание Python и навыки анализа данных.

Всем стажерам и новым сотрудникам проводят онбординг: знакомят с компанией, проектами и продуктами группы. Потом он продолжается внутри команды: новичок узнает коллег и детали предстоящих задач. Атмосфера была доброжелательной.

Все коллеги довольно молоды, поэтому мне казалось, что я просто поступил в еще один университет, где решают прикладные задачи.

Стажировка длилась месяц при занятости полный рабочий день. Предложили на выбор несколько актуальных задач — я остановился на алгоритме анализа действий пользователя в интернет-банке для выявления мошеннических сессий. В конце стажировки необходимо было подготовить презентацию проекта и защитить ее перед топ-менеджерами компании.

У меня был наставник-аналитик, он поддерживал меня и обеспечивал необходимой информацией, без него не удалось бы довести проект от начала до логического конца. При этом всю работу я выполнял сам, ментор лишь подсказывал, как сделать лучше и на что обратить внимание. После стажировки мне захотелось продолжить работу над проектом, и меня как раз позвали на штатную позицию. Я начал работать в Т⁠-⁠Банке с сентября 2018 года.

Получаю диплом об успешном окончании стажировки
Получаю диплом об успешном окончании стажировки

Работа в Т⁠-⁠Банке. С 2018 года из технолога я дорос до руководителя команды: мы организуем бизнес-процессы и отвечаем за реализацию идей. В частности, моя группа занимается антифродом — защитой клиентов от действий мошенников. Мне нравится то, что я делаю, это совпадает с моими ценностями.

В планах — продолжить профессиональное развитие и передавать опыт. Сейчас я прохожу внутренний курс по менеджменту, также учился на программах Т⁠-⁠Банка по алгоритмам и базам данных. Начинающим аналитикам и не только посоветую бесплатные курсы от Data Learn.

Я часто выступаю в роли наставника на стажировках. Периодически в работе появляются новые проекты, на которых новички могут хорошо себя проявить. Тогда ищу себе стажера через программу стажировки, на которой учился и я. Роль ментора мне нравится, стажеры приходят со свежими идеями. Нередко вспоминаю общение со своим ментором, чтобы воссоздать похожий формат взаимодействия со стажерами.

Совет новичкам. Успешному интервью способствует грамотно составленное резюме, ведь именно по нему эйчар-специалист встречает кандидата. Перед откликом на стажировку или вакансию стоит потратить немного времени, чтобы вспомнить релевантный опыт, указать свои сильные стороны. Не скромничайте, иначе ваши достижения так и останутся тайной. Содержание резюме может помочь начать разговор на собеседовании: завязать беседу со знакомых тем всегда проще.

Лейбл заголовка
ИСТОРИЯ № 4

«К стажерам относятся как к полноценным сотрудникам, нет предвзятости»

Аватар автора

Андрей Москалев

разработчик, data engineer

Страница автора

Отбор на курсы и стажировку. Перед началом девятого класса я участвовал в летней школе по компьютерным наукам от ВШЭ. Там семинарист моей группы рассказал про Т⁠-⁠Банк Поколение и порекомендовал эту программу по алгоритмам и структурам данных.

У меня уже был небольшой опыт в сфере компьютерных наук. В седьмом-восьмом классе я писал простые программы на Java, чтобы улучшить игровой сервер в Minecraft. С конца восьмого класса занимался спортивным программированием в центре поддержки одаренных детей «Стратегия» в Липецке.

Отбор в Поколение проходил удаленно. Нужно было продемонстрировать текущий уровень знаний в спортивном программировании. Я прошел отбор и выбрал направление «алгоритмы и структуры данных». На нем готовят к олимпиадам по программированию, за призерство в которых можно получить преимущества при зачислении в вуз. Тогда результаты ЕГЭ не важны и требуется лишь набрать минимальный балл.

Обучение шло по четырем параллелям, каждая сложнее другой. Занятия на одной параллели рассчитаны почти на целый учебный год, я прошел полторы. Уроки проходили раз в неделю по субботам в штаб-квартире Т⁠-⁠Банка. Сначала по расписанию шла лекция, потом был перерыв на ужин и несколько часов на решение задач по теме лекции. В это время участники задавали вопросы, обсуждали учебу в университете, олимпиады.

Навыки, приобретенные на курсе, помогли мне: я получил два диплома призера олимпиад из перечня РСОШ, стал призером в «Турнире Ломоносова» по информатике и в олимпиаде ИТМО по информатике.

Учеба в Т⁠-⁠Банк Поколении держала меня в тонусе, непрерывно давала новые знания, формировала круг общения.

Для поступления рассматривал программную инженерию в ИТМО и НИУ ВШЭ. Программа ВШЭ привлекала отсутствием проблемных для меня физики и истории. Т⁠-⁠Банк Поколение, участие в профильных выездных школах и образовательных сменах среди года помогли мне поступить туда.

Во время учебы в университете мне пригодились все полученные навыки: вузовские курсы по алгоритмам и структурам данных, программированию практически дублировали Т⁠-⁠Банк Поколение. Я не ходил на лекции по этим предметам, на практике часть задач копировал с курса, а часть решал с нуля, используя имеющиеся знания.

В середине первого курса я решил постажироваться в Т⁠-⁠Банке: компания была мне близка, я пользовался ее продуктами. У меня был план поступить на программу «Т⁠-⁠Банк Старт».

Для отбора требовалось решить задачи, используя знания в области алгоритмов и структур данных, а также заполнить анкету с указанием профессионального опыта. Работать можно было от 20 до 40 часов в неделю — я выбрал 20, чтобы совмещать с учебой.

У кандидатов было собеседование в один этап. У меня спросили об опыте в SQL, Docker и Python, предложили рассказать о проектах, которые я указал в анкете, и решить несколько задач на логику и код.

Тогда у меня было несколько проектов. Основным и самым крупным был чат-бот для перевода голосовых сообщений во «Вконтакте» в текст — до того, как соцсеть сама ввела такую функциональность. На развитие бота мне даже донатили разработчики «Вконтакте». Еще один проект я делал для своего лицея — ПО для большой сенсорной информационной панели. Эта программа позволяла размещать картинки на сенсорной доске. Можно было нажимать на них и открывать их большие версии.

Один из моих проектов — ПО для сенсорных панелей
Один из моих проектов — ПО для сенсорных панелей

На отборе запомнилось, как я сравнивал типы данных и их эффективность. В этом здорово помог опыт участия в Т⁠-⁠Банк Поколении. Он дал мне конкурентное преимущество, поскольку компания понимает: скорее всего, я лояльнее многих других кандидатов, ранее уже прошел отбор на курс для школьников и завершил его.

К стажерам в Т⁠-⁠Банке относятся как к полноценным сотрудникам, здесь нет предвзятости. Стажировка — это своего рода испытательный срок, при этом вначале в компании не ждут, что ты будешь самостоятельным сотрудником, и готовы всячески помогать стажеру, учить новому.

Примерно за две недели до конца стажировки у меня спросили, хотел бы я продолжить работу в штате. Я ответил, что хочу, и попросил график 30 часов в неделю, чтобы успевать учиться. Приближалась первая серьезная сессия первого курса — летняя.

Куратор подбирал задачи, отвечал на все мои вопросы, помогал в решении проблем и проводил ревью. Я очень благодарен ему за помощь и поддержку. Не так давно он стал тимлидом команды, в которой я работаю.

Я с одной из футболок Т⁠⁠-⁠⁠Банка
Я с одной из футболок Т⁠⁠-⁠⁠Банка

Работа в Т⁠-⁠Банке. Сейчас я разработчик, data engineer. Занимаюсь библиотекой, компоненты которой трансформируют или загружают данные. Мы пишем генераторы SQL-кода для оптимальной трансформации или загрузки данных.

Я учился не только на стажировках, но и проходил дополнительные курсы по специальности. К примеру, я освоил «Введение в программирование на C++» на «Степике». Это курс для тех, кто начинает свой путь в олимпиадном программировании. Еще один пройденный курс на «Степике» — «Программирование на Python» от Института биоинформатики.

Плюс продолжаю получать знания на работе. У сотрудников банка есть доступ к различным образовательным материалам — например, записям Т⁠-⁠Банк Финтеха, внутренних митапов, а также к видеокурсам специально для внутреннего использования. Я посмотрел несколько лекций Финтеха по Python — это хороший курс, дает глубокое понимание ряда тем. Кроме этого, готовлюсь к аттестациям, которые в компании проводятся два раза в год и позволяют получить повышение после ревью или пересмотреть зарплату.

Есть что вспомнить про учебу в университете? Расскажите и станьте героем следующего материала
Лада КошманРасскажите, как стажировка помогла вашей карьере:
  • Михаил ЖаровПрижал дефицит кадров однако. Может тоже наконец в IT рвануть, пока ещё след из песка за собой не оставляю...3
  • Алиса Маркиная хочу футболку тинькофф)))0
  • Александр ОрловЧто то то нет историй, я окончил курсы и вот я в Тинькове. Все имеют профильное образование.10
  • XardasВШЭ, Мехмат МГУ, МФТИ, Иннополис - ну как бы ребята из этих вузов и без стажировок не пропали бы.8
  • Александр КоростелинАлександр, это всё, что нужно знать о разнообразных курсах и «в-айти-вхождении».1
  • Александр КоростелинXardas, причём складывается ощущение, что их знания и усилия достойны лучшего применения. То есть вроде как для математика, неоднократного призёра олимпиад, пилить отчетики по банковским продуктам как-то мелковато, что ли…6
  • Андрей МоскалевАлександр, у меня ещё нет профильного образования, закончил 2й курс. Пожалуй, одних курсов Тинькофф будет недостаточно, да и для поступления на них нужен высокий уровень из-за конкуренции. Но и профильное образование навряд ли то, благодаря чему коллеги выросли в должности.2
  • Александр ОрловАндрей, статья и мой коммент - про стажировку. Рост в должности - отдельная песня.0
  • Андрей МоскалевАлександр, профильное образование тут не ключевое для меня. Наверное, какой-то бонус при отборе это может дать.0
  • Виктор ХарламовАлександр, я не знаю как конкретно себя позиционируют наши курсы (оставим это более знающим людям), но могу сказать о наличии профильного образования у стажёра. 1. Отбор на стажировку подразумевает решение задач на алгоритмы в программировании и задач на околовузовскую математику в соответствующем экзамене. Соответственно, люди, которые хорошо пишут этот этап, скорее всего имеют «профильное» образование. Курсы же не учат вузовской математике с нуля, они закрывают конкретные потребности в дополнительном образовании. 2. Выпуск того же мехмата МГУ порядка 250 человек в год. У других известных факультетов/вузов тоже немало людей. В итоге, достаточно часто выпускники известных вузов борются друг с другом, а не с теми, кто имеет «непрофильное» образование. В итоге, достаточно много стажёров получаются из известных вузов, что влияет на то, какое в итоге подмножество будет псевдослучайно выбрано для написания этой статьи. Однако это не исключает, что остаются только лишь МГУ, МФТИ и ВШЭ. У меня весной был очень классный стажёр с МИФИ с околопрогерского направления. Он не имел хорошего математического образования, как на мехмате, но он отлично показал себя и на собеседовании, и в работе. 3. Будем честны, диплом известного факультета/вуза или учёба в нём коррелируют с тем, насколько человек и без знаний этого вуза был способен к тому, чтобы стать классным аналитиком или разработчиком. Не стоит вырывать этот пункт из контекста и говорить, что берут только из трёх ВУЗов, но какую-то коррекцию в оценку это вносит. Кстати, не всегда в положительную сторону. Я, к примеру, когда вижу, что человек плохо пишет/знает математику, будучи с ВМК/мехмата/физфака МГУ, задумываюсь о том, смогу ли я объяснить то, что вообще-то человек должен быть почерпнуть из учебной программы. Вышеперечисленное ни коим образом не исключает то, что мотивированный человек с «непрофильным» образованием может пройти на стажировку аналитиком или разработчиком. Ему, в любом случае, придётся приложить больше усилий, которые его конкуренты приложили ранее, получая «профильное» образование. P.S. Всё это моё личное мнение)6
  • Виктор ХарламовАлександр, работа аналитиком - не просто пилить отчётики) Если бы достаточно было пилить отчётики, то Сбер, приложив чуть больше усилий, легко бы сделал лучше везде, где только можно. Как есть конкуренция в научном сообществе в том, кто первый получит результат в определённой области, так и здесь есть рыночные условия, в которых нужно оптимизировать расходы и максимизировать прибыль. Да, не нужно быть идеалистом и считать, что есть абсолютно рыночные условия, и все везде суперумные и суперэффективные. Но одними отчётами сыт бизнес не будет. Можете, к примеру, постараться разобраться почему произошёл бум Data Science, и почему так много говорят о применении «умных» технологий в бизнесе. Другим пунктом я бы отметил, что не всякий хороший математик будет хорошим аналитиком. Для этих разных профессий нужны разные умения. К примеру, в среднем математику в меньшей степени нужно думать об умении продавать свои результаты кому-то, думать о рыночных условиях, стремиться применить свои результаты в конкретной прикладной задаче. Понимаю, что, быть может, у меня взгляд из среды нашего математического сообщества (да и вообще это конкретно моё видение), но математик - это не лучшая версия аналитика, а просто другая профессия. Рынку нужны как хорошие математики, так и хорошие аналитики. Но что же с ЗП? Да, с этим беда. Вполне возможно, что здесь рынок не оптимален, и труд условного математика будет оплачиваться меньше, чем труд условного аналитика. Скорее всего, я бы больше занимался научной деятельностью, если бы там больше платили. Однако это никоим образом не отменяет потребность в хороших аналитиках, знающих тот же матстат глубже, чем умение применять калькулятор для A/B тестов (а оно вообще-то тоже нужно). И чем глубже аналитик знает подробности математических моделей, их применимости и адекватности для конкретных задач, тем вероятнее ему это поможет в карьерном росте, а также поможет в росте компании из-за такого сотрудника.3
  • Александр ОрловВиктор, спасибо за развёрнутый комментарий. Для себя я сделал следующие выводы: 1. В топ компании проще зайти через мидл уровень. 2. Курсам надо обратить внимание на алгоритмы.3
  • Александр ОрловВиктор, спасибо за развёрнутый комментарий, кое-что в моих мыслях изменилось. Я вижу вы уже разобрались насчёт бума data science, поделитесь ссылочками?0
  • Виктор ХарламовАлександр, https://www.dataquest.io/blog/evolution-of-data-science-growth-innovation/0
  • КукусяМихаил, давно пора)))))0