На личную карту приходят деньги от чужого бизнеса. Могут ли ее заблокировать?
Одолжила свою карту бабушке. У нее бизнес, поэтому ей часто пересылают деньги, которые она просто снимает. Документов нет, но переводы не превышают миллиона рублей в месяц.
Карту бабушки банк заблокировал — требует документы. Могут ли заблокировать и мою карту и что тогда делать? Какие именно документы нужны в этом случае?
Вы переживаете не зря. Банк вправе ограничить операции по вашей карте: запретить снимать наличные и переводить деньги кому-либо, отключить мобильное приложение — и запросить документы, подтверждающие их. Или вовсе заблокировать карту и счет, к которому она привязана.
Ограничивать могут счета граждан, предпринимателей и организаций. Расскажу, когда банк может так поступить и что делать в вашем случае.
Когда банк может наложить ограничения на счет и карту
Есть несколько причин, по которым банки приостанавливают операции и блокируют карты.
Нарушение «антиотмывочного» закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ. Банк вправе приостановить любую операцию, если она покажется подозрительной. Например, если:
- на карту приходят регулярные переводы, которые клиент потом обналичивает;
- предприниматель переводит деньги с расчетного счета на личный, при этом других операций по счету ИП нет;
- клиент чаще всего использует карты, чтобы снимать наличные;
- на счет приходят переводы до 600 000 ₽ в день или в пределах суточного лимита на снятие наличных;
- клиенту регулярно приходят деньги, но это не зарплата и не компенсация расходов сотрудника.
При этом счет и карту не блокируют — просто приостанавливают операцию, которую хотел выполнить клиент, пока он не объяснит детали платежа. Информацию об этом банк передает в Росфинмониторинг, Центробанк и другим кредитным организациям. Если клиент докажет законность денег, банк уведомит всех, что подозрения сняты .
Если в течение года банк приостановил минимум две операции из-за подозрений в легализации преступных доходов, он вправе расторгнуть договор с клиентом.
Использование личной карты для бизнеса. Счет, который банк открывает обычному человеку, нужно использовать только для личных, а не для предпринимательских нужд.
Если банк видит поступления от ИП или компаний либо частые исходящие переводы по реквизитам фирм, он может приостановить операции и потребовать объяснений.
Передача карты другому человеку. Свою карту нельзя передавать даже родственникам. Использовать ее вправе только клиент, которого банк идентифицировал . При этом если картой пользуется другой человек, все проводимые по ней операции банк считает клиентскими.
Если банк заподозрит, что картой пользуется не клиент, он может заблокировать ее или счет и потребовать вернуть пластик обратно. Решение зависит от внутреннего регламента и сотрудника, который проверяет клиента.
Для другого человека можно официально выпустить дополнительную карту. Но вы, как владелец счета, все равно будете отвечать за любые операции по ней.
Подозрения, что операцию выполняет не клиент. Например, если трижды ввести неверный пин-код от карты или провести оплату где-то в непривычном месте.
Как снять блокировку счета
Сначала стоит обратиться в банк и выяснить причину ограничений. А потом представить документы, которые банк запросит, чтобы подтвердить законность операции.
Например, если клиент внес на счет 1 000 000 ₽, банк может потребовать документы, которые докажут, что сумма появилась легально. Доказательствами могут стать, к примеру, справка о доходах или договор купли-продажи недвижимости.
Если операции по счету ограничили из-за того, что карту используют для предпринимательства, придется открывать расчетный счет для бизнеса и по нему проводить операции, которые вызвали у банка вопросы.
Могут ли заблокировать другие карты в том же банке
Зависит от причины блокировки или приостановки операции. Если банк приостановил транзакцию из-за «антиотмывочного» закона, под ограничения подпадут все счета клиента. То же будет, если банк заблокировал или приостановил обслуживание карты и счета, потому что его используют не по прямому назначению — в бизнес-целях.
Если же карту заблокировали из-за подозрений, что ею пользуется не клиент, сотрудник банка будет действовать по ситуации. В этом случае другие карты и счета могут не тронуть.
Что делать в вашем случае
Карту бабушки могли заблокировать или ограничить по разным причинам. Но, судя по вопросу, вероятнее всего, это случилось из-за подозрительных операций, которые не соответствуют целям, для которых была оформлена карта.
Вы отдали бабушке свою карту, но, поскольку она использует ее для бизнеса, лучше поскорее ее забрать. Во-первых, за все операции, которые фактически совершает бабушка, ответственность несете вы. Во-вторых, бабушка должна открыть расчетный счет — и получить карту, привязанную к нему.
Какие документы нужно представить, чтобы снять ограничение со счета, можно узнать в самом банке. Все зависит от причин, по которым банк принял такое решение.