Это история из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила текст по стандартам журнала
В Стамбул я прилетела одна — оказалась там по пути в Швецию, где у меня живет сестра.
Не планировала лететь именно через этот город, просто самые дешевые билеты по 34 000 ₽ были с пересадкой в Турции. Перерывы между рейсами по пути туда и обратно длились больше 12 часов. Другие варианты были с двумя пересадками и дороже в разы.
Стамбул мне понравился. Но поездки на местном такси оставили крайне неприятные впечатления. Именно об этом и хочу рассказать: возможно, мой опыт пригодится другим путешественникам.
Как я провела время в Стамбуле
Жила в отеле Venera в центре города. Выбрала его по фотографиям и адекватной для центра стоимости за сутки.
Что понравилось:
- Большие и уютные номера.
- Расположение прямо в центре. До Голубой мечети и Айя-Софии — 20 минут пешком вдоль трамвайных путей.
- Ресторан при отеле на восьмом этаже с панорамными окнами. Там отлично встречать рассвет.
- Вкусная еда. Когда ужинала вечером, дали меню на русском языке.
- Разнообразный завтрак: свежие фрукты, овощи, несколько вариантов блюд из яиц, эклеры, вкусные панкейки с шоколадом.
- Много магазинов, банков и кафе по пути к мечетям.
Мне понравилось гулять по улицам поздно вечером и утром. Было полное ощущение безопасности. Можно купить вкуснейшие восточные сладости, посидеть в колоритном местечке, попить кофе с пахлавой. Прогуляться до моря или посетить ближайшие достопримечательности: мечети, дворец Топкапы и парк «Гюльхане».
Неприятности в такси
Я перемещалась исключительно на такси. Все три раза происходили какие-то неприятности. Как мне показалось, некоторая хитрость — черта характера многих местных таксистов. Возможно, не всех, но лучше быть к этому готовым.
Еще в Москве я установила приложение «Убера». Но когда прилетела в Стамбул, в нем высветилась надпись, что надо отправить смс для идентификации. Это было странно, так как я прошла регистрацию еще в России. Не стала тратить на это деньги и время, к тому же местные сказали, что «Убер» больше не работает, — поверила им. На обратном пути из Швеции решила попробовать другое приложение — Bitaksi, но не смогла привязать карту: не приходила смс. Можно выбрать оплату наличными, но их у меня к тому моменту было очень мало.
Первая история: непонятные наценки. Мне подсказали, что желтые такси, которые стоят на выходе из аэропорта, возят по фиксированной цене. В аэропорту она даже указана на рекламном баннере. Я села в такую машину. У водителя таксометр был выведен на зеркало заднего вида, и я в режиме реального времени видела, как утекают мои денежки.
Мы доехали до отеля, и на таксометре было 920 TRY (2755 ₽), а водитель вбил в кассовый аппарат 1080 TRY (3234 ₽) — сказал, что это по прайсу, который я видела в аэропорту. Дополнительно касса добавила еще какую-то сумму. И вуаля, поездка обошлась мне примерно в 1200 TRY (3594 ₽). Решила, что это несущественно, деньги не должны омрачать мою поездку. В отеле вкусно поела, пошла гулять по городу и напрочь забыла всю эту историю.
Вторая история: обман. Мне нужно было вызвать такси в четыре часа ночи из отеля в аэропорт имени Сабихи Гекчен. Заказала такси на ресепшене. Минус был в том, что оплатить надо было наличными долларами или евро, хотя в основном в Стамбуле я расплачивалась картой. Хорошо, что поменяла деньги во Внукове перед вылетом.
Такси из отеля стоило 43 $ (3988 ₽), и я согласилась, прикинув, что это не сильно дороже, чем моя поездка в центр из главного аэропорта.
Водитель приехал вовремя, погрузил мои вещи, был очень милым. Мы доехали ночью до Сабихи за полчаса. Я протянула 50 $ (4638 ₽), и водитель сказал, что сдачи не будет, потому что был платный туннель. Мы действительно ехали по туннелю. Я немного повозмущалась, что он мог бы и предупредить. Потом ответила «Окей» и пошла на посадку.
А в следующий мой приезд на ресепшене отеля сказали, что никаких доплат быть не должно и в цену, которая у них указана, уже все входит.
Третья история: езда кругами. Через неделю прилетела обратно и в Сабихи села в желтое такси. Опять обещали фикс-прайс, около 1100—1300 TRY (3294—3893 ₽). Я уже была готова к тоннелям и следила по «Гугл-картам», куда меня везут.
Водитель ехал откровенно козьими тропами. Я видела, что меня увозят в направлении от центра Стамбула, и серьезно испугалась. Тем более что накануне мы с сестренкой посмотрели фильм «Убийца „Священный паук“». Я включила геолокацию, скидывала скриншоты «Гугл-карт» сестре и предупредила, чтобы, если что, объявляли меня в розыск.
В какой-то момент водитель начал рассказывать про плату за автобан. Я ответила: «Нет!» Водитель не говорил по-английски или по-русски, я, как могла, настаивала: «Ноу автобан, ноу». Параллельно читала про платные дороги Стамбула — наконец-то мне пришла в голову эта светлая мысль!
Нашла статью про платные мосты и трассы. Если в России мы останавливаемся при въезде на автобан и сразу платим, то в Стамбуле есть какие-то наклейки на стекле и оплата списывается автоматически. Пассажир не видит сумму. Мой водитель просто тыкал мне в лицо своей табличкой, где на всех языках было написано, что за автобан должен платить пассажир. Я говорила: «Нет, я не понимаю вас». Еще написала ему в «Гугл-переводчике», что не вижу, где он и сколько платил.
Он вздохнул и поехал дальше. Я продолжала следить по «Гугл-картам» — видела, как он плутал по центру, то приближаясь к моему отелю, то удаляясь от него, сворачивал в другую сторону, потом выруливал обратно, а таксометр все тикал и тикал. Ох как я была зла!
В итоге он запросил у меня по таксометру 1380 TRY (4133 ₽) и еще 350 TRY (1048 ₽) за платную трассу. Я сказала, что за нее платить не буду. Он тут же переобулся и сказал, что автобан стоит 250 TRY (749 ₽). Я ответила, что не видела, сколько он платил. Тогда он начал показывать мне какую-то таблицу в Гугле, очень похожую на то, что я видела в статье. Там в одной из строк было 150 TRY (449 ₽).
Я очень устала, шел первый час ночи, мы два часа с ним катались, и я согласилась заплатить 1500 TRY (4492 ₽) и еще комиссию. В итоге поездка из Сабихи обошлась в 1650 TRY (4941 ₽). По-моему, это мое самое дорогое такси за всю жизнь.
На следующий день я обсудила эти истории с платными дорогами на ресепшене и поняла, что никаких доплат быть не должно. Потом сравнила маршрут в приложении Bitaksi и путь, который отследила по «Гугл-картам», и увидела, насколько они отличались.
Чтобы не рисковать, заказала такси до аэропорта Стамбул в отеле за 38 $ (3525 ₽) без доплат, отдала деньги сразу, получила свою сдачу. И решила рассказать другим про свои приключения, чтоб вы не попали на деньги, как я.
Что в итоге
В Стамбуле я потратила около 33 500 ₽ за два дня. Вот какие выводы сделала:
- Лучше иметь при себе карту маршрута до места назначения, показать ее водителю. Если интернета нет, сделать скрин маршрута заранее.
- Заранее обсудить с водителем стоимость поездки и плату по счетчику. Возможно, стоит предупредить, что денег у вас мало, вы будете следить по картам, как он едет. Сфоткайте номер его машины прямо при нем, чтобы он понимал, что вы в курсе их махинаций.
- Сообщить, что проезд по автобанам и туннелям вы оплачивать не будете.
- Если 3000—5000 ₽ за такси для вас дорого, заранее изучите маршруты другого общественного транспорта, который обойдется дешевле.
Я надеюсь, что мой опыт убережет вас от неприятных впечатлений в поездке. Дело даже не в деньгах, а в том, что осознаешь этот обман, чувствуешь его и расстраиваешься. Не все люди готовы моментально собраться с мыслями и отстаивать свои права. Я, например, совсем не умею ругаться.
Если уже сталкивались с такси в Стамбуле и знаете, как надо действовать, дайте ваши советы путешественникам в комментариях. Мне тоже будет полезно на будущее.
Расходы в Стамбуле за два дня — 33 500 ₽
Такcи | 16 000 ₽ |
Две ночи в отеле в центре | 12 000 ₽ |
Ужин | 3 500 ₽ |
Десерты в подарок родным | 2 000 ₽ |
Расходы в Стамбуле за два дня — 33 500 ₽
Такcи | 16 000 ₽ |
Две ночи в отеле в центре | 12 000 ₽ |
Ужин | 3 500 ₽ |
Десерты в подарок родным | 2 000 ₽ |