Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Я родилась и выросла в Уфе, окончила девять классов обычной школы и ушла в медицинский колледж.
Решение мы приняли вместе с родителями. Я понимала, что учителя не смогут нормально подготовить меня к ЕГЭ: преподавали в моей школе не слишком качественно, а к ученикам некоторые педагоги относились с пренебрежением. Папа предложил поступить в колледж и получить прикладную профессию. Мне понравилась идея, и я не жалею, что прислушалась к его совету.
Выбор учебного заведения и поступление
В школе меня больше всего интересовали русский, литература, история и обществознание. Но мы с родителями обсудили перспективы и пришли к выводу, что освоить денежную профессию в сфере гуманитарных наук практически невозможно и, скорее всего, я смогу стать лишь учителем, чего мне не хотелось. Тогда я решила выбрать специальность, которая будет нравиться мне чуть меньше, но гарантирует хорошо оплачиваемую стабильную работу.
Папа предложил отучиться на фармацевта или лаборанта. Он считал, что это практичные и полезные профессии, ведь можно не только консультировать других людей, но и помогать своей семье: подбирать безрецептурное лечение, анализировать назначения врача, ограждать от покупки препаратов, которые могут принести больше вреда, чем пользы.
Вариант лаборанта я отмела: напрягало, что придется работать с биологическим материалом. А вот профессия фармацевта показалась интересной, и в конце девятого класса я подала документы в Уфимский медицинский колледж на эту специальность.
В 2019 году, когда я поступала, набирали только две коммерческие группы, бюджета не было. Принимали по среднему баллу аттестата — от 4,2 и выше. Я окончила девять классов с отличием, поэтому о своем месте в рейтинге не переживала.
Первый год обучения стоил 69 300 ₽. Затем цена увеличивалась из-за инфляции, и за последний курс в 2023 году родители заплатили уже 80 100 ₽.
Учеба
Первый курс. Мы осваивали исключительно школьную программу, углублялись в химию и биологию 10—11 класса. Иногда приходилось долго заучивать химические реакции или особенности анатомии — например, как работают почки или сердце. Но в целом учеба давалась легко. Единственной по-настоящему большой проблемой стала физкультура: я страдала, потому что не могла пробежать шесть кругов по лесу или отжаться десять раз.
Второй курс. Появились общепрофессиональные предметы: генетика, ботаника, основы патологии. На последней дисциплине нас учили сестринскому делу — измерять давление, делать уколы, ухаживать за больными.
Эти предметы сильно расширили мой кругозор. В какой-то момент я начала подрабатывать рерайтером курсовых и дипломов и благодаря полученным знаниям особенно хорошо справлялась с работами на медицинскую тематику.
Третий курс. Начались специальные предметы: мы изучали, как вести отчетность в аптеке, готовить лекарства по рецептам, отпускать препараты строгого учета.
Мне особенно понравилась технология лекарственных форм. На занятиях по этому предмету мы учились делать рецептурные препараты. К сожалению, сейчас эти практики отмирают, так как в аптеках уже почти не готовят лекарства, и я вряд ли смогу применить полученные навыки в жизни, но заниматься было интересно.
Некоторые узкоспециализированные предметы давались сложнее. Например, на экономике организации аптеки мы учились вести учет и оформлять бухгалтерию. Я далека от работы с документами, поэтому часто скучала на парах.
Практика. Проходила в аптеках: на третьем курсе было две практики, еще несколько — на четвертом.
Каждый раз во время распределения я нервничала: попасть в хороший филиал рядом с домом было не так-то просто, поскольку места раздавались случайным образом. Слышала, что в советское время смотрели на успеваемость, — это мне кажется гораздо более справедливым.
В каждой аптечной сети я встречала свои нюансы.
В одной был очень агрессивный маркетинг, в другой — большая проходимость и постоянный поток клиентов. Каждый раз я специально выбирала новую сеть, чтобы проанализировать все варианты и затем при поиске работы выбрать самое комфортное место. Так я, например, сразу отмела сеть с политикой постоянных продаж.
Дипломная работа. На четвертом курсе мы должны были написать выпускную квалификационную работу. Принцип распределения тем вновь оказался странным: преподавательница просто написала возможные варианты на бумажках, поместила в мешок и попросила нас по кругу вслепую выбрать. Я вытащила тему «Анализ аптечного ассортимента для лечения простатита».
Работая над дипломом, я изучила распространенные на российском рынке лекарства от простатита и статистику их продаж и обнаружила, что препараты на основе растений и бычьей простаты не менее популярны, чем консервативные химические средства. Исследование получилось интересным, и на защите у меня не возникло никаких трудностей.
Достоинства и недостатки колледжа
Начну с плюсов:
- Человечное отношение. После моей школы, где учителя могли довести учеников до слез, я была приятно удивлена. С первого дня учебы почувствовала, что я больше не винтик в системе и у меня есть автономия и свобода выбора.
- Хорошие преподаватели. Педагоги действительно горели своим предметом и хотели нас чему-то научить.
- Возможность не отчитываться за каждый пропуск. Преподаватели не требовали объяснительных записок, как это иногда бывает в вузах. А на третьем и четвертом курсах даже разрешалось немного опоздать на занятие — например, если попал в пробку или записан к врачу.
- Автоматы по некоторым предметам. Как и в вузе, студенты, которые хорошо учились весь год, могли не сдавать зачет или экзамен. Оценку ставили за прилежность и старания.
- Практические знания. Многое из того, что я запомнила на курсах анатомии и физиологии, помогает в работе: я понимаю, как функционирует организм, представляю, какие бывают заболевания, и благодаря этому могу по описанию симптомов посоветовать безрецептурные препараты.
- Веселая студенческая жизнь. Мы с однокурсниками много общались и здорово проводили время. Иногда нас отправляли на фармацевтические обучения и различные мероприятия — например, футбольный матч между трансплантологами и их пациентами с пересаженной печенью.
А теперь о минусах:
- Программа, перенасыщенная непрофильными предметами. Мы проходили много общих дисциплин: ботанику, генетику, органическую и неорганическую химию. Да, они расширяют кругозор и дают более глубокое понимание медицинской сферы, но в реальной работе пригождаются редко.
- Нет обучения общению с клиентами. Например, в колледже предусмотрен отдельный кабинет с макетом кассового аппарата, где можно тренироваться консультировать покупателей, но мы в него даже не заходили — все ограничивалось устными рекомендациями преподавателей, как правильно себя вести.
- Минимум оснащения. Все, что имелось, извлекали из хранилищ лишь по особым случаям. Даже на прикладных основах сестринского дела мы почти все время изучали теорию.
- Правила внешнего вида. Студенты обязаны были носить халат, чепчик и бейджик даже на занятиях, где в этом нет необходимости. Считалось, что мы должны придерживаться образа медработника, хотя медиками фармацевтов назвать трудно. Нам не объяснили, что внешний вид действительно важен: никто не захочет консультироваться у растрепанного фармацевта в расстегнутом халате. Просто поставили перед фактом, а тех, кто нарушал дресс-код, заставляли писать объяснительные.
- Субботники. Их иногда ставили вместо физкультуры. Хоть я ее не любила, но принуждение к труду считала пережитком советского прошлого и неуважением к человеку. Преподаватели следили за тем, чтобы каждый был при деле, и в этот момент я ощущала себя подневольной. Я максимально отлынивала от работы, но некоторые студенты старательно убирали снег или листья. Никогда не понимала их мотивов.
- Качество учебы во время ковида. Оно резко упало — например, нередко конспекты оценивали по внешнему виду. Мне занижали оценки, потому что я веду записи для себя, никак их не оформляя. А еще преподаватели, бывало, отправляли задания под вечер, когда у студентов уже были свои планы, и считали это вполне нормальным.
Дальнейший путь
Колледж гарантировал трудоустройство после выпуска, но этим никто не воспользовался — все нашли работу самостоятельно.
Я устроилась в аптеку на следующий день после получения диплома — выбрала одну из тех, где проходила практику. В первые дни было тяжело, потому что не хватало некоторых умений. Сложнее всего давался подбор безрецептурных лекарств.
Люди часто не могли четко описать свои симптомы, а я боялась посоветовать не тот препарат. А еще хотелось найти баланс между ценой, качеством, хорошим производителем и удобной лекарственной формой. Это в первое время отнимало много сил, поскольку в колледже не рассказывают, что, например, у парацетамола есть десять с лишним торговых названий и форм выпуска — от шипучих таблеток «Эффералган» до порошка «Колдрекс».
Со временем я определила для себя оптимальные рекомендации на самые распространенные запросы. Так, всегда предлагаю «Нурофен» от боли и жара, потому что сама им пользуюсь и считаю недорогим и эффективным средством.
Конечно, сейчас работа дается гораздо легче, но трудности все равно возникают. К примеру, некоторые люди не могут отличить боль в горле от кашля и просят лекарство от всего и сразу или приходят с небольшим недомоганием и температурой 37 °C и ожидают, что я смогу порекомендовать средство, которое за секунду поставит их на ноги. К сожалению, это так не работает: от простуды не существует эффективных лекарств. Еще иногда покупатели злятся из-за отсутствия какого-то препарата и винят сотрудника аптеки. Со временем к этому вырабатывается иммунитет: люди просто ищут выход негативным эмоциям — к сожалению, крайним становится продавец.
Несмотря на стабильную работу, я решила продолжить обучение и в 2023 году поступила в Уфимский государственный университет на очно-заочное отделение. Сдала суммарно пять экзаменов на три направления: экологию, биологию и биотехнологию. Дискретная математика и линейная алгебра дались не очень, а вот русский, химию и биологию я сдала хорошо и в итоге выбрала направление «биотехнология».
О том, что потратила четыре года на колледж, совершенно не жалею: я освоила полезную профессию и нашла работу, которая приносит мне доход. Многие успешные люди начинали свой путь со среднего специального образования, а потом, если было необходимо, получали высшее. И это не отнимает лишние годы, а, наоборот, делает опыт человека богаче.