«Не было ни подушки безопасности, ни сил»: как я выгорела и три года жила без работы
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Предыстория
Мне 32 года. Живу в Омске. Пять лет назад я устроилась в крупный омский холдинг ресторанного бизнеса. В трудовой моя должность записана как контент-менеджер. На практике я отвечала за подготовку печатного и онлайн-контента и выполняла задачи маркетолога:
— Анализировала конкурентов, их соцсети, сайты и каналы продвижения в интернете.
— Занималась SEO, SMM, таргетированной и контекстной рекламой, геотаргетингом 11 заведений.
— Помогала директору по маркетингу и бренд-менеджерам подбирать площадки для офлайн-рекламы. Договаривалась о размещении.
— Занималась репутацией заведений и работала с отзывами на разных площадках.
— Собирала данные в Google Analytics, Яндекс Метрике, аналитику из социальных сетей, данные из счётчиков на сайтах и составляла отчёты.
Итого в текучке на мне были:
- — 6 сайтов: администрирование;
- — 34 аккаунта в соцсетях: контент-планы, ведение, ответы подписчикам.
- — 21 аккаунт на сайтах с отзывами,
- — 2 SMS-рассылки.
Плюс специальные задачи:
- — Запуск с нуля трёх новых заведений.
- — Ребрендинг двух точек питания.
- — Юбилеи двух ресторанов и одного бистро со всеми сопутствующими рекламными кампаниями.
В холдинге не всегда выдавали корпоративную почту сотрудникам. Переписка, регистрация новых аккаунтов, привязка заведений на картах велись через личный е-мейл. Так было и с моим предшественником. В этом не было большой проблемы, пока его не стало в ДТП. Вместе с ним исчезли доступы от всех ресурсов компании. Нужно было восстановить их в кратчайший срок.
Сложность заключалась также в том, что некоторые заведения работали допоздна. Управляющие могли позвонить мне в десять-одиннадцать часов вечера с настойчивой просьбой разместить пост в соцсетях, потому что в баре мало гостей.
За пул работ мне платили 20к в месяц.
Помню, как коллега из Питера, когда я передавала ей на аутсорсинг настройку и ведение контекстной рекламы, поинтересовалась, сколько я зарабатываю. Получив честный ответ, она удивилась и добавила, что в северной столице за такой пул работ просят в 2-3 раза больше.
Через год интенсивной работы я выгорела и уволилась.
У меня не было ни подушки безопасности, ни места, на которое я могла перейти, ни сил, чтобы его искать.
Период без работы
Без работы я была 3 года.
Сейчас я понимаю, что это была депрессия. Механически рассылала резюме, ходила на собеседованиям. Большую часть из них я проваливала на вопросе о том, почему ушла с прошлого места работы. Плохо говорить не хотелось, но и хорошо я тоже не могла: не хватало опыта.
Деньги
В этот период меня поддерживал муж.
Пару раз мне удалось получить разовые подработки. Находила их в Telegram.
Первый раз это был рекламный текст за 300 рублей. Это был мой первый заказ на фрилансе. Опыт мне не понравился.
Второй — ведение аккаунта Instagram* за 5000 рублей. За 2-3 месяца работы я настроила воронку продаж так, чтобы подписчики покупали продукт не через директ, а через чат-бот в Facebook*. На этом мы расстались.
Объективно задача была несложной, но у меня она заняла много времени. Думаю, здесь две причины: все силы уходили на концентрацию и у меня не было навыка самоорганизации на удалёнке. Я постоянно была в напряжении: я боялась, что заказчик думает, что я ничего не делаю и мне скоро прилетит.
Затем я прошла собеседование в Яндекс на специалиста по сбору геоданных. Подробностей рассказать не могу: я подписала договор NDA. Скажу только, что не считаю это за работу: я получала по 3-7 тысяч в месяц, хотя работала по 8-9 часов в день. Для жизни этого недостаточно.
Отмечу, что вины компании здесь нет: выплаты велись по числу закрытых задач, прошедших модерацию. В Сибири же часть из этих задач выполнить тяжело из-за климата.
Траты
Точную цифру трат назвать не могу, потому что семейным бюджетом занимается муж. Пришлось сильно урезать расходы.
Деньги тратились на ипотеку, еду, бытовые принадлежности, коммунальные услуги и проезд.
Когда подрабатывала в Яндексе, почти вся моя зарплата уходила на общественный транспорт: нужно было много кататься по городу и часто в места, о которых я раньше не слышала. Остатки — на еду и иногда бытовую химию.
Пришлось отказаться от покупки одежды, декоративной косметики, от развлечений и редких обедов вне дома.
Мы не могли себе позволить покупку бытовой техники, поездки на отдых, платные медицинские услуги. У мужа есть ДМС, я же лечила зубы в бесплатной клинике по ОМС, о чем жалею.
Выход
В начале 2020-го я рассказала о ситуации подруге, которая живёт в другом городе. Через пару месяцев со мной связался её бывший муж. Выяснилось, что ему в редакцию нужен человек, но работа без оформления и на удалёнке. Я согласилась.
В итоге я проработала в редакции до января 2023 года, когда штат сократили.
Сначала я получала 15 тысяч и вела один проект. Потом, когда работодатель понял, что я справляюсь, мне дали ещё два проекта. Зарплата увеличилась до 50к. На этом этапе я оформила самозанятость.
Хотя я устроилась по знакомству, работать приходилось много: три дня в неделю по 7-8 часов, ещё три дня — сменами по 12 часов. Выходной был один — воскресенье.
На этой работе я:
— Поняла, что отношения "работодатель — исполнитель" могут быть здоровыми.
— Осознала, что для нормальных рабочих отношений не нужно жертвовать уровнем зарплаты.
— Получила обратную связь от начальника: он дал мне оценку, как я работаю, какие у меня сильные и слабые стороны, что нужно развивать. Это был новый опыт взаимодействия с руководством.
По сути я только сейчас начала отходить от выгорания. Осознала свой опыт и ценность как сотрудника.
Мне жаль, что на это у меня ушло пять лет. Но теперь я точно знаю, кто я, кем хочу быть,ю и что для этого нужно.
В маркетинге себя не вижу. До работы в холдинге занималась HTML- вёрсткой, увлекалась Adobe Photoshop и Illustrator. Планирую вернуться к этим занятиям. Ищу вакансии контент-менеджера с задачами на вёрстку и возможностью роста до веб-верстальщика. Уже прошла до уровня собеседования с руководителем в двух компания и надеюсь получить оффер.
Если всё получится, то со временем пройду обучение на Frontend.
Выводы
— Начала тщательнее выбирать работодателей. Теперь знаю, что нельзя соглашаться на работу в первой же компании, которая предложила тебе оффер, а карьеру нужно планировать и строить.
— Известная компания ≠ хорошая корпоративная культура. Нужно присматриваться к работодателю, даже если репутация его продукта высокая, а предложение соблазнительное.
— Собеседование — это переговоры. Нужно учиться их вести и не уступать в главном.
— Поняла важность подушки безопасности. С первой зарплаты планирую начать откладывать на черный день.