Как я работал вахтовым методом в Якутии

6

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

абракадабр бредович

Страница автора

Зашел как-то я сюда на Т⁠—⁠Ж по ссылочке что попалась где-то под руку, полюбопытствовать чего это тута? И нарвался на какую-то шляпу про то, кто сколько тратит на еду… Ну и сам написал по быстрому хохмочку, что мол на вахте на еду вообще ничего тратить не надо:) Думал, ну ладно схохмил и можно валить, ан нет, народу почему-то интересно оказалось, вопросы начали задавать О_о Пришлось пообещать написать что-нибудь про "вахту". Ну вот пишу…

Точки, где я вахтовал за последний десяток лет
Точки, где я вахтовал за последний десяток лет

Смена работы

Дело было в далеком так сказать 2014 году. На старой работе мне надоело не смотря на достаточно высокую по тем временам и местам зряплату (порядка 1000 баков в пересчете на дерево в месяц чистыми). Ну там свои еще заморочки были не по работе а по жизни, переехать в другой город хотел, так что уволился.

В итоге так никуда и не переехал, бабок потратил, ну и встал вопрос что денежку нада, а нету — значит пора на работу устраиваться:) И тут как раз обращается знакомый и предлагает на вахту ехать, зп на испытательном 30, потом 50 и возможное повышение до 70+ через годик типа. Место как поется "во глубине сибирских руд" — Якутия, 400+ км за Якутск в пос. Хандыга, оттуда еще 200+ по трассе "Колыма" до пос. Развилка, ну и от нее еще 400 вообще по бездорожью (в основном по руслам рек, а там крупная галька вместо дороги) до рудника Нежданинский.

Сейчас там Полиметалл купил рудник и уже,насколько я в курсе, добывает золотишко. А в то время рудник был на консервации ну от того и зряплата была такая не большая.

По дороге на Нежданку. В этом месте мост не достроили, и вахтовка просто переезжает реку вброд
По дороге на Нежданку. В этом месте мост не достроили, и вахтовка просто переезжает реку вброд

Подготовка

Первым делом если едешь на вахту, не самолеты и даже не девушки. Первым делом сейчас через госуслуги получаешь справку об отсутствии судимостей. Тогда этого еще не было и проверку выполняла служба безопасности компании, занимало это действие примерно 2 недели. Если судимости есть то дорога на вахту обычно заказана.

После медкомиссия, причем расширенная включающая "глотание шланга" — ФГДС, УЗИ, ЭЭГ, ЭКГ и кучу еще всего, ну контора оплачивает так что норм. Для примера пройти все это сейчас (данные на 2022 год) в Якутске стоит примерно 13 000 рублей.

Место

Горно-Обогатительный Комплекс (ГОК) "Нежданинский", в просторечии "Нежданка", старый еще советский рудник на котором добывали рудное золото, то есть не рассыпное и подрезать там самородочек другой шансов нет и не было:) Так как золото там в "химических соединениях" да еще и содержание золота в руде порядка 10 грамм на тонну:) И чтобы его добыть, всю эту руду нужно долго и упорно обрабатывать кучей химии.

Там стояла обогатительная фабрика (сейчас новую и современную построили) где руду и обрабатывали и получали какой-то (название уже и подзабыл, но если вам интересно, погуглив "рудное золото" найдете статью на дзене, там расписано) сплав из золота и сопутствующих металлов который отправляли в Москву, где его уже и разделяли на чистые металлы.

Заброшенная шахта на золотом руднике
Заброшенная шахта на золотом руднике

Там же в советское время был поселок "Нежданка" с порядка 5000 жителями и даже небольшой аэродром куда летали АН-2. В то время когда я там работал поселок был давно заброшен и расселен, дома стояли брошенные и открытые с битыми стеклами. Короче полный постапокалипсис и только избранного или сталкеров не хватало:)

Кстати, часть народа с рудника присматривали себе заброшенные домики и жили в них временно или постоянно. Заброшенными банями, теми что получше сохранились, пользовались тоже довольно часто, так как тены в сауне рудника очень часто перегорали и там попариться было сложно:) Сейчас насколько я в курсе остатки поселка просто сровняли с землей тракторами "в целях безопасности".

Вид на старый рудничный поселок
Вид на старый рудничный поселок

Основной опасностью на природе был мишка. Вокруг поселка жили 3 медведя. Один в распадке который вел на старые выработки, молодой самец. Второй была медведица жившая возле реки по дороге с рудника на "большую землю". Ну и третий медведь жил на той стороне речки и вообще на нашу сторону не лез.

Больше проблем доставлял молодой, он каждую весну по голодухе лез в поселок к помойкам, а голодный мишка опасен, так что помойки закрывали решетками и посыпали хлоркой от запаха, но он все равно каждую весну приходил проверять:) Так что из общаги мимо помойки весной ходили только покидав камнями в сторону баков и убедившись что медведя там нет.

Летом же и осенью когда еды в лесу уже было много, в этот распадок с медведем спокойно ходили за грибами. Главное было музыку в телефоне включить по громче и поубойнее (я обычно раммштайн врубал) чтоб мишка слышал что человек идет и нос к носу не вышел на встречу.

След молодого медведя
След молодого медведя

При поступлении и перед заездом на вахту меня сразу предупреждали что на вахте "сухой закон" с которым все серьезно и даже при заезде проводят досмотр личных вещей на предмет алкоголя. Мой сменщик, так и попался разок хотя я его тоже предупреждал о досмотре, нет умник решил бутылку водки притащить:) Ну подумав на эту тему, я так сказать решил все же ехать — тварь я дрожащая (с похмелья) или право имею? 3 месяца без пива решил что выдержу. Хе хе хе.

В итоге оказалось что с алкоголем на вахте (тут есть разница где, бывает в одном и том же предприятии на разных точках кардинально разное отношение к алкоголю!) не так уж все и страшно. Как говорится главное не попадаться и не палиться лишний раз, ну и не пить много чтоб первые два пункта было легче выполнять.

И да, достать алкоголь можно даже на острове Котельный в 500+ километрах от ближайшего магазина который находится в Тикси, при том что туда летает всего один вертолет с периодичностью порядка раз в три месяца:) В другом же месте можно за запах пива получить штраф в 150 000 рублей. Оба факта проверены мной лично на собственной шкуре:)

Условия работы

Теперь про дополнительные фишки которых обычно в офисе не получить:)

Питание. Оно бесплатное, ну как бесплатное? Официально его высчитывают из зряплаты, но и зряплату поднимают на такую же сумму так что на сколько договорился при найме столько и получишь.

Еда в основном хорошая и её достаточно много, на некоторых точках был даже выбор блюд! То есть 2 варианта первого, второго и салатиков. Кое где был дополнительный стол с вкусняшками откуда можно было взять конфет, печенек, чая, кофе и даже изредка консерв и колбасы чтоб попить чая вечером в вагончике. Мусульманам может оказаться сложно, так как не везде есть возможность готовить без свинины в меню, так что придется периодически поститься ну или есть только гарнир от второго.

Одежда. Выдают форменную одежду. Зимняя куртка и штаны комбинезон для зимы когда 30-50 градусов, осенне-весенняя куртка штаны на более теплую погоду, летний набор из простой куртки и штанов, термобелье, обувь зимнюю демисезонку и летнюю. Все в принципе нормальное, для ИТР чуть получше, для рабочих попроще. Многие потом и дома в этой одежде ходят — удобная, да и надписями можно похвастаться, особенно если у тебя на спине "Газпром" написано не хуже норковой шубы смотрится:) Ха ха ха.

За одежу если уволишься быстро вычтут, но если отработал полгода то за летнюю и обувь уже вычитать не будут. За демисезонку надо год и за зимнюю полтора года отработать. Тогда ее списывают и можно новую получить. Ну как-то так, в подробности не вникал и про амортизацию если раньше нужного срока увольняться тоже выяснять не стал.

Деньги. Зряплаты не сказать чтоб высокие, на данный момент у нас повара, рабочие, строители, стропали, сварные получают примерно по 100-110 тысяч, ИТР от 150. Это чистыми на руки. Но тут надо всегда уточнять, так как некоторые не особо чистые на руки работодатели тоже пишут примерно такие же суммы, иногда даже больше, но потом оказывается, что это за одну вахту (обычно от 1,5 до 3х месяцев), так что проверяйте обязательно.

Да и у многих есть задержки по зряплате. Если у вас кредит, то будьте осторожны, оставляйте себе запас денег на картах чтоб можно было и при задержке по зп заплатить минимальный взнос пару раз. Так как часто работодатель думает, что "а нафига им щас деньги? Они же на вахте на полном обеспечении у меня!" ну и не особо торопится задолженность по зп гасить, что для многих будет печально и подпортит кредитную историю.

Поэтому всегда желательно поискать отзывы о компании и почитать свежие, насколько там много косяков у компании про которые старые работники с удовольствием вам расскажут. И кстати часто все оказывается не настолько печально как пишут в интернете, так как уволившиеся, а особенно уволенные за что-то существенное сотрудники любят сгущать краски:) Так что отзывы надо примерно на половину делить.

Связь. Да кстати, "на вахте" часто проблемы со связью, а в некоторых заполярных точках ее может вообще не оказаться, так что перед заездом тоже уточняйте этот вопрос. Хотя бывает и так что связь есть, но только один определенный оператор сотовой и частенько на месте симку не купить или она будет очень дорогая. Тогда проще купить дома симку или по дороге на вахту: часто летишь через Москву а там все гораздо дешевле. Так что всё это проще выяснять еще на "большой земле" и заранее готовиться.

Жилье. В основном вахтовые поселки собирают из вагончиков. Многие, если ездили куда-то далеко по трассе, видели поселки дорожников собранные из кучи синих вагончиков. Ну так это и есть небольшой вахтовый поселок. Вагончик он же балок обычно делится на 3 части, 2 торца со спальными местами и центр со столиком и кабинками раздевалок. В торцах с каждой стороны по 2 двухэтажных койки, итого максимум 8 человек.

Типичный вахтовый поселок, вид с вышки
Типичный вахтовый поселок, вид с вышки

Ну и бывают ИТРовские балки, рассчитанные на 4 человека, там один торец жилой, а второй с туалетом и душем. Иногда есть капитальные здания, но там обычно живет начальство и ИТР кто вместился, рабочие обычно живут в вагончиках. Душевая, туалет в отдельном вагончике, канализации обычно нет или если и есть то у начальства, иногда и часть ИТР тоже живет без канализации:) Ну часто это зависит от количества народа на участке. Если народа не много, а балков достаточно то бывают и варианты, к примеру рабочие живут в балках по четверо и никого не верхних полках нет. ИТР тоже если есть возможность тогда расселяют по 2 человека на балок.

Профессия

Я системный администратор, работа в основном сидячая и не особо напрягающая. Особенно в своей работе я люблю грейдеры, бульдозера и автокраны. Почему? Ну просто потому что именно эти машины ответственны за большинство обрывов кабелей у меня на участках, а порванный кабель особенно зимой это достаточно большая проблема:)

Ну на этом наверное и хватит.

Теги: главная
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество