Я много лет работал специалистом по ВЭД

Кто это такой, как им стать и сколько можно заработать
89
Я много лет работал специалистом по ВЭД

Я специалист по внешнеэкономической деятельности — ВЭД. Работаю в российской компании, которая занимается международной торговлей.

Аватар автора

Роман Валерьевич

специалист по ВЭД

Страница автора

Компания поставляет за границу — то есть экспортирует — молочные продукты, а оттуда привозит — импортирует — оборудование для производства. Я помогаю проводить сделки с иностранными партнерами: отвечаю за то, чтобы товары добрались из одного государства в другое и прошли таможню.

Еще у меня есть подработка: фирма, которая возит из Китая и Кореи сырье для косметики, а в Европу продает лаки и средства для ухода за кожей.

Я расскажу, кто такой специалист по ВЭД, чем он занимается, как им стать и сколько можно заработать.

Что такое внешнеэкономическая деятельность

ВЭД — это все, что связано с коммерческими сделками предприятий из разных стран. К внешнеэкономической деятельности относятся и международные выставки, и инвестиции, и совместное производство. Но основная часть ВЭД — это международная торговля. Чтобы торговать, компании должны перемещать товары через таможенные границы государств. Специалисты по ВЭД как раз отвечают за такие сделки.

Вот чем они занимаются:

  1. Ищут иностранных партнеров и налаживают общение с ними.
  2. Договариваются об условиях сделки.
  3. Заключают договоры.
  4. Контролируют оплаты.
  5. Оформляют документы.
  6. Организуют доставку грузов.
  7. Декларируют товары на таможне.

Как проходит внешнеэкономическая сделка

Торговая сделка между компаниями из разных государств делится на несколько этапов.

Заключение контракта. Сделка начинается с того, что поставщик и покупатель подписывают договор поставки. Такой договор называется внешнеэкономическим контрактом, в нем прописаны условия сотрудничества.

Контракт с иностранной компанией обычно составляется на нескольких языках, в этом случае — на русском и английском
Внешнеторговой контракт по формулировкам похож на внутрироссийский договор поставки. Если бы не печати с иероглифами и не текст на английском, то можно было бы перепутать

Выставление инвойса. Затем поставщик выставляет покупателю счет — инвойс. В этом документе указывается наименование и количество товаров, их стоимость, стороны сделки, условия оплаты и поставки по Инкотермс.

Инкотермс — это список правил поставки. Каждое из них определяет, какие права и обязанности есть у покупателя и продавца, а также кто будет отвечать, если с грузом что-то случится. Инкотермс помогает партнерам понимать друг друга. Без него участники ВЭД могли бы трактовать термины по-своему — и были бы постоянные споры из-за формулировок в контрактах и инвойсах.

  • Например, в инвойсе указано EXW Шанхай — ex works. Это значит, что поставщик передает покупателю товары на своем заводе, фабрике или складе в Шанхае. А все остальное — погрузка, доставка, таможенное декларирование на ввоз и вывоз — расходы покупателя. Фактически это самовывоз.
  • А вот если в инвойсе написано DAP Москва — delivered at place, — тогда поставщик за свой счет доставляет товары в Москву. Покупатель должен сам их разгрузить и задекларировать на таможне.

Подробнее обо всех правилах поставки Инкотермс можно прочитать на сайте компании «Альта-Софт».

Это инвойс на пластиковую тару для косметики из Китая. Условия оплаты указаны в payment terms: 30% — первоначальный взнос, 40% — перед отправкой, оставшиеся 30% — в течение 45 дней после отправки. EXW — термин из Инкотермс, означает «самовывоз»
Это инвойс на пластиковую тару для косметики из Китая. Условия оплаты указаны в payment terms: 30% — первоначальный взнос, 40% — перед отправкой, оставшиеся 30% — в течение 45 дней после отправки. EXW — термин из Инкотермс, означает «самовывоз»

Отгрузка и доставка. Далее поставщик упаковывает и отгружает товары: сразу или после предоплаты, если она предусмотрена контрактом. Он составляет специальный документ — упаковочный лист, — где указывает количество грузовых мест, вид упаковки, объем и вес товаров.

Затем поставщик передает груз перевозчику: компании, которая доставит товары покупателю. Передача оформляется через транспортную накладную. Это трехсторонний документ: его подписывают поставщик, покупатель и перевозчик.

Так выглядит упаковочный лист. В нем зафиксирован вес и размер товаров с упаковкой и без нее
Так выглядит упаковочный лист. В нем зафиксирован вес и размер товаров с упаковкой и без нее
Вот так упаковывают грузы перед отправкой. Под пленкой находится блок-форма — составная часть каркаса, на который устанавливают оборудование для производства. Деревянное основание у груза — это специальная упаковка
Вот так упаковывают грузы перед отправкой. Под пленкой находится блок-форма — составная часть каркаса, на который устанавливают оборудование для производства. Деревянное основание у груза — это специальная упаковка
Это международная транспортная накладная — CMR. Поставщик заполняет ее на бланке перевозчика. Получатель принимает товар, проставляет свою печать, один экземпляр отдает перевозчику, а другой посылает поставщику, чтобы подтвердить получение груза
Это международная транспортная накладная — CMR. Поставщик заполняет ее на бланке перевозчика. Получатель принимает товар, проставляет свою печать, один экземпляр отдает перевозчику, а другой посылает поставщику, чтобы подтвердить получение груза

Таможенные процедуры. Груз должен преодолеть иностранную и российскую таможни, прежде чем попадет к покупателю. Как правило, зарубежная компания решает вопросы со своей таможней, а российская — со своей. Но все зависит от условий контракта.

Например, у меня были сделки, когда обязанности по таможенным процедурам в другой стране лежали на моей фирме. Тогда я находил таможенного представителя за рубежом и договаривался, чтобы он задекларировал наш груз.

Как происходит декларирование на российской таможне

Чтобы таможня пропустила товары, их нужно задекларировать. Но перед этим российская компания оплачивает таможенные платежи: пошлину, акциз, НДС и сборы.

Затем она подает в таможню письменное заявление: таможенную декларацию, где указывает, какие товары импортирует или экспортирует, в каком количестве и сколько они стоят.

Чтобы правильно задекларировать товары, нужно выяснить, из чего они изготовлены, указать их характеристики и назначение, рассчитать таможенные платежи и подобрать код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности — ТН ВЭД.

Товарная номенклатура — это список разных видов товаров и их кодов. Например, для парфюмерии код ТН ВЭД будет 330300100, 330300900 или 220710000, в зависимости от химического состава, объема тары и назначения.

Важно точно подобрать код: он влияет на условия ввоза и вывоза, ставку пошлины и правила декларирования. Если указать неправильный код, можно получить административный штраф, конфискацию товаров и даже судимость.

  • Как-то раз мы привезли из Китая контейнер с картинами. Таможенный инспектор оказался знатоком живописи: одно полотно он мгновенно опознал как оригинал за авторством Куинджи.
  • На таможню сразу же вызвали специалиста из областного управления культуры и назначили экспертизу. Оказалось, что это обыкновенная дешевая мазня с китайского рынка, но мы страшно перенервничали. Если бы это оказался оригинал, нам грозила бы уголовная ответственность за контрабанду культурных ценностей.

Кроме того, есть товары, которые нельзя ввозить или вывозить из страны без сертификатов, деклараций соответствия, разрешений, лицензий и согласований с госорганами.

Например, для импорта обуви и бытовой мебели нужно получить разрешение санэпидемстанции и оформить декларацию соответствия — документ, который подтверждает, что товары безопасны для покупателей. Если же обувь и мебель предназначены для детей, то вместо декларации нужно получить сертификат соответствия.

Такие ограничения называются мерами нетарифного регулирования. Специалист по ВЭД должен в них ориентироваться и заранее подготавливать разрешительные документы, если они нужны.

Ошибки недопустимы: любая неточность может привести к тому, что груз задержат на таможне, покупатель не получит его в срок и понесет убытки.

  • В мае 2019 года Росаккредитация отозвала свидетельства об аттестации у 200 лабораторий, которые выдавали сертификаты и декларации соответствия. В результате тысячи разрешительных документов резко стали недействительными.
  • Из-за этого мы не смогли растаможить наш груз — пришлось заново оформлять декларацию соответствия в другой лаборатории. Это заняло 20 дней, которые обошлись компании в 300 000 ₽: столько она заплатила за хранение груза на таможенном складе.
Это таможенная декларация на импорт. Код ТН ВЭД 9603309000 — кисточки для косметики. Условия поставки EXW Bechhofen — самовывоз со склада поставщика в Беххофене. В разделе «исчисление платежей» указаны все таможенные платежи: 1010 — таможенный сбор, 2010 — пошлина, 5010 — НДС
Это таможенная декларация на импорт. Код ТН ВЭД 9603309000 — кисточки для косметики. Условия поставки EXW Bechhofen — самовывоз со склада поставщика в Беххофене. В разделе «исчисление платежей» указаны все таможенные платежи: 1010 — таможенный сбор, 2010 — пошлина, 5010 — НДС
Чтобы привезти в Россию лак для ногтей, нужна декларация о соответствии. Этот документ подтверждает, что лак безопасен и может продаваться на территории страны
Чтобы привезти в Россию лак для ногтей, нужна декларация о соответствии. Этот документ подтверждает, что лак безопасен и может продаваться на территории страны
Это не таблица Менделеева, а упрощенное представление ТН ВЭД: каждому виду товаров соответствует числовой код. На самом деле все сложнее: товары одного и того же вида могут иметь разные коды в зависимости от своего назначения, материала изготовления или химического состава. Источник: «Активкарго-ру»
Это не таблица Менделеева, а упрощенное представление ТН ВЭД: каждому виду товаров соответствует числовой код. На самом деле все сложнее: товары одного и того же вида могут иметь разные коды в зависимости от своего назначения, материала изготовления или химического состава. Источник: «Активкарго-ру»

Чем занимаются и сколько зарабатывают специалисты по ВЭД

Специалист по ВЭД — очень условное название, которое объединяет несколько профессий. В одной организации этот человек может заниматься таможенным декларированием грузов, в другой — искать партнеров за рубежом и заключать с ними договоры, в третьей — готовить кофе руководителю и работать переводчиком на международных переговорах.

Иногда работодатели нанимают специалиста по ВЭД и считают, что получили еще и переводчика-синхрониста. Или, наоборот, берут на работу переводчика и надеются, что он без проблем разберется с внешнеэкономической деятельностью. Часто бывает, что название вакансии или должности в штатном расписании не отражает функций специалиста. Поэтому на собеседовании лучше уточнить: «А что конкретно нужно делать? За что я буду отвечать? Какие возможности и полномочия у меня будут?»

Осенью 2019 года я активно искал работу в сфере внешнеэкономической деятельности в Москве. Я много общался с работодателями: ездил на собеседования, проходил интервью по «Скайпу». Поделюсь наблюдениями и расскажу, как работодатели могут называть специалистов по ВЭД в вакансиях, какие задачи поручают и сколько платят в каждом случае.

Заработок: ₽ — ₽₽

Ассистент или помощник импорт-менеджера, переводчик-консультант

Это лайтовая версия специалиста по ВЭД — подойдет для старта в профессии. На этой должности я в основном встречал вчерашних студентов, которые уверенно говорили на нескольких европейских языках, но не особо разбирались в международной торговле.

Такой специалист помогает более опытным коллегам: переводит документы, отправляет почту и ведет несложную переписку по дежурным вопросам. Еще он может участвовать в переговорах, международных выставках и деловых мероприятиях в качестве переводчика. Немного разбирается в коммерческой и юридической областях, но на начальном уровне.

Требования: высшее образование и уверенное знание нескольких иностранных языков на уровне В2 или С1. Опыт работы, как правило, желателен, но необязателен.

Сколько платят. Средняя зарплата в Москве составляет 50 000—80 000 ₽, в регионах — 35 000—55 000 ₽

Московская компания ищет помощника менеджера ВЭД на зарплату от 70 000 ₽. С опытом работы с импортом и хорошим знанием английского языка
Московская компания ищет помощника менеджера ВЭД на зарплату от 70 000 ₽. С опытом работы с импортом и хорошим знанием английского языка
А в этой компании требования к опыту серьезные, а зарплата — всего 50 000 ₽
А в этой компании требования к опыту серьезные, а зарплата — всего 50 000 ₽
А в Нижнем Новгороде ассистенту менеджера обещают платить от 35 000 ₽
А в Нижнем Новгороде ассистенту менеджера обещают платить от 35 000 ₽
Заработок: ₽ — ₽₽

Специалист по ВЭД на предприятии, менеджер по ВЭД

Еще одна должность, которая не требует большой ответственности и глубоких познаний в таможенном законодательстве. Работа монотонная и низкооплачиваемая — подходит, чтобы получить опыт и двигаться дальше.

Этот специалист контролирует отгрузку товаров по уже заключенным контрактам. Он согласовывает поставки, собирает документы, общается с логистами и перевозчиками — в основном по электронной почте. Как правило, такие работники сами не декларируют товары, а готовят бумаги для людей, которые это умеют: таможенных декларантов.

Некоторые предприятия-экспортеры доверяют специалистам по ВЭД самое примитивное таможенное декларирование. Когда компания поставляет одну и ту же продукцию одним и тем же покупателям, то ничего изобретать не требуется. Работникам выдают типовой шаблон таможенной декларации, где нужно только менять номера транспортных средств, инвойса и накладной. Это монотонная работа, которую в будущем будут делать роботы-декларанты.

Требования. На такую работу берут и без высшего образования. Нужно уметь оформлять коммерческие документы: инвойсы, упаковочные листы, транспортные накладные. Обычно работодатели требуют хотя бы базового знания английского или немецкого языка: на уровне А2—В1.

Сколько платят. Уровень зарплат примерно такой же, как и у ассистентов менеджеров по ВЭД.

Компания из Москвы хочет нанять опытного специалиста по ВЭД. Оклад — от 100 000 ₽. Предстоит ежедневная деловая переписка с иностранными партнерами и работа с документами
Компания из Москвы хочет нанять опытного специалиста по ВЭД. Оклад — от 100 000 ₽. Предстоит ежедневная деловая переписка с иностранными партнерами и работа с документами
Менеджера по ВЭД со знанием английского, немецкого и польского языка ищут в Калининграде. Оклад от 50 000 ₽ в месяц
Менеджера по ВЭД со знанием английского, немецкого и польского языка ищут в Калининграде. Оклад от 50 000 ₽ в месяц
Заработок: ₽₽₽

Специалист логистической компании

Логистические компании перевозят грузы не для себя, а для своих клиентов.

Например, российская кондитерская фабрика хочет продавать шоколад в Китае и Южной Корее, но у нее нет специалистов, чтобы организовать поставки. Тогда фабрика нанимает логистическую компанию, которая возьмет это на себя. В таких организациях тоже трудятся специалисты по ВЭД.

Сотрудники логистических компаний работают с импортерами и экспортерами: ищут для них транспорт, оформляют документы, контролируют отгрузку и доставку груза до конечного получателя. Бывает, что они же предлагают дополнительные услуги: подбирают варианты страхования груза при перевозке, консультируют клиентов на этапе согласования контракта, как лучше оформить сделку.

Например, типичная задача для логиста может выглядеть так:

  1. Собрать грузы с нескольких фабрик в Китае на одном складе.
  2. Получить от всех поставщиков документы на товары.
  3. Выбрать способ доставки, маршрут и транспортную компанию.
  4. Оформить таможенную декларацию на китайской таможне или найти таможенного представителя в Китае, который это сделает.
  5. Проконтролировать, чтобы груз упаковали и привезли на склад в аэропорту, морском порту или на железнодорожной станции.
  6. Получить от транспортной компании оформленные транспортные накладные.
  7. Задекларировать товары на российской таможне.
  8. Проконтролировать, чтобы груз прошел российскую таможню и дошел до покупателя.

А в некоторых компаниях специалисты по ВЭД еще и сами ищут себе клиентов. Умение разговаривать с людьми, договариваться и сглаживать острые ситуации — полезный навык для логистов.

Требования. Логистические компании предпочитают нанимать работников с высшим образованием в области международной логистики и коммерческого права. Для этой должности обычно требуются опыт и знания в сфере международных перевозок морским, железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом.

Специалист должен разбираться в международном законодательстве и тарифных ставках на перевозку. Есть множество способов доставить груз из одной точки в другую — нужно выбрать самый выгодный. Можно отправить товары по суше, воздухом или морем, купить место на транспортном средстве или арендовать его целиком — зафрахтовать весь корабль или самолет.

При этом тарифы постоянно меняются, поэтому нужно ориентироваться в сезонных коэффициентах. Перед Новым годом пик авиаперевозок: расценки взлетают в несколько раз. А вот в середине лета деловая активность обычно снижается.

Пики нагрузок в морских перевозках совпадают со сбором урожая в странах-экспортерах зерновых и бобовых культур, фруктов. В апреле 2020 года стоимость фрахта морского судна упала в два раза, а стоимость авиаперевозок выросла в два с половиной раза. Умелый логист способен значительно снизить расходы на перевозку, если убедит клиента подождать груз пару лишних недель.

Среди других обязательных требований — хотя бы средний английский или немецкий на уровне В1 или В2, знание профессиональной терминологии и понимание логики построения транспортных маршрутов. Важно уметь правильно заполнять международные транспортные документы — транспортные накладные и счета за перевозку — на английском или немецком языках.

Сколько платят. Около трети всех вакансий в сфере ВЭД — это предложения логистических компаний. В Москве средняя зарплата на этой должности составляет 60 000—80 000 ₽.

Самые высокие заработки — свыше 100 000 ₽ — в российских офисах международных организаций.

Также логистические компании работают в крупных транспортных узлах страны: Санкт-Петербурге, Новороссийске, Владивостоке. В этих городах средняя зарплата специалиста логистической компании — около 50 000 ₽.

Логистическая компания ищет менеджера по международным перевозкам в Москве. Зарплата — от 80 000 ₽
Логистическая компания ищет менеджера по международным перевозкам в Москве. Зарплата — от 80 000 ₽
Крупная логистическая компания ищет такого же специалиста, но в Нижнем Новгороде. Требования те же, а зарплата — почти в два раза меньше
Крупная логистическая компания ищет такого же специалиста, но в Нижнем Новгороде. Требования те же, а зарплата — почти в два раза меньше
Заработок: ₽₽₽₽

Таможенный декларант, специалист по таможенному оформлению

Вот чем занимается такой специалист:

  1. Проверяет, правильно ли оформлены документы: контракты и дополнительные соглашения к ним, транспортные накладные, инвойсы, упаковочные листы.
  2. Вникает в суть сделки и выясняет, соответствует ли она российскому и международному законодательству.
  3. Подбирает код ТН ВЭД для товаров.
  4. Рассчитывает таможенные платежи.
  5. Определяет, какие разрешительные документы нужны для импорта и экспорта.
  6. Предоставляет в таможню декларацию и документы на груз.
  7. Контактирует с сотрудниками таможни и участвует в досмотрах товаров и транспорта.

Работу таможенных декларантов регулирует федеральный закон № 289-ФЗ «О таможенном регулировании». Раньше стать декларантом было сложнее. Чтобы трудиться на этой должности, нужно было пройти аттестацию в таможне и получить именное свидетельство. Но в 2018 году Федеральная таможенная служба решила, что с этим справится любой желающий, и отменила экзамены и свидетельства.

Я работаю таможенным декларантом в компании, которая занимается экспортом и импортом для собственных нужд. Но многие специалисты работают на посредников — таможенных представителей.

Это специализированные организации, которые помогают другим компаниям пройти все таможенные процедуры. Услугами таможенных представителей в основном пользуется малый и средний бизнес, потому что у крупных предприятий есть собственные декларанты в штате.

Требования. Для этой должности нужно юридическое, экономическое, логистическое или таможенное высшее образование. Работодатели отдают предпочтение соискателям с опытом работы от 3 лет. Хорошие шансы на трудоустройство у специалистов, которые закончили Российскую таможенную академию при ФТС РФ.

Для себя я составил краткий чек-лист знаний и умений.

Что нужно, чтобы работать таможенным декларантом

ЗнатьУметь
Таможенное законодательство Евразийского экономического союза, особенно пригодится Таможенный кодекс ЕАЭСПодбирать коды ТН ВЭД и обосновывать свой выбор
Методы расчета таможенной стоимостиРазбираться в Инкотермс и в международных внешнеэкономических терминах
Правила заполнения таможенных декларацийЗаполнять и подавать таможенные декларации в электронном виде
Меры нетарифного регулирования: какие сертификаты, лицензии и свидетельства нужно оформлять и как их получитьРассчитывать таможенные платежи: пошлины, акцизы, НДС и сборы
Как составлять контракты и какие у них существенные условия
Международные конвенции в области внешней торговли

Что нужно, чтобы работать таможенным декларантом

ЗнатьУметь
Таможенное законодательство Евразийского экономического союза, особенно пригодится Таможенный кодекс ЕАЭСПодбирать коды ТН ВЭД и обосновывать свой выбор
Методы расчета таможенной стоимостиРазбираться в Инкотермс и в международных внешнеэкономических терминах
Правила заполнения таможенных декларацийЗаполнять и подавать таможенные декларации в электронном виде
Меры нетарифного регулирования: какие сертификаты, лицензии и свидетельства нужно оформлять и как их получитьРассчитывать таможенные платежи: пошлины, акцизы, НДС и сборы
Как составлять контракты и какие у них существенные условия
Международные конвенции в области внешней торговли

Сколько платят. В Москве таможенный декларант в среднем получает 100 000—150 000 ₽, а в регионах — 50 000—80 000 ₽.

Декларанты, которые специализируются на конкретных группах товаров, получают больше, чем универсалы. Профессионалы с узкой отраслевой специализацией и опытом работы более 5 лет очень востребованы, по крайней мере в Москве. Они находят работу за месяц и претендуют на зарплату от 150 000 ₽.

Например, бывают люди, которые разбираются в особенностях декларирования сырья для химической промышленности. Там есть свои тонкости, о которых универсальные специалисты даже не догадываются. Выше всего котируются люди, которые могут самостоятельно провести сделку со сложными производственными комплексами. В Москве такие специалисты получают от 200 000 ₽, а в регионах они встречаются редко и их зарплаты не разглашаются.

  • Например, нужно было привезти из Италии оборудование для молокозавода стоимостью 150 млн евро. Молокозавод состоит из различных узлов и составных агрегатов. Для таможенного декларирования необходимо описать каждый узел и присвоить ему правильный код ТН ВЭД. Но можно подготовить документы так, чтобы оформить завод одним кодом, например 8434200000. Причем по этому коду установлена нулевая ставка пошлины на ввоз. Не все специалисты по ВЭД об этом знают.

Опытный таможенный декларант может так оформить документы и подобрать коды, что его компании не придется платить пошлины, а в некоторых случаях — даже и НДС.

В Москве логистическая компания ищет таможенного декларанта на зарплату 100 000 ⁠—⁠ 150 000 ₽
В Москве логистическая компания ищет таможенного декларанта на зарплату 100 000 ⁠—⁠ 150 000 ₽
В Ростове-на-Дону предлагают предлагает должность декларанта с зарплатой от 75 000 ₽. Требуют опыт работы не менее 3⁠-⁠х лет
В Ростове-на-Дону предлагают предлагает должность декларанта с зарплатой от 75 000 ₽. Требуют опыт работы не менее 3⁠-⁠х лет
Заработок: ₽₽₽₽₽

Менеджер по экспорту

Менеджеры по экспорту работают на всех крупных предприятиях, которые поставляют свою продукцию за границу. Но в малом и среднем бизнесе эта специальность тоже востребована: многие предприниматели пытаются выходить на иностранные рынки и продавать товары в других странах.

Менеджер по экспорту — это смесь специалиста по продажам и эксперта по внешнеэкономической деятельности. Он ищет покупателей за границей, договаривается с ними, заключает контракты, организует отправку и доставку грузов.

Такие специалисты часто ездят в командировки за границу, участвуют в международных выставках, делают холодные и горячие звонки зарубежным коллегам. Им часто приходится готовить презентации и коммерческие предложения на иностранных языках.

Требования. Нужно владеть навыками продаж и переговоров, знать культурные особенности и деловые обычаи разных народов, разбираться в международном праве, ориентироваться в таможенном и налоговом законодательствах разных стран. Потребуется уверенное владение хотя бы одним иностранным языком, а лучше — несколькими. Как правило, в переговорах используют английский, испанский, французский, китайский или японский языки.

Сколько платят. Зарплата начинается от 100 000 ₽, а потолка нет.

Работодатель из Москвы обещает менеджеру по экспорту от 100 000 ₽ в месяц. Нужен опыт работы от 10 лет и своя база иностранных клиентов.
Работодатель из Москвы обещает менеджеру по экспорту от 100 000 ₽ в месяц. Нужен опыт работы от 10 лет и своя база иностранных клиентов.
В Иванове предлагают должность менеджера по экспорту по странам СНГ с оплатой от 80 000 ₽. Требуется опыт от года и знание английского
В Иванове предлагают должность менеджера по экспорту по странам СНГ с оплатой от 80 000 ₽. Требуется опыт от года и знание английского

Условия работы

Как правило, у специалиста по ВЭД зарплата белая и состоит только из оклада. Премии — это редкость: лишь у менеджеров по экспорту встречается переменная часть заработка с привязкой к результатам деятельности.

Если рассчитываете на постоянные зарубежные командировки за счет работодателя, то, возможно, зря: они бывают только у экспорт-менеджеров и у ассистентов-переводчиков. Например, за все время работы я не уезжал в командировки дальше СНГ.

До пандемии коронавируса большинство специалистов работали по трудовым договорам. Но в 2020 году наниматели сокращали издержки: переводили сотрудников на удаленку и выводили за штат. Многие мои коллеги теперь работают из дома по договорам ГПХ сразу на несколько компаний. Хотя большинство вакансий в 2023 году — офисные.

Как стать специалистом по ВЭД

Хорошее знание иностранных языков — это входной билет в профессию. Например, я знаю английский и китайский. На английском разговариваю свободно: выучил еще в университете и сейчас занимаюсь с преподавателем, чтобы поддерживать уровень. Китайский учу для работы, но пока могу объясняться только на несложные бытовые темы и переписываться с помощью «Гугл-переводчика».

Вообще, с языками странная история: при трудоустройстве работодатели требуют, чтобы соискатель знал английский на уровне профессора из Кембриджа. Но когда начинаешь работать, выясняется, что достаточно и среднего уровня, а все коллеги без стеснения пользуются переводчиком.

У меня два высших образования: экономическое по специальности «международная торговля» и юридическое. Но я считаю, что все знания, опыт и навыки, которые нужны для работы, можно получить самостоятельно. Никто из потенциальных работодателей не интересовался моими дипломами. Зато почти на каждом собеседовании меня просили подобрать коды ТН ВЭД, составить контракт или заполнить таможенную декларацию.

В интернете есть множество курсов по ВЭД: очных и дистанционных. Каждый год я прохожу обучающие курсы и участвую в семинарах от российских поставщиков программ для таможенного декларирования. Например, у компании «Альта-Софт» есть обучающий центр.

Полезную информацию по теме ВЭД можно найти в «Телеграме» — я подписан на каналы:

Бесплатные уроки по внешнеэкономической деятельности смотрю на ютуб-канале Корпоративного университета.

Как я стал специалистом по ВЭД. После окончания университета я 3 года служил в таможенных органах: сначала в аэропорту, потом в отделе, который оформлял грузы юридических лиц.

Служба в таможне — это мощный ускоритель для карьеры специалиста по ВЭД: меня охотно взяли на крупное мебельное предприятие. Я занимался экспортом и импортом: мы везли из-за границы детали для мебели и химию для производства, а готовую продукцию отправляли в Европу, Центральную Азию и СНГ.

Я менял работодателей и изучал новые отрасли промышленности, специфику перевозки разными видами транспорта, узнавал особенности законодательства и деловые обычаи новых стран.

В профессиональном опыте у меня был пробел, когда я занимался только внутренними продажами и ездил в командировки по всей России. Но в 2018 году я почувствовал, что страшно устал от постоянных разъездов, и поэтому вернулся во внешнеэкономическую деятельность. Немного подучился и освоил специальность таможенного декларанта.

Как я работаю

У меня нет одинаковых рабочих дней. Я веду деловую переписку с иностранными поставщиками и логистическими компаниями, согласовываю инвойсы, заполняю транспортные документы.

Пару раз в неделю мы с зарубежными партнерами созваниваемся по «Скайпу», чтобы обсудить рабочие вопросы и просто поболтать о новостях. Я стараюсь поддерживать деловые контакты: у меня есть знакомые и приятели почти во всех странах Европы.

Много времени и усилий уходит на заполнение деклараций и подготовку других документов для таможенного контроля. Часто условия сделок меняются, и приходится пересчитывать таможенные платежи или переделывать документы. Я стараюсь не перерабатывать, но как минимум раз в неделю сижу до полуночи.

Когда проходят сделки с Китаем, то из-за разницы в часовых поясах приходится созваниваться с китайскими партнерами в 5 утра: в Пекине уже 10. Пытаться что-то решить после 11 утра по московскому времени очень сложно: китайские партнеры уже вовсю отдыхают.

Иногда груз прибывает к вечеру. Тогда я отправляю таможенную декларацию, а потом сижу перед компьютером до 9 вечера, пока работает таможня. Если груз прибывает в выходной день, тоже приходится трудиться. Нужно, чтобы товар как можно быстрее прошел таможню: простои дорого стоят. Наниматель возмещает мне переработку, но бывает, что я тружусь без выходных.

Я живу в Воронеже и в 2020 году в месяц получал 50 000—60 000 ₽, в зависимости от количества рабочих дней и нагрузки. Это типичная зарплата таможенного декларанта в моем городе в то время.

Плюсы и минусы профессии

Работа мне нравится. Я выбрал ее осознанно, в ней много плюсов: прокачка языковых навыков, знакомства с людьми по всему миру, нет изматывающих командировок по всей России.

Специалисты по ВЭД могут трудоустроиться за границей — знаю по себе. В 2018 году я нашел работу в Китае и уже собирался уезжать, но китайское посольство в последний момент отказало мне в визе.

Другой важный плюс для меня заключается в том, что можно перейти на удаленную работу: обязанности специалиста по ВЭД не требует постоянного пребывания в офисе.

В основном я работаю из дома: провожу переговоры по «Скайпу», обмениваюсь с партнерами электронными документами, подаю декларации с помощью электронной подписи. А офис посещаю изредка, по мере необходимости. Точно так же работают практически все мои коллеги.

Но есть и минусы:

  1. Все, что связано с оформлением документов, легко автоматизировать. Уверен, вскоре мы увидим роботов, которые вытеснят людей-декларантов, потому что будут заполнять декларации, собирать нужные документы и рассчитывать таможенные платежи быстрее и без ошибок. А еще им не нужно платить зарплату.
  2. Ограниченность знаний и навыков. Например, мои знания декларанта полезны в России и бесполезны в Европе, потому что там таможенные процедуры совсем другие.
  3. Непонятно, что будет дальше. Международная торговля сокращается: страны вводят друг против друга новые ограничения. Есть ощущение, что всегда будут востребованы профессионалы с узкой отраслевой специализацией: те, которые умеют экспортировать и импортировать сложные промышленные комплексы, оборудование и компьютерную технику.
Роман ВалерьевичКак вам такая работа?
  • Денис Романенко>>> Опытный таможенный декларант может так оформить документы и подобрать коды, что его компании не придется платить пошлины, а в некоторых случаях — даже и НДС. Ну да, только это не опыт, а хитрожо***сть и обман зачастую. В этом большая проблема ВЭД в нашей стране - когда сложный товар, с которого нужно платить пошлину, везут как салфетки, занижают стоимость, "подбрасывают" к другим товарам заодно.6
  • Аня ПетрошутоваПроработала в ВЭДе 5 лет, но топовым спецом так не стала по чисто психологическим причинам. Вокруг сплошной негатив, все хотят обдурить друг друга. Сейчас справляюсь с выгоранием ( Зато запомнились поездки в Китай и практика китайского языка.10
  • РоманАня, да, это неотъемлемый элемент работы.1
  • РоманДенис, ну я имел в виду законные способы снижения совокупного таможенного платежа3
  • Alek2anderВ отсканированном контракте в начале статьи: "...в случае обнаружения брака" | "... in case of detection of marriage" Видимо не только коллеги без стеснения пользуются переводчиком 😉30
  • Miroslav SvobodinAlek2ander, а вы вбейте в словаре Мультитран фразу "marriage act" и выйдет перевод "закон о браке", но из области бизнеса. Бизнеса, подчеркиваю! Так что не всё ещё потеряно! 😊0
  • Vladimir SankovAlek2ander, там в целом перевод на английский ужасен, ошибка на ошибке2
  • Miroslav SvobodinРоман, знаю эту сферу тоже. А там что - всё также таможня устанавливает "свои цены" на ввозимый импорт? Поясню на простом примере, это когда у меня босс, скажем договаривался на футбольные мячи из Китая за 2 доллара (причем неплохие), здесь хотел их продавать за 4 доллара (за рубли), но таможня устанавливала диапазон от $7 до $10 на мячи этой группы и ничего с этим поделать было нельзя. Приходилось заключать договор на покупку от $7 за мяч. Эта зависимость тогда очень бесила и не давала делать хорошую прибыль. Сейчас всё также или стало ещё хуже? (ушёл из этой сферы 7 лет назад).3
  • Аня ПетрошутоваБорис, 300 тысяч? Ну если только посредничеством подбарыживать с какими-нибудь китайцами2
  • РоманMiroslav, ничего принципиально не изменилось: трещат чубы у декларантов.2
  • Miroslav SvobodinРоман, спасибо, то есть зря на меня босс обижался, что типа я никак с таможней не договорюсь о "хорошей цене" на товар, а я со зла на это написал заявление на увольнение. Этот момент (цены на товар) официально не обойдешь. Просто потом они (моя компания) транспортной компании за таможенные процедуры стали платить, а те видимо уже сами тёрли с инспекторами... В общем вы понимаете о чём я. Эта система не совершенна и видимо её специально так настроили. Удачи вам!2
  • РоманБорис, ну да, статья сильно упрощена. Но писалась для людей, которые не часто сталкиваются с темой.4
  • Алекс ЕкимовСтатья хорошая и интересная. Но полезно добавить, что функциональные обязанности очень сильно зависят от размеров компании. В небольшой организации ВЭД менеджер это "универсал-многостаночник" в полном смысле этого слова. Он и продукт-менеджер (решает, что и в каких количествах покупать), и специалист по работе с поставщиками (формирует заказы и проводит оплаты) и логист (доставляет и растамаживает грузы). В средних компаниях объем поставок больше, а значит спектр задач сужается: работник отвечает только за работу с поставщиками, например, а логистикой заведует уже другой человек. Ну и наконец, в крупных компаниях разделение труда самое глубокое: человек может отвечать за работу по одной товарной категории или вообще за один завод или страну. Работа в каждом типе компаний довольно сильно отличается и по разному влияет на профессиональный опыт. И, конечно, у каждого типа работы есть свои плюсы и минусы.10
  • Павел ВерещагинMiroslav, цену прямого контракта можно доказать в таможне, предоставлением документов при ответе на запрос.5
  • РоманPashok, ну экзамены уже не сдают. Теоретически любой человек с Альтой или ТКС декларант своих грузов и под свою ответственность4
  • Ilkhom Zaripovинтересная и весьма заманчивая работа.Я когда был инспектором таможенного поста ВЭД3
  • Amstera XXXвообще реальный ВЭДовец это и продажник, и логист и снабженец и декоарант и юрист-международник и пеерводчик. Надо разбираться во всех направлениях, но декларирование, логистику и юридическую часть можно отдать на аутсорсинг, но чтоб их коннтролировать конечно во всем этом надо хоть немного но разбираться. Да, и еще в валютном контроле, особенностях возмещения НДС при экспорте, так что плюсом идет и знание бух учета. Ох чуть не забыла - продажа - покупка валюты на бирже и применение финансовых инструментов, типа хеджирования валютных рисков )))))6
  • Amstera XXXАня, не согласна! Работаю в экспорте, все в белую, зарплата фикс 2000 долл (независимо от курса) + % от продаж, стабильно в месяц 200 - 300 тыс руб выходит. Все зависит от того чем торгуете на экспорт или что иммпортируете.2
  • РоманЛира, это сложный вопрос и ответа правильного на него нет. На субъективный взгляд, лучшая комбинация это юридическое образование (3 или 5 лет) и служба в таможенных органах (в ЦЭДы сейчас устроиться не трудно, зарплата нищенская, нагрузка адовая, вакансий полно). Если бы я сейчас, в 19 или 20 лет выбирал где учиться, то Россию не рассматривал бы вообще, ничего хорошего здесь не будет. Субъективно полагаю, что необходимо потратить год на интенсивный английский\немецкий или английский\китайский и далее, выбирать китайский или европейский ВУЗ с правовой тематикой. Образование в Европе и Китае бесплатное. С европейским ВУЗом и таким бэкграундом искать далее работу в международных логистических компаниях, с локацией в мск или за рубежом (на Ваш выбор). Деградация отечественной школы ВЭД и образования настолько очевидна, что я не вижу смысла в высшем образовании в России вообще. Исключение - технические ВУЗы, но опять таки, работать можно или в мск или за рубежом.4
  • РоманAmstera, не поспоришь.1
  • Маргарита МедонецкаяРешила написать в ответ и Я. Начинала деятельность давно,первая декларация заполнена мною от руки в Выборге в 1994 году. Очень много всего за эти годы было. Мы из девяностых и практически "вытаскивали" эту инудстрию на хоть какой-то уровень,когда можно было бы ввозить и вывозить грузы в рамках законодательства. Лихие времена и профессия (закончила таможенную академию им.Бобкова в СПб) как декларанта по ВЭД и уже потом своя компания,грузы и т.п. Когда прошло столько лет и я по прежнему в этой профессии (хотя уходила на период болезни) она очень развивает и дает разносторонние знания, навыки и уже не оторваться от ВЭД т.к. лучше чем это ты профессия ,уже кажется вовсе и нет. Возможно я ошибаюсь. Хорошая статья и автору респект за желание обмениваться информацией и давать свою оценку проиходящим событиям объективно в коментариях тем,кто пишет.9
  • РоманМаргарита, благодарю Вас. К сожалению, такие ощущения, что нашей профессии осталось лет 5 от силы4
  • Анастасия СафароваСтатья интересная. Я заканчиваю РТА, начала работать менеджером ВЭД где-то с третьего курса. Работа, конечно, классная, но постоянный стресс и необходимость браться за тридцать дел сразу выматывает. Поэтому пришлось закончить курсы логистики, еще один курс по мировой экономике и думать о курсах декларанта, поскольку ДТ я заполнять умею благодаря своей основной специальности, но многие работодатели требуют "корочку" еще и с курсов. В общем, нужно думать, прежде, чем идти работать, подводных камней много, все не так гладко, как кажется на первый взгляд.4
  • Анастасия СафароваЛира, насчет математики Вам скажу с высоты своего опыта: я не сдавала профильную математику, поступая в РТА. Работаю менеджером ВЭД, всему научили в течение этих 5 лет в академии, включая математику и экономику во всех ее вариациях. Сдавала английский, обществознание, русский и историю на всякий случай. Именно таможенным декларантом стать, обучившись на факультете таможенного дела, нельзя, все-таки выпускают таможенников, а не декларантов. Основам научат, конечно, но нужно что-то дополнительное - курсы альты, например, и много практики.3
  • Елена МедведеваРоман, спасибо за статью! Нашла случайно те ответы на свои вопросы, которые давно возникли в моей голове. Работаю 16 лет в нефтегазовом бизнесе и вот решила сменить профиль на специалиста по ВЭД. В какой-то момент наступила апатия, так как, несмотря на пройденные курсы по ВЭД и знания 2-х языков, не приглашают на собеседования. Видимо играет роль отсутствие практического опыта и мой руководящий профиль работы на сегодняшнем месте работы. с удовольствием воспользуюсь вашими советами. Вы лично проводите обучение по практическим навыкам ВЭД - я бы воспользовалась.2
  • AlexeyМолодец,очень содержательная и полезная статья,чувствуется,что человек разбирается в предмете.Больше нужно таких статей.Думаю,автор прекрасно знает,какие нелепости и бюрократические преграды.Хотя государство должно облегчать все эти процедуры.Более того,русские специалисты не чем не уступают,а возможно и превосходят во многом иностранцев.Экспорт из России это должен быть двигатель экономики.У нас больше заточено под импорт,к сожалению.Попробуйте малую партию товара доставить из России в Китай,ради интереса наберите в Гугле,и вы увидите,что 9 из десяти будет доставка из Китая в Россию.А как работает Почта России для экспорта?Хочу предупредить начинающих предпринимателей,что бы никогда,никогда,никогда не имели с этой организацией дел при экспорте.Просто потеряете всех клиентов ,с таким трудом найденных.Респект,тебе Роман.7
  • Андрей КусакинMiroslav, Выпуск под обеспчение, ответ на доппроверку по стоимости и возврат обеспечения. Если не вернули - значит либо документы подтверждающие плохие собрали (в этом случае вины таможни нет), либо таможня обнаглела (добро пожаловать в суд, который с 99% долей вероятности встанет на сторону УчВЭДа)2
  • Андрей КусакинРоман, я в ВЭДе 10 лет. И все 10 лет слышу (от таможни), что вот-вот все автоматизируют и не нужен будет инспектор выпускающий. А воз и ныне там. Так что, я думаю, на наш свами век работы нам хватит.2
  • Vladimir V.Amstera, плюсом добавить портовую логистику и какое-то представление о фрахте. Валютный контроль это непаханое поле. Мне где-то жаль бухгалтеров. Они делают нужную, но зачастую бесполезную работу из-за нашего несовершенного, постоянно меняющегося зак-ва.2
  • Vladimir V.Елена, зачем оставлять такой богатый опыт к тому же в нефти и газе? У нас сырьевая страна - если нефть можно на перегонку гнать, то газ - он и в Африке газ. Сжижать его разве что. Т е это востребовано. А с ВЭД выбор это специалист-комбайн: логистика различными видами транспорта, таможня, порт, фрахт, переговоры с покупателями, поставки и проч. Очень широкий спектр работ. Если вы работаете на экспорт в вашей нефти-газе, то где-то пересекаетесь со всем этим только в разрезе профиля вашей компании. Если не работайте с этим, то найдите способ как попасть сюда. Это лучшее, что для вас возможно. Используя знания и опыт переключиться том же секторе экономике, но на др участок. В больших конторах это отдел логистики и ВЭД // коммерческий отдел. Я держу пари, вам сейчас с вашими корочками дадут работу специалиста ВЭД в логистическую компанию и будете там заниматься бесконечными пустыми расчётами для потенциальных клиентов.... потому, что с одной стороны, судя по всему, опыта у вас в сфере ВЭД нет вообще, а с др стороны у вас большой опыт руководящей работы и знание языков. По мне - вы не с той стороны заходите. Вернитесь обратно в свой сектор и изнутри смотрите возможности. Специалист ВЭД это вроде дирижера оркестра, но в этом оркестре он должен знать каждый инструмент: и логистику (а она разная: море это одна история, ж/д вагонами - другая, контейнера - 3я - нужно знать сезонность, особенности перевозки своего товара; а есть ещё портовая логистика & фрахт балком это вообще отдельная ипостась), по-хорошему знать производство - основные составляющие (что бы знать - а что и как завод может сделать), хорошо знать выпускаемый товар и рынок (надо жеж продавать это всё), быть продажником и чувствовать рынок, языки (англ базовый если это экспорт. Китайский если импорт), таможню (много боли; а тут и экспорт и импорт и это 2 больших-больших направления; знать всё ненужно - для этого деклараты есть обычно. Хотя всё зависит от размера предприятия), договора: тут нужен юр отдел и часто просто понимать: на каких условиях что можно отгрузить; танцы с бубном вокруг НДС - нужно понимание требований валютного зак-ва - если бухгалтерия нормальная - внимательно у них учиться. Это так, что в голову сходу пришло. Много разных аспектов. И всему этому нужно учиться. Как? Большое предприятие лучше всего. Поэтапно. Из хорошего специалиста ВЭД на большом предприятии вырастает коммерческий директор, который знает и логистику и коммерцию (зачастую эти направления разделены) и много-много чего и в перспективе может стать и генеральным. А теперь представьте: вы оставили вашу нефть-газ и пошли куда-то ещё. Сколько у вас времени займёт на понимание всех аспектов нового направления?7
  • Eugene LindensteinMiroslav, что за чушь)? т.е. вы поставщику платили по 7 долларов за мяч, хотя стоил он 2?) ахахах3
  • AlexТоже вот, уже более 10 лет в ВЭД. Начинал декларантом, оформлял металл в Китай. Потом переехал в Мск, и также работал в этой сфере. Импорт и экспорт оборудования. Потом ушел в фэшн, таскал шмотки из Европы в крупной европейской компании с крутым менеджментом. Теперь занимаюсь медицинским оборудованием, в маленькой компании. Также, кто то из комментаторов заметил, что работа сильно отличается, в зависимости от размеров компании, это и правда так. Притом отличается, кардинально. Но честно, ВЭД уже надоел, хочется сменить эту деятельность. Ибо тут требуются довольно большие и обширные знания, язык, практические знания, а зп при этом, абсолютно не соответствуют требованиями. Очень запомнился опрос в том же тинькофф журнале, когда нужно было угадать зп по професии в мск... так вот, нужно было угадать зп танцовщиц го-го в мск, я не угадал, указав ниже, и когда высветился правильный ответ, комментарий запомнился и порадовал: "менеджеры по ВЭД плачут горькими слезами)))"7
  • lemeshko85Роман, Можете помочь новичкам в ВЭД сопроводить небольшую закупку товаров?0
  • Романlemeshko85, Здравствуйте! Пишите на the.2267779@gmail.com0
  • Elena270783Тоже работаю специалистом по ВЭД, уже 13 лет , занимаюсь импортом из Китая, декларации не заполняю, есть отдельный брокер, но и без этого работы хватает и что называется не расслабишься), то одно, то другое, то с поставщиками вопросы, то с таможней. Последние 5 лет работаю удаленно, дома. Все о чем пишете очень и очень знакомо) Тоже беспокоюсь о будущем ВЭД , так как постоянно все меняется, и импортировать становится сложнее и менее выгодно, взять хотя бы ультравысокие ставки на контейнера сейчас и перемены, связанные с декларированием товаров на границе в портах. Очень интересно было почитать, узнать опыт других, в моем городе специалистов немного,оказывается все у всех похоже)2
  • ТатьянаАндрей, компания, в которой я работаю, последнее время не проходит проверки по стоимости, обеспечение забирают. Ищу проверенные компании, людей, по возврату обеспечения , помощи в подготовки документов. Буду рада, если кто откликнется. Спасибо.1
  • Станислав СапожниковПрекрасная статья раскрывающая видение ВЭД-индустрии каждому. Респект!1
  • Madina AlexandrovaЗдравствуйте. Спасибо за такую интересную статью. Я, по сути, в ВЭД около 7-ми лет, могу подтвердить практически каждое слово. Но я более тот самый рулевой, упомянутый в статье - мои задачи, в основном, это найти поставщиков, договориться обо всех условиях, составить контракты, собрать документы, подобрать маршруты (контроль партнеров из ТК и брокеров), контроль таможни (вся необходимая документация). Расчет экономики. Увы, я не специалист по ТО, хотя хотелось выучиться и на него в свое время. Одно могу добавить с высоты 22 года. Да, в связи с короной и закрытием границ все становится сложнее и сложнее по логистике, сроки увеличиваются, растет стоимость. Это печаль. Но есть и плюсы. Я уже год как живу в Индонезии в связи с обстоятельствами. И тут тоже делали проект по импорту с индонезами. Могу сказать, что после мониторинга и анализа этого рынка (особенно законодательство и работа таможни/брокеров) у нас в России все еще очень просто и замечательно))1
  • РоманMadina, благодарю за интересный комментарий. Думаю, уже в ближайшее время многое изменится и в ВЭД и вообще в торговле мировой. Слишком многое разрушено бесповоротно1
  • РоманMadina, вчерашнее взаимное признание между РФ и Китаем операторов это шаг к унификации процесса импорта и, как следствие, шаг к цифровизации. Призраки СоюзВнешТранса и СоюзВнешТорга уже не призраки.2
  • НатальяРоман, не соглашусь с Вами, Роман. Машина не сможет заполнить декларацию с "нюансами". Не все так просто.1
  • НатальяAlex, совершенно верно говорите. Уметь и знать надо много, а оплата не соответствует, т.к. конкуренция бешенная. К сожалению прошли золотые 90-е когда декларанты зарабатывали на дома и машины....(((0
  • РоманНаталья, "нюансы" создают люди. У машин прямолинейные алгоритмы. Погуглите что такое "Союзвнешторг"( Это наше будущее.0
  • РоманAnna, никак.1
  • The SOLO MANОтл статья и спасибо автору за труд. Сам отработал в ВЭД больше 12-ти лет, в осн на стороне клиента, эх, классные времена были на заре двухтысячных!!! Приехал из региона в Москву без опыта, но с английским - и сразу попал на спец по ВЭД и поехал в командировки за границу! НО! Сейчас, похоже, все гыбнет. Еще лет 10 назад начался процесс по автоматизации ВЭД/логистики, зп начали падать, потом конкуренция стала расти, тк многие поперли в ВЭД, еще и открыли логистические специальности в ВУЗах... ну и финальным аккордом события этого года, обвалившим окончательно связи с миром. Привет мечтам нашей молодости ) ПС Отдельно еще неприятно заметил, что после 40-ка лет даже с отл резюме и даже в Москве большая часть откликов получает сразу отказ. А в 50 лет еще в начале нулевых почти не брали даже бывших нач таможенных постов. Кавалергарда путь недолог ))1
  • РоманThe, благодарю за отзыв! К сложностям и запретам нам не привыкать.1
  • РоманПавел, не имею цели в чем то вас убедить. просто выразил свою позицию в этом вопросе. Если хотите вникнуть глубже, в вашем распоряжении весь остальной интернет.1
  • РоманВалерия, ответственность специалиста по ВЭД есть ответственность наемного работника, регулируется нормами ТК РФ1
  • Вика ПоповаАня, не только китайцы . Свои тоже , те ещё кренделя. Это торговля. Не обманешь - не продашь .0
  • Аня ПетрошутоваВика, вот мне как-то и надоело изворачиваться, продавливать, что-то от кого-то требовать и оправдываться за каждый юань. Теперь тихонечко пишу код, попивая смузи и горя не знаю)1