Мнение: лексика важнее грамматики в изучении языка, так как она формирует понимание мира
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
С Новым Годом, дорогие читатели Т—Ж! Желаю вам ясности мысли, бодрости духа и новых свершений в грядущем году!
В комментариях к моей прошлой статье одна из читательниц утверждала, что грамматика важнее, чем словарный запас, поскольку это «база», и, по словам этой читательницы, «экзамены и тексты по англ» она «всегда сдавала на высший балл как раз благодаря владению грамматикой». К сожалению, мой комментарий к ее последнему сообщению остался без ответа, поэтому поделюсь своими мыслями с более широкой аудиторией.
Итак, что же, на мой взгляд, приоритетно: грамматика и лексика? Для меня это несомненно лексика. Приведу для простоты понимания аналогию (я ее упоминала в комментариях, но продублирую ее здесь, потому что она мне понравилась). Можно представить текст, который Вы создаете, как дом. Слова в таком случае — это кирпичи, а грамматика — правила, которыми Вы пользуетесь для укладки этих кирпичей. Если не будет правил, у Вас будет просто груда кирпичей или в лучшем случае кривое-косое малопригодное для жилья помещение. Однако, если не будет самих кирпичей — не будет вообще ничего.
Если Вас не впечатлил этот образ, поговорим по сути)) Мое понимание языка состоит в том, что грамматика существует для обслуживания лексики. Лексика первична, потому что именно она помогает человеку составить карту внешнего мира, присвоив названия предметам, явлениям, действиям. Вспомните, как развивается ребенок: от слогов к словам, и только со временем начинают появляться предложения.
В мире взрослых отдельные лексически самостоятельные слова также функционируют без помощи грамматики, например, в виде надписей:
- Attention!/Warning!/Departures и т.д.
Конечно, много Вы без грамматики сказать не сможете, но примитивное общение вполне возможно.
Задача грамматики, в отличие от лексики, вспомогательная, а именно, соединять слова между собой, отражать их отношения и иерархию, придавать речи структуру. Без слов грамматика — лишь пустая оболочка. Допустим, Вы звоните другу с пляжа и хотите сказать:
- «Я загораю на пляже уже три часа. Скоро пойду домой.»
Представим, что Вы знаете Present Perfect Continuous и Present Continuous for Future Arrangements, но не знаете, как по-английски сказать sunbathe, beach, hour, go, home. Что Вы сможете сообщить? В целом, практически ничего. Зато если Вы знаете эти слова, но знакомы только с Present Simple, получится что-то вроде:
- «I sunbathe on the beach for three hours. I go home soon.»
Это ошибочно с точки зрения грамматики, и скорее всего, Ваш друг задаст уточняющие вопросы, но, скорее всего, коммуникация будет в целом успешной.
Есть и менее очевидные, и оттого более интересные доказательства приоритета лексики, например, служебные слова (function words). К ним относятся, в частности, предлоги: хотя они и являются отдельными словами, они не обозначают предметов или явлений и их признаков, существующих в реальности. Например, предлог on сам по себе никакой информации не несет, зато приобретает смысл в окружении лексически самостоятельных слов (content words):
- «There is an apple on the table.»
«I’ll meet you on Monday.»
«You can rely on me.»
В заключение приведу еще два примера, чтобы еще раз подчеркнуть главенство лексики над грамматикой. Прочтите эти два предложения и спросите себя, какую информацию Вы извлекли из этих предложений. Первая фраза — это знаменитая фраза, составленная известным лингвистом, академиком Л.В. Щербой:
- «Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка.»
И вторая:
- «Сердитый коза сильно хозяин боднуть нападать он сын.»
Для меня очевидно, какая из этих фраз даст мне общее (хотя и возможно искаженное) понимание ситуации. А для Вас?
Пишите в комментариях, согласны ли Вы со мной!