Как реагировать, если подросток все свободное время проводит с теле­фоном

Признания читательницы и комментарий специалиста
46
Как реагировать, если подросток все свободное время проводит с теле­фоном

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Аватар автора

Альбина Кабова

хочет восстановить контакт с дочерью

Страница автора

Моей дочери 11 лет. Все свободное время она проводит с телефоном в руках. Смотрит видеоролики с юными блогерами в «Тиктоке», «Ютубе», «Лайках» практически не отрываясь, даже когда едем в автомобиле.

Мы — работающие родители, тем не менее ребенок не брошен, и у нас находится время на совместный семейный досуг: конный спорт, картинг, сапбординг, прогулки, поездки. Но каждую минуту дочь стремится провести в телефоне.

Стала вспыльчивой, мало что рассказывает, меньше помогает мне по кухне. Уже и интересов становится меньше — вплоть до того, что вместо долгожданной поездки с нами, допустим, в театр или ресторан предпочитает остаться дома в одиночестве. Догадываюсь, чтобы в телефоне засесть. Свой смартфон нам в руки практически не дает и выхватывает его, если я взяла проверить, например, уровень заряда батареи.

Установленные приложения родительского контроля научилась обходить. Иногда, конечно, просит снять ограничение, мотивировав какой-либо необходимостью. Конфликты стали неизбежными и достаточно частыми.

Почему детей сложно оторвать от гаджетов

Аватар автора

Ирина Воробьева

психолог

Страница автора

Эта ситуация знакома многим современным родителям. Мы сами росли без смартфонов и соцсетей, и у нас нет релевантного опыта, чтобы оценить такой способ проводить время. Давайте расставим некоторые важные акценты.

Да, может такое быть, что появляется зависимость от гаджетов и онлайн-контента. У детей, которые проводят значительное количество времени в интернете, например в «Тиктоке» и «Ютубе», может постепенно снижаться интерес к реальной жизни и взаимодействию с семьей.

Контент становится постоянным источником удовольствия и развлечения — а дети настаивают, что и отдыха. Типичный симптом: внешние стимулы и активности, которые требуют физического или когнитивного вовлечения, начинают казаться не такими привлекательными, как постоянный поток новой информации в интернете.

Вероятно, это связано с быстрыми дозами дофамина, который люди получают при просмотре коротких видео. Алгоритмы платформ специально разработаны для создания захватывающего и залипательного контента, который трудно оставить.

Ваши наблюдения действительно указывают на глубокую вовлеченность дочери в виртуальный мир, но не будем делать поспешных выводов о цифровой зависимости и подумаем, что еще может скрываться за таким поведением.

Что может быть причиной снижения контакта с семьей

Желание сепарироваться. У вашей дочери начинается подростковый возраст, который сопровождают гормональная перестройка и изменение приоритетов в социальных связях. Подростки стремятся к большей автономии и приватности, им нужно время для размышлений в одиночестве или компании «своих». Это естественный процесс взросления: ребенок хочет отдалиться от родителей и сфокусироваться на собственных интересах, что может объяснить, почему ваша дочь предпочитает проводить время с телефоном и теряет интерес к делам, которые радовали в детстве.

Вы все так же активно вкладываетесь в ее развитие, инвестируете время в совместные мероприятия и, конечно, ожидаете, что она будет с прежним энтузиазмом участвовать в семейной жизни. Но нет. При этом отдаление не всегда связано с пренебрежением к родительским усилиям. Скорее всего, оно отражает стремление ребенка к самовыражению и потребность в личном пространстве, что часто проявляется через увлечение виртуальным миром, к которому у вас нет доступа.

Отстаивание личных границ. Изменение поведения дочери, ее вспыльчивость и скрытность могут быть защитной реакцией на попытки родителей вмешаться в личную жизнь, в том числе виртуальную, в то время как подростки стремятся к независимости. Чрезмерная вовлеченность в цифровую среду может усугубить этот процесс. Но это вовсе не значит, что если забрать гаджет, ребенок «вернется в норму». Возможно, вам нужен более детальный пересмотр отношений: разговор о границах, свободе и ее последствиях, новых возможностях и прочем.

Скрытность вашей дочери, в частности отказ давать телефон в руки и его выхватывание, также может указывать на потенциальное чувство стыда или страха: вдруг родители обнаружат что-то, что неудобно показать. Это может быть как безобидный контент, так и что-то более тревожное — например, просмотр неуместного материала.

И это, конечно, сложное решение для родителей: определить, что вы хотите знать и что контролировать, понять, в чем готовы доверять дочери, насколько уместно дать ей возможность самостоятельно решать и пробовать. Рано или поздно эти решения придется принять. Взросление — это так или иначе процесс отделения.

Нарушение семейной динамики. Частые конфликты и ухудшение взаимоотношений с родителями — тоже типичные признаки проблемы. Когда взрослые пытаются вернуть в реальный мир подростка, погруженного в виртуальный, он может чувствовать, что его отрывают от привычного источника комфорта и развлечений. Это ведет к агрессии и сопротивлению.

И тут уместно задать себе вопросы: «Какой жизнью я сам живу? Чем могу быть интересен своим детям, если они просто наблюдают за мной? Какими они видят модель взрослой нормальной жизни через меня?» Часто случается, что ребенок весь такой занятой — «драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота», при этом каждый день он видит уставших и недовольных родителей, которые весь вечер бухтят друг на друга, сами сидят в телефоне, жалуются, какой у них неправильный начальник и что они всю жизнь потратили, чтобы ребенка вырастить, а он такой неблагодарный.

Каким в этот момент взрослый предстает перед подростком — счастливым или несчастным, создающим что-то новое или отрабатывающим какую-то повинность? Логично, что у ребенка возникает мысль: «Я делаю все, что вы хотите, но что я получу? Вот такую жизнь, как у вас?» Иногда болезненно об этом думать, но очень нужно, чтобы установить контакт с ребенком, найти ответы, почему он так сопротивляется, не хочет пробовать новое, понять, где его мотивация.

Здорово, если ребенок видит развивающихся, в целом довольных своей жизнью и наслаждающихся ею родителей. Если знает, что они решают какую-то сложную задачу и делают это с азартом. Если они спокойно реагируют на собственные ошибки, погружаются в изучение новых сфер — например, стали интересоваться оперой или футболом и обсуждать это.

У каждого взрослого должна быть своя отдельная взрослая жизнь.

Часто, когда родителям не нравится, чем занят ребенок, они начинают ему предлагать альтернативы, которые им кажутся правильными и интересными: «Иди почитай книжку», «Давай мы тебе оплатим фитнес» и так далее. Но за этим стоит желание — может быть, неосознанное — как бы озадачить ребенка, дать ему какое-то полезное дело и дистанцироваться.

Этот момент надо отрефлексировать: насколько вы сами готовы идти на контакт, не ставить в вашем общении задачи развития и какие-то дела, а просто разговаривать, обсуждать не всегда приятные и сложные темы. Готовы ли создавать атмосферу, где можно честно, открыто общаться, не быть в позиции компетентного гиганта, который знает как нужно, а рассказывать про себя и слушать, делиться.

В практической работе я часто вижу эти дефициты: родители много чего хотят от детей. Но за этим стоит отказ наводить фокус на себя, думать о себе. И возникает желание сохранить некую дистанцию, потому что подросток такой сложный, пусть другие взрослые им занимаются. Есть секции, есть книжки, а я просто дам на них деньги, но инвестировать свою психическую и интеллектуальную энергию в этот контакт не хочу. Это порождает конфликты и непонимание.

Что предпринять, чтобы ребенок меньше сидел в телефоне

Технологии — это часть современной культуры. Интерес вашей дочери к социальным сетям не отклонение, а часть нынешней жизни. Для многих детей и подростков смартфон и социальные медиа стали способом общаться со сверстниками, выражать свои мысли и исследовать мир. Родители, выросшие в другой технологической эпохе, иногда недооценивают значение онлайн-контента.

Ожидания взрослых могут быть связаны с их представлением о том, как «должен» выглядеть здоровый досуг: например, спорт, театры, путешествия. Но для современного подростка баланс между реальным и цифровым миром часто отличается от того, к чему привыкли родители, и это тоже нужно учитывать.

Не стоит обесценивать современные тенденции. Ребенку придется жить в цифровую эпоху, ориентироваться в ней. Это уже не просто развлечение или часть досуга. Технологии плотно пришли в нашу жизнь, и «отключить» их без потерь не получится.

Тем не менее я понимаю, что вовлеченность детей в виртуальный мир все равно беспокоит. Вот что можно сделать, чтобы повлиять на ситуацию.

Давайте ребенку гаджеты в личное пользование как можно позже. Вашей дочери 11 лет, у нее уже есть телефон и, конечно, он может быть полезен и нужен. Но, возможно, на эту рекомендацию обратят внимание другие родители, которые воспитывают детей младшего возраста.

Если получается отложить покупку смартфона для ребенка, лучше так и поступить. Например, мы с семьей сейчас живем в Германии, и моей дочери иногда требуется переводчик, когда она делает домашнее задание. У нас дома есть так называемый дежурный телефон, он свободный и все время лежит рядом с зарядкой. Если он нужен детям, они могут его взять, но это не личный гаджет. И отчасти это решает проблему — по крайней мере, исключает возможность конфликта из-за того, что «это мое, с чего вдруг ты у меня забираешь и лезешь с ограничениями».

Здесь работает базовая идея, что среда, то есть буквально предметы, которые нас окружают, формирует и фокус интересов, и способ действия. Если по всей квартире разложить книги, с большей вероятностью мы сами начнем их читать. Если есть гаджеты, ими хочется пользоваться. А когда их нет, то их нет.

Планируйте время, которое проводите всей семьей. Некие ритмы тоже решают вопрос. Например, в свободное утро субботы все ходят по квартире и думают, чем заняться. Конечно, первое, что приходит в голову ребенку, — написать подружке или посмотреть ролик.

Немного забытые в современной быстрой жизни привычки очень спасают. Например, выходной может начинаться с того, что вы все готовите завтрак, накрываете на стол и обсуждаете планы на день. Или печете печенье и едете навещать бабушку. Или у вас может быть традиция совместного похода в бассейн по воскресеньям в 16 часов.

Тут очень важно не просто набить расписание, а подумать, чем вам, как людям, которые живут вместе, интересно заниматься. Ритмы очень помогают структурировать и время, и общение, убрать суету, хаотичность ситуации, когда как будто нечего делать или все слишком устали для интересных занятий, поэтому залипают в гаджетах.

Обращайте внимание на коммуникацию друг с другом. Это про разговоры в семье, диалог и совместность. Подумайте, обсуждаете ли вы дома с детьми, с мужем что-то кроме рутины: домашней работы, стирки, готовки и всего того, что не требует вовлечения, мышления и человеческого общения.

Важно, чтобы было что-то еще, нечто более масштабное, выходящее за рамки повседневности, о чем интересно друг с другом поговорить. Например, вы едете в машине на дачу. Включите подкаст и послушайте вместе, как появились известные бренды или как вести блог, а потом обсудите это. Но не в жанре «перескажи мне содержание», а чтобы разговор выходил в какую-то масштабную плоскость, чтобы появлялись вопросы, на которые всем интересно поразмышлять и ни у кого нет готового ответа. Можно обсуждать литературу, отношения между людьми, изменения в мире.

Когда этого нет, ребенок однажды понимает, что мир вообще-то большой, а в семье как будто тесновато.

Естественно, может появляться дистанция, мысли, что семья — это что-то простое, не очень интересное. Этот дефицит вполне реально компенсировать. Семья должна быть местом, где ребенок может побыть собой, подумать, посомневаться, позадавать вопросы, открыто поспорить. Местом, где не будут постоянно поучать и читать нотации.

Интересуйтесь, что именно ребенок делает в гаджетах. Не в плане «ой, да с друзьями переписывается», а прямо сесть рядом и посмотреть ролик или игру, узнать, почему именно они заинтересовали и что в них такого. В этот контент нужно пойти с открытыми ладонями, без предубеждения, попытаться понять, какие смыслы ваша дочь там находит, и попробовать их обсудить.

Если это переписки с друзьями, в них, конечно, не стоит лезть, но можно спросить, о чем разговор, что в нем вашу дочь волнует. Подростка могут волновать отношения, ревность, первая влюбленность. Этим темам посвящен огромный пласт культуры: книги, фильмы. Если обнаружится, что, например, есть какая-то интрига — подруга с кем-то рассталась или мальчик не позвонил, — можно вспомнить про это интересный фильм, посмотреть его вместе, поговорить, как люди проживают такие ситуации. Спросите дочку: «Как ты могла бы прожить такое, что ты про это думаешь?»

Контент в соцсетях вполне может быть опорой для того, чтобы погрузить ребенка в более широкий контекст по интересующему его вопросу. Поставьте себе такую задачу и немного познакомьтесь с дочерью — без ограничений, советов и рассказов, как правильно, а в режиме собственного открытого мышления: «Что там, в интернете, может быть интересного, о чем я не знаю?»

Все-таки дети — это следующее поколение, и у них немного другие смыслы. Ребенок привносит в семью, в личную жизнь взрослого много интересной новизны. Если к ней относиться без пренебрежения и скептицизма, там можно обрести очень большой ресурс для себя и своего развития, для развития своей семьи. Ваша дочь — отдельный человек, у нее тоже есть что-то интересное и новое. Нужно иметь смелость впустить это в себя.

Изучите круг общения дочери. Часто он складывается стихийно: мы водим детей в ближайшую школу, и это удобно, особенно в начальных классах. Но когда ребенок взрослеет, все-таки появляется выбор. Куда-то он может ездить сам — и сам выбирать, с кем дружить. Но важно показывать альтернативы, думать о том, с кем он ежедневно общается, чьи ценности его окружают и находятся в его коммуникативном и смысловом пространстве.

В силах родителей достаточно долго создавать ситуации, где ребенок будет общаться с людьми, для которых ценно, например, говорить о культуре, а не рубиться в игру или смотреть простые видео. Конечно, со временем мы теряем власть и не можем это приоритизировать, но если говорить о возрасте 9—12 лет, а то и 14—16, мы все еще можем вносить свой вклад и обеспечивать условия, чтобы ребенок был частью тех кругов общения, ценности которых нам близки.

Скажу по клиентской практике: довольно часто родители себе эту задачу не ставят, все складывается очень стихийно, а потом они недовольны интересами ребенка. Несмотря на то что семья — это важная часть жизни и ценностей, которые ребенок впитывает, все-таки есть социум, и он тоже влияет очень сильно.

Если вы понимаете, что, например, дочь ходит не в самую благополучную школу, что у нее слишком примитивная компания во дворе, нужно подумать о том, как создать ситуацию, где она увидит других людей, другие интересы. Нельзя научиться плавать в сухом бассейне, и так же нельзя научиться читать и обсуждать книги, если с тобой рядом их никто не читает и не обсуждает, но все говорят, что это важно, и подсовывают книжку. Дальше ты выходишь во двор, а там смотрят какое-нибудь видео в «Тиктоке», и ты тоже начинаешь его смотреть.

Важно расширять контекст, ценность интересов и тем, обращать внимание, с какими людьми общается ребенок.

РедакцияВаш ребенок тоже зависает в гаджетах? Расскажите, как на это реагируете:
  • Andrew> Установленные приложения родительского контроля научилась обходить Если речь про внешние приложения, то их, действительно, легко обойти. Но есть же глубоко интегрированные в систему. Например, для телефона с Google-сервисами это Family link. У Huawei что-то своё есть.9
  • Жора ТНу в 11-12 лет я бы тоже был не в восторге ехать с родителями в ресторан, а уж тем более в театр)). Чего тут вас удивляет? Я бы на Вашем месте ( а я там буду года через 3) тик-ток с ней записал. Обменивался мнениями по роликам, которые она смотрит, о трендах. Может тогда ей тоже станет интересно обсудить, что любите Вы. Как вариант.25
  • SmuziСистемный, еще будут советы из книги «Как сделать так чтобы ваш ребенок вас возненавидел»?16
  • SmuziVi, какой кошмар. Хочется пожелать Вашей дочери как можно скорее сепарироваться от вас и вашего ненужного контроля. Пока все идет к тому что вы растите беспомощного закомплексованного человека2
  • LanaУбедитесь, что у вас дома комфортная психологическая установка, и ребенок не уходит в виртуальный мир, как в убежище, пытаясь скрыться от постоянного пилежа и нравоучений. Попробуйте объяснить дочери вред постоянной телефонной зависимости и оговорить некоторые правила и временные промежутки, когда ей можно пользоваться гаджетами.10
  • Нектарин ПерсиковичДвадцать первый век, это норма.2
  • LanaSmuzi, в 11 лет еще далековато до сепарации, ненавязчивый контроль родителей (тем более, ребенок не возражает) на случай явного криминала еще нормален. В будущем можно оговаривать правила безопасного поведения и понемногу отпускать вожжи7
  • SmuziLana, Про ненавязчивый контроль согласен с вами. Условия для сепарации создают родители как раз начиная с подросткового возврата, а в комментарии выше - тотальный контроль, который в будущем выльется либо в сепарацию с конфликтом и бунтом, либо дорогая доченька будет жить вместе с родителями до 35 лет (в лучшем случае)3
  • МилаСо стороны очевидно, что родители слишком сильно контролируют ребёнка и постоянно таскают его туда, куда он не хочет. В итоге ребёнок использует каждую доступную минуту, чтобы провести время так, как ему нравится. Ну и в целом, как человек, который хорошо помнит подростковое время, хочется сказать, что нужно просто на какое время отстать от ребёнка. Всё это капанье на мозг очень раздражает в и без того непростой период. Можно быть хорошим родителем, если просто оставаться рядом и давать понять ребенку, что он может обратиться к маме и папе по любому вопросу и они ему помогут. А уж как проводить своё свободное от учебы и многочисленных активностей с родителями время, ребёнок и сам разберётся.20
  • МыщьМожно подумать, только он проводит "время в телефонах". А мы все - нет)))36
  • NorichiVi, Аж захотелось написать своей матери огромное спасибо, что не лезла в мою жизнь в 11 лет…. Согласна с комментарием, ниже, как же хочется пожалеть вашего ребенка. Никакой свободы от родителя, везде свой нос суёте. Не удивляйтесь, если лет в 16 захочет быть бунтаркой и сбежать из дома. Вы не сможете быть со своим дитём всю жизнь. Она должна учиться сама справляться и выбирать, какой контент и люди - приемлемы и адекватны. Не ударится разок - не научится. Будет мамкину юбку искать, чтобы точно понять, что такое хорошо и что такое плохо.6
  • Антон ЗверевМакс, полностью согласен, гаджеты это зависимость, самый лёгкий способ получить эмоции.2
  • LanaLana, *обстановка :-)1
  • Александра НовоселоваМне 28 лет. Ну я например по мнению мамы, которой 55 лет и которая телефонном пользуется только для общения, фото и заказов на маркетплейсах, а компьютером - для офисной работы, тоже все время провожу за компьютером и в телефоне. Правда, мама не учитывает то, что я с того же телефона отвечаю на сообщения по работе, ищу информацию по работе, когда я не за компьютером, читаю статьи (в том числе и научные), смотрю лекции, кино, читаю книги, общаюсь на английском с ребятами из разных групп по интересам, пользуюсь тем же ллм и делаю много чего ещё. В общем, гаджеты - это далеко не только вещь для развлечения и общения с друзьями. Если для ребенка сейчас это так, то, думаю, волноваться не стоит. Спустя какое-то время он вырастет и узнает, что телефон можно использовать не только для этих целей.7
  • Alexey OrekhovНапомню классический рецепт, ничего лучше до сих пор нет: https://www.youtube.com/watch?v=fEYceCWI_h00
  • Виктория ШтермерVi, я, как подросток, который до недавнего времени жил с родителями, могу только посочувствовать Вашему ребёнку. У меня тоже было период, когда я постоянно сидела в телефоне, но если родители попросят помыть посуду, например, то я шла и делала. Как же было ужасно, когда после хлопот, я легла отдохнуть, расслабиться, и мне начинают родители ещё что задач давать. не потому что их нужно выполнить, а просто, чтобы я было чем нибудь занята. Знаете, какая ненависть к родителям?5
  • user2887498Правильного подхода нет, но, в моей практике наблюдений как стороннего врача, далекого от психологии. Сколько я уже увидела, что в ближайшее время молодые взрослые с предоставляемыми свободами в близкой перспективе довольны, но, после 30 лет в их голове и теле идет кризис..там внутреннее здоровье 50летних, а в голове - хаос из мыслей, а в итоге - виноваты родители - они не смогли меня убедить не бросать спорт и т.д.!!! И вот сидят такие детины на приеме и почти лупят своих матерей, которые благостно разговаривали, а не раздавали люляшек в школьные годы. Их, видите ли, недостаточно убеждали в полезности предлагаемых нагрузок и т.д. Да у меня только одноклассниц три женщины, которые со своей свободой мотылялись и гордились, а сейчас локти кусают и обвиняют мягких родителей, которые им все обеспечили, по сути. Из-за ранних свобод в голове подростков уже изначально закладывается патологический выбор будущего партнера. Подростки любят все яркое, крикливое, суетное...и девочки привыкают замирать от пустозвонов, а мальчики - от шалавистых девиц. Конечно, потом опыт будет ценой ошибок, но это может задать якорь на весь остаток жизни. Свободные дети, неприученные к труду, гигиене и спортивным нагрузкам, также страдают и сильно. Есть процент высокоразвитых, которые пройдя все, станут целостными личностями, но их не более 5%, а большинству нужна именно строго дозированная свобода и контроль, которые бы сдерживали негатив взросления. Мы не говорим об исключениях, когда некоторых нужно совсем отпускать в загул, а других тотально контролить, но, в среднем - должна быть размеренность13
  • Максим КольцовНектарин, это плохая норма примерно как все стали питаться фастфудом2
  • Максим Кольцовя пытаюсь вводить какие-то правила ограничивающие. Например видюшки запрещены с утра до 12 дня, и во время еды. Естественно взрослым этим правилам нужно следовать тоже тикток и лайки надо просто удалить из телефона и намертво запретить их устанавливать снова. Это самая жесть, мозги в кисель превращаются0
  • вайнотNorichi, я в 12 лет уже сиськи по модему скачивал))2
  • Человек ЧеловековМаксим, тикток и лайк удалять бесполезно. Сейчас подобные видео можно смотреть везде - на Ютубе (YouTube Shorts), в ВК (ВК Клипы), даже в телеграме2
  • ЕкатеринаВоспоминание разблокировано: Я не хотела показывать маме личные переписки в 14 лет, а она сломала мой телефон пополам0
  • Пельменька ПельмешковнаСама ребёнок, живу с родителями, моей день не обходится без телефона. Лет 5 (если не 6) я провела в тиктоке и ютуб шортсах. Бросила сама, насмотрелась на умных и интересных людей и тоже захотела быть такой. Родители иногда говорили, что быстрая форма контента это плохо, но действий с их стороны не наблюдалось. Короче, с тиктоком было просто, потому что его теперь без ВПНа не открыть (а я ленивая). С шортсами я мучилась долго, потому что ютуб всё же помогает мне в повседневной жизни своими туториалами, поэтому так просто его не удалишь. В общем, нашла решение: выключить сбор данных поиска и истории просмотра. Алгоритмы не работают, главная страница теперь выглядит пустой, на ней только строка поиска и надпись «сбор данных выключен». ВСЁ. Это было самым большим триггером. Кстати, когда относительно случайно начинаешь листать шортсы (когда что-то вбиваешь в поиск, пару шортсов всё равно предлагаю, от этого не избавиться), они КОНЧАЮТСЯ. Боже, сколько же времени мне это экономит! После блокировки ютуба я и вовсе захожу в него раз-два в месяц. Теперь читаю книжки, они действительно способны изменить мою жизнь и мышление. И ВПН для них не нужен :) P. S. Если бы не книга «Атомные привычки», мой мозг бы так и остался тухнуть в шортсах. Закон «сделай это невидимым» работает на ура.21
  • АптечкоМила, проблема в том, что ребенок в принципе никуда не хочет идти добывать себе дофамин интеллектуальным и физическим трудом. Потому что его источник вот он - на ладони.5
  • Аптечкоuser2887498, сильно недооцененный комментарий3
  • АптечкоАльбина, вместо телефона нужно дать что-то взамен. Вы забрали соску с соком, а дитю хочется сладенького! Включите аудиокнигу, начните разговор - в общем, нужно применять рецепты из статьи.1
  • ineyzОчень "мило" когда даёт советы специалист который не погружен в современные реалии жизни в России. Телефон школьнику необходим сейчас, есть Электронный школьный дневник, где можно мониторить свои оценки и смотреть что задано на дом по урокам (учителя не озадачиваются сейчас чтоб обозначить это все во время урока). И у ребенка должна быть своя учетная запись чтоб выполнять цифровое домашнее задание. С аккаунта родителя это не возможно. Так что совет про дать гаджет ребенку как можно позже не работает. А работает собственный пример, вовлеченность в интересы ребенка и умение договариваться.2
  • Алексей ExtraВсё правильно общение с ребёнком очень важно. Помню когда дочки были маленькими и ходили в детский сад, одна воспитательница на родительских собраниях советовала нам родителям больше разговаривать с детьми, обращать их внимание на окружающий мир, деревья, листву, небо, дома, обсуждать с ними детали по дороге в садик и домой, спрашивать детей что они видят и как это понимают. Это действительно важные моменты в жизни родителей и детей, показывающие ребёнку что родители это не только про контроль поведения, обеспечение едой и наставления, но и про душевное общение. Следуя этим нехитрым советам на протяжении всей их жизни, сейчас когда они стали взрослыми, дочки не боятся со мной общаться, рассказывать о своих делах, успехах и не удачах, а совет обращать внимание детей на окружающий их мир помог им не страдать топографической дезориентацией.4
  • Emmikineyz, ЦДЗ - это не обязаловка, имеете полное право не делать и вообще не открывать. Если обязывают - пишите директору, чтобы ответили на каком основании и согласно какому пункту в образовательном законодательстве они это увидели. Никто не отменял обычных дневников, причем учителя сами их рекомендуют, они нужны и даже важны для понимания своей занятости в течение недели, для понимания текущей успеваемости - ты воочию видишь свои оценки и можешь планировать свои действия. Это дисциплинирует всё-таки. ЭД по идее был создан для родителей, чтобы они могли контролировать ДЗ детей. Загонять несовершеннолетних на всякие цифровые платформы - противозаконно. Плюс этот ЭД вечно то висит, то обновляется, то просто умер на несколько часов 🤦🏻‍♀️ Кстати, оценки в дневник своим детям выставляю сама, а у младшей выставляет иногда учительница. Но согласна с тем, что сейчас детям постоянно задают найти информацию в стороннем источнике или интернете, прям так и пишут в учебниках с 1-го класса 🤦🏻‍♀️ неужели есть такой ребенок, который будет искать только нужную информацию и не залипнет потом в видосиках?? Подарить малолетке телефон, а потом постоянно его отбирать - тоже не очень хорошо действует на детские нервы. Нужно всё-таки максимально отдалить момент получения телефона в постоянное пользование, обговорить правила, договориться заранее когда и сколько можно «сидеть» в нём. К сожалению, наша жизнь больше невообразима без гаджетов, технологии и ИИ шагают семимильными шагами, но реальная жизнь должна быть гораздо интереснее.0
  • ineyzEmmik, ЦДЗ такое же ДЗ. Вы никому ничего не докажете, а спрашивают с учеников по факту исполнения и выставляют оценки. Опять же, там к каждому уроку уже материалы для изучения прилагаются в видео или текстовом формате. Школа переходит постепенно на электронное обучение, это тенденция сегодняшнего дня. Прогресс не остановить. Обычный дневник не используется в нашей школе. Смысл его вести самим если не будет подписи учителя?! Отбирать телефон не следует, конечно. Это в корне не верный подход - забирать личную вещь у маленькой личности. У меня стоит родительский контроль за контентом и временем использования, пока справляемся2
  • Emmikineyz, в смысле «не докажете»?)) мы ЦДЗ не делаем) и ничего за это не получаем) я же написала - ведем дневник для ребёнка, чтобы открыв дневник сразу на неделю он мог видеть в какие дни какие предметы, свои ДЗ на каждый день, чтобы видел свои оценки, потому что порой они даже не знают что получили за урок. А зачем мне подпись учителя??) я же и так всё вижу в этом дневнике для родителя ) просто это очень в интересах учителя - за активное использование ЦДЗ и электронных ресурсов учитель получает доп.денежку, мне хватило одного такого видео из ЦДЗ по окружайке, допотопное, сделанное каким-то учителем, и больше мы ЦДЗ не делаем. Учителя за эти клипы и материалы ЦДЗ получают деньги, а судьи кто? Кто оценивает и допускает эти видео до школьников - не известно вообще никому. А вот с такого молчаливого согласия родителей наше образование и катится к чертям, с первого класса уже нанимают детям репетиторов, а учебники - это же просто тихий ужас. И бороться с этой системой, которую разваливают чинуши сверху, очень тяжко, одни отписки.. И всех заводят на учи.ру, сферы и др. коммерческие платформы..эх, понесло меня уже в другую степь)) просто это я к тому, что конечно легко отправить ребенка в телефон делать уроки, «это же для уроков надо», «я не могу без телефона сделать уроки» - и родители покупают ребятёнку телефон, «ему же надо по учёбе». Но дети очень быстро привыкают к телефону, нам ли этого не знать) и получаем то, что зависимость от гаджета доводит аж до суецидов. Это очень страшно. Поэтому нужно дозировать и контролировать пока не поздно, в этом с вами абсолютно согласна.0
  • Анна ШашковаУ меня 4-ро детей. Считаю к каждому ребенку нужно подходить индивидуально!Старшей сейчас 20 и она уверенная , успешная и тд. У меня был шок когда в 13 прочитала ее переписку случайно, разговоры велись матом и столько нового я узнала, как заново познакомилась, при этом мне казалось, что мы близки как мама и дочка. Выводы сделала я, при любых обстоятельствах нужно быть другом своего ребенка и на его стороне, критиковать легко, а сделать так чтобы ребенок повернул голову и услышал родителя непросто. И конечно ребенок должен сам ошибиться, набить шишки, самоутвердиться, но Родитель должен хотя бы примерно понимать что происходит и тут я за то чтобы время от времени видеть их телефоны и что они там пишут и чем живут. И если у старшей был драмкружок и тд, вторая дочь на 2 года младше, бросила все секции в 8-ом классе совсем перестала расставаться с телефоном, ничем я его заменить не смогла, хотя даже на Лабрадора согласилась, в итоге у нее даже тревожность возникала из-за отсутствия телефона. Прошло время, сейчас он начинает использовать то, что я чуть не силой впихивала в нее до 8 класса. Оказывается отлично , что играла в волейбол 5 лет ( там есть мальчики интересные, раньше как-будто их там небыло))), что может спеть, станцевать , нарисовать и даже шахматы были. Оказывается ей это не стремно, а очень пригождается в молодежных компаниях, чтобы чувствовать себя там уверенно!!! Старшие выросли: вывод: они очень разные, хотя воспитывались одинаково, чем ближе родители, тем лучше, дети счастливее, а мы тоже за них радуемся!0
  • ineyzEmmik, если вы в младшей школе, то, да, там все по желанию. Но, в средней школе "желание" уже не имеет значения. Ответ один: такая программа обучения. Детям, кстати, самим интересно выполнять что-то в цифровом виде. Я считаю не бывает лишним любое ДЗ, даже цифровое ))0