«Воздух»: военная драма про летчиц Великой Отечественной — стоит ли смотреть
18 января в российский прокат вышла военная драма «Воздух» Алексея Германа — младшего, режиссера «Довлатова», «Бумажного солдата» и «Под электрическими облаками».
Действие разворачивается в начале Великой Отечественной войны. По сюжету потери Красной армии настолько катастрофические, что на фронт отправляют молодых и неопытных летчиц.
Рассказываем, кому стоит смотреть фильм. И почему «Воздух» — совсем не типичная российская военная драма.
Что за «Воздух»
Дата премьеры: 18 января 2024
Страна производства: Россия
Режиссер: Алексей Герман — младший
Сценаристы: Елена Киселева, Алексей Герман — младший
В ролях: Анастасия Талызина, Аглая Тарасова, Кристина Лапшина, Кристина Исайкина-Бергер, Елена Лядова, Антон Шагин, Сергей Безруков, Полина Дудкина, Петр Логачев, Филипп Дьячков
Жанры: военный, драма, история
Фильмы, похожие на «Воздух»: «…А зори здесь тихие», «В бой идут одни „старики“», «Двадцать дней без войны», «В тумане», «Бумажный солдат», «Дюнкерк»
Продолжительность: 2 часа 31 минута
Это приземленный экшен-фильм с напряженными воздушными сражениями
Весна 1942 года. Красная армия терпит ряд болезненных поражений на фронте. Ленинград в блокаде. Единственная транспортная магистраль, которая поддерживает город продовольствием, медикаментами и всем необходимым, — Дорога жизни. Она проходит по замерзшему Ладожскому озеру. Но там машины не только проваливаются под лед, но и постоянно попадают под обстрелы немецкой авиации.
Потери среди советских летчиков велики, так что на Ленинградский фронт поступает группа молодых летчиц. Катя, Женя и Маша будут служить под началом подполковника Алексея Астафьева. Примером для них служит более опытная Рита: она участвовала еще в советско-финской войне. Двигатели у самолетов Красной армии слабые, радио неисправно. Поэтому каждый вылет может стать последним.
Коллеги-мужчины поначалу относятся с презрением к молодым летчицам и советуют им сразу отправиться на полевую кухню варить борщи. Однако смелые девушки в боях доказывают, что прекрасно управляют самолетами.
Картина удивляет обилием воздушных боев. Поединки между советскими и немецкими летчиками сняты с разных ракурсов. То мы наблюдаем за боем с земли — как смотрели простые солдаты, — то камера оказывается в кабине летчиц и показывает эмоции на лице героинь. Нередко зрители и вовсе следят за сражением через прицел. Это внимание к деталям позволяет полностью погрузиться в противостояние.
А еще фильм отлично держит в напряжении — ведь нам показывают, что умереть может любой персонаж.
Изображение в предыдущих исторических работах режиссера — «Довлатове» и «Бумажном солдате» — было мрачным и вычурным, со сложной композицией кадра и визуальными метафорами. Теперь Алексей Герман — младший словно бы не хочет отвлекать аудиторию от главного: трагической истории молодых летчиц, которые сражаются со страхом и постоянно рискуют жизнью. Картина выглядит приземленной и оттого реалистичной.
Фильм не похож на другие российские военные драмы
Каждый год в России выходят новые фильмы о Великой Отечественной войне. В большинстве своем это патриотические картины об успехах военных на фронте вроде «Танков» или ленты «Мария. Спасти Москву». Их создатели часто забывают о цене победы и оставляют в стороне человеческие жертвы и страшные обстоятельства сражений. Нам показывают лишь подвиг солдат и радость победителей.
Из историй летчиц в «Воздухе» мы узнаем как о положении на фронте, так и о предпосылках трагедии в начале войны. Опытная Рита констатирует неготовность страны к обороне. В первые месяцы сражений Красная армия была вынуждена отступать, а враг значительно превосходил Советский Союз в технике.
В 1942 году летчицы не думают о победе, они лишь защищают Ленинград от полного краха. Настроение на фронте сдержанно пессимистичное. Каждый день самолеты подбивают, а боевые товарищи умирают.
К середине повествования главной героиней фильма и вовсе становится летчица Женя с трагическим прошлым. Ее отец был асом. Однажды он имел неосторожность письменно пожаловаться на неисправную работу двигателя самолета, за что был признан врагом народа и расстрелян. Вместе с ним убили и маму Жени.
Девочке пришлось отказаться от родителей, сменить фамилию и жить в приемной семье. Высокобюджетные военные драмы редко показывают такую изнанку истории.
Фильм не боится открыто говорить о многочисленных ошибках руководства страны и даже вспоминает Большой террор, когда талантливых специалистов расстреливали под надуманными предлогами. Тем самым режиссер «Воздуха» продолжает дело отца. В «Двадцати днях без войны» Герман-старший показывал людей, которые бесконечно устали от боев и хотят скорейшего мира. А в «Проверке на дорогах» автор касался деликатной темы коллаборационизма, подчас вынужденного.
Другая особенность «Воздуха» — отсутствие романтизации войны. Режиссер не пытается превратить фронт в декорации для подвига, а показывает трупы, раненых, ужасные бытовые условия. Камера скользит по усталым и истощенным лицам солдат, показывает скудный паек на столе и плачевное состояние техники.
Ничего героического в этом нет. Это настоящая пытка, борьба за выживание, полная противоположность спокойной мирной жизни. Зрители на физиологическом уровне чувствуют противоестественность войны.
«Воздух» снят на одной ноте — поэтому слегка утомляет
Великая Отечественная война — крайне деликатная тема. Но, кажется, авторы откровенно перегибают с трагизмом и мрачными моментами: их так много, что к концу они перестают действовать ошеломляюще.
Да и хронометраж в два с половиной часа становится испытанием. От Ленинградского фронта режиссер перемещается к Сталинграду и другим боевым точкам, а повествование растягивается на два года. Герман-младший хочет по касательной затронуть и другие важные сражения, отчего увеличивается масштабность, расширяется география. Но смена декораций не меняет тональности. Это все та же жуткая хроника потерь.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult