Ну и что?
. Источники: Российская газета, АСВ

Даже честные заемщики могут оказаться в должниках

Оказывается, можно вовремя платить кредит или ипотеку, а потом узнать, что у вас просрочки и пени. Например, если у банка отозвали лицензию, а он не передал данные о платежах клиентов.

Если у банка, в котором вы взяли кредит, забрали лицензию, то деньги со счетов и вкладов не отдадут. Сначала придется гасить кредит, а потом требовать страховку.

С чего вы это взяли?

Мы прочитали историю честного заемщика в «Российской газете» и решили во всём разобраться.

Дело было так. Заемщик взял ипотеку в «Военно-промышленном банке» и исправно ее платил. Точнее, он вносил платежи на свой текущий счет, откуда банк должен списывать их каждый месяц. Потом у этого банка отозвали лицензию, а счет, куда заемщик вносил ипотечные платежи, заморозили.

Стали разбираться с проблемным банком и обнаружили, что со счетов клиентов списали 6,3 млрд рублей. База данных тоже исчезла.

Получается, заемщики платили по своим кредитам, держали деньги на счетах и ничего не знали о проблемах в банке. Потом пришла временная администрация, не нашла платежей по кредитам и потребовала внести их повторно вместе с пенями.

Деньги со счетов людям тоже не отдали.

Почему возникли проблемы с кредитами, если у заемщиков есть квитанции на руках?

По кредитному договору заемщики вносят деньги на своей депозитный или текущий счет, а банк каждый месяц списывает оттуда ежемесячный платеж в счет долга. Квитанции говорят, что деньги были внесены, но не говорят, что деньги были списаны.

Заемщики «Военно-промышленного банка» вносили платежи на текущие счета, а руководство списывало их куда-то на свое усмотрение. Или не списывало вообще, и деньги так и остались лежать на счетах. Потом база данных по платежам куда-то пропала. И теперь невозможно разобрать, где чьи деньги, кто сколько хранил и у кого сколько списано. Не в пример реестру кредитов: там четко прописано, кто сколько должен, и эта база не пропала.

Когда всё выяснилось, у банка уже забрали лицензию, заморозили все операции и начали выдавать деньги вкладчикам. Спорные платежи в счет кредитов не зачли и деньги с текущих счетов заемщикам не вернули. Зато просрочки посчитали и пени начислили. Разбираются до сих пор.

Если деньги лежат на счете, но не списаны за кредит, их же можно забрать по страховке? А потом внести как платеж и погасить просрочку.

Нет, деньги со счёта забрать нельзя. Если у банка отозвали лицензию, а у человека есть в нем кредит, деньги с текущих счетов отдадут за вычетом долга.

Если долг больше, чем сумма средств на счетах, по страховке ничего не выплатят до полного расчета. Деньги на счете тоже не зачтут в счет кредита и от платежей не освободят.

Если долг меньше, чем средств на счетах, выплатят только разницу. Но долг при этом нужно погашать. Это странно, но так и есть.

Это законно? Почему не засчитывают деньги на депозите в счет долга? Или не возвращают деньги со счетов?

Не выплачивать страховку за вклад или счет, если есть кредит, законно. Заемщики должны банку, а выплаты по вкладам производит АСВ. Это разные требования, их нельзя зачесть. Деньги со счёта выплатят только после погашения кредита в ходе процедуры банкротства. Это долго, на всех денег может не хватить.

Еще можно дождаться, когда кредит передадут другому банку, и получить выплату по страховке. Это тоже странно, потому что для заемщика ничего не меняется: он по-прежнему должен банку, только другому. Но теперь Агентство по страхованию вкладов готово выплатить ему все деньги со вкладов и счетов в пределах лимита.

А вот начислять просрочку из-за того, что банк не списал платежи в счет кредита, незаконно. Если денег хватало, то просрочку допустил кредитор и это его проблемы. Но доказывать свою правоту, скорее всего, придется через суд.

У меня есть кредит. Что мне делать, чтобы не вляпаться?

Подключите интернет-банк и смс-оповещения о списании денег в счет кредита. Если в день платежа не придет уведомление, звоните на горячую линию или идите в банк разбираться.

Регулярно сверяйтесь с банком по графику платежей. Делайте распечатки из интернет-банка и храните квитанции на оплату. Если платите через банкомат, сканируйте чеки. Для надежности заказывайте официальные справки об остатке долга. Если погасили кредит, закрывайте счет и берите справку, что больше ничего не должны.

Не держите на текущем счете больше ежемесячного платежа. Если есть лишние деньги — напишите заявление на досрочное погашение.

Проверяйте кредитную историю.

Если у банка отзовут лицензию, продолжайте вовремя вносить платежи.

У меня есть вклад. Что мне делать, чтобы сохранить деньги?

Проверьте, есть ли ваш банк в системе страхования вкладов. Вовремя сообщайте об изменении паспортных данных и адреса.

Никогда не берите кредит в том же банке.

Ну и что?
. Источник: ПП № 470 от 19.04.2017

Кто не уважит гражданскую оборону, заплатит огромный штраф

Пока все думают, как быть с онлайн-кассами и персональными данными, незаметно вступили в силу поправки в положение о гражданской обороне. Теперь у работодателей стало еще больше обязанностей по подготовке сотрудников: нужно готовить, заверять и обновлять кучу документов. А директорам даже небольших и далеких от всех этих оборонных дел фирм придется пройти платное обучение и сдать экзамены.

Если не сделать всё как положено, любого работодателя могут оштрафовать на 100 и даже 200 тысяч рублей. А директора и ответственного за гражданскую оборону — на 20 тысяч.

Вроде полезное дело,
но не такими же методами!
О каком законе речь, кого и за что штрафуют и что нужно делать

Что еще за гражданская оборона и кого это вообще касается?

В России есть закон о гражданской обороне и положение о подготовке населения ко всяким плохим делам. Эти документы объясняют, кто, что, как и когда должен делать, чтобы в случае форс-мажора было меньше неприятных последствий.

Некоторые требования касаются организаций и предпринимателей. Со 2 мая 2017 года этих требований стало больше.

Вот что теперь обязаны сделать все работодатели:

  • организовать вводный инструктаж для новичков;
  • провести курсовое обучение сотрудников;
  • разработать внутренние документы: приказы, планы, программы мероприятий;
  • провести тренировки и учения;
  • создать материально-техническую базу.

Эти обязанности не зависят от численности сотрудников, оборотов, вида деятельности и планов работать в случае войны. Если есть бизнес, его руководитель должен пройти обучение и получить корочку. Если есть сотрудники, их тоже нужно обучить. Еще нужно разработать много документов, вести журналы инструктажа, следить за планом мероприятий и заново всё утверждать в МЧС, если переехали в новый офис или открыли филиал в другом регионе.

Что будет, если всем этим не заниматься?

В КоАП есть статья 20.7 по штрафам за нарушение закона о гражданской обороне. Штрафы выписывает региональное МЧС. Оно контролирует, как предприниматели выполняют требования по поводу гражданской обороны.

Если не провести вводный инструктаж по гражданской обороне или не разработать программу курсового обучения сотрудников, могут выписать штраф до 200 тысяч рублей фирме и еще 20 тысяч — директору. Для сравнения, если не использовать онлайновую кассу, оштрафуют на 30 тысяч рублей; если не опубликовать на сайте политику обработки персональных данных — штраф 40 тысяч рублей.

Штраф могут выписать после плановой или внеплановой проверки. Плановые проверки проводят по графику. Внеплановую могут провести когда угодно: в законе полно поводов для неожиданного визита инспектора из МЧС.

На первый раз могут выписать предписание, потом оштрафуют. Но даже если выпишут предписание, всё равно нужно устранять нарушения: проходить обучение и готовить документы. И не лишь бы как, а с учетом методических рекомендаций, которые еще надо успеть изучить и понять. Если заранее не подготовиться, потом можно не успеть и напороться на штрафы.

Кому нужна эта гражданская оборона? Мы живем в мирное время. Или скоро война и нас к чему-то готовят?

Гражданская оборона необязательно связана с войной, хотя и с этим тоже. Все люди должны знать, как вести себя в чрезвычайной ситуации. Если случится наводнение, землетрясение, пожар или теракт, нужно понимать, что можно и нельзя делать, как оказать первую помощь и уменьшить ущерб. Детей этому должны учить в школе, а взрослых — на работе.

Я ИП. Меня всё это не касается и можно расслабиться?

Лучше не расслабляться. В постановлении правительства упоминаются организации, а в регламенте МЧС по делам гражданской обороны есть расшифровка, что организации — это юридические лица и предприниматели. Поэтому все, у кого есть наемные сотрудники, должны соблюдать закон, проводить обучение и составлять документы.

Как соблюдать требования закона? Что нужно сделать, чтобы не было штрафа?

Перечень и содержание документов, список сотрудников, которым надо пройти обучение, и план мероприятий по гражданской обороне зависит от вида деятельности и численности штата. Есть типовые рекомендации, но их нельзя использовать бездумно. Придется адаптировать, а потом утверждать в МЧС.

Вот с чего нужно начать, чтобы избежать штрафа:

  1. Найдите в своем регионе учебный центр, который занимается обучением по гражданской обороне. Их деятельность не лицензируется, поэтому проверьте, могут ли они выдавать корочки. Обучение одного сотрудника стоит от двух до пяти тысяч рублей. Можно учиться дистанционно: это займет девять дней или меньше.
  2. Договоритесь об обучении.
  3. Закажите пакет документов для своей организации. В Москве это стоит 20—40 тысяч рублей с учетом согласования в МЧС. Если будете менять офис, документы придется утверждать заново, но выйдет дешевле.
  4. Можно составить документы самому, но придется этому научиться и потом ходить по инстанциям. Такое обучение тоже платное, зато при необходимости можно вносить изменения, менять программы, составлять приказы и никому не платить.
  5. Если не знаете, что делать, и не хотите платить деньги, позвоните в региональное отделение МЧС. У них есть консультационные центры, где объяснят, как быть в вашем случае.
  6. Вовремя оформляйте вводный инструктаж для новых сотрудников и обновляйте документы. Из-за забытой подписи или неправильной даты можно потерять десятки тысяч рублей.

Если к вам пришли с проверкой, а документов нет, признавайте вину, убеждайте, что исправитесь, и устраняйте нарушения. В России незнание закона не освобождает от ответственности, но признание вины может уменьшить последствия. А может и не уменьшить.

Это очередная кормушка! Сколько можно придумывать поводы для штрафов и душить бизнес?

Правильно вести себя в чрезвычайной ситуации нужно самим людям, чтобы они могли защитить себя, своих детей и имущество. Заставить каждого человека пройти обучение не получится, поэтому эту обязанность возложили на работодателей. Они должны всё организовать и оплатить.

Чтобы работодатели исполняли закон, ввели штрафы. Они действовали и до этих поправок и были такими же большими. Со 2 мая поводов для штрафов стало больше, но соблюдать закон нужно было и раньше.

Если по-честному получить корочку и обучить сотрудников, от этого будет больше пользы, чем вреда. Но даже если подойти к вопросу формально, избежать штрафа несложно. Когда придет проверка, в первую очередь потребуют документы. Если всё правильно и вовремя оформить, вам ничего не грозит.

Поищите на сайтах региональных МЧС список вопросов, на которые нужно иметь ответ при проверке по поводу гражданской обороны, и подготовьте документы по этому перечню. Это может оказаться гораздо проще, чем вы думаете. Но всё равно придется потратить время и деньги.

Почему об этом не трубят на каждом углу? Может быть, вы что-то перепутали и это какая-то формальная бумажка, а в реальности это никого не коснется?

Постановление правительства — это не формальная бумажка, оно официально вступило в силу. Федеральный закон — тоже официальный и действующий нормативный документ. И административные штрафы по 200 тысяч рублей тоже самые настоящие.

Можно предположить, что инспекторы из МЧС завтра не пойдут с проверками в маленькие офисы, а в первую очередь будут обращать внимание на заводы, которые должны работать, даже если война, или на водоканал с межрайгазом. Готовить сотрудников к работе во время войны или стихийных бедствий важно для больниц, банков, хлебозаводов, школ и атомных станций. А для интернет-магазинов и продавцов инфокурсов, может быть, не так важно.

Но в законе нет ограничения, что его должны соблюдать только компании с большой численностью или стратегически важным видом деятельности. Этот закон касается всех. И проверить тоже могут всех.

Подписаться, чтобы не пропускать свежие новости и статьи
Ну и что?
. Источник: Определение ВС № 83-КГ16-10

На реконструкцию в жилом доме лучше взять согласие 100% собственников. Даже если это их вообще не касается

У нас снова поучительная история, в которой поставил точку Верховный суд. Один предприниматель купил в жилом доме квартиру и перевел помещение в нежилое, чтобы открыть там парикмахерскую.

Он честно прошел согласования и получил разрешение от администрации. Чтобы пристроить входную группу, нужно было одобрение жильцов на использование части общего земельного участка. Такое согласие ему дали почти 75% собственников. Этого хватило, чтобы всё узаконить.

Но большинства бывает мало

Одна соседка оказалась против. Она не давала согласия на пристройку и не захотела, чтобы в ее доме была парикмахерская. Соседка потребовала снести пристройку и вернуть всё как было. Предприниматель не согласился: ему же администрация разрешила и большинство собственников одобрило.

И пошла соседка по судам.

Подробности истории со сносом узаконенной пристройки

Что сказали суды и как разрешилась ситуация?

Районный суд встал на сторону несогласной соседки. Он признал разрешение на строительство недействительным, обязал предпринимателя снести пристройку и навести на участке порядок.

Предприниматель подал апелляцию и выиграл: областной суд отменил решение районного. Но соседка не успокоилась и дошла до Верховного суда.

Верховный суд решил, что права всё-таки соседка, и вот почему.

Предприниматель и администрация руководствовались жилищным кодексом. Там написано, что на общем собрании можно решать вопросы по поводу реконструкции дома, строительства пристроек и предоставления кому-то части участка в пользование.

Для этого собранию хватит ⅔ голосов, которые предприниматель и получил.

А Верховный суд говорит: земельный участок, на котором появилась пристройка, — это общее имущество. И его не просто использовали, а уменьшили за счет пристройки. Получается, что без разрешения соседки как будто забрали кусок земли, где у нее есть доля. Так делать нельзя: уменьшать общее имущество можно, только если согласны 100% собственников.

Разрешение на реконструкцию признали незаконным, хотя его выдала городская администрация и одобрил областной суд. Апелляционная инстанция была не права: там неверно применили нормы права. В общем, все ошиблись.

Верховный суд отменил апелляционное определение и поручил областному суду рассмотреть дело заново. Дело уже пересмотрели, и тот же суд отказал предпринимателю. Теперь ему придется снести пристройку, а вместо двери в парикмахерскую опять сделать окно.

Интересно, а администрация, которая выдала разрешение, оказалась ни при чём? Кто теперь возместит расходы на пристройку и снос?

Разрешение на строительство — это важный документ. Администрация отвечает за его соответствие закону. И если выясняется, что разрешение выдали незаконно, можно через суд возместить ущерб из бюджета.

Скорее всего, предприниматель не виноват. Он проявил должную осмотрительность и надеялся, что администрация точно знает, что всё законно. Если он захочет, то подаст в суд и возместит расходы на строительство и снос пристройки.

Пока такой иск в судах не зарегистрирован. Зато зарегистрирован другой: этот же предприниматель позже сам подал в суд на соседа и потребовал от него снести такую же пристройку к аптеке на тех же основаниях. Кстати, районный суд его иск удовлетворил, и теперь владелец аптеки подал апелляцию, чтобы избежать сноса. Но это уже совсем другая история.

Я купил помещение в жилом доме и собираюсь перевести его в нежилое. Что мне нужно учесть?

Лучше еще до покупки помещения найти хорошего юриста, который специализируется на таких делах. Если помещение уже есть, всё равно ищите юриста, чтобы правильно оформить согласие собственников и получить разрешение на реконструкцию.

Даже если администрация выдаст разрешение, это ничего не значит. Соседям может что-то не понравиться, и они пойдут в суд. Заранее оцените риски. На всякий случай получайте согласие 100% собственников квартир на любую реконструкцию. Если что-то пойдет не так, можно остаться без денег и бизнеса.

В моем доме часть квартир перевели в нежилые помещения и хотят там что-то открыть. Я против. Что можно сделать?

Возможно, перевод и реконструкция законные: не всегда нужно получать согласие 100% собственников. Если в этих квартирах откроют офис со входом через подъезд, ⅔ собственников согласились и есть разрешение, это законно. Но если на месте окна сделали дверь и пристроили входную группу без вашего согласия, можно подать в суд и всё отменить.

Проконсультируйтесь с юристом, как всё оформить и есть ли шансы.

Какое имущество общее и на каком основании?

Список общего имущества есть в жилищном кодексе. Это крыши, лестницы, коридоры, подвалы, шахты лифта, земельный участок со всеми деревьями, забором и коммуникациями.

Собственники помещений в многоквартирном доме имеют право общей долевой собственности на такое имущество. Это право зафиксировано законом, возникает по умолчанию, и его не нужно регистрировать в Росреестре.

Ну и что?
. Источник: Определение ВС № 45-КГ16-27

При взыскании долгов обязаны оставить прожиточный минимум

Два пенсионера задолжали банку почти 2 млн рублей. Взысканием долга занялись приставы. Они стали удерживать у пенсионеров 50% их доходов каждый месяц. Того, что оставалось после удержания, не хватало даже на продукты и лекарства.

Пенсионеры попросили удерживать только по 20%, но нет. Приставы стояли на своем и навстречу пенсионерам не пошли. Якобы в законе написано, что в счет долга можно удерживать до 50%, а иногда даже 70%.

Пришлось разбираться в суде, но не вышло: первая инстанция пенсионерам отказала, апелляция тоже встала на сторону приставов. За дело взялся Верховный суд.

Верховные спасатели!
История судебных разбирательств и важные выводы для всех

Что сказал Верховный суд?

Верховный суд изучил все обстоятельства. И выяснил, что дело было так. Пенсионеры действительно были должниками: они не отказывались выплачивать долг. Но платить по полпенсии не могли: оба инвалиды второй группы и нуждаются в лекарствах.

Они отправили своему приставу ходатайство, чтобы уменьшить удержания до 20%. Свою просьбу обосновали нормой гражданского кодекса: при расчете удержаний нужно оставить должнику хотя бы прожиточный минимум.

Ни ходатайство, ни жалобы старшему приставу, ни обращения в суд не помогли. Все инстанции подтверждали: в законе об исполнительном производстве ничего не сказано про прожиточный минимум, но сказано про лимит удержаний в 50% даже из пенсии. Значит, всё законно.

Верховный суд с такими выводами не согласился. В законе об исполнительном производстве действительно сказано, что можно удерживать из пенсии или зарплаты 50%. И там правда ничего нет про прожиточный минимум. Но это не отменяет обязанности пристава учитывать другие нормативные акты, которые защищают права должников.

Судебный пристав нарушил все мыслимые и немыслимые правила: не запросил подтверждения доходов и расходов пенсионеров, не ответил как положено на их ходатайство, проигнорировал принципы законности, уважения чести и достоинства и не учел перечень имущества, на которое нельзя обратить взыскание.

Все эти правила четко прописаны в законах, о них много раз говорил Конституционный суд, их объяснял Пленум Верховного суда. Но ни районный, ни областной суды это почему-то не учли.

В итоге действия пристава признали незаконными, а решения судов отменили. Дело пенсионеров-должников отправили на новое рассмотрение с другим составом судей.

То есть приставы и суды были не правы? Как такое может быть, что все инстанции ошиблись?

Мы не знаем, как такое может быть, но так и было. Это не самая сложная ситуация. Такие дела уже рассматривали раньше, и ничего нового Верховный суд не рассказал. Список имущества, на которое нельзя обратить взыскание, составили не вчера: он закрытый, понятный и действующий.

Статью ГК, в которой указан этот перечень, пенсионеры указали в своем ходатайстве, а потом и в иске. Но в ответе пристава и решениях судов эту статью при рассмотрении даже не упомянули, как будто ее вообще не существует.

НЕУЖЕЛИ НИ РАЗУ НЕ УПОМЯНУЛИ? В НЕЙ ЖЕ ВСЯ СОЛЬ! ПРОВЕРЬ. — ПРОВЕРИЛА: ПО ДЕЛУ НИ РАЗУ, ТОЛЬКО КОГДА ОПИСЫВАЛИ СУТЬ ПРЕТЕНЗИЙ, А В ХОДЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВА ПО СУЩЕСТВУ НЕТ. — ЭТО ДИЧЬ, КАТЯ.

С приставом всё понятно: он пытается как можно быстрее взыскать долг и закрыть исполнительное производство. Хотя это не дает ему права нарушать установленный законом порядок ответа: на ходатайство положено отвечать постановлением, а не письмом. И его начальству это не дает права игнорировать жалобы.

А вот с судами непонятно: как несколько судей в двух инстанциях умудрились нарушить нормы права и существенно ущемить права истцов на судебную защиту? И почему они проигнорировали разъяснения Конституционного и Верховного судов, которые находятся в открытом доступе? И как такое вообще возможно, что судебные акты потом официально признают незаконными?

Какой лимит при удержании в счет долга? И на что нельзя обращать взыскание по закону?

Из зарплаты, пенсии или других доходов пристав по всем исполнительным листам может удержать максимум 50%. А если долг по алиментам или в счет ущерба из-за преступления, то до 70%.

Но независимо от вида задолженности нельзя обращать взыскание на:

  • единственное жилье, кроме ипотечного;
  • одежду, обувь и предметы обихода, кроме драгоценностей;
  • вещи, которые нужны для работы, кроме очень дорогих;
  • продукты питания;
  • домашний скот и семена (дорогие собачки и премиальные корма не в счет);
  • машину у инвалида;
  • призы и награды;
  • деньги наличными и на счетах в размере прожиточного минимума на должника и его иждивенцев.

При расчете суммы взыскания пристав обязан учитывать материальное положение должника. Еще приставы могут незаконно списывать деньги со счетов, на которые приходят алименты, пособия или компенсации. Это запрещено и нужно оспаривать.

А если пристав не учел материальное положение и списывает ползарплаты или пенсии? Что нужно делать?

Отправьте приставу ходатайство об уменьшении списаний. Это можно сделать на любом этапе: хоть до первого списания, хоть после десятого. Приложите документы: справку о размере зарплаты или пенсии; подтверждение, что жена не работает или в декрете; что есть дети и сколько их; чеки на покупку лекарств и справки об инвалидности.

Ходатайство должны рассмотреть в течение десяти дней и вынести постановление. Обычное письмо с отказом без разбирательства по существу — это не ответ, а повод для жалобы.

Если ходатайство не помогло и пристав не хочет идти навстречу, можно пожаловаться его начальству. Все жалобы, претензии и просьбы — только письменно и в двух экземплярах. Если и это не спасает, идите в суд. Учитывайте, что суды могут выносить незаконные решения, и, если уверены в своей правоте, обращайтесь в вышестоящие инстанции.

Заранее проконсультируйтесь у юриста, как всё оформить и на что ссылаться в исковом заявлении.