«Плакала от уста­лости»: 3 истории об участии во Все­рос­сийской олим­пиаде школьников

Воспоминания читателей
13
«Плакала от уста­лости»: 3 истории об участии во Все­рос­сийской олим­пиаде школьников
Аватар автора

Лада Кошман

была олимпиадницей

Страница автора

Диплом Всероса дает право пройти на бюджет в университет без экзаменов.

В некоторых городах победители и призеры к тому же получают неплохие денежные выплаты. Но олимпиады — это не только награды и бонусы при поступлении. Это отдельный мир со своей неповторимой атмосферой. Читатели Т⁠—⁠Ж, которые участвовали во Всеросе, рассказали, что им дало состязание, а мы составили подборку из их воспоминаний.

Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

ИСТОРИЯ № 1

Когда благодаря усердию стала призером со второго раза

Аватар автора

Лилия Ивановская

не сдавала ЕГЭ

Страница автора

Выбор состязания. Летом после восьмого класса я случайно оказалась в выездной школе от Ассоциации победителей олимпиад. Там я узнала, что на Всеросе существует что-то за пределами муниципального этапа. А еще что ребята, которые становятся призерами и победителями, — это не какие-то сверхлюди, а такие же школьники, как и я.

В девятом классе я решила основательно заняться подготовкой к олимпиадам и сфокусироваться на праве. Ходила в школьный кружок, учила статьи из различных законов, решала множество заданий. Но когда в феврале пришли результаты регионального этапа, оказалось, что до финала по праву мне не хватило пяти баллов. Но я набрала необходимое количество по обществознанию и получила приглашение в Великий Новгород на заключительный тур в апреле.

Подготовка. Когда стали известны проходные баллы на последний этап, мне пришло письмо из Центра педагогического мастерства, в котором меня позвали в сборную Москвы готовиться к финалу.

Занятия проводились почти каждый день. У нас было по две пары вечером по таким предметам, как политология, экономика, философия, социология, право и практика публичных выступлений, поскольку на заключительном этапе есть устный тур. На парах я поражалась количеству знаний в голове у сокомандников и записывала себе каждое незнакомое слово и фамилию, которые мимоходом упоминали на занятиях. А потом приходила домой и читала про все это, чтобы догнать тех ребят, которые готовились уже долгое время.

Участие. Я успешно прошла школьный, муниципальный и региональный этапы, но самым сложным и эмоциональным для меня стал финал. Во-первых, в отличие от остальных этапов, он длится неделю, а не один-два дня. Во-вторых, участники со всей страны приезжают в какой-то город, где живут вместе со своими сопровождающими и проходят три тура: тестовый, творческий и устный.

Тестовую часть обычно все пишут примерно на одном уровне. Решающим становится второй этап: нам давали три текста, объединенные общей идеей, и требовалось определить, какое понятие было загадано составителями. За правильно угаданное слово при должном обосновании начисляли половину баллов — 50 из 100 возможных за тур, поэтому для меня этот этап был самым волнующим.

На устной части давалась смоделированная ситуация — кейс. Участник примерял на себя роль какого-нибудь министра, президента, депутата или эксперта и семь минут выступал с решением предложенной проблемы. На третьем этапе, пока я стояла в коридоре, у меня дрожали коленки, но он для меня прошел относительно успешно.

Как я и предполагала, когда нам стали известны результаты первых двух частей, оказалось, что второй тур я написала плохо и баллов до призерства мне не хватило. Интересно, что только на олимпиаде по обществознанию участникам объявляют баллы за все три состязания лишь при награждении. Поэтому, идя в зал на церемонию закрытия, большинство участников понятия не имеют, займут ли они призовые места.

С одной стороны, это огромный стресс и эмоциональные качели. С другой стороны, при благоприятном исходе это весьма приятный сюрприз.

В девятом классе я шла на закрытие, понимая, что не стану призером. Для этого мне даже не нужно было знать свой результат за устный тур. Но тогда я решила, что сделаю все, чтобы через год стоять на сцене с дипломом.

Через год я выучила все, что можно и нельзя, и ходила уже не в свою районную школу, а в лицей НИУ ВШЭ. Успела подружиться с невероятными ребятами, написать множество работ и поучаствовать в бесчисленном количестве устных туров. И вот я стояла на сцене в Вороново с дипломом призера и плакала от усталости, счастья и осознания того, что бесконечная подготовка закончилась успешно. А через год, в 11 классе, за три дня до заключительного этапа, когда мы находились на выездных сборах, олимпиаду отменили из-за пандемии.

Призы. Москва платит крупные премии за успехи на Всеросе: 100 000 ₽ — за участие в финале, 300 000 ₽ — за призерство и 500 000 ₽ — за победу. Диплом призера или победителя заключительного этапа дает право поступления без ЕГЭ в любой вуз. В 2020 году, когда я выпускалась, отменили экзамен по базовой математике, а написание ЕГЭ по русскому сделали необязательным для получения аттестата. Поэтому я решила вообще не идти ни на один предмет, просто забрала свой аттестат и отнесла его в НИУ ВШЭ.

Все, что я выучила при подготовке к олимпиаде, пригодилось мне в вузе: на половине предметов не было новой для меня информации. «Манифест Коммунистической партии» я прочитала еще в девятом классе, а эссе про незаконные рынки я сдавала куратору в 10 классе. У моих однокурсников была совсем другая ситуация.

Советы. Сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что я слишком фокусировалась на олимпиаде, не уделяя времени отдыху и хобби. Диплом нужен был, только чтобы поступить, а в университете всем плевать на то, есть он у тебя или нет. Равно как и работодателям.

Поэтому, если я могла бы дать себе совет из прошлого, сказала бы: «Отдыхай больше. Нельзя всю молодость провести за учебниками, пока твои сверстники наслаждаются жизнью». Хотя я, наверное, не жалею, что именно 9—11 классы потратила на учебу, потому что наверстываю это время сейчас. Но своим ученикам всегда советую отдыхать.

ИСТОРИЯ № 2

Когда пришлось проходить тур в экстремальных погодных условиях

Аватар автора

axyz

вспоминает полевой этап

Страница автора

Выбор состязания. География с раннего детства была моим хобби. Я интересовался картами, флагами, странами и столицами. В школе мое увлечение заметила учительница и начала всячески готовить к тогда еще школьным и городским этапам олимпиад. Спасибо ей, ведь без должной мотивации я бы, скорее всего, это забросил и не получил ценного опыта.

По географии не так много состязаний. Я участвовал только в олимпиаде Пермского университета «Юные таланты» и Всеросе. С седьмого класса регулярно ходил на интеллектуальные соревнования, в девятом и 10 был призером регионального этапа, в 11 стал победителем региона и прошел в финал.

Подготовка. Я занимался с учительницей в основном после уроков. В классе собиралось человек 5—10 олимпиадников разного уровня и возраста. Каждому давались задания прошедших состязаний либо сухие данные, термины, явления. Очень помогло, что у учительницы за спиной был огромный опыт и, следовательно, база задач со всевозможных олимпиад прошлых лет, учебники и атласы.

Работали, конечно, и индивидуально, но с уверенностью могу сказать, что я очень редко что-то зубрил. Все получалось как-то само собой. Наверное, так бывает, когда тебе интересен предмет. География окружает нас в повседневности, это нужно лишь уметь замечать и применять на практике. Как только упоминается какая-нибудь страна, в голове сразу всплывает флаг, краткая характеристика, столица, положение на карте, соседи и так далее. Так же происходит и с городами, реками, горами, морями и вообще любыми вещами, которые можно найти на глобусе.

Участие. Первые два раза на региональном туре я не питал никаких надежд и не рассчитывал даже на призерство, но был приятно удивлен собственным результатам. В последний раз, когда я ехал в автобусе в Пермь, где участвовал в «регионе», я задумался, как было бы приятно попасть на заключительный этап после всех написанных олимпиад. Так все и произошло. Первое место и огромный отрыв по баллам. Я был рад, воодушевлен, окрылен и мысленно уже готовился к финалу.

Заключительный тур проводили в Ставрополе на базе Северо-Кавказского федерального университета. Олимпиада длилась три дня и включала три этапа: задачи, полевой и тестовый. На протяжении всех туров я почти не волновался, ведь для меня находиться там уже было победой, хоть отчасти и хотелось получить призерство и попасть в вуз без вступительных испытаний.

Больше всего мне запомнился полевой этап. Нас привезли в какой-то парк и провели по подготовленному маршруту, на котором располагались пункты с заданиями. В каждой точке участник выполнял соответствующую задачу и отдавал бланк организаторам. Но самое интересное, что именно в этот день в Ставрополе выпал снег. В марте. Погодные условия были ужасные: холодный ветер, снег в лицо и трясущийся бланк с карандашом в руках. К такому не был подготовлен никто, и это добавило полевому этапу определенной «хардкорности».

Призы. Материального от олимпиады я получил немного, так как был всего лишь участником, и от нашего региона никакие денежные призы за это не предусмотрены. За заключительный этап мне подарили худи и футболку с символикой моего края, футболку Всероссийской олимпиады школьников, ручку, блокнот и 7000 ₽ от школы.

Советы. Рекомендую искать взаимосвязи и аналогии с географией во всем окружающем мире. При изучении языков есть методика погружения в языковую среду. Здесь работает тот же принцип, только окунаетесь вы не в условный английский, а в удивительный мир циклонов, муссонов, степей и пустынь.

ИСТОРИЯ № 3

Когда затащила и Всерос, и международную олимпиаду

Аватар автора

Yukemia

не ограничилась Всеросом

Страница автора

Выбор состязания. Я участвовала в олимпиадах «Кенгуру», «Русский медвежонок», British Bulldog еще с начальной школы. Дома до сих пор лежат закладки, диски и календарики оттуда.

В средних классах учителя-предметники стали активно привлекать меня к участию в школьном этапе Всероса, и я с удовольствием писала олимпиады. Обучение в общеобразовательной школе казалось мне немного скучным. А задания на олимпиадах по любому предмету были необычными, интересными, заставляли подумать и проявить творческий подход, а не просто сделать по аналогии с тем, как написано в учебнике.

К седьмому-восьмому классу я определила круг наиболее интересных мне олимпиадных предметов: география, история, обществознание, английский язык, экология, биология. И география стоит в этом списке на первом месте неслучайно. Это заслуга моего школьного учителя, который очень активно привлекал успевающих учеников участвовать в олимпиадах по своему предмету и даже давал небольшие денежные поощрения за призерство на муниципальном и региональном этапе.

В девятом классе появилась возможность посоревноваться в региональном туре Всероса, и это стало для меня необычным опытом, так как запрещалось пользоваться атласами. Для меня это было не совсем катастрофой, но большим препятствием. Я привыкла решать задачи по географии, виртуозно пролистывая атласы — а я брала их сразу два или три, — анализируя и сравнивая карты и дополнительную информацию к ним. Тем не менее мне удалось стать призером, и так начался мой путь в олимпиадной географии.

Подготовка. Летом перед девятым классом родители предложили мне заниматься в Школе юного географа в МГУ. Это бесплатно, и к тому времени у меня уже были успехи в олимпиадах по географии: муниципальный этап Всероса и Московская олимпиада школьников. Я поступила в школу и погрузилась в удивительный мир физической географии. Особенно меня впечатлили лекции по геоморфологии, почвоведению и картографии. Обучение было немного похоже на университетский формат: сначала идет курс лекций по разделу географии — обычно это около 8—10 занятий, — а после них проводят зачет.

В Школе ЮНГ я познакомилась с олимпиадником, который параллельно занимался в другом образовательном учреждении — Центре педагогического мастерства. Он настойчиво агитировал меня присоединиться, но я считала, что моих занятий пока достаточно.

Впервые я пришла в ЦПМ в середине 10 класса на сборы по подготовке к региональному этапу, затем успешно написала его и попала в сборную Москвы по географии. После сдачи экзамена FCE по английскому языку в конце 10 класса я сосредоточилась на географии и в 11 классе посещала занятия в ЦПМ два раза в неделю.

После победы на Всеросе я попала в список кандидатов в сборную России по географии. В 2017—2018 годах для них проводился двухнедельный летний выезд в Тверской области и недельные осенние сборы. Лекции и практические занятия с руководителями команды были полезны не только для международной олимпиады, но и для регионального и заключительного этапа Всероса. Также в 10 классе я готовилась на платных курсах при МГУ, которые позволили мне получить навыки для победы на олимпиаде «Ломоносов».

Кроме того, в 11 классе со мной связался старший товарищ, который был победителем международной олимпиады по географии, и передал мне британский учебник по географии для средних классов. Я решала это пособие на уроках английского в школе, а после олимпиадной карьеры вернула его владельцу. Легенда гласит, что с тех пор этот учебник побывал еще у нескольких членов сборной России по географии.

Участие. Самым запоминающимся моментом был эпизод во время моего первого Всероса в 10 классе. Теоретический и практический туры завершились, остался только тестовый. По пути в корпус-общежитие ко мне в коридоре подошел один из руководителей сборной России и неформально спросил: «Оля, а как у тебя с английским?» Я без задней мысли ответила: «Отлично, B2 есть». Он загадочно улыбнулся в своем стиле. Тогда я поняла, что мои результаты оказались неожиданно хорошими.

Девочку, которая год назад не могла решить задания регионального этапа без атласа, рассматривали в качестве кандидата в сборную России. Когда мне позвонили в мае и сказали собираться в Литву, это, конечно, был шок-контент.

Призы. Я стала победителем Всероссийской олимпиады школьников по географии в 2017 и 2018 году, двукратным победителем олимпиады «Ломоносов» по географии, призером олимпиады СПбГУ по географии и двукратным призером регионального этапа ВсОШ по истории. Еще я серебряный призер международной олимпиады по географии iGeo 2018 и серебряный призер региональной международной олимпиады Baltic iGeo 2018.

Первый крупный материальный доход от состязаний я получила после призерства на региональном этапе в девятом классе. Затем были выплаты от мэра Москвы после двух побед в финале и федеральная выплата серебряному призеру международной олимпиады. В общей сложности я заработала почти 1 000 000 ₽.

Главное — это не материальные призы, а личные связи: друзья, коллеги, преподаватели. С некоторыми знакомыми с международной олимпиады я до сих пор поддерживаю редкую связь онлайн, а с товарищами из команды Москвы регулярно общаюсь, хотя жизнь разбросала нас и у всех совсем разные пути.

Мой диплом победителя Всероса по географии за 2018 год
Мой диплом победителя Всероса по географии за 2018 год

Советы. Мой путь значительно отличается от других олимпиадников, которые годами ботают 24/7, чтобы добиться заветной цели. Они бесконечно читают книги, учат и повторяют фактический материал, делают списки, слушают все доступные лекции. Мне кажется, это непродуктивно: надо давать голове отдыхать.

Для олимпиад нужно знание фактического материала, но в географии гораздо важнее понимать взаимосвязи: как элементы выстраиваются в систему, как компоненты природы взаимодействуют друг с другом, каковы условия и факторы развития природных, социальных, экономических процессов. Понимание, а не знание закономерностей позволяет во многом компенсировать недостаток осведомленности.

Просмотрите и по желанию прорешайте варианты заданий прошлых лет, но сильно не увлекайтесь: на олимпиаду сложно натаскаться, это не ЕГЭ. Не стремитесь объять необъятное. Если ваш уровень знания номенклатуры позволяет не впадать в шок при получении бланка заданий, поработайте над развитием пространственного и аналитического мышления.

Абсолютно всем желающим погрузиться в географию настоятельно рекомендую брать руки в ноги и без лишних раздумий бежать в ЦПМ. Это лучшее место не только для подготовки к олимпиаде, но и для поиска друзей, единомышленников и наставников по жизни. В географическом олимпиадном кружке преподают талантливые и всецело преданные своему делу наставники, для которых все занимающиеся — одна большая семья. Для меня ЦПМ даже больше альма-матер, чем университет, и я каждый год прихожу в стены родного для меня кружка.

Учиться будет непросто, особенно сначала: на первых сборах я испытала шок от уровня знаний окружающих. Но если не бросать, вы быстро вольетесь в коллектив и просто за счет общения с умными товарищами накопите багаж знаний. Постарайтесь найти себе друга или группу единомышленников и обсуждайте с ними лекции, задания с занятий и олимпиад на переменах и онлайн.

Не ленитесь участвовать в перечневых состязаниях: они позволяют поступить без вступительных испытаний, но что важнее — они по-разному проверяют ваши знания и умения в географии, а также помогают привыкнуть к напряжению на Всеросе.

Если вы прошли в заключительный этап по географии, обратите внимание на практический тур. Вспомните, как пользоваться компасом и делать расчеты, развивайте глазомер и умение очень быстро решать задачи.

Старайтесь выполнять или хотя бы просматривать задания по порядку и следить за временем. Если вы начали делать номер, но не получается найти ответ сразу, не нужно паниковать. Следует отложить эту задачу и вернуться к ней позднее. Помните, что в одном задании может быть подсказка для другого.

Перед каждым туром обязательно высыпайтесь, не ботайте ночью. Заранее подготовьте все принадлежности: воду, шоколадку, подберите комфортную одежду. На туре никто не смотрит на ваш внешний вид, а любимый свитер поможет чувствовать себя спокойно.

Главное, помнить: олимпиада — это не битва, в ней нет победителей и проигравших. Ставьте реалистичные цели и не огорчайтесь, если что-то не получается. Проработайте свои слабые места и покоряйте другие олимпиады и ЕГЭ дальше.



Лада КошманУчаствовали в олимпиадах? Расскажите, как это было:
  • GreenHousePlantОлимпиады в школе были отличным поводом прогулять уроки. От балды писала, на некоторых проходила на муниципальный этап. В старших классах сделала упор на некоторых предметах, поэтому без проблем выигрывала в своем районе. В нашем регионе краевой этап проходил в детском краевом центре «Совездие», где организовали отдельную смену «Интеллект», поэтому олимпиадный движ был ярким и запоминающимся: знакомства, впечатления, эмоции и мотивация. До сих пор в душе тепло от этих пары недель в году, хоть и прошло уже почти 10 лет :)1
  • ТучаЯ родом из маленькой деревни, где не было учителей, готовивших олимпиадников высокого уровня. Тогда ещё не существовало профильных классов в обычных школах. То есть я целенаправленно не готовилась ни по одному предмету к олимпиадам, так, на общем кругозоре. На муниципальном этапе всеросса конкуренция была слабая, т.к. наш район сельский. С этого этапа у меня десятки грамот по совершенно разным предметам. Самая смешная история произошла на олимпиаде по русскому — девочка, которая должна была поехать, заболела. Меня сняли с уроков, через час олимпиада. Гуманитарные предметы не самая моя сильная сторона, но я выиграла)))) Причём мою работу хотели дисквалифицировать из-за того, что сочинение было написано один-в-один по ключам ответов. Всего-то надо было не писать по вдохновению, а задуматься вопросом, что от меня хотят увидеть авторы задания. Этот навык мне по жизни до сих пор помогает. Русичка писала кипятком от щастя и до выпуска из школы проблем с её предметам у меня не было.7
  • HelpMeImInHellЯ дальше района и города не проходила, но за участие в олимпиаде по биологии получила самый крутой приз: подругу, которая вот уже 10 лет (батюшки) со мной даже на другом континенте. Аня, если ты это читаешь (а ты даже в штатах иногда в Т-Ж заходишь), то я очень благодарна олимпиаде за тебя!4
  • Аврора бореалисВзял диплом всош в 9 классе, в 10 не хватило двух баллов до призерства. Ходят разговоры, что льготу будет давать только диплом за 11 класс. Грустно, не очень уверен в своих силах после неудачи в прошлом олимпиадном сезоне0
  • user3431948Аврора, это не касается всош, только перечневых2
  • MЕвсей, ну школьная география вообще напрямую открывает дорогу в геологию, геоботанику, метеорологию - что тут гуманитарного? И видимо у вас какие-то проблемы с тем, чтобы тренировать пятую точку И шевелить мозгами, не надо на ребят это экстраполировать.2
  • SkeptikВладимир, победители/призеры олимпиад обычно хорошо пишут экзамены. Для перечневых олимпиады вообще правило установлено для подтверждения- 75баллов по ЕГЭ ( во ВШЭ 80). И обычно перекрывают с головой. Олимпиады нужны для выявления талантливых, мотивированных ребят. В этом году мой сын поступил БВИ в один из топовых ВУЗов ( у него победы в двух олимпиадах 1 уровня). Несмотря на совсем небольшое время подготовки к ЕГЭ, он их сдал на 90+. И так у основной массы2
  • AstaЯ участвовала почти во всех возможных олимпиадах. Это всегда было интересно. Плюсом можно было узнать свой уровень знаний. Короче говоря, к олимпиадам было отношение такое же как к тестам в ВК "Кто ты из Смешариков". По химии доходила до городского этапа, а по экологии до областного. Но больше всего плюшек мне давали олимпиады по геологии. Они не давали плюсов при поступлении, но благодаря ним посмотрела много городов России. А сами геологические кружки зачастую бесплатны или берут символическую плату. Благодаря своему кружку увидела много замечательных мест своей страны, а также сама нашла много минералов, горных пород и останков древних ископаемых организмов.1
  • Вася КуролесовAsta, Скажите об этом всем суицидникам, и тем, кто пролетают мимо из за квот для всяких блатных и приближённым к ним0
  • AstaВася, так без ЕГЭ будет ещё хуже. Роскомнадзорнутся те, кто потратил последние семейные деньги на билет до Москвы и не поступил, а вернуться будет стыдно. А блатные ещё больше залетать будут. ВУЗы будут организовывать курсы для поступления и шансы поступить будут неимоверно выше у тех, кто ходили на них. Во-первых преподаватель уже запомнит, во-вторых будут либо те же, либо типовые задания на экзамене. А ещё будет процветать взятничество. ЕГЭ -отличный экзамен. Проблемы от того, что им детей пугают с первого класса. Если обычными экзаменами так же будут пугать, то и реакция детей будет такая же. В ЕГЭ хотя бы типы заданий известны.2