У каждого четвертого россиянина есть родственники, друзья или знакомые, которые хранят дома огнестрельное оружие.
Больше трети опрошенных социологами уверяют, что умеют пользоваться огнестрельным оружием, хотя у большинства этих людей его нет. При этом 92% россиян считают правильным, что в стране запрещена свободная продажа оружия. Мы посмотрели на отечественную и международную статистику и узнали, как и чем вооружено население страны.
Может ли обычный человек купить оружие
По закону «Об оружии» обычные россияне могут иметь в собственности только гражданское оружие. Его делят на огнестрельное, газовое, пневматическое и оружие ограниченного поражения — последнее еще называют травматическим.
Чтобы владеть оружием, нужно специальное разрешение. Выдает его Росгвардия, действует оно пять лет. Разрешение выдают с 21 года, однако есть исключения. Например, с 18 лет можно покупать газовое, спортивное и охотничье оружие — но только для занятий спортом. Еще ограничения не касаются тех, кто прошел или проходит военную службу, имеет воинские или специальные звания, работает охотоведом, лесником, инкассатором или частным охранником.
Перед получением лицензии необходимо пройти медкомиссию и обучение, а также приобрести сейф для хранения оружия и патронов. Подробно о том, как стать владельцем оружия, можно прочитать в другой нашей статье.
Сколько россиян вооружено
По данным Росгвардии, в 2020 году — это самая свежая информация — легально на руках у населения находилось почти 6,5 млн стволов, которыми владели 3,7 млн человек. Это примерно 2,5% жителей страны.
В 2016 году разрешения имели 4,3 млн россиян, у которых хранилось 6,6 млн стволов. Получается, за это время количество владельцев оружия в России снизилось на полмиллиона. В Росгвардии это объясняют ужесточением законодательства в отношении потенциальных покупателей.
Последние изменения оружейного законодательства вступили в силу с 29 июня 2022 года. Повысился возрастной ценз для получения лицензии: раньше купить охотничье оружие можно было с 18 лет. Кроме того, если человек получал разрешение впервые, раньше он мог купить любой вид оружия, а после введения новых правил — только гладкоствольное с количеством стволов не более двух, без магазина и барабана.
Еще за это время выросла госпошлина: если в 2016 году лицензия на единицу огнестрельного оружия стоила 200 Р, то в 2017 — уже 1400 Р, если подавать заявление через сайт госуслуг.
Какое оружие покупают
Свежей статистики по видам оружия в открытом доступе нет. Но если проанализировать данные прошлых лет, то можно понять предпочтения покупателей. Например, в 2019 году на руках у россиян находилось 6,6 млн стволов: 4,4 млн единиц гладкоствольного оружия, 969,8 тысячи — нарезного, 925,5 тысячи — травматического, 309,5 тысячи — газовых пистолетов и револьверов, 5,5 тысячи — пневматического.
Что касается пневматики, статистика Росгвардии включает только мощное оружие — с дульной энергией более 7,5 Дж. Его нельзя купить без лицензии. При этом на рынке много пневматических пистолетов и ружей меньшей мощности, для которых лицензия не нужна.
По данным компании BusinesStat, которая занимается исследованием потребительских рынков, каждый второй ствол, проданный в России в 2016—2020 годах, — это именно пневматика, в том числе маломощная. Цены на пневматическое оружие в разы ниже, чем, например, на гладкоствольное.
Сколько в России нелегальных стволов
Как мы уже говорили, официально на руках у россиян находится около 6,5 млн единиц гражданского оружия. Это стволы, которые люди с лицензией купили в магазине и поставили на учет.
Нелегального оружия в стране больше. По оценкам Женевского института международных исследований и развития, россияне незаконно купили и хранят около 11 млн стволов — в 1,7 раза больше официально зарегистрированного количества. Неизвестно, насколько можно верить этой международной статистике, но в 2020 году, по данным прокуратуры, зарегистрировано почти 5 тысяч случаев незаконного сбыта оружия.
В 2021 году по статьям 222—226.1 уголовного кодекса — они касаются незаконного приобретения, сбыта, хранения оружия, его частей и боеприпасов — вынесли 6520 приговоров. Доля судебных решений по статьям, так или иначе связанным с незаконным оборотом оружия, — 1,15% от общего числа приговоров. Интересно, что на фоне пандемии количество таких уголовных дел снизилось: в 2020 году суды вынесли на 18% меньше приговоров, чем в 2019.
Есть еще и административные дела: наказать могут за нарушение правил производства, приобретения, хранения, продажи боеприпасов и взрывчатых веществ, а также за незаконную выдачу свидетельств о прохождении подготовки и медицинских заключений. Отдельной статистики, которая касалась бы только оборота оружия, нет, а еще эта статья КоАП касается прежде всего гладкоствола. Но в целом за все эти правонарушения в 2021 году наказали больше 18 тысяч юрлиц и граждан.
Судебный департамент региональной статистики не ведет. Но если посмотреть на данные прокуратуры о зарегистрированных преступлениях, то окажется, что хуже всего ситуация в Алтайском крае. Здесь в 2021 году зарегистрировали 221,6 случая незаконного оборота оружия на 100 тысяч жителей.
На втором месте в этом антирейтинге — Республика Алтай, но отрыв от первой строчки списка почти двукратный: 127,3 случая на 100 тысяч жителей. На третьем месте — Чукотка: 81,9 на 100 тысяч.
Наиболее спокойная ситуация — в обеих столицах: в 2021 году в Москве зарегистрировали 5,4 преступления на 100 тысяч жителей, в Санкт-Петербурге — 3,5.
Как Россия выглядит на фоне других стран
Лидер по количеству огнестрельного оружия в частном владении, в том числе нелегального, — США. По данным Женевского института международных исследований и развития, в 2017 году здесь насчитывалось 120,5 единицы оружия на 100 человек. На втором месте — Фолклендские острова: 62,1 ствола на 100 жителей. На третьем — Йемен: 52,8 единицы оружия.
Такое лидерство легко объяснимо: в США и Йемене не требуется разрешение на хранение оружия. А на Фолклендских островах осталось много оружия и боеприпасов после 10-недельной войны между Аргентиной и Великобританией в 1982 году.
Меньше всего оружия на руках у населения в Китае и странах Центральной Азии и Африки. Россия занимает 68-е место из 230 — здесь на 100 человек приходится 12,3 ствола.
Кроме того, Женевский институт международных исследований и развития разработал специальную шкалу — «Барометр прозрачности торговли стрелковым оружием». Она учитывает, как в стране продается и хранится оружие, как ведется оружейный учет и так далее. Все территории оценивают по 25-балльной системе: 0 — низкий уровень прозрачности, 25 — высокий.
Самые открытые страны с точки зрения торговли оружием — Швейцария, Нидерланды и Германия, они набрали более 20 баллов. Наименее прозрачная система — в Саудовской Аравии и Израиле: 0,5 и 3 балла соответственно. Правда, по 0 баллов набрали Северная Корея и Иран, но, скорее всего, это связано с закрытостью этих стран в целом. В России уровень прозрачности тоже невысок — всего 9 баллов из 25.
Вопрос неоднозначный, но скорее за. Только перед этим нужно повысить общую культуру граждан, как правовую, так и по отношению к оружию.
В данном случае легализация рынка пойдет скорее на пользу. Достать ствол в РФ не такая уж проблема, пусть это хотя бы будет законно.
У моего бывшего было 3 ружья, 2 гладкоствола и 1 нарезное. Нарезное типа на крупного зверя. Не помню за все время, был ли вообще где-то ключ от сейфа, где они вроде как должны были жить запертыми.
Pavla, самый парадокс еще в том, что легально у нас можно приобрести только оружие для "нападения", а короткоствольное для защиты запрещено.
Я сколько над этим вопросом не думал, не понимаю логики совершенно. Купить помповое ружье с формальной проверкой личности, чтобы потом перестрелять кучу людей - без проблем, а пистолет для самозащиты нельзя.
Mr.X, да, логика нулевая, согласна.
Mr.X, да вроде логика очевидна, короткоствольные легче спрятать, пронести куда то, и т.д., поэтому они запрещены. И дело не в возможном нападении или защите, а в потенциальной опасности использования оружия против обывателей. Думается мне, что если расширить оборот оружия то каждая пьянка в России будет заканчиваться не только дракой и поножовщиной, но и смертями случайных прохожих. 80 или 90 процентов убийств - это пьяные бытовые ссоры, а пить в России любят.
Pavla, бывший к чему-то готовился?)
темич, теоретически. Так-то он охотник заядлый)
Pavla, у Вас все в порядке? а то чет ночью какие-то новости тревожные из Ваших краев шли.
Строго против. Говорю как дочь ныне покойного неадекватного отца, у которого несколько стволов. Жить в одном доме с психопатом и сейфом,забитым оружием - щекочет нервишки; не знаешь, побьют ли теб просто кулаками или что посерьёзнее. Пока в России такой уровень домашнего насилия - это просто опасно.
При получении справки на оружие - визит к психиатру/наркологу - это чистая фикция, что там выяснить за 15 минут у врача
Могу привести пример США и отхватить кучу минусов. Каждые несколько лет - трагедии с расстрелами. Я не хочу быть убитой в массовом расстреле только потому, что некоторые граждане решили реализовать свое право иметь оружие
Алиса, соболезную вашему негативному опыту, но тут вопрос не к возможности купить оружие, а к работе тех людей, кто справки для разрешения выдавал. По себе скажу, что сейчас (особенно после прошлогоднего шутинга в Казани) психиатры докапываются до любой мелочи. Меня так вообще сразу два врача опрашивало.
Пример с США всегда будет очень спорным, если нет привязки к штату, где случилось то или иное событие. За исключением недавнего инцидента в Техасе, 99% всех шутингов с колумбайнами происходило как раз таки в тех регионах, которые являются Gun-Free-Zone. Этот момент очень хорошо разобран в книге Александра Никонова «Здравствуй, оружие! Презумпция здравого смысла», но если кратко, то: преступления с применением оружия чаще всего происходят там, где возможность применить это самое оружие есть только у преступника.
Алёна, спасибо за ответ! хорошо, что хоть где-то соблюдают строгость при осмотрах. Книга интересная, почитаю
Алиса, тут проблема в фиктивности проверок и отсутствия какой-либо культуры, как правовой, так и общечеловеческой. Вот вам контраргумент, никто не будет покушаться на человека, который имеет оружие для самообороны.
Про США это как раз аргумент не в вашу пользу, посмотрите у них статистику по убийствам - она сопоставима с убийствами в РФ в последние годы, а до недавнего времени была в разы ниже. Да и то это связано сейчас с политическими сложностями. На европейские страны тоже посмотрите, на Швейцарию, Норвегию, они как раз в антирейтингах по насилию.
К тому же расстрелы в РФ происходят ничуть не реже, каждый год психопат идет и без проблем покупает винтовку и прицельно расстреливает школу.
Mr.X, погуглила статистику. Доводьно интересно, что некоторые европейские страны вроде Франции вырываются вперёд по количеству убитых в массовых расстрелах
https://worldpopulationreview.com/country-rankings/mass-shootings-by-country
Но при этом по количеству убийств из огнестрельного оружия США впереди.
https://ourworldindata.org/grapher/homicide-rates-from-firearms?time=latest
Можно много и долго дискутировать на эту тему, но от детского страха перед психопатом с ружьём я вряд ли избавлюсь
Алиса, так и жаловались бы на папеньку в компетентные оргАны. А то живут рядом с вооруженным неадекватом и ничего не предпринимают, а потом сетуют дескать чо там за 15 мин дохтур выяснит? Вы-то чего ждали?
Лев, ой, как же я не подумала, такая свежая и уникальная мысль! Я обязательно обращусь к Вам за советом в следующий раз (нет)
Лев, повежливее, пожалуйста. Вам не помешает ознакомиться с нашими правилами: https://journal.tinkoff.ru/comments-rules/. Обратите внимание на шестой пункт
По статистике было бы интересно посмотреть на свежие цифры: из-за июньских поправок очень многие владельцы сдали своё оружие на утилизацию, а другие — наоборот, озаботились покупкой. Причём за последние визиты в ЛРО первоходов мной замечено было достаточно много.
На счёт свободной продажи — отношусь положительно, НО с поправкой на то, что выдача лицензий должна проводиться по всем регламентам, дабы отсеять неадекват: чтобы в стрелковых центрах реально учили обращению с оружием (а не «за нужный конец ружья взялся с первого раза — молодец, держи сертификат») и психиатры ответственно осматривали каждого пациента (а не «спишь хорошо? ну значит бед с башкой нет»).
Ну и с комментарием про повышение оружейной грамотности тоже согласна, это тоже очень важно.
Алёна, Вы путаетесь в понятиях.
Продажа по лицензии, и свободная продажа, это вещи совершенно разные.
Андрей, термин «свободная продажа» подразумевает продажу оружия согласно действующему законодательству. Так что нет, не путаюсь.
Pavla, тогда славно)
Андрей, в законе РФ такого термина в принципе нет, раз на то пошло. Однако во избежание подробно объясню свою позицию: в моём понимании свободная продажа — это когда ты без лишней головной боли оформляешь себе лицензию и идёшь в магазин за громпалкой, которая тебе приглянулась. Без чрезмерной бюрократической возни, кучи сложноформализуемых запретов, непонятных ограничений и так далее. Захотел — пришёл с зелёнкой — купил.
А продажа оружия в любом продуктовом без наличия лицензии, на мой взгляд, по умолчанию является бредовой идеей, поэтому в таком ключе даже не рассматриваю.
З.Ы.: к слову, в аналогичной статье от Т-Ж «свободная продажа» так же рассматривалась по принципу, описанному мной в начале коммента https://journal.tinkoff.ru/news/weapon-2022/
Так что я даже не подозревала, что тут могут быть разночтения.
К продаже по лицензии отношусь положительно.
К свободной, не очень.
Оружие должно продаваться по лицензии