«Наш палаточный лагерь не состоялся»: как мы с друзьями открыли свой первый бизнес
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
«Всё, что ни делается, всё к лучшему» — многие воспринимают эту фразу поверхностно, не вникая в ее глубокий смысл. Но именно она идеально отражает тот опыт, который я приобрел на старте своей предпринимательской деятельности. Сегодня хочу рассказать, как этот опыт помог мне стать тем, кем я есть сейчас, и поделиться уроками, которые я извлек из своего первого бизнеса. 2010 год. Ульяновск. Тогда я еще работал в администрации, ездил на старенькой «десятке», а Женя — на новом «Форде», Андрей — на «Тойоте Королла». Мы встретились в кафе, где обсуждали один социальный проект с волонтерами. Это была обычная встреча, но именно здесь и началась наша история.
Тогда, увидев их машины, я подумал: «Мажоры». А они подумали обо мне: «Понторез». Но вскоре мы стали товарищами, и в процессе общения пришли к решению открыть свой бизнес. Это был наш первый шаг в предпринимательство, который обрел форму юридического лица — ООО «Архипелаг».
Идея и суть бизнеса
Мы были молодыми, амбициозными, зачитывались книгами о предпринимательстве и решили, что бизнес должен быть уникальным. Нам хотелось создать что-то необычное, что раньше никто не делал. Мы пришли к идее создать альтернативный вид отдыха в виде палаточного лагеря, со всеми удобствами. Ведь можно просто ездить компаниями на «пьянки» и корпоративы по турбазам, а можно провести это время на природе с большей пользой.
Главной идеей было то, что компания выбирает любое из предложенных нами мест (мы заранее отобрали локации в регионе у озер, в лесу, в полях — самые живописные места), дальше заказывает что им нужно, а мы разворачиваем лагерь со всеми удобствами: палатки, шатры, спальные мешки, «пенки», аудиоаппаратура и, даже, биотуалеты и полевой душ.
Кстати, на тот момент, как сейчас помню, порог входа в бизнес был небольшим. В районе 100 000 рублей + то, что мы уже имели у себя в распоряжении. 10 палаток на 4 места обошлись всего в 23 000 рублей, снаряжение для них — 10 000 рублей. Шатер, биотуалеты, приспособления для костра и кухни еще тысяч в 25 000р. Самое дорогое, что было — электрогенератор и аудиооборудование. Кстати, для выбора локаций мы потратили тонну бензина, изъездили всю область и сильно помучали Женин «Форд фокус».
Сама идея пришла к нам так как в юные годы часто ходили в походы и поняли, что многие захотят понастальгировать, но при этом не захотят «заморачиваться» в постановке лагеря + рано или поздно люди должны прийти к тому, что отдых на природе лучше простого корпоратива на тур. базе. Вроде бы классная идея, не правда ли? Только вот есть одно «но»…
Ошибки в деле
Проблемы, которые мы не учли.В Ульяновске в тот момент не было достаточного количества удобных мест для отдыха. Люди не были готовы к такому необычному формату отдыха. Турбазы и дачи были еще очень востребованы, и нам нужно было не просто привлекать клиентов, а создать спрос на совершенно новую услугу, которой еще не существовало. То есть по сути, народ еще к комфортному отдыху после 90-х не успел привыкнуть, а мы уже придумали ему альтернативу. Многие базы на тот момент были ничем не лучше палаточных лагерей, поэтому это было сложно назвать «лакшери» отдыхом. Ностальгировать по палаткам еще никому не приходилось, но, несмотря на это — продажи были.
Урок 1: не пытайтесь вводить на рынок что-то абсолютно новое без должной подготовки. Если вы хотите запустить новый продукт, но у вас нет базы и готового спроса — будьте готовы к трудностям. Это не просто риск, а большой вызов. Нужно понимать, что вам придется создать рынок для вашей услуги с нуля, а для этого потребуются огромные ресурсы.
Например, профессиональная реклама, маркетинг, PR-кампании. В нашем случае эти моменты были нами упущены, что сыграло ключевую роль в нашем неудачном запуске. Рассчитывать открытие бизнеса с вложениями только на его открытие — было большой ошибкой для нас. Маркетинг и реклама — главные двигатели. Мы, как и положено, думали что своими ногами приведем клиентов. Но своих ног оказалось недостаточно.
Урок 2: все равно придется отказаться от других источников дохода. Когда мы начинали, каждый из нас продолжал работать на своих основных работах, я в администрации, Женя в компании, связанной с металлом, Андрей активно учился в университете. И вот, это тот момент, который всегда следует учитывать: ваш бизнес потребует времени и усилий, и если вы не готовы отдать ему себя полностью, то успех маловероятен. Важно быть готовым перестать работать на «дядю» и стать хозяином своего времени и своего бизнеса. Мы этого не сделали и не учли, что стартап требует полной отдачи. Да и не только стартап, а любой бизнес. То, на что вы сфокусированы — будет приносить доход и результат. А нас, то на работу выдернут, то, наоборот в обеденный перерыв идешь к клиенту разговаривать, то отпросишься по-раньше, чтобы поехать и начать ставить лагерь и т.д. По сути бизнес стал лишней нагрузкой, которая была всем в тягость, а работу все боялись бросить, потому что там получали ежемесячную зарплату.
Урок 3: партнерство без единого видения — это ошибка. Мы не прописали четкие цели и не договорились о стратегическом плане. У каждого из нас был свой взгляд на то, как и куда мы движемся. У нас не было четкой целевой аудитории, бизнес-плана — в нашей голове всё было по-разному, а в итоге — ни у кого не было общего понимания. И это сыграло свою роль.
Вроде идея на поверхности и понравилась всем троим участникам, чего тут еще обсуждать. «Давайте сначала запустим — потом разберемся». Всем же все нравится. Вот по такому принципу и запускают многие бизнесы, а потом оказывается, что один это видел как хобби, второй хотел получать миллион в месяц, а третьему хватает 100 000 рублей. Как мы могли прийти к единому результату? — Никак.
Итоги
Наш палаточный лагерь не состоялся. Точнее состоялось выездов 5, но этот опыт стал бесценным. Мы не только научились строить бизнес, но и приобрели новые знания, которые стали основой для будущих успехов и не только успехов. Зато все наши друзья обзавелись палатками и спальными мешками, а музыкальное оборудование, которое мы купили для лагеря, до сих пор работает на дискотеках и мероприятиях в детских лагерях.
В целом, даже если проект не приносит ожидаемой прибыли, важно извлечь уроки и идти дальше. В нашем случае этот опыт стал отличным фундаментом для новых начинаний. Сегодня я точно знаю, что все, что происходит, имеет смысл и ведет к новым возможностям. Самое главное, что я понял для себя это то, что я точно хочу заниматься бизнесом и, когда я открыл следующий бизнес, в этот же день, не зная, что будет дальше, написал заявление об увольнении.
Вопрос к вам: Какая мысль из этой истории вам особенно откликнулась? Что из моего опыта вы готовы применить в своем бизнесе или в жизни?