Можно ли заработать в Америке: 5 историй о программе «Ворк-энд-тревел»
Поездка на заработки в другой город или страну не гарантирует хороший доход, но без приключений вряд ли обойдется.
Мы собрали истории читателей Т—Ж, которые еще студентами опробовали эту схему, отправившись работать и путешествовать по программе «Ворк-энд-тревел». Они рассказали, какую работу приходилось делать и на что хватило заработанных денег.
Мыть туалеты и купить машину
Работа: уборщица и повар
Удалось накопить: ~ 2500 $
На что еще хватило: путешествие по Калифорнии, Макбук, подарки
Когда: 2017 год
Я ездила на заработки в США, в очень маленький город Орлинс в штате Массачусетс в 2017 году.
Поиском работы ты можешь заняться сам, особенно если позволяет английский, а можешь заплатить агентству 300 долларов — и они все сделают за тебя. Я училась на факультете иностранных языков, и у меня не было лишних 300 баксов. В итоге контакты будущего работодателя получила от друзей, которые ездили в Америку годом ранее. Работа была не из тех, о которых мечтают, — уборщик в клининговой компании. Но обещали (и в дальнейшем платили!) хорошую зарплату, поэтому я согласилась.
Устроиться было несложно. Я связалась с Кейт — это владелица бизнеса, мы провели скайп-интервью. Оформление документов она взяла на себя, так как уже имела опыт найма иностранных граждан и знала всю процедуру.
Я проработала у нее четыре месяца и могу сказать, что это один из лучших боссов, что у меня были: платила исправно, жилье предоставила, со всеми вопросами, включая бытовые, помогала, отгулы давала. Но это зависит только от человека — не всем так везет в Штатах. Слышала массу ужасных историй об обмане, неоплачиваемых переработках и нарушениях прав.
Работа клинера не сахар. И дело даже не в туалетах, которые надо мыть, — после десятого туалета ты уже и не думаешь об этом. Просто это физически тяжело.
С утра мы с напарницей получали список адресов — наш фронт работы на день. Мы ездили по домам преимущественно богатых людей и наводили там порядок. Работали 6 дней в неделю с 7 до 16 часов.
Затем у меня был часовой перерыв и я ехала на другую свою работу — повар в ресторане с графиком 5 дней в неделю с 17 до 22. Эту должность нашла уже на месте.
Четыре месяца в таком режиме чуть не свели меня с ума.
Сложно не только физически, но и морально. И это несмотря на то, что в Америке на таких должностях с тобой не обращаются как с прислугой.
В клининге я получала 13 $ в час, иногда еще чаевые. В ресторане — 11 $ в час. В Орлинсе особо ничего не происходит, и тратить деньги оставалось только на аренду жилья — 125 $ в неделю — и на еду. Все остальное откладывала.
- 2808 $
Удалось накопить на путешествие по Калифорнии, новый Макбук, подарки родителям и много всякой мелочи для друзей. Привезла около 2500 $ и вложила их в покупку машины. По-моему, для студента из Воронежа вполне нормально. Эта поездка была скорее ради опыта, а не ради денег. Но стажировка окупилась в 7 раз. Я осталась довольна.
Самый большой страх был в том, что я для всех чужая и кругом все чужие. Я поехала одна и все социальные связи заводила уже на месте. Никаких больших проблем не возникло, но это заслуга не Америки, а хороших людей, которые меня окружали.
Многие студенты после окончания программы «Ворк-энд-тревел» в конце сентября остаются в Америке и ищут пути легализации. Сложно не соблазниться на этот рискованный, но такой манящий шаг. Первое время ты окрылен: кругом все улыбаются, за окном все как на картинке и повторяет образы твоих любимых фильмов. Но нужно понимать, что жизнь иммигранта очень несладкая и можно прожить много лет в статусе мигранта без документов, прежде чем ты станешь полноправным гражданином, который может свободно перемещаться по миру и обрести ту самую лучшую жизнь.
Помогать в ресторане и купить электрогитару
Работа: мыть посуду и готовить, иногда странные блюда
Удалось накопить: ~ 1800 $
На что еще хватило: ноутбук, электрогитара, полупрофессиональный фотоаппарат, костюм от Guess
Когда: 2007 год
В мае 2007 года ездил в штат Нью-Джерси, город Оушен-Сити. Влюбился в ресторанчик итальянской кухни Tigerlilly: он был в доме напротив океана, там была открытая площадка, стоял огромный черный рояль и было так уютно, что я зашел к ним и сказал шеф-повару Лане: «Привет, меня зовут Тим, мне нравится это местечко. Можно я буду мыть у вас посуду?»
И сначала мыл посуду. Через две недели мне сказали, что я не очень похож на посудомойщика, и спросили, могу ли я нарезать огурцы и сделать салат. Потом доверили украшать десерты, потом — делать завтраки. А в конце лета я запек в духовке огромный кусок вырезки.
Однажды я сделал по спецзаказу посетителя гамбургер с селедкой и клубничным кремом — его оценили, и это были первые в истории ресторана чаевые, переданные специально повару, — 2 $.
Сложнее всего на этой работе было не забраться в холодильник с сырами и морепродуктами и не остаться там жить.
Один раз мы выпросили у знакомого старый Кадиллак с квадратными фарами — просили два месяца, планировали грандиозный отрыв с гонками по ночному городу. И вот нам отдали ключи, мы пригласили всех знакомых девушек, закупились в магазине. Мой друг заводит машину, мы медленно выезжаем со стоянки и нас тормозят полицейские. Всех выводят из машины и выписывают штраф на 400 $, потому что мы не включили фары. Хозяин машины выбежал из гостиницы рядом, где работал администратором, и забрал у нас ключи.
Если не ездить на Ниагару, не покупать шмотки и не держать дома постоянно по два ящика пива, то можно неплохо заработать.
Со мной работали болгары, которые приезжали уже третий год и увозили домой по 5000 $. А мой знакомый работал на трех работах и привез почти 10 000 $. Но в основном, когда студенту на руки дают хорошие деньги, он их, естественно, спускает. Поэтому нужно четко планировать свой бюджет. Например, переводить основную часть заработка на счет без права снятия.
Я работал по 10 часов в день и получал 9 $ в час. Привез домой классный ноут HP за 1200 $, электрогитару «Фендер Стратокастер» за 600 $, полупрофессиональный фотоаппарат «Кэнон», 1800 $ наличными, 300 $ — возврата налогов, рваные джинсы с пятнами краски и костюм от Guess — я был самый красивый в универе. Заработать столько в России за лето студенту нереально.
Готовить сэндвичи, работать хостес и ничего не накопить
Работа: повар в закусочной, хостес в ресторане
Удалось накопить: 0 $
На что еще хватило: одежда, косметика и развлечения в США
Когда: 2008 год
Очень хотелось путешествовать, побывать в Америке и подзаработать, конечно. В провинции в 2008 году 2000 $ в месяц казались космически большими деньгами, на которые можно купить вообще все.
Чтобы участвовать в программе, нужно было оплатить взносы, купить билеты и запастись карманными деньгами на первое время. С поиском работы помогали агенты, но по факту работу приходилось искать на месте — на найденной из России работе платили мало.
Найти оказалось проще, чем я думала: если походить день по городу, то попадалось два-три места, готовых взять на испытательный срок с обучением. Конечно, это была работа в сфере услуг и торговли: рестораны, кафе, гостиницы. Не самая плохая работа — в Америке к ней другое отношение. Сами американцы, которые работают в офисах днем, приходят подработать в ресторан пару вечеров в неделю, чтобы быстрее выплатить ипотеку.
За несколько вечеров можно на чаевых заработать половину своей офисной зарплаты.
До отъезда я работала в турагентстве и немного привыкла к офисной работе. А тут надо было работать по сменному графику: с 14 до 23 в будни и с 6 до 14 в выходные. Я делала сэндвичи в небольшой закусочной при заправке в штате Мэриленд. Платили 7,5 $ в час после вычета налогов.
На первый взгляд, это не так уж сложно, даже интересно: готовишь разные сэндвичи, общаешься с людьми. Но через неделю стало понятно, что основная работа — чистить овощи, мыть посуду и полы, таскать тяжелые коробки с курицей и картошкой, а потом готовить все это во фритюре — в огромном количестве горячего масла. Иногда масло брызгало на руки, в лицо и глаза, даже оставались ожоги.
Ничего сверхъестественного не случалось, платили вовремя: выдавали пэйчек раз в неделю, за переработки доплачивали. Хотя их было очень мало с учетом длинных смен.
Потом я переехала в Вашингтон и устроилась на работу хостес в ресторан для геев и лесбиянок. Контингент там был весьма странный: веселые мальчики, грубые мужики, которые ненавидели женщин и сразу же на входе мне об этом сообщали матерными словами. Среди персонала был один парень-гей, который почему-то думал, что я отношусь к нему предвзято из-за его ориентации. Видимо, считал всех русских гомофобами.
Как-то раз, спустя неделю после обучения, я работала в его смену. Мне нужно было равномерно распределять гостей по столикам, чтобы все официанты могли заработать чаевые. Но так получилось, что за вечер я не посадила к этому парню никого — по незнанию лишила человека заработка и нажила врага.
Другой случай был связан с трудностями перевода. Я хорошо знала английский, но иногда не могла понять, что говорят афроамериканцы из-за того, как они произносят некоторые звуки и слова. Как-то раз ко мне подошел парень и начал что-то говорить. Я ничего не понимала, но старательно улыбалась и кивала, изображая заинтересованного собеседника. Вдруг проходящий мимо официант-американец останавливается и отгоняет этого парня от меня. Спрашивает: «Ты поняла, что он тебе говорил?» Если кратко, то я кивала и улыбалась в ответ на весьма непристойное предложение.
Заработать удалось не так уж много. В среднем выходило около 2000 $ в месяц. Большая часть из этих денег уходила на оплату комнаты, где мы жили с подругой, еды, развлечений, покупку одежды и косметики. Когда ты студент, который жил с родителями, всегда с полным холодильником и оплатой всего, то ты просто не знаешь, что такое реальная жизнь. А тут нужно было всем управлять самой.
Первое время я старалась откладывать часть денег на путешествия, но после переезда в Вашингтон трат стало больше, а экономить я тогда совсем не умела. От разнообразия всего — еды, одежды, косметики, развлечений — голова шла кругом. Я могла спустить 500 $ за день на покупки в Victoria’s Secret, Zara, Sephora.
Из-за приступов шопоголизма я вернулась в Россию без копейки, зато с ценным опытом и сейчас так деньги не трачу.
Если бы я сейчас была студенткой, точно не поехала бы работать за границу. В финансовом плане это совсем невыгодно. По сути, ты пашешь, не видишь ничего, кроме дороги на работу и домой, рядом нет семьи и друзей. Бытовые расходы съедают большую часть зарплаты. А официантом, курьером или продавцом можно работать в любом городе в России. Сейчас открылось много магазинов, приличных кофеен и ресторанов — отношение к этой работе поменялось. Да и другой работы полно. И не надо тратить деньги на билеты и непонятные взносы агентам.
Для практики языка лучше выбрать языковые курсы за границей, на которые заработаешь в России, а путешествовать дешевле и интереснее, пользуясь каучсерфингом.
Помогать повару и оплатить учебу в вузе
Работа: помощник повара
Удалось накопить: 400 000 ₽
На что еще хватило: 👀
Когда: 👀
Решил уехать, чтобы заработать за лето — точнее, с середины мая по конец сентября — денег на оплату учебы и проживание. В итоге накопил 400 000 рублей.
Ездил в Ист-Хэмптон, работал помощником повара.
Самым сложным было работать на ногах по 10 часов 6 дней в неделю. Присесть можно было только на завтраке и ужине, в остальное время сидеть и даже облокачиваться нельзя.
Один раз мне на ногу упал тяжелый поднос. Было подозрение на перелом или трещину. Пришлось ехать в госпиталь, потерял полтора рабочих дня и потратил деньги на дорогу. Осмотр врача и рентген — 900 $ — оплатил работодатель. А денег за дорогу и потраченный день не компенсировал — воспользовался тем, что я в чужой стране и отстаивать свои права мне очень трудно.
Продавать газировку и немного попутешествовать
Работа: работник кассы
Удалось накопить: достаточно, чтобы окупить участие в программе
На что еще хватило: путешествия
Когда: 2012 год
Дело было в 2012 году. Я была уверена, что классно знаю язык. Но после разговора с первым встретившимся в аэропорту сотрудником стало ясно, что я не понимаю акцент — приходилось переспрашивать и хотелось плакать.
Работу искала сама, нашла в прибрежном городе Оушен-Бич. Но когда приехала в Нью-Йорк, выяснилось, что меня там больше не ждут. Поехала в Атлантик-Сити, штат Нью-Джерси. Там жила и работала моя знакомая, которая в итоге меня приютила. Атлантик-Сити — город казино на побережье Атлантического океана. Работы там много, но, так как сезон уже был в самом разгаре, на поиски ушло три-четыре дня.
Искала просто: шла вдоль побережья и заглядывала во все магазины, кафе, рестораны, отели.
Так как я приехала в США по визе J1, которая давала возможность работать в стране в оговоренный период, то у работодателей не было вопросов о легальности. В очередном заведении менеджер согласилась взять меня. Все официально, с зачислением зарплаты на карту и вычетом налогов. Надо было быстро сделать SSN — Social Security Number — и оформить карту в местном банке. На это ушла еще неделя. И вот я подписываю договор.
На основной работе моя должность называлась «работник кассы», оклад — 8 $ в час. Работала по договору 40 часов в неделю. Обычно выходило около 35, а в праздничные недели — до 50 часов. Расписание на неделю вывешивали каждое воскресенье. Смены были с 8 до 16 или с 16 до 24.
Приятным бонусом такой работы всегда были чаевые. Все же в США развита эта культура, чаевые оставляют не только в кафе и ресторанах.
Я работала в небольшом прибрежном кафе с парой столиков, больше ориентированном на еду с собой. Основной ассортимент: пицца, хот-доги, картофель фри, молочные коктейли, кофе и напитки.
Сначала я работала в уличной зоне кафе. Продавала газированные напитки, баранки, попкорн и разные орехи — в меде, шоколаде. Если открывала смену, то должна была оборудовать точку, красиво все разложить и следить в процессе, чтобы всего было достаточно. Если закрывала смену, то точку надо было полностью собрать и занести в здание кафе. Работа несложная, но поначалу были проблемы с пониманием разных акцентов, пару раз у меня воровали напиток. И было невероятно жарко. Зато все чаевые лично мне.
У меня появилась постоянная покупательница: американка лет 50, которую очень интересовала русская культура. Каждое утро она покупала у меня бутылку воды, а потом мы разговаривали с ней минут десять. Как-то в очередной очень жаркий день на ее вздохи о том, как же жарко, я ответила: «Да, наверное, градусов 35». Она с удивлением посмотрела на меня, а я не могла понять, что ее так удивляет. Первой додумалась она, что я имею в виду градусы Цельсия, а она привыкла к системе по Фаренгейту: 30 с небольшим градусов по Фаренгейту — это 1 по Цельсию. Посмеялись.
Через полтора месяца меня перевели работать внутрь кафе. Там были кондиционеры, но надо было жарить картофель, готовить хот-доги и следить, чтобы в наличии всегда была свежая пицца: через 6 часов после изготовления ее выбрасывали. На улице я работала одна и, когда покупателей не было, становилось скучно. Внутри же всегда было с кем и о чем поговорить. Но чаевые в конце дня делились на всех.
Проработала там три месяца. У меня не было цели заработать как можно больше. Хотелось оправдать затраты на программу и немного попутешествовать. Это удалось. Деньги, которые я привезла домой, отдала родителям — они частично оплатили мне программу. Точно цифры уже не помню, но примерно на основной работе я получала на карту 1200 $ в месяц минус налоги около 20%, то есть 1000 $. Чаевые в среднем 6 $ в день. В праздники — День труда, День независимости — доходило до 30 $. Еще была вторая работа, там платили 190—200 $ в месяц. В итоге получалось 1300—1400 $.
Деньги для Америки, конечно, не огромные, но опыт получаешь классный. Кто-то зарабатывал и все оставлял там же. Кто-то все складывал и возвращался домой с неплохим заработком.