Как поехать учиться в США бесплатно по программе YEAR
В 2019/20 году я проходила обучение в американском колледже в штате Вайоминг по программе обмена Year of Exchange in America for Russians.
За время программы я участвовала в политических дебатах, открыла клуб журналистики и почувствовала настоящую американскую студенческую атмосферу из фильмов. На занятиях делала презентации о русской культуре и была амбассадором России, а во время каникул объездила 20 штатов. За все это я не заплатила ни цента из собственного бюджета.
В статье расскажу о программе, о том, как пройти отбор, подготовиться к поездке и как учиться в американском колледже.
Для участия в следующей программе нужно заполнить анкету и подать документы до 30 ноября 2020. Еще можно успеть.
Что такое программа YEAR
Аббревиатура YEAR расшифровывается как Year of Exchange in America for Russians. Это ежегодная программа обмена в США для российских студентов. Она дает возможность очно проучиться год в американском университете или колледже, узнать об американской культуре и развить академические навыки в выбранной сфере обучения — например, я стала лучше писать, прокачала английский и навык эффективной коммуникации.
Программа финансируется США и полностью покрывает все расходы участников на визу, перелет, обучение в вузе, проживание, страховку, месячную стипендию и пособие на книги. В процессе обучения я не потратила ни доллара из собственного бюджета, только если на сувениры.
Кто может участвовать в программе
Программа рассчитана только на граждан России. Для граждан стран СНГ есть аналогичные программы, например FLEX, в которой не могут участвовать российские студенты.
Другие условия каждый год обновляются, расскажу о них подробнее.
Возраст. Заявки на программу 2019/20 года, в которой участвовала я, могли подать кандидаты, родившиеся в период с 20.07.1998 по 01.07.2001. Мне на момент подачи заявки было 20 лет, второе совершеннолетие — 21 год — я отпраздновала уже в Америке.
Для будущей программы 2021/22 года заявку могут подать кандидаты, родившиеся в период с 05.08.2000 по 25.07.2003. Для кандидатов с инвалидностью сроки расширены до периода с 05.08.1999 до 25.07.2003.
Статус студента. До 2020 года подавать заявки могли и студенты, и школьники, подходящие по возрасту. Теперь — только студенты 1—2 курсов бакалавриата и 1—3 курса специалитета. Магистранты участвовать в программе не могут.
Успеваемость в российском вузе. Претендентам на программу в своем вузе важно учиться на «хорошо» и «отлично» — я соответствовала этому требованию. В YEAR проходят не только отличники. Например, со мной в программу попали и ребята с парой троек. Но все же отличные оценки — это весомое преимущество в отборе. Если успеваемость у кандидата неидеальная, важно суметь объяснить причины этого.
Критерий успеваемости существует потому, что во время учебы по программе в Америке нужно сохранить средний балл от оценок — GPA — не ниже 2,0. Если учиться хуже, организаторы проводят беседу и либо дают испытательный срок, либо отправляют на родину. В такую ситуацию попал один из финалистов программы 2019/20 года, в которой я участвовала: он плохо сдал экзамены. Организаторы беседовали с ним и дали испытательный срок, в течение которого он смог все пересдать.
Еще большой плюс для кандидата — общественная и волонтерская деятельность и наличие внеучебных достижений.
Свободный английский, устный и письменный, — это важное условие, потому что учиться в американском колледже придется наравне с носителями языка. Для подтверждения владения языком на этапе отбора сдается экзамен TOEFL, который также оплачивается программой.
Для меня экзамен был отличной мотивацией: я думала, что если не поеду в Америку, то хотя бы бесплатно получу сертификат. При этом, несмотря на тестирование, в первые дни некоторым участникам было сложно заговорить даже с кассирами, поэтому рекомендую до подачи заявки все-таки подтянуть английский.
Возвращение в Россию минимум на два года после завершения программы — это обязательное условие получения студенческой визы J-1. Поэтому ни свадьба с американцем, ни усыновление остаться в стране не помогут: нескольким участникам программы 2019/20 года, пока они были в Америке, действительно сделали предложения граждане США, но из-за условий визы им все равно пришлось вернуться в Россию и ждать два года до воссоединения с любимыми.
Как проходит отбор
Сейчас в YEAR три этапа отбора: сначала кандидат заполняет анкету и собирает пакет документов к ней, затем проходит онлайн-интервью с организаторами программы и после него сдает TOEFL. Когда отбор проходила я, этапов тоже было три, но в другой последовательности: заполнение анкеты, сдача TOEFL, а потом интервью с организаторами.
Сроки прохождения всех этапов отбора меняются каждый год. Но сам отбор на программу начинается за год до вылета. В программе 2019/20 года заполнить анкету на сайте можно было с октября по ноябрь 2018, с декабря 2018 по январь 2019 сдавался TOEFL и с февраля по март проводились интервью с организаторами.
Для участия в программе 2021/22 года заполнить анкету и подать документы нужно до 30 ноября 2020. Интервью с полуфиналистами пройдут до февраля 2021 года, после чего финалисты и альтернативные финалисты сдадут TOEFL. Окончательное решение станет известно уже в июне 2021 года.
Теперь расскажу подробнее про каждый этап.
Как заполнить анкету и написать мотивационное письмо
Заполнять анкету надо онлайн на сайте программы. В анкете кандидат указывает общую информацию о себе, желаемое направление обучения, данные об образовании, внеучебной деятельности, различных заслугах и наградах и пишет мотивационное эссе на английском языке о собственных интересах, целях и своем желании участвовать в программе.
Заполняя анкету, важно описывать все детально и конкретно. Например, чтобы точно указать свои школьные достижения, я долго искала в семейных архивах свои дипломы за олимпиады и сертификаты «Русского медвежонка». Хоть сами сертификаты загружать и не нужно — достаточно только описания, — приписывать себе выдуманные достижения я не рекомендую.
Указывая внеучебную и волонтерскую деятельность, также нужно детально объяснить, какую позицию вы там занимали и какие навыки приобрели. Например, если вы напишете, что были участником молодежной организации AIESEC, этого будет недостаточно. Лучше написать конкретно: например, что вы были на позиции руководителя проектов исходящих обменов в AIESEC и руководили такими-то проектами.
Мотивационное эссе — это небольшой текст объемом до 500 слов, в котором нужно рассказать о себе и своей мотивации. В программе 2021/22 года в эссе нужно ответить на вопрос, как опыт участия в программе поможет в достижении карьерных целей. На собеседовании с организаторами у вас могут уточнить какую-то информацию из вашего эссе.
Рекомендую отнестись к написанию эссе серьезно. Я, например, судорожно набирала его за час до закрытия приема заявок. Хоть это и не помешало мне успешно пройти первый этап, я очень нервничала и считала, что могла бы написать более качественное эссе, — не самый приятный опыт.
К анкете нужно приложить сканы загранпаспорта, переведенной на английский выписки из зачетки — транскрипта и одно рекомендательное письмо, тоже на английском. Если у вас нет загранпаспорта, можно приложить скан российского паспорта, но загранпаспорт все равно срочно придется сделать, если пройдете отбор.
Рекомендательное письмо можно запросить у своего преподавателя, наставника или руководителя, который хорошо вас знает и готов положительно охарактеризовать. Для программы 2019/20 года требовалось два письма — я обратилась к преподавателям, и они просто поставили подписи на письмах, которые я написала себе сама.
Для транскрипта я самостоятельно перевела названия всех пройденных в вузе предметов на английский и бесплатно все заверила в деканате. Студенты первых курсов могут приложить свои школьные аттестаты. Переводы документов и их сканы не нужно заверять нотариально, но на них должна стоять печать вуза или переводческого бюро — если вы обратились в него за переводом.
На первом этапе отсеивается большая часть кандидатов — например, в программе 2019/20 года из 650 заявок отобрали только 158 человек. Поэтому рекомендую внимательно отнестись к заполнению всех полей анкеты и выполнению всех требований.
Онлайн-интервью на английском с организаторами программы
Все полуфиналисты программы, которые справились с анкетой и мотивационным письмом, получают письмо со ссылкой на запись на интервью. По ссылке можно выбрать удобное время.
В моем случае интервью проводили три группы организаторов по два человека в каждой: преподаватель одного из принимающих вузов и координатор программы из организации American Councils. Интервью длилось около 30 минут. Все это время у кандидатов уточняли информацию из эссе, проверяли, что они знают об американском образовании, и задавали каверзные вопросы о возможных трудностях программы. Например, меня спросили, что бы я делала, если бы моя хост-семья постоянно работала и не уделяла мне времени, или как бы я вышла из ситуации, если бы не могла спросить профессора о задании при большом потоке студентов.
В этом году вместо American Councils организацией программы занимается Eurasia Foundation.
Я оказалась последней, у кого брала интервью моя группа организаторов. Поэтому мое собеседование прошло в расслабленной обстановке. Оно состоялось 27 февраля, но результаты я узнала только 12 апреля, и ожидание было томительным.
Сдача экзамена TOEFL
Это финальный этап отбора в программе 2021/22 года, но в моем случае он предшествовал интервью с организаторами.
Минимальный проходной результат в 2019 году был 60 баллов из 120. Баллы свыше проходного не влияли на дальнейшее распределение.
До сдачи экзамена организаторы программы отправляют письмо с подробными инструкциями по регистрации и ваучером на оплату. Данные из этого ваучера нужно указать в отдельном окошке при выборе способа оплаты экзамена. Еще нужно указать код программы в качестве получателя результатов.
По моим ощущениям, этот этап прошел значительно быстрее первого. На сдачу экзамена нам дали месяц — особо подготовиться не успеть. Ближайший экзамен в моем городе был только через два месяца, поэтому мне оплатили проезд в Москву.
Экзамен мы сдавали за компьютерами в центре тестирования, он длился четыре часа и состоял из четырех частей: говорение, аудирование, чтение и письмо. Результаты появились в личном кабинете уже через неделю — я набрала 109 баллов.
Сам сертификат отправляют обычной почтой, это бесплатно. По правилам сделать это могут только один раз, но я ошиблась, указывая адрес, и мне отправили его повторно после моего письма с объяснением — тоже бесплатно.
Официальное распределение в колледж
Это всегда лотерея: в программе нет возможности выбора учебного заведения — организаторы сами распределяют финалистов.
Меня отправили в Северо-западный колледж — Northwest College — в штате Вайоминг на западе США, в этом же штате находится Йеллоустонский национальный парк. Письмо с приглашением от программы и информацией о колледже пришло мне в конце мая 2019 года.
Город Пауэлл, в котором находится Северо-западный колледж, небольшой — всего около пяти тысяч жителей. Распределение в это место я восприняла как возможность погрузиться в жизнь настоящего американского городка, где нет общественного транспорта и все жители лично друг с другом знакомы.
Практически все вузы, которые участвовали в программе, находились в таких же небольших городах в малонаселенных штатах, но было несколько человек, которых все же распределили в крупные штаты — Нью-Йорк, Вашингтон и Миннесоту.
Колледжи и университеты в США
Среди учебных заведений США есть университеты и колледжи, где учатся по четыре года, а также комьюнити-колледжи — там учатся два года. В университете, как правило, преподают программы магистратуры и аспирантуры, а в колледже можно учиться на бакалавра. При этом в университет могут входить несколько колледжей. Например, в составе Гарвардского университета есть Гарвардский колледж, несколько школ и исследовательский институт.
Комьюнити-колледж — это разновидность колледжа, но он похож на российский лицей или техникум: в основном там либо учат практическим специальностям, либо готовят к поступлению в университет — два года учебы в таком колледже равнозначны первым двум годам обучения в университете. Северо-западный колледж, в который я попала, — это комьюнити-колледж.
Подготовка к программе
Кроме трех отборочных этапов, участник программы должен еще пройти полное медицинское обследование, получить студенческую визу и согласовать отъезд со своим вузом — все-таки на год придется выпасть из учебы в России.
Полное медицинское обследование нужно для выявления уже существующих болезней, которые могут обостриться из-за стресса во время переезда и в течение всей программы.
- 1100 ₽
Результаты обследования оформляются по специальной форме от программы. Организаторы его не оплачивают, но на его основании оформляют медицинскую страховку всем участникам. Страховка не покрывает расходы на стоматологические услуги и осложнения от болезней, начавшихся до момента приезда.
Чтобы успеть вовремя пройти обследование, я обратилась в частную клинику. Хватило одного приема — доктор заполнил форму на английском языке за час. Я потратила на это 1100 ₽.
Получение студенческой визы J-1 проходило в два этапа. Сначала на сайте посольства США нужно подать онлайн-заявление по форме DS-160. Визовый сбор — 180 $ (13 893 ₽) — оплачивают организаторы программы.
Заявление заполняется на английском языке. Кроме информации о себе и целях поездки, заявителю нужно загрузить и свое фото, сделанное не раньше, чем за полгода до обращения.
Процесс заполнения муторный и долгий, поэтому рекомендую закладывать на него побольше времени и готовиться к тому, что сайт часто не работает, глючит и в любой момент может выдавать ошибки, из-за которых придется начинать все сначала.
На втором этапе заявители проходят собеседование в посольстве США. Мы проходили его в Москве — организаторы программы забронировали для нашей группы отдельное время в посольстве и оплатили иногородним участникам перелет и проживание. Когда все участники пришли к посольству, нас построили пофамильно в ряд, раздали документы и отправили внутрь.
Мы изначально были тщательно отобраны программой, поэтому на собеседовании нас сильно не расспрашивали — все участники прошли его без проблем, и им одобрили визы. Мне задали три вопроса: по какой программе, на сколько и куда я еду. Всего интервью заняло меньше минуты, не считая часа ожидания. Паспорт с новой визой я получила почтой уже через неделю.
Утверждение академического обмена в университете. Я училась на третьем курсе в Южном федеральном университете — ЮФУ, когда получила официальное приглашение в колледж от YEAR. Несмотря на то, что выпускаться я должна была уже в 2020 году, возможность поучиться в Америке упускать было нельзя. Поэтому я решила оформить академический обмен — так в ЮФУ мне перезачли бы предметы, которые я изучила в колледже, и учиться лишний год не пришлось бы.
Чтобы оформить обмен, я обратилась в центр международных программ и проектов моего университета: предоставила туда список дисциплин, которые я планировала изучать в Северо-западном колледже, и переведенное письмо о приеме — перевод сделала сама. Обмен мне одобрили, а также продлили сроки сдачи летней и зимней сессий и даже сохранили стипендию.
Проблема была только в том, что русская и американская программы обучения вообще не соответствовали друг другу: выяснилось, что некоторые предметы не преподают уже несколько лет, а класс по устной интерпретации, например, оказался вовсе не переводом, а ораторским мастерством.
В итоге из восьми университетских предметов мне зачли только три — по английскому, а остальные пришлось сдавать по приезде в мае — июне 2020 года. Курсовую и диплом также пришлось согласовывать и сдавать онлайн.
Переезд
Я вылетела из Ростова в Вашингтон 23 июля 2019 года. Организаторы оплатили перелет, ручную кладь, одно место багажа и проживание в Вашингтоне. Билеты прислали на почту вместе с детальными инструкциями. Перелет занял 13,5 часа без учета пересадок. В аэропорту меня встретили организаторы программы.
Ориентация в Вашингтоне стала отправным пунктом в нашем путешествии, после которого мы отправились в разные штаты к своим хост-семьям. В год моего участия мы первый месяц жили с хост-семьей, а дальше — в студенческих общежитиях. В программе 2021/22 года финалисты будут жить в хост-семье весь год.
Ориентационная программа в Вашингтоне была насыщенная, поэтому вставать приходилось в семь утра и прерываться только на 30-минутный обед. Организаторы и приглашенные гости в течение недели попытались осветить важные моменты американской культуры и жизни в колледже. Например, нам провели экскурсию по городу и рассказали об истоках американской мечты, популярных студенческих объединениях, страховке, банках и даже об отношениях, в частности о том, что может быть воспринято как домогательство. Кроме того, нам описали особенности YEAR и дали список вопросов, например о религии и политике, которые можно и нельзя поднимать в будущей хост-семье.
В первый месяц я успела пожить у целых двух хост-семей в соседних домах. Сначала меня встретили друзья моей хост-семьи, которая в это время была в Гондурасе, затем я переехала к основной семье.
В моей хост-семье было пять человек: родители — Кэти и Джо и их дети — Гэвин, Слоун и Лила. Еще у них было три собаки. Дети были почти моими ровесниками — сестры ходили в старшую школу, а брат только поступил в колледж. Они жили там же, где был мой колледж, в Пауэлле, в типичном американском двухэтажном доме из фильмов — с задним двориком, верандой с качелями и ванной в каждой комнате. Я приезжала к ним в гости даже тогда, когда уже жила в общежитии.
В доме мне создали максимально комфортные условия. Например, мне выделили отдельную комнату с ванной на первом этаже. Пищу готовила семья, а я могла брать что угодно из холодильника, в котором было очень много еды, — все в американских традициях. Вечером мы вместе играли в настольные игры или смотрели фильмы. Моя хост-семья была очень дружелюбной и не смеялась над моими глупыми вопросами и иногда проявляющимся акцентом.
За месяц жизни с семьей я успела сходить с ними в поход в кемпинг, поучаствовать в совместном приготовлении барбекю и даже попасть в баптистскую церковь. Посещение церкви было, пожалуй, самым необычным культурным опытом — там оказалась собственная кофейня, а во время молитвы группа музыкантов пела и играла на гитаре и барабанах.
Переезд в общежитие и начало учебы
В конце августа 2019 года я должна была переехать в общежитие. Программа позволяла выбрать любое, но с условием, что соседом по комнате или секции будет американец. Думаю, это важно для полноценного культурного обмена — жизнь с таким соседом помогает понять типичные увлечения американцев и то, как они ведут быт.
Я выбрала общежитие «Льюис-энд-Кларк» — Lewis & Clark. Проживание в комнате с соседом в моем колледже стоило 1755 $ (134 000 ₽) в семестр. Заявку на проживание оформила сама на сайте вуза.
- 268 000 ₽
В заявке дополнительно можно указать свои пожелания к будущему соседу, например музыкальные предпочтения, чистоплотность, особенности характера. Не уверена, что это все обязательно учитывается, но моя соседка действительно была американкой и большую часть времени ложилась спать не раньше 23:00, как я и указала в пожеланиях.
Кроме заявки на жилье, на сайте я также оформила мил-план — количество приемов пищи в столовой. Мил-план тоже можно было выбрать любой, поэтому я, не скупясь, выбрала наибольшее количество обедов — 220 штук плюс 50 $ (3859 ₽) на еду в студенческом кафетерии. Эти деньги перечислялись на счет студенческой карточки, которую нужно было показывать для покупки по мил-плану. Такой план стоил 1835 $ (140 000 ₽) за семестр.
Столовая была типично американской: через день в меню были бургеры и много газировки — спустя месяц питания там я уже не могла спокойно смотреть на фастфуд.
Ориентационная программа. Перед стартом обучения кураторы иностранных студентов и дирекция колледжа провели ориентационную программу. Она длилась с 12 по 17 августа для иностранных студентов и с 18 по 20 августа — для всех. По сути, она ничем не отличалась от программы в Вашингтоне, но зато я познакомилась с 17 другими иностранцами из Японии, Кореи и Германии.
Чтобы мы больше прониклись американской культурой, нам показали главную достопримечательность Вайоминга — Йеллоустоун и сводили на ковбойское родео — это чуть ли не главное развлечение штата. Еще нас познакомили с колледжем и городом. Мы были на экскурсии в библиотеке, смотрели кино во дворе колледжа и играли в «Бинго» на призы.
Стипендия и документы
Кроме покрытия расходов на обучение, проживание и питание, программа YEAR также предоставляла небольшую ежемесячную стипендию — 175 $ (13 507 ₽) и единоразовую выплату — 150 $ (11 578 ₽) на культурные расходы. Например, как культурные расходы мне зачли посещение Диснейленда, а вот билет на концерт иностранного исполнителя в Америке под это определение не подошел. Ежемесячной стипендии вполне хватало на мелкие расходы и, если копить, на бюджетные путешествия во время каникул.
Всего за время обучения я получила от YEAR около 2200 $ (166 750 ₽) на личные расходы, включая стипендию за апрель и май, когда я уже уехала из Америки из-за коронавируса.
Стипендию переводили на карту американского банка — можно было выбрать любой. Большинство банков предоставляли студентам бесплатное обслуживание и даже дополнительные выплаты при выполнении определенных условий. Например, банк Chase платил студентам 100 $ (7580 ₽) после совершения 10 покупок по карте в течение 60 дней. К сожалению, в моем городе этого банка не оказалось, поэтому пришлось довольствоваться только бесплатным обслуживанием — свою карту я открыла в банке Wells Fargo, он предлагал бесплатное обслуживание школьникам и студентам с 17 до 24 лет. Карту до сих пор храню как трофей.
Дополнительные документы. Чтобы иметь возможность пользоваться ресурсами колледжа, все студенты в личном кабинете на сайте оформляют студенческий пропуск. Это бесплатно, для оформления можно загрузить любую фотографию. Пропуск нужен, чтобы проходить в библиотеку и спортзал, получать скидки в кофейнях, путешествиях и так далее.
Еще для того, чтобы не носить всюду паспорт, на который непонимающе смотрят американцы, я решила оформить карту удостоверения личности — ID. Для этого я предоставила свои документы в ближайший DMV — отдел транспортных средств, аналог российского МФЦ — и заплатила 15 $ (1158 ₽).
Запись на классы
Классы — это аналог российских уроков. Записаться на них можно было онлайн на сайте колледжа.
Американские студенты могут выбрать любые классы за соответствующее количество кредитов. Кредит — это единица измерения объема учебной программы: сколько времени должен потратить студент, чтобы освоить материал, выполнить задания и прочее. Чем сложнее класс, тем больше нужно кредитов, чтобы его взять. Например, класс по йоге — это 1 кредит, а по электродинамике — 4. Чтобы считаться очными студентами, участники YEAR должны изучать 4—5 предметов в семестр, это, как правило, 12—15 кредитов.
Выбранные классы нужно указать на сайте программы и получить одобрение от организаторов для оплаты. В выборе классов мы ограничены не были, кроме кредитов и двух условий:
- Один предмет обязательно должен быть об американской культуре.
- Еще один — в нашем мейджоре, то есть специальности. При подаче на программу я выбрала своим мейджором журналистику, поэтому выбирать обязательный предмет пришлось из классов письма или коммуникации. Самые близкие к журналистике предметы в моем колледже — классы межличностной коммуникации, фотографии и академического письма.
Многие финалисты, взявшие академический отпуск в российском вузе, пошли во все тяжкие и брали классы по хоровому пению, танго и разведению свиней. Я не могла такого себе позволить из-за своего академического плана, поэтому довольствовалась классами по английскому и коммуникациям. Нагрузка из пяти предметов в неделю для меня была слишком маленькой, поэтому я напросилась на свободное посещение классов по графическому дизайну и дебатам бесплатно — без официальной записи. На дебатах я успела даже прокатиться по нескольким штатам Америки и получить дополнительную стипендию.
Моя программа обучения в американском колледже
Семестр | Список предметов |
---|---|
Первый | Введение в убеждение Малый бизнес Введение в академическое письмо Дебаты Литература коренных американцев Цифровая фотография Графический дизайн |
Второй | Гендерная коммуникация Устная интерпретация Американское правительство Adobe Illustrator Дебаты Межличностная коммуникация Английский как второй язык Съемка для СМИ |
Моя программа обучения в американском колледже
Семестр | Список предметов |
Первый | Введение в убеждение Малый бизнес Введение в академическое письмо Дебаты Литература коренных американцев Цифровая фотография Графический дизайн |
Второй | Гендерная коммуникация Устная интерпретация Американское правительство Adobe Illustrator Дебаты Межличностная коммуникация Английский как второй язык Съемка для СМИ |
Помимо обязательных классов, все участники программы обязаны были в первом семестре 10 часов отработать волонтерами. Местные коллективы в университетах часто организуют волонтерские мероприятия, поэтому отработать 10 часов было нетрудно. Я волонтерила на международных мероприятиях своего колледжа как амбассадор России и помогала организовать турнир по дебатам.
Во втором семестре нужно было взять три интервью в интересующей профессиональной сфере. Провести их успели не все из-за срочного отъезда в связи с эпидемией COVID-19. Но мне повезло: я успела договориться и взять интервью у редактора местной газеты Powell Tribune прямо в редакции. В день моего визита меня провели по издательству, познакомили с сотрудниками и даже сводили в типографию.
В программе 2021/22 года добавилось еще одно требование — выбрать три социальных вопроса, которые волнуют участников программы, и снять по ним видео с другими участниками во время пребывания в США.
Как проходила учеба
Занятия проходили в разных кампусах, поделенных по мейджорам. Я чаще всего посещала кампусы отдела коммуникаций и фотографии. Классы обычно длились от 50 минут до 3 часов — в зависимости от частоты проведения и преподавателя. На классах по английскому был даже вариант заниматься каждый день по 20 минут во время обеда — для особо занятых.
Классы были организованы почти так же, как и в России, только в моем колледже проводилось больше семинаров и использовалась виртуальная платформа для загрузки домашнего задания, доступа в библиотеку и аренды учебников. На платформе также отображалась вся успеваемость, расписания экзаменов и записи на классы.
Попасть на нужные занятия можно было по записи, и начинать ее мониторить приходилось как можно раньше — иначе был риск не попасть к хорошему профессору или на нужный предмет из-за ограниченного количества мест.
Учиться было несложно, не считая того, что я набрала кучу предметов и над некоторыми из них приходилось попотеть из-за трудных преподавателей.
В конце каждого семестра по всем предметам нужно сдать экзамены. Все мне удалось закрыть на «отлично», кроме одного легкого предмета, по которому я никак не могла доделать домашнее задание по возвращении в Россию.
- 810 000 ₽
Поскольку колледж официального списка курсов не предоставляет, в конце обучения мне пришлось дополнительно заказывать транскрипт. Запросить его можно в течение семестра или после выпуска в электронном или бумажном виде.
Активности в колледже
Внеучебная жизнь в колледже была очень насыщенной. С первых же дней 36 различных студенческих клубов предлагали огромное количество активностей. Вайоминг — штат своеобразный, поэтому приходилось сразу отсеивать клубы разведения скота и верховой езды. Поскольку я выбрала своей сферой деятельности журналистику и коммуникации, то и клуб подобрала соответствующий — политических дебатов. За время обучения я успела поучаствовать более чем в 10 турнирах, соревнуясь наравне с американцами, хотя до колледжа никогда дебатами не занималась.
Во втором семестре я уже понимала, как работают студенческие клубы, и решила открыть собственный клуб журналистики, в котором мы работали над подкастом о жизни колледжа. Для этого нужно было просто подать заявку в студенческий совет колледжа. В моем клубе было три человека, включая меня, и нашу заявку одобрили. Затем мы решили использовать все возможности колледжа и запросить финансовое покрытие на технику для записи подкастов и сайт, где мы размещали подкаст, — показать его не могу, сейчас он уже не работает. Большая часть совета одобрила заявку, и мы получили 300 $ (23 155 ₽) на реализацию проекта.
Чтобы использовать полученные деньги, надо было взять в бухгалтерии банковскую карту колледжа — она была общая для всех клубов — и оформить покупку через нее, а потом вернуть. Так мы взяли напрокат домен и оформили подписку на конструктор сайта. Оборудование для записи и студия уже были в музыкальном департаменте в колледже, там же нам с радостью помогли и с монтажом.
Благодаря вкладу совета я впервые попробовала себя в подготовке и записи подкаста абсолютно бесплатно. К сожалению, после моего отъезда клуб уже не так активно ведет деятельность, поэтому в последнее время публикаций не было.
Возвращение в Россию в условиях пандемии
Программа YEAR рассчитана на 10 месяцев, но в связи с коронавирусом все финалисты вынуждены были вернуться на два месяца раньше: 20 марта я получила письмо о том, что нас всех срочно возвращают и мы должны быть готовы вылететь из Штатов в течение двух-трех дней. За это время организаторы подготовили и прислали нам обратные билеты. Вариантов остаться с неизвестными перспективами в чужой стране не было.
В марте как раз были каникулы, и я, как и многие другие участники программы, путешествовала по стране — нас буквально собирали со всех концов Америки. Но проблема была совсем не в неожиданном возвращении, а в экстренности ситуации. Мой вылет был назначен на последний день до закрытия регулярного авиасообщения с Россией: купить билеты на несколько дней раньше у организаторов не получилось. Поэтому я должна была успеть несмотря ни на что. И я успела: шесть пересадок, две отмены рейсов, срочные переносы бронирования — и я дома.
Несмотря на экстренное возвращение и то, что я даже не успела попрощаться со многими друзьями и выполнить все поставленные на год планы, я рада, что приобрела этот опыт, и запомню его на всю жизнь.
Если хотите пройти обучение по программе YEAR, вот несколько рекомендаций
- Заполняя заявку, уделите больше времени написанию мотивационного письма. Объясните, зачем вам эта программа и почему именно вы достойны пройти. Изучите особенности программы, покажите свою уникальность и объясните, как вы сможете себя проявить.
- Позаботьтесь о своем здоровье заранее: пройдите обследование, запаситесь ношпой и вылечите зубы — в Америке это будет очень недешево.
- Следите за документами. Обучение в Америке по гранту означает, что вам постоянно нужно будет подписывать бумаги, заполнять налоговые декларации и следить за обновлением регистрационных форм.
- Записывайтесь на классы как можно раньше. Чем быстрее вы запишетесь, тем меньше вероятность, что вам нужно будет вставать в семь утра на занятия.
- Участвуйте в клубах. Студенческие сообщества дают нужные знакомства и разбавляют досуг, а иногда даже позволяют получить дополнительные гранты.