Я великий прокрастинатор. У меня есть целый список курсов, которые я начала проходить, но потом отложила или бросила.
При этом я считаю, что постоянно учиться необходимо каждому — это помогает развиваться и быть успешным. Я продуктовый маркетолог и начинающий гештальттерапевт, но мне интересны и математика, и программирование, и финансы. Я люблю узнавать новое с помощью онлайн-курсов, только вот проходить их до конца у меня получалось не всегда.
Главное, что мне помогает в таком обучении, — это техника совместного достижения целей. Я нашла компаньонку, с которой прохожу курсы Учебника Т—Ж, интересные нам обеим: мы читаем уроки, а потом созваниваемся и обсуждаем их.
В статье расскажу о технике подробнее и поделюсь опытом поиска такого партнера по обучению.
Вы узнаете
- Что такое техника совместного достижения целей
- Как техника совместного достижения целей помогла мне поменять работу
- Как техника не сработала во время обучения статистике
- Как техника помогла мне пройти курс по SQL
- Как я прошла курс Учебника Т—Ж с партнером по обучению
- Плюсы обучения с партнером
- Минусы обучения с партнером
Что такое техника совместного достижения целей
В оригинале техника, которую я использую, называется Accountability partners. В переводе с английского это означает «подотчетные партнеры». Смысл метода в том, чтобы идти к цели с одним или несколькими партнерами, которые поддерживают и помогают добиться результата. Партнеры регулярно отчитываются о прогрессе, а еще делятся трудностями и поддерживают друг друга.
Например, вы хотите начать регулярно заниматься спортом, но вам трудно соблюдать режим тренировок. Вы договариваетесь с другом, который тоже хочет тренироваться, что будете вместе следить за прогрессом. Каждый день вы отчитываетесь друг другу о выполненных тренировках, делитесь результатами и обсуждаете, что можно улучшить. Это мотивирует, потому что возникает ощущение ответственности не только перед собой, но и перед партнером.
Среди партнеров могут быть компаньоны и наставники. У компаньонов будет та же цель, что и у вас, и вы пойдете к ней вместе. А наставники — это люди, которые уже ее добились и хотят помогать другим.
Программа «12 шагов», с помощью которой люди избавляются от зависимостей, построена похожим образом. В ней люди работают с наставником, который помогает оставаться трезвым. А еще посещают групповые встречи, где все участники делятся прогрессом.
Технику Accountability partners можно применять для разных целей, не только для избавления от вредных привычек. Кому-то она помогает регулярно заниматься спортом, кому-то — читать по книге в месяц, а мне — проходить курсы.
Как техника совместного достижения целей помогла мне поменять работу
В 2018 году я жила в Санкт-Петербурге и работала в небольшой компании, в команде было всего несколько человек. Я же хотела устроиться в ИТ-компанию и участвовать в кросс-функциональных проектах, где задействовано много разных специалистов. В такой команде можно учиться новому, а не замыкаться в рамках своей должности.
Тогда мне казалось, что классную работу в ИТ получают только супермены: конкуренция между кандидатами высокая, и шанс, что мое резюме выделят среди сотен других, выглядел мизерным. Плюс я знала, что крупные компании скрупулезно отбирают сотрудников, и собеседования состоят из трех-четырех этапов: сначала нужно познакомиться с эйчаром, потом — с нанимающим менеджером, командой, руководителем. А еще надо выполнить тестовое задание, и даже из-за мелкой ошибки в нем компания может выбрать другого кандидата.
Я откликалась на вакансии в различных направлениях маркетинга, чтобы понять, что мне ближе. Ходила на собеседования, но что-то не складывалось, и я получала отписку: «Спасибо за уделенное время, но мы выбрали другого кандидата». Оставалось только фантазировать, что именно не нравилось работодателям. От этого было эмоционально тяжело. Я усомнилась в своей компетентности и с трудом справлялась с тревогой.
Тогда я состояла в платном карьерном клубе, который объединял людей со всего мира. У каждого участника была цель, связанная с карьерой: одни хотели сменить профессию или перейти в другую индустрию, другие мечтали о повышении. Были и люди с таким же запросом, как у меня. Я создала для нас отдельный чат в «Телеграме» и рассказала там про технику Accountability partners.
Мы договорились, что ежедневно в 10 утра будем присылать в чат список из трех дел, которые запланировали на этот день. А в 9 вечера — писать о результатах. Конечно, предполагалось, что дела как-то связаны с нашим поиском работы.
Я стала рассказывать единомышленникам про свои провалы, непросмотренные отклики и результаты собеседований и читать их аналогичные истории. Мы поддерживали друг друга, делились советами по поиску вакансий, обсуждали, как улучшить резюме. И эмоциональная поддержка участников, и их конкретные советы по поиску работы оказались для меня очень полезны. Через несколько месяцев я получила заветный оффер и первую работу в Москве.
Как техника не сработала во время обучения статистике
Через полгода, уже в Москве, я решила снова воспользоваться техникой Accountability partners — на этот раз чтобы пройти курс «Основы статистики» на платформе Stepik. Я гуманитарий, но заинтересовалась техническими дисциплинами, а статистика помогла бы эффективнее решать рабочие задачи.
Курс был бесплатный и предназначался для новичков. Слушателям необязательно было хорошо разбираться в математике, его могли проходить в том числе старшеклассники. Курс был рассчитан на три недели и состоял из 29 видеоуроков. В сумме они длились 4 часа 15 минут. В процессе нужно было проходить тесты, а в конце выдавался электронный сертификат о том, что курс пройден.
Я пыталась пройти курс четыре раза, но сдавалась. Было тяжело воспринимать теорию на слух и без практики: информация быстро забывалась. Но я не хотела бросать и вспомнила про технику Accountability partners.
Партнеров, с которыми можно пройти курс, я решила поискать через комментарии в Ponchik News — это телеграм-канал про продуктовый дизайн и саморазвитие, на него подписаны дизайнеры и продакт-менеджеры, то есть люди из ИТ. Я подумала, что им важно осваивать новые технические навыки и что там я быстро найду тех, кто захочет вместе со мной пройти курс по статистике.
На мое сообщение откликнулись три человека. Мы создали чат и договорились писать там про свой прогресс и обсуждать сложные и непонятные вещи в курсе. Еще я думала, что будет полезно иногда созваниваться и пересказывать друг другу пройденный материал, ведь в статистике много сложных тем: критерий Пирсона, дисперсии, степени свободы и так далее.
Но меня ждал провал. Каждый из участников проходил курс в своем темпе. В итоге кто-то сильно ушел вперед, а кто-то был еще в самом начале. Последняя встреча группы не состоялась из-за того, что я заболела. Потом навалились рабочие задачи, и мне уже не хватало времени на чат. А без моей инициативы жизнь там угасла.
Как техника помогла мне пройти курс по SQL
В следующий раз я воспользовалась техникой Accountability partners в 2021 году, когда решила пройти курс по SQL . Аналитик из моей команды был очень загружен, и его задачи могли висеть месяцами. Я же давно хотела выучить язык простых запросов, чтобы самой формировать рабочие отчеты, и подумала, что пора это сделать. У коллеги-маркетолога была та же проблема, и мы решили учиться вместе.
Аналитик посоветовал мне курс по SQL на Codecademy. Там была теория и много практики на SQL-тренажере с забавными заданиями. Например, нужно было отсортировать песни Леди Гаги по количеству прослушиваний или составить таблицу из эмодзи.
Мы с коллегой запланировали еженедельную часовую встречу, бронировали переговорную в офисе и вместе проходили уроки. Мне понравилось, что можно было сразу обсуждать, что непонятно.
В итоге вместе мы прошли основную часть курса. Поняли, как писать запрос, чтобы сделать таблицу, как пользоваться операторами, которые работали по аналогии с «Экселем», освоили несколько других навыков. Этого было достаточно, чтобы решать маркетинговые вопросы и выгружать отчеты. На этом мы прекратили наши встречи.
Обучение помогло нам научиться закрывать задачи самостоятельно, не дожидаясь, когда аналитик наконец выгрузит нужный отчет. А еще это было для нас способом отвлечься от рабочей рутины и прокачать свои навыки.
Так я поняла, что техника Accountability partners все-таки бывает очень полезной в прохождении курсов, когда всем участникам действительно важен результат.
Как я прошла курс Учебника Т—Ж с партнером по обучению
Я много раз пыталась вести учет расходов и эпизодически пробовала копить. Устанавливала разные приложения, анализировала данные в приложении банка, заполняла таблицы в «Экселе». Но надолго меня не хватало.
В 2023 году я решила пройти бесплатный курс Учебника Т—Ж «Как управлять личными финансами». У меня была цель: начать управлять своим бюджетом и сформировать подушку безопасности на полгода.
А еще у меня была приятельница Рита, с которой мы познакомились через Random Coffee — это сервис с чат-ботами в «Телеграме», которые подбирают собеседников с похожими интересами и целями. Рита работала методологом во внутрикорпоративном обучении. Нас объединили работа в ИТ и увлечение психологией: тогда я уже совмещала работу маркетолога с практикой гештальттерапевта.
Рита как раз читала книгу «Девушка с деньгами: книга о финансах и здравом смысле» Анастасии Веселко. Она тоже хотела узнать про техники ведения бюджета, а еще разобраться с кредитами и инвестированием. Тогда я предложила Рите проходить курс Учебника Т—Ж вместе.
Курс состоит из 10 уроков и экзамена. Мы договорились созваниваться в «Гугл-мит» раз в две недели и к каждому созвону читать по два урока. Встречи длились примерно час. Первые 15—20 минут мы делились новостями из жизни, а потом обсуждали прогресс по курсу и мысли из него, которые нам нравились.
В результате такого совместного обучения я наконец завела удобную таблицу ведения бюджета, которую не бросаю уже год. С ее помощью поняла, куда уходят деньги, и планирую оптимизировать расходы.
Еще я научилась откладывать 25% от каждой зарплаты. Начинать было больно: казалось, что остатка не хватит на текущие расходы, что я сорвусь и перестану копить. Но такого ни разу не случилось, и страхи оказались напрасными.
Чтобы сделать план наглядным, я расписала даты поступления денег и срок, к которому накоплю подушку на полгода. Сейчас в ней запас на четыре месяца.
Рита с помощью курса осознала, что кредит — это не какой-то страшный долг банку, а просто финансовый инструмент, и если уметь им пользоваться, у него есть плюсы. Раньше она избегала их, потому что боялась попасть в долговую яму. Теперь убедилась: если зарплаты достаточно, чтобы комфортно вносить ежемесячные платежи, то кредит помогает не откладывать покупку чего-то нужного. И это способ зафиксировать стоимость вещи: позже она может вырасти, но для вас цена уже не изменится.
Я же активно пользуюсь кредитной картой, если у меня вдруг случается кассовый разрыв. И когда мне хочется купить что-то дорогое, тоже удобнее платить частями. Еще я люблю рассрочки из-за отсутствия переплат. Из курса я узнала, что если погасить рассрочку раньше, можно сэкономить на процентах, заложенных в нее.
Еще Рита чуть больше узнала про инвестиции, открыла счет, купила две акции и завела себе инвесткопилку. Плюс она научилась анализировать банковские продукты и выбирать выгодные вклады и накопительные счета.
Эксперимент с совместным обучением снова оказался удачным, потому что мы обе хотели пройти этот курс. Но на нем мы не остановились! За год мы с Ритой прошли и другие курсы Учебника Т—Ж: «Едим дома: как организовать питание», «Расхламление: как навести порядок и создать уют» и «Как справляться со стрессом».
Это партнерство — мой самый продолжительный опыт совместного обучения. Благодаря ему я могу четко выделить плюсы и минусы техники Accountability partners в прохождении курсов.
Плюсы обучения с партнером
Это дисциплинирует. Договоренности с партнером не дают расслабиться и бросить учебу. Мы с Ритой меняемся ролями: то я напоминаю о встрече и уроках, то она. Для нас это инструмент борьбы с прокрастинацией.
Проще составить расписание занятий. Если учиться в одиночку, бывает сложно встроить обучение в свою жизнь. Появляются дела, из-за которых хочется отложить уроки: кажется, что все сделаешь потом, и в итоге занимаешься нерегулярно. Благодаря договоренности с Ритой я составила четкое расписание встреч и занесла их в свой календарь. Каждый понедельник я знаю: к пятнице мне надо прочитать два урока.
Есть с кем обсудить сложные темы. Например, тема налоговых вычетов сначала казалась нам сложной. Но потом Рита разобралась в ней и попробовала на практике: вернула часть оплаты за кружки сына, а потом рассказала мне, что для этого сделала. Теперь я знаю, что и в каком порядке делать, если решу получать вычет.
Минусы обучения с партнером
Сложно найти замотивированного партнера. Это показал мой опыт с курсом по статистике. Мои компаньоны потеряли интерес к обучению, а моего энтузиазма не хватило, чтобы проходить курс самостоятельно.
А еще сложно найти партнера, который захочет проходить те же курсы, что и вы. Например, с Ритой мы однажды попробовали освоить курс Учебника Т—Ж «Как хранить деньги выгодно и безопасно». Но ко второй встрече она поняла, что для нее он сейчас не актуален, и мы перестали учиться.
Нужно подстраиваться под обстоятельства. У партнера может случиться что-то, из-за чего не получится созвониться в назначенный день. Учеба из-за этого откладывается. Важно не бросать курс, а быть лояльным к партнеру и встречаться по возможности.
Я пришла к выводу: если у меня самой не вышло к назначенному дню пройти уроки, лучше все равно созвониться и послушать, что узнала Рита, чем отменить встречу.
Сложно сохранять мотивацию, если партнер сдался. А еще нужно находить слова, которые вернут ему интерес к учебе. Но важно помнить: сегодня вы поддерживаете партнера, а завтра — он вас.
Делимся лайфхаками и главным из курсов Учебника Т—Ж про деньги и жизнь в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь: @t_uchebnik