1K

Как совместное обучение помогло мне побороть прокрастинацию

История студентки Учебника Т⁠—⁠Ж
5
Аватар автора

Юлия Пеленева

проходит курсы с партнером по обучению

Страница автора

Я великий прокрастинатор. У меня есть целый список курсов, которые я начала проходить, но потом отложила или бросила.

При этом я считаю, что постоянно учиться необходимо каждому — это помогает развиваться и быть успешным. Я продуктовый маркетолог и начинающий гештальттерапевт, но мне интересны и математика, и программирование, и финансы. Я люблю узнавать новое с помощью онлайн-курсов, только вот проходить их до конца у меня получалось не всегда.

Главное, что мне помогает в таком обучении, — это техника совместного достижения целей. Я нашла компаньонку, с которой прохожу курсы Учебника Т⁠—⁠Ж, интересные нам обеим: мы читаем уроки, а потом созваниваемся и обсуждаем их.

В статье расскажу о технике подробнее и поделюсь опытом поиска такого партнера по обучению.

Так выглядит моя доска со списком курсов, которые я хочу пройти. Я распределяю их по разным колонкам, чтобы понимать, насколько мне нужно освоить какую-то тему. Список веду в сервисе YouGile — это российский аналог Trello
Так выглядит моя доска со списком курсов, которые я хочу пройти. Я распределяю их по разным колонкам, чтобы понимать, насколько мне нужно освоить какую-то тему. Список веду в сервисе YouGile — это российский аналог Trello

Что такое техника совместного достижения целей

В оригинале техника, которую я использую, называется Accountability partners. В переводе с английского это означает «подотчетные партнеры». Смысл метода в том, чтобы идти к цели с одним или несколькими партнерами, которые поддерживают и помогают добиться результата. Партнеры регулярно отчитываются о прогрессе, а еще делятся трудностями и поддерживают друг друга.

Например, вы хотите начать регулярно заниматься спортом, но вам трудно соблюдать режим тренировок. Вы договариваетесь с другом, который тоже хочет тренироваться, что будете вместе следить за прогрессом. Каждый день вы отчитываетесь друг другу о выполненных тренировках, делитесь результатами и обсуждаете, что можно улучшить. Это мотивирует, потому что возникает ощущение ответственности не только перед собой, но и перед партнером.

Среди партнеров могут быть компаньоны и наставники. У компаньонов будет та же цель, что и у вас, и вы пойдете к ней вместе. А наставники — это люди, которые уже ее добились и хотят помогать другим.

Программа «12 шагов», с помощью которой люди избавляются от зависимостей, построена похожим образом. В ней люди работают с наставником, который помогает оставаться трезвым. А еще посещают групповые встречи, где все участники делятся прогрессом.

Технику Accountability partners можно применять для разных целей, не только для избавления от вредных привычек. Кому-то она помогает регулярно заниматься спортом, кому-то — читать по книге в месяц, а мне — проходить курсы.

Как техника совместного достижения целей помогла мне поменять работу

В 2018 году я жила в Санкт-Петербурге и работала в небольшой компании, в команде было всего несколько человек. Я же хотела устроиться в ИТ-компанию и участвовать в кросс-функциональных проектах, где задействовано много разных специалистов. В такой команде можно учиться новому, а не замыкаться в рамках своей должности.

Тогда мне казалось, что классную работу в ИТ получают только супермены: конкуренция между кандидатами высокая, и шанс, что мое резюме выделят среди сотен других, выглядел мизерным. Плюс я знала, что крупные компании скрупулезно отбирают сотрудников, и собеседования состоят из трех-четырех этапов: сначала нужно познакомиться с эйчаром, потом — с нанимающим менеджером, командой, руководителем. А еще надо выполнить тестовое задание, и даже из-за мелкой ошибки в нем компания может выбрать другого кандидата.

Я откликалась на вакансии в различных направлениях маркетинга, чтобы понять, что мне ближе. Ходила на собеседования, но что-то не складывалось, и я получала отписку: «Спасибо за уделенное время, но мы выбрали другого кандидата». Оставалось только фантазировать, что именно не нравилось работодателям. От этого было эмоционально тяжело. Я усомнилась в своей компетентности и с трудом справлялась с тревогой.

Тогда я состояла в платном карьерном клубе, который объединял людей со всего мира. У каждого участника была цель, связанная с карьерой: одни хотели сменить профессию или перейти в другую индустрию, другие мечтали о повышении. Были и люди с таким же запросом, как у меня. Я создала для нас отдельный чат в «Телеграме» и рассказала там про технику Accountability partners.

Мы договорились, что ежедневно в 10 утра будем присылать в чат список из трех дел, которые запланировали на этот день. А в 9 вечера — писать о результатах. Конечно, предполагалось, что дела как-то связаны с нашим поиском работы.

Я стала рассказывать единомышленникам про свои провалы, непросмотренные отклики и результаты собеседований и читать их аналогичные истории. Мы поддерживали друг друга, делились советами по поиску вакансий, обсуждали, как улучшить резюме. И эмоциональная поддержка участников, и их конкретные советы по поиску работы оказались для меня очень полезны. Через несколько месяцев я получила заветный оффер и первую работу в Москве.

Участники чата делятся результатами. Один из них уже 10 января, сразу после праздников, успел сходить на собеседование
Участники чата делятся результатами. Один из них уже 10 января, сразу после праздников, успел сходить на собеседование

Как техника не сработала во время обучения статистике

Через полгода, уже в Москве, я решила снова воспользоваться техникой Accountability partners — на этот раз чтобы пройти курс «Основы статистики» на платформе Stepik. Я гуманитарий, но заинтересовалась техническими дисциплинами, а статистика помогла бы эффективнее решать рабочие задачи.

Курс был бесплатный и предназначался для новичков. Слушателям необязательно было хорошо разбираться в математике, его могли проходить в том числе старшеклассники. Курс был рассчитан на три недели и состоял из 29 видеоуроков. В сумме они длились 4 часа 15 минут. В процессе нужно было проходить тесты, а в конце выдавался электронный сертификат о том, что курс пройден.

Программа курса по статистике, который я пыталась пройти
Программа курса по статистике, который я пыталась пройти

Я пыталась пройти курс четыре раза, но сдавалась. Было тяжело воспринимать теорию на слух и без практики: информация быстро забывалась. Но я не хотела бросать и вспомнила про технику Accountability partners.

Партнеров, с которыми можно пройти курс, я решила поискать через комментарии в Ponchik News — это телеграм-канал про продуктовый дизайн и саморазвитие, на него подписаны дизайнеры и продакт-менеджеры, то есть люди из ИТ. Я подумала, что им важно осваивать новые технические навыки и что там я быстро найду тех, кто захочет вместе со мной пройти курс по статистике.

На мое сообщение откликнулись три человека. Мы создали чат и договорились писать там про свой прогресс и обсуждать сложные и непонятные вещи в курсе. Еще я думала, что будет полезно иногда созваниваться и пересказывать друг другу пройденный материал, ведь в статистике много сложных тем: критерий Пирсона, дисперсии, степени свободы и так далее.

Но меня ждал провал. Каждый из участников проходил курс в своем темпе. В итоге кто-то сильно ушел вперед, а кто-то был еще в самом начале. Последняя встреча группы не состоялась из-за того, что я заболела. Потом навалились рабочие задачи, и мне уже не хватало времени на чат. А без моей инициативы жизнь там угасла.

Как техника помогла мне пройти курс по SQL

В следующий раз я воспользовалась техникой Accountability partners в 2021 году, когда решила пройти курс по SQL  . Аналитик из моей команды был очень загружен, и его задачи могли висеть месяцами. Я же давно хотела выучить язык простых запросов, чтобы самой формировать рабочие отчеты, и подумала, что пора это сделать. У коллеги-маркетолога была та же проблема, и мы решили учиться вместе.

Аналитик посоветовал мне курс по SQL на Codecademy. Там была теория и много практики на SQL-тренажере с забавными заданиями. Например, нужно было отсортировать песни Леди Гаги по количеству прослушиваний или составить таблицу из эмодзи.

Мы с коллегой запланировали еженедельную часовую встречу, бронировали переговорную в офисе и вместе проходили уроки. Мне понравилось, что можно было сразу обсуждать, что непонятно.

В итоге вместе мы прошли основную часть курса. Поняли, как писать запрос, чтобы сделать таблицу, как пользоваться операторами, которые работали по аналогии с «Экселем», освоили несколько других навыков. Этого было достаточно, чтобы решать маркетинговые вопросы и выгружать отчеты. На этом мы прекратили наши встречи.

Обучение помогло нам научиться закрывать задачи самостоятельно, не дожидаясь, когда аналитик наконец выгрузит нужный отчет. А еще это было для нас способом отвлечься от рабочей рутины и прокачать свои навыки.

Так я поняла, что техника Accountability partners все-таки бывает очень полезной в прохождении курсов, когда всем участникам действительно важен результат.

Как я прошла курс Учебника Т⁠—⁠Ж с партнером по обучению

Я много раз пыталась вести учет расходов и эпизодически пробовала копить. Устанавливала разные приложения, анализировала данные в приложении банка, заполняла таблицы в «Экселе». Но надолго меня не хватало.

В 2023 году я решила пройти бесплатный курс Учебника Т⁠—⁠Ж «Как управлять личными финансами». У меня была цель: начать управлять своим бюджетом и сформировать подушку безопасности на полгода.

А еще у меня была приятельница Рита, с которой мы познакомились через Random Coffee — это сервис с чат-ботами в «Телеграме», которые подбирают собеседников с похожими интересами и целями. Рита работала методологом во внутрикорпоративном обучении. Нас объединили работа в ИТ и увлечение психологией: тогда я уже совмещала работу маркетолога с практикой гештальттерапевта.

Рита как раз читала книгу «Девушка с деньгами: книга о финансах и здравом смысле» Анастасии Веселко. Она тоже хотела узнать про техники ведения бюджета, а еще разобраться с кредитами и инвестированием. Тогда я предложила Рите проходить курс Учебника Т⁠—⁠Ж вместе.

Курс состоит из 10 уроков и экзамена. Мы договорились созваниваться в «Гугл-мит» раз в две недели и к каждому созвону читать по два урока. Встречи длились примерно час. Первые 15—20 минут мы делились новостями из жизни, а потом обсуждали прогресс по курсу и мысли из него, которые нам нравились.

Скриншот встречи из «Гугл⁠-⁠мит»
Скриншот встречи из «Гугл⁠-⁠мит»
Напротив пройденных уроков появлялись галочки
Напротив пройденных уроков появлялись галочки

В результате такого совместного обучения я наконец завела удобную таблицу ведения бюджета, которую не бросаю уже год. С ее помощью поняла, куда уходят деньги, и планирую оптимизировать расходы.

Еще я научилась откладывать 25% от каждой зарплаты. Начинать было больно: казалось, что остатка не хватит на текущие расходы, что я сорвусь и перестану копить. Но такого ни разу не случилось, и страхи оказались напрасными.

Чтобы сделать план наглядным, я расписала даты поступления денег и срок, к которому накоплю подушку на полгода. Сейчас в ней запас на четыре месяца.

Я наконец нашла удобный формат учета трат и доходов. В этой таблице я раз в неделю фиксирую траты по категориям. На второй вкладке автоматически собираются расходы по категориям и месяцам. А на третьей — результаты по доходам и накоплениям
Я наконец нашла удобный формат учета трат и доходов. В этой таблице я раз в неделю фиксирую траты по категориям. На второй вкладке автоматически собираются расходы по категориям и месяцам. А на третьей — результаты по доходам и накоплениям

Рита с помощью курса осознала, что кредит — это не какой-то страшный долг банку, а просто финансовый инструмент, и если уметь им пользоваться, у него есть плюсы. Раньше она избегала их, потому что боялась попасть в долговую яму. Теперь убедилась: если зарплаты достаточно, чтобы комфортно вносить ежемесячные платежи, то кредит помогает не откладывать покупку чего-то нужного. И это способ зафиксировать стоимость вещи: позже она может вырасти, но для вас цена уже не изменится.

Я же активно пользуюсь кредитной картой, если у меня вдруг случается кассовый разрыв. И когда мне хочется купить что-то дорогое, тоже удобнее платить частями. Еще я люблю рассрочки из-за отсутствия переплат. Из курса я узнала, что если погасить рассрочку раньше, можно сэкономить на процентах, заложенных в нее.

Еще Рита чуть больше узнала про инвестиции, открыла счет, купила две акции и завела себе инвесткопилку. Плюс она научилась анализировать банковские продукты и выбирать выгодные вклады и накопительные счета.

Эксперимент с совместным обучением снова оказался удачным, потому что мы обе хотели пройти этот курс. Но на нем мы не остановились! За год мы с Ритой прошли и другие курсы Учебника Т⁠—⁠Ж: «Едим дома: как организовать питание», «Расхламление: как навести порядок и создать уют» и «Как справляться со стрессом».

Это партнерство — мой самый продолжительный опыт совместного обучения. Благодаря ему я могу четко выделить плюсы и минусы техники Accountability partners в прохождении курсов.

Плюсы обучения с партнером

Это дисциплинирует. Договоренности с партнером не дают расслабиться и бросить учебу. Мы с Ритой меняемся ролями: то я напоминаю о встрече и уроках, то она. Для нас это инструмент борьбы с прокрастинацией.

Проще составить расписание занятий. Если учиться в одиночку, бывает сложно встроить обучение в свою жизнь. Появляются дела, из-за которых хочется отложить уроки: кажется, что все сделаешь потом, и в итоге занимаешься нерегулярно. Благодаря договоренности с Ритой я составила четкое расписание встреч и занесла их в свой календарь. Каждый понедельник я знаю: к пятнице мне надо прочитать два урока.

Есть с кем обсудить сложные темы. Например, тема налоговых вычетов сначала казалась нам сложной. Но потом Рита разобралась в ней и попробовала на практике: вернула часть оплаты за кружки сына, а потом рассказала мне, что для этого сделала. Теперь я знаю, что и в каком порядке делать, если решу получать вычет.

Минусы обучения с партнером

Сложно найти замотивированного партнера. Это показал мой опыт с курсом по статистике. Мои компаньоны потеряли интерес к обучению, а моего энтузиазма не хватило, чтобы проходить курс самостоятельно.

А еще сложно найти партнера, который захочет проходить те же курсы, что и вы. Например, с Ритой мы однажды попробовали освоить курс Учебника Т⁠—⁠Ж «Как хранить деньги выгодно и безопасно». Но ко второй встрече она поняла, что для нее он сейчас не актуален, и мы перестали учиться.

Нужно подстраиваться под обстоятельства. У партнера может случиться что-то, из-за чего не получится созвониться в назначенный день. Учеба из-за этого откладывается. Важно не бросать курс, а быть лояльным к партнеру и встречаться по возможности.

Я пришла к выводу: если у меня самой не вышло к назначенному дню пройти уроки, лучше все равно созвониться и послушать, что узнала Рита, чем отменить встречу.

Сложно сохранять мотивацию, если партнер сдался. А еще нужно находить слова, которые вернут ему интерес к учебе. Но важно помнить: сегодня вы поддерживаете партнера, а завтра — он вас.


Делимся лайфхаками и главным из курсов Учебника Т⁠—⁠Ж про деньги и жизнь в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь: @t_uchebnik

Юлия ПеленеваКак вы боретесь с прокрастинацией во время учебы?
  • Сергей 🩵Блин, это крутая вещь. Тоже бы хотел найти компаньона для того, чтобы проходить курсы в Учебнике и можно было бы их обсуждать. Проблема только в том, что таких людей не очень понятно, где искать, ахах. Из моего окружения никто сильно Т—Ж не использует, кроме меня, но для меня это лучшая платформа с полезными статьями и всяким прочим софтом, типа Аптечки или Сравнятора. Очень радуюсь за автора, хотелось бы так же.6
  • Юлия ПеленеваСергей, спасибо за ваш отклик! Кажется Т-Ж пора задуматься о внутреннем мессенжере, чтобы это бы проще :) Поделюсь своим опытом. С Ритой я познакомилась в сервисе Random Coffee и мы сошлись на теме денег. Посмотрите, в каких чатах вы состоите, возможно туда можно закинуть удочку. Первое - обнаружить свой интерес и везде рассказывать про это :) а там и единомышленники найдутся. Желаю удачи!1
  • Юлия ПеленеваЮджин, что-то новое всегда здорово)1
  • Влад МяхловДанная техника действительно хорошо дисциплинирует человека проходить курс обучения. Сам испытал на 3-ем курсе университета, когда был COVID-19. Сейчас помогаю другу проходить курсы таким же образом. Метод хорош тогда, когда партнеры имеют определенные набор подходов и методологию приобретения и освоения новых знаний. Метод совместного обучения оптимален только для 2 максимум 3 человек, поскольку на этом количестве обучающихся между участниками идёт формирование крепких эмоциональных связей.0