Законно ли взыскивать с туриста кэшбэк, выплаченный год назад?

Скоро снова будут продавать путевки по России с кэшбэком. Но в прошлом году я читал на форумах, что с людей требуют обратно кэшбэк, который они получили год назад по программе Ростуризма. Вроде как был сбой в программе, деньги начислили неправильно, и теперь вынь да положь, но их верни. Разве закон разрешает забирать кэшбэк?

Правила акции действительно предусматривают возможность забрать кэшбэк, если его начислили с нарушениями. А еще — если поездка не состоялась и договор с туристом расторгли.

Что произошло

Ростуризм запускал акцию по продаже путевок и бронированию гостиниц с кэшбэком четыре раза. Очередной этап стартует в январе. Чтобы принять участие, клиенты должны оплатить путевку или жилье в России картой «Мир» с 18 января по 12 апреля. Предварительно карту регистрируют на сайте privetmir.ru.

Совершить покупку нужно у определенных участников акции, их список появится на портале мирпутешествий.рф 18 января. В течение пяти дней после оплаты клиенты получат обратно на карту 20% от стоимости тура, но не более 20 000 Р за раз. Подробно об условиях участия мы рассказывали в другой статье.

Программу придумали, чтобы поддержать путешественников и бизнес во время пандемии. Деньги на нее выделяют из бюджета России. На 2022 год на эти цели заложили 5 млрд рублей.

В прошлом году Tourdom.ru сообщил, что с туристов потребовали обратно кэшбэк, выплаченный год назад. Люди в октябре 2020 года отдохнули в Калининградской области и получили от государства на карту «Мир» 15 000 Р. Но в сентябре 2021 года путешественникам позвонил сотрудник службы поддержки платежной системы и сказал, что выявлены случаи неправомерного начисления кэшбэка, среди которых была их выплата, а значит, полученные от государства деньги спишут со счета.

Сотрудник сказал клиентке, что сам туроператор сообщил в отчете: турпродукт не соответствует параметрам программы. Оплата прошла по терминалу, который не был заявлен в акции, а кэшбэк автоматически начислили из-за сбоя на стороне банка-эквайера.

В итоге эта ситуация решилась в пользу туристов — туроператор сообщил Tourdom.ru, что, по словам представителя платежной системы «Мир», кэшбэк все-таки начислили правильно, а причина случившегося — технический сбой. Списанные деньги туристке пообещали вернуть, но не уточнили когда.

СМИ полагают, что это был не единичный случай, но публикаций о похожих историях мне найти не удалось. Если у вас списывали кэшбэк из-за ошибки туроператора, расскажите об этом в комментариях.

В каких случаях кэшбэк могут потребовать назад

Есть несколько ситуаций, когда придется вернуть начисленный кэшбэк. Например, если путешественник отменит поездку. На сайте акции сказано, что если возврат полный, то кэшбэк спишут с карты целиком. Если частичный — пропорционально сумме возврата.

К примеру, человек оплатил 10 дней поездки, но потом решил скорректировать сроки и отдохнуть всего неделю. Он частично вернул деньги за путевку и кэшбэк за эти три дня тоже обязан вернуть. А кэшбэк за семь дней отдыха останется у него.

Еще в пункте 7.9 правил акции сказано, что оператор должен потребовать полностью вернуть кэшбэк, если выяснится, что туристская услуга не соответствует требованиям программы.

По правилам акции получить кэшбэк можно, если соблюдены такие условия:

  1. Тур или проживание оплатили картой «Мир», зарегистрированной в программе на сайте privetmir.ru.
  2. Отель, туроператор или агрегатор зарегистрированы в акции.
  3. Тур или отель оплачивают именно в период действия программы. В 2022 году купить путевку можно будет с 18 января по 12 апреля.

Поэтому если, например, купленный тур на самом деле не был зарегистрирован в акции и кэшбэк начислили и выплатили ошибочно, то оператор должен потребовать деньги обратно. Выплаты происходят за счет бюджета, а за их расходом следят очень тщательно.

Можно ли избежать такой ситуации

К сожалению, полностью исключить ситуацию, когда кэшбэк потребуют назад, нельзя. Вы можете отдельно уточнить у туроператора или отеля, участвует ли туристский продукт, который вы хотите купить, в акции. Но ответ все равно будет зависеть только от честности продавца услуги.

Если вас обманут — скажут, что путевка участвует в программе, а потом выяснится, что это не так, — можете попробовать взыскать компенсацию с туроператора в суде. Но поскольку закон не обязывает сообщать клиентам о программе кэшбэка для путешествий по России, суд может не удовлетворить это требование.

С другой стороны, отель или туроператор могут использовать информацию о кэшбэке за путешествие или проживание как рекламу. А реклама должна быть добросовестной и достоверной. И если реклама вводит вас в заблуждение относительно свойств товара или условий покупки, можно подать в суд, ведь это нарушает права и интересы потребителя.

Но поскольку пока практики по подобным делам нет, трудно сказать, как именно суды будут оценивать такую ситуацию: признают, что туроператоры нарушают права потребителей, или скажут, что у них нет обязанности информировать о кэшбэке.

При покупке туров обращайте внимание на то, участвует ли путевка в программе. Как правило, акционные путевки помечают словами «Мир» или «Кэшбэк» или выносят на отдельную страницу. В прошлом году организаторы круизов на теплоходе «Северная сказка» вынесли путешествия, участвующие в акции, в отдельный раздел
При покупке туров обращайте внимание на то, участвует ли путевка в программе. Как правило, акционные путевки помечают словами «Мир» или «Кэшбэк» или выносят на отдельную страницу. В прошлом году организаторы круизов на теплоходе «Северная сказка» вынесли путешествия, участвующие в акции, в отдельный раздел
Анастасия Корнилова
У вас возникали проблемы с получением кэшбэка по программе Ростуризма? Расскажите об этом:
Загрузка
Yury Grigoryev
Герой Т—Ж

Я однажды получил 3% кэшбэка за авиабилеты в одном банке, а в следующем году в начале уоронавирусного карантина авиакомпания отменила рейс, сделала возврат - и банк забрал 1000 рублей кэшбэка. Кэшбэк ушел в минус, потом долго накапливался снова в плюс. Банком пользуюсь до сих пор, но кэшбэка на авиабилеты там больше не предлагают.

1
Marie

Как-то сравнавала цены на отели через агента, кто дает КБ, и кто нет. Через букинг было дешевле сразу на те же 20%. Но возможно, для каких то направлений это и работает, например пакетные туры

0

Сообщество

Лучшее за неделю