В российских кинотеатрах вышел фильм «Ирония судьбы в Голливуде» — современное переосмысление знаменитой трагикомедии Эльдара Рязанова.

Как и многие, я всю жизнь смотрел оригинальную «Иронию судьбы» фоном во время подготовки к праздникам. В сознательном возрасте увидел фильм целиком лишь в 2021 году. Тогда и обнаружил, что «Ирония судьбы» — вовсе не веселая комедия, а депрессивная драма об одиночестве, кризисе среднего возраста и травме выросшего послевоенного поколения.

Сама история мне показалась очень советской, несмотря на вроде бы универсальные архетипы героев. Оттого стало еще интереснее взглянуть на то, как фильм перенесут в реалии США 21 века. Игривый постер и имя российского режиссера Марюса Вайсберга, снявшего «Бабушку легкого поведения» и «Гитлер капут!», не внушали доверия. Но я все-таки решился и сходил на премьерный сеанс «Иронии судьбы в Голливуде». Делюсь впечатлениями от увиденного.

Чем голливудская версия отличается от советской

Фильм Эльдара Рязанова начинается с сюрреалистичной анимации с шагающими панельками, а в прологе показывают историю Жени Лукашина. А вот «Ирония судьбы в Голливуде» стартует с типичного для ромкомов параллельного монтажа. Зрителю демонстрируют утреннюю рутину главных героев.

Голливудскую Надю зовут Марго — ее играет Эмма Робертс из «Американской истории ужасов». Девушка нервничает перед свадьбой старшей сестры. В этот же день у Марго запланировано свидание с бойфрендом, на котором тот должен сделать ей предложение. Лукашин, он же Гриффин, выбирает помолвочное кольцо для возлюбленной. В семье героя есть традиция: все мужчины просят руки и сердца в канун Нового года.

Роль Гриффина исполняет Томас Манн — вы можете знать его по трагикомедии «Я, Эрл и умирающая девушка». Источник: «Централ Партнершип»
Роль Гриффина исполняет Томас Манн — вы можете знать его по трагикомедии «Я, Эрл и умирающая девушка». Источник: «Централ Партнершип»

Обе встречи идут наперекосяк. Местный Ипполит, он же Кип, бросает Марго. Галя, то есть Клементина, устраивает сцену. Она модель-инфлюенсер и планировала сказать «да» в прямом эфире на глазах тысяч подписчиков. Главные герои остаются в душевном раздрае.

Далее Гриффин парится в бане вместе с русскими друзьями и сильно напивается. Таксист отвозит его по нужному адресу, но не в тот пригородный жилой комплекс — логистика перемещений в американской версии намного проще. Герой нащупывает запасной ключ под цветочным горшком, попадает в чужой дом и ложится спать, ничего не заподозрив.

Как только Марго обнаруживает в своей постели незнакомца, она не поливает его из чайника, а сразу же набирает 911. Гриффин мгновенно трезвеет, извиняется и собирается уйти — никакого размахивания паспортом перед носом и долгих поисков пиджака в елочку.

В какой-то момент девушка понимает, что парень не представляет угрозы и вообще весьма милый. Марго настолько стыдно идти на свадьбу сестры одной, что она предлагает Гриффину притвориться Кипом и составить ей компанию. Герой соглашается. После этого фильм совсем перестает быть «Иронией судьбы».

Две «Иронии судьбы» ничего не объединяет — разве что завязка. Источник: «Централ Партнершип»
Две «Иронии судьбы» ничего не объединяет — разве что завязка. Источник: «Централ Партнершип»

«Ирония судьбы в Голливуде» — это авантюрная мелодрама. Главные герои советского оригинала были скованы общественными рамками и нормами. Они давно перестали «быть авантюристами и лазить в окна к любимым».

В версии Марюса Вайсберга все наоборот: Гриффин и Марго мгновенно пускаются в совместные приключения. Есть даже сцена, где парень залазит в окно магазина, чтобы своровать фату для сестры девушки. К месту проведения свадьбы герои и вовсе романтично подъезжают на карете.

Фильм больше похож на голливудский ремейк «Горько!». Практически до самого финала действие разворачивается в банкетном зале. Комедийные ситуации тоже перекочевали из классических свадебных ромкомов. Диджей на торжестве предлагает покурить марихуану всем подряд. Из-за мороза отключается свет. В один момент на празднике появляется бывший Марго и устраивает драку.

Авторы фильма пытаются вклинить острые моменты и заставляют почти незнакомых главных героев притворяться влюбленными перед толпой родственников. Но Гриффин и Марго, в отличие от Жени и Нади, делают это по договоренности и уже явно влюблены друг в друга. Никакой неловкости и напряжения не чувствуется — и комедия попросту не работает.

Русский след в фильме сохранился разве что в виде бани, где напивается Гриффин. Источник: «Централ Партнершип»
Русский след в фильме сохранился разве что в виде бани, где напивается Гриффин. Источник: «Централ Партнершип»

Как изменились главные герои

Персонажи Эльдара Рязанова интересны своей неоднозначностью. Я не раз слышал от знакомых, что отношение к героям «Иронии судьбы» у них сильно менялось с возрастом. Мне когда-то казалось, что положительный герой этой истории — Лукашин. Затем больше сочувствия стал вызывать «злодей» Ипполит.

Спустя еще какое-то время стало очевидно, что оба совершают достаточно ошибок и правильных поступков. И часто действуют на эмоциях. Надя при ближайшем рассмотрении перестала быть «девушкой в беде», а Галя — просто жертвой обстоятельств.

Персонажи ремейка Марюса Вайсберга — просто функции. Ближе всех к своему прототипу оказался Гриффин. У него внутри тоже борются уверенный в себе профессионал и тюфяк: герой находится под опекой властной матери и во всем потакает капризной девушке. Второстепенный персонаж Клементины — Галя на максималках, более хитрая и расчетливая.

А вот Марго и Кип получились противоположностями Нади и Ипполита. Героиня Эммы Робертс — взбалмошная и зацикленная на мнении посторонних. У нее натянутые отношения с сестрой, которая считает, что девушка вечно все портит. Персонаж Льюиса Тана — и вовсе стереотипный спортсмен, привыкший решать проблемы приемами карате.

«Ирония судьбы в Голливуде» не дает героям передохнуть от ситуационной комедии и поговорить по душам. Они ссорятся, мирятся, влюбляются и расстаются исключительно по указке сценаристов, потому что так надо.

Сюжет «Иронии судьбы в Голливуде» строится по законам фальшивых ромкомов из нулевых. Источник: «Централ Партнершип»
Сюжет «Иронии судьбы в Голливуде» строится по законам фальшивых ромкомов из нулевых. Источник: «Централ Партнершип»

Насколько это хороший ремейк

Стоит отдать должное Марюсу Вайсбергу и сценаристке Тиффани Полсен. Они не стали покадрово переписывать и переснимать «Иронию судьбы» Рязанова и вместо этого рассказали другую историю. Голливудскую версию даже сложно назвать ремейком. Это другой фильм — как по сюжету, так и по смыслу.

Именно так и должен выглядеть ремейк «Иронии судьбы» для человека, который помнит оригинальный фильм только как часть фонового предновогоднего антуража. Забавные приключения пьяного неудачника и одинаковые дома — в наличии. А вот «занудную» часть с экзистенциальными разговорами на кухне и грустными песнями про состав на Тихорецкой можно пропустить.

Мотивы тотального внутреннего одиночества и кризиса среднего возраста тоже остались среди советских панелек. В аккуратных американских таунхаусах разворачивается простенькая сказка об удивительных случайностях.

Меланхоличная драма о потерянном поколении превратилась в обычный ромком. Источник: «Централ Партнершип»
Меланхоличная драма о потерянном поколении превратилась в обычный ромком. Источник: «Централ Партнершип»

Насколько фильм хорош как самостоятельное произведение

«Ирония судьбы в Голливуде» пытается быть киноманской картиной. Герои шутят над названием драмы «Я — Сэм», сходятся на почве любви к «Завтраку у Тиффани» и спорят, похожа ли их первая встреча на «Основной инстинкт». Марюс Вайсберг не пытается повторить советскую классику. Зато постоянно ссылается на голливудские хиты.

Это штампованная романтическая комедия двадцатилетней давности. Даже шутки кажутся напрочь устаревшими. К примеру, подруга главной героини почему-то воображает идеальным мужчиной диджея Дэвида Гетту. Еще персонаж Эммы Робертс снимается в рекламе, которую размещают на скамейках, и другие герои шутят, что «сидели у нее на лице».

Местами юмор едва не переступает границы политкорректности: авторы позволяют себе шутить про вес, трансгендерность и людей с ментальными расстройствами.

При этом кино отчаянно пытается быть современным. Герои с удивительной навязчивостью упоминают «Тиндер» и при любом удобном случае разговаривают по видеосвязи. Несколько раз комичные ситуации происходят потому, что герои блокируют друг друга в мессенджерах и не видят важных сообщений.

Но вряд ли стоило ожидать современного кино от автора «Бабушки легкого поведения». Источник: «Централ Партнершип»
Но вряд ли стоило ожидать современного кино от автора «Бабушки легкого поведения». Источник: «Централ Партнершип»

🤔 Совет Т—Ж: стоит ли смотреть «Иронию судьбы в Голливуде»

Если вы собирались сходить в кино и повозмущаться перевиранием советской классики, то поступать так я не советую. Довольно быстро вы поймете, что привязка к «Иронии судьбы» — не более чем маркетинговая уловка для русскоязычной аудитории.

Ждать от «Иронии судьбы в Голливуде» неплохой слащавой романтической комедии тоже не стоит. Кино Вайсберга до безобразия стерильное: в нем нет ни одной запоминающейся сцены или шутки. Не говоря уже об эпизодах уровня заливной рыбы.

«Ирония судьбы в Голливуде» едва ли станет для кого-то обязательным праздничным фильмом. Тот же Netflix выпускает с десяток похожих ромкомов каждый год. Фильму Вайсберга, скорее всего, тоже уготовано судьбой осесть где-то в недрах стриминговых библиотек.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult.