Сериал «Властелин колец: Кольца власти» официально не вышел в России — так что редакция поп-культуры Тинькофф Журнала сняла свою версию.

К выходу самого дорогого шоу в истории мы выпустили комедийный ролик для нашего телеграм-канала «Технокульт». Я выступил режиссером и сценаристом короткометражной пародии. У меня есть опыт в съемках, я учусь на киноведа, а в Тинькофф Журнале отвечаю за освещение фильмов и сериалов.

Рассказываю, как мы из подручных средств создавали образы назгулов, прятались в лесу от конной полиции и превращали человека без волос в эльфа с роскошной шевелюрой.

Как возникла идея ролика

Однажды я показал коллегам старое шуточное видео, которое снял со штатным кинокритиком Тинькофф Журнала Владом Шуравиным. Мы тогда вместе представляли фильм «Братья Систерс» в кинотеатре «Искра». И в качестве приглашения на показ сняли короткий ролик с ковбоями.

Коллегам понравилось. Они предложили сделать что-то похожее, но уже для «Технокульта» — общего телеграм-канала редакций поп-культуры и технологий. Потому что почему бы и нет.

Так мы решили снять комедийный ролик к выходу «Колец власти». Почему именно он? Все просто. Во-первых, выход премьерных эпизодов запланировали на 2 сентября. Было время подготовиться, найти локацию, отснять материал и все смонтировать. Во-вторых, «Властелин колец» — это вселенная с яркими и узнаваемыми образами. Идеальный кандидат для пародии.

Не скроем: нашему кинокритику очень хотелось примерить эльфийские уши
Не скроем: нашему кинокритику очень хотелось примерить эльфийские уши

Еще у нас возникла идея сделать сцену после титров. Был вариант с помощью сервиса Cameo привлечь к работе над роликом самого Элайджу Вуда, сыгравшего Фродо в фильмах Питера Джексона. На этом сайте можно за фиксированную плату попросить конкретных актеров записать обращение или поздравление.

Позже мы отказались от этой идеи из соображений этики. Вряд ли Вуд или другой актер из «Властелина колец» согласился бы участвовать в ролике для российского медиа. Обманывать их совсем не хотелось.

Конечно, можно было сделать Элайджу Вуда с помощью дипфейка. Но это было бы еще менее этично и попросту технологически сложно. Решили обойтись своими силами.

Как мы готовились к съемкам

Сценарий. Я понимал, что видео будет коротким, максимум полторы-две минуты. А значит, сценарий должен быть построен на одной броской шутке. Панчлайн придумали быстро: пускай герои будут обороняться от подступающих злодеев. Но вместо мечей и стрел антагонисты воспользуются куда более страшным оружием — токсичными комментариями из интернета.

Я быстро накидал первую версию сценария. Текст нужен был не столько для съемок, сколько для коллег. Самим сценарием я в итоге почти не пользовался — а реплики, например, в финальном ролике совсем другие.

Разумеется, я оформил сценарий по всем индустриальным правилам. Чтобы выглядело посолиднее
Разумеется, я оформил сценарий по всем индустриальным правилам. Чтобы выглядело посолиднее

Раскадровка. В нашем видео нет мощных диалогов и сложных драматичных сцен. Именно поэтому сценарий имел не так много значения. Куда важнее было сделать подробную раскадровку — эдакий комикс, где нарисован каждый кадр будущего ролика.

Раскадровка нужна, чтобы заранее понять, с каких ракурсов и в каком порядке снимать кадры. Иначе пришлось бы все это придумывать прямо на площадке. Раскадровка здорово экономит время и позволяет сразу в голове прикинуть, как будет выглядеть готовый ролик.

Например, сперва я хотел начать ролик с большой погони по лесу. Даже нарисовал, как она должна выглядеть. И уже потом понял, что погоня заняла бы около половины ролика, оттянула на себя внимание и при этом никак не обогатила шутку дополнительным смыслом. Не знаю, как быстро бы я это понял без раскадровки. Возможно, не понял бы вовсе.

Без подробной раскадровки производство было бы намного более хаотичным. Вот только есть один нюанс — я совершенно не умею рисовать. Поэтому раскадровки выглядят так:

Мой стиль рисования со времен детского сада не слишком-то эволюционировал
Мой стиль рисования со времен детского сада не слишком-то эволюционировал

Стоит ли и говорить, что разобраться в них было под силу лишь мне. Чтобы мои блестящие идеи могли оценить другие, я в самый последний момент попросил девушку перерисовать раскадровки.

После этого их было не стыдно показать оператору и коллегам. Надписи за меня тоже переписали — не уверен, что мой почерк кто-то смог бы разобрать.

«Гимли» выглядит как донской казак, потому что девушка ориентировалась на мой кривой скетч. Впрочем, в итоге никакого Гимли в ролике и не было — его заменили на хоббита, потому что хоббиту не надо клеить бороду
«Гимли» выглядит как донской казак, потому что девушка ориентировалась на мой кривой скетч. Впрочем, в итоге никакого Гимли в ролике и не было — его заменили на хоббита, потому что хоббиту не надо клеить бороду

Костюмы и реквизит. Сложнее всего оказалось придумать образы героям. Мы долго искали в интернете фото различных косплееров и пытались понять, из каких элементов состоят костюмы Арагорна, Леголаса и хоббитов.

Также очень помог отрывок из сериала «Полет конкордов», где герои поют песню по мотивам «Властелина колец». Ради вдохновения я пересмотрел его раз сто. Именно благодаря этому фрагменту понял, что злодеями должны быть назгулы. А не орки, как я хотел изначально. Просто костюмы назгулов гораздо проще сделать.

Пользуясь случаем: посмотрите сериал «Полет конкордов» — он потрясающий

Полного соответствия кинообразам не требовалось. В конце концов это «бюджетная версия», а герои ролика — не буквально Леголас, Арагорн и, скажем, Фродо. Это просто человек, эльф и хоббит. Но выглядеть они должны так, чтобы визуально сразу было понятно, что они из «Властелина колец».

В итоге проблему с костюмами получилось решить максимально экономно. Как говорится, украдите их лук. Одежда человека — это простая черная водолазка с черными джинсами и обычным кожаным ремнем вместо пояса. Эльф одет в перетянутый ремнем желтый свитер поверх белой рубашки. Снизу — просто светлые брюки, а на голове белый парик. Его мы купили в интернете.

На хоббита мы надели рубашку и старенькую жилетку, которую я покупал еще для того ролика с ковбоями. Ну и для каждого из трех персонажей сшили по одному плащу. Принесли три куска ткани в ателье и объяснили, что нужно. В общей сложности все три плаща обошлись в 2500 Р. В Москве их сделать наверняка было бы дороже. Но так как я из Липецка, то и ателье нашел там. А в Москву уже приехал с готовыми плащами.

Это я примеряю все три образа на себе. Над обувью мы вовсе не заморачивались — просто снимали персонажей по пояс. Чтобы не было видно, что на самом деле мы носим обычные кроссовки
Это я примеряю все три образа на себе. Над обувью мы вовсе не заморачивались — просто снимали персонажей по пояс. Чтобы не было видно, что на самом деле мы носим обычные кроссовки

Намного больше мороки возникло с костюмами назгулов. Тут меня подвела недальновидность — я почему-то решил, что их плащи куда проще, чем на самом деле. И просто купил три балахона на «Озоне».

Оказалось, если надеть на человека черный карнавальный плащ, он не будет выглядеть как назгул. Он будет выглядеть как человек в черном карнавальном плаще.

Первые тесты костюма назгулов обернулись полнейшим провалом
Первые тесты костюма назгулов обернулись полнейшим провалом

Мы с моим коллегой Владом Шуравиным попытались придумать, как улучшить костюм слуг Саурона. Опять сели разглядывать чужой косплей, в сто первый раз пересмотрели фрагмент «Полета конкордов». В общем, прошли стадии отчаяния, отрицания, принятия и далее по списку. Мы надевали плащи задом наперед. Думали, а может, стоит снимать назгулов только со спины? Я даже прикинул, успею ли еще сделать новые костюмы в ателье.

Решение пришло неожиданно. В какой-то момент мы просто нацепили на Влада все три плаща сразу. Два плаща исполняли роль рукавов, а третий висел на голове как капюшон. Лицо закрыли обыкновенной черной футболкой. И это сработало.

Промежуточный вариант выглядел вот так. Уже лучше — но все еще что-то не то
Промежуточный вариант выглядел вот так. Уже лучше — но все еще что-то не то

Осталось только придумать, как сделать узнаваемый «капюшон» назгулов. В фильмах он напоминает торчащий над головой козырек.

Мы взяли проволоку и попытались соорудить сложнейшую конструкцию. Хотели прикрепить ее к голове Влада и превратить ткань над его лицом в своеобразный навес. Уже не помню, сколько времени нам понадобилось, но в какой-то момент до нас дошло: мы же пытаемся изобрести кепку.

Поэтому мы просто надели на назгула кепку.

Финальный образ назгула. На фото несравненный Влад Шуравин — мэтр с кепкой
Финальный образ назгула. На фото несравненный Влад Шуравин — мэтр с кепкой

А вот с реквизитом крайне повезло. Мы купили в магазине обычный пластмассовый меч, а лук и эльфийские уши привезла наша подруга Юлия — та, что появляется в конце ролика. Лук, конечно, современный и не похож на то, из чего могли бы стрелять в Средиземье. Но в нашем случае это было не так важно. Концепция «бюджетной версии» оправдывает анахронизмы.

Поиск локации. Снять студию и нарисовать фон на хромакее мы себе позволить не могли. Да и декорацию какого-нибудь Минас Тирита едва бы получилось построить во дворе в Отрадном. Самым логичным было снимать короткометражку в лесу. Их хватает и в Средиземье, и в Москве.

За нужной локацией мы поехали в Лосиноостровский парк. Зашли в лес где-то со стороны станции «Ростокино» и принялись искать подходящее место. Просторное, желательно в небольшой низине, со множеством деревьев вокруг.

И тут нас ждал сюрприз. Внезапный шорох, жуткий скрип деревьев. Оглядываемся — и видим, что в десятке метров от нас сквозь листву пробираются два конных полицейских.

Встречаться с ними совершенно не хотелось. Кто знает, какие вопросы могут возникнуть у полиции к двум молодым людям, которые что-то ищут посреди леса? У меня уже был случай, когда я точно так же искал локацию в Битцевском парке. А в итоге чуть не уехал в отделение.

Это мы с Владом прячемся от конной полиции. Источник: New Line Cinema
Это мы с Владом прячемся от конной полиции. Источник: New Line Cinema

Мы переждали, пока полицейские уйдут. А потом по оставленным следам и лошадиным экскрементам попытались понять, в какую сторону они направились — чтобы ненароком с ними не пересечься. Вот вам и маленькое приключение.

Пока искали место, умудрились дойти пешком до другой станции МЦК — «Белокаменной». В итоге локацию нашли всего в семи минутах ходьбы от нее. Рядом с остановкой, прямо возле дороги. Зато более светлую: деревья загораживают солнце только с одной стороны.

Как снимали ролик

Благодаря тщательной подготовке съемки прошли очень легко. Мы нашли талантливого оператора Валеру Шепелева через общего друга — тоже талантливого оператора. Взяли с собой перекусить, воду и средство от комаров. Прибыли на место компанией из семи человек где-то в 14:00 и успели снять все до захода солнца.

Из забавного — пришлось учить Влада стрелять из лука прямо на съемочной площадке. Можно было, конечно, отдать роль эльфа кому-то еще, но тут выбор был чисто прагматическим. Парик не налезал ни на кого другого. Так Леголас превратился во Владоласа.

Ради роли низкорослого хоббита наш друг Матвей просто приседал на карачки
Ради роли низкорослого хоббита наш друг Матвей просто приседал на карачки

Немного о маленьких хитростях съемки. У нас на руках был только один костюм назгула — ведь на него ушли все три купленных черных плаща. При этом по сценарию героев окружала целая свора противников.

Чтобы скрыть это, мы прибегали к различным уловкам. Например, делали незаметные склейки при движении камеры и просто ставили в два разных места одного и того же назгула. А в некоторых кадрах надевали на другого актера обычный кусок черной ткани — и ставили подальше, чтобы на размытом фоне не так бросалась в глаза бюджетность костюма.

Обратите внимание, как отличается назгул справа от назгула слева
Обратите внимание, как отличается назгул справа от назгула слева

Как обрабатывали видео и звук

Смонтировать видеоряд тоже было несложно — опять же, я заранее знал, в каком порядке должны идти кадры. Оставалось только собрать их вместе и сделать цветокоррекцию. Изначально видео было снято в формате ProRes Raw и поэтому выглядело максимально обесцвеченным.

Один и тот же кадр до цветокоррекции
Один и тот же кадр до цветокоррекции
И после
И после

Так как в лесу было шумно, я переозвучил некоторые свои реплики. Голос назгулам подарил наш шеф-редактор Максим Иванов. Правда, получился скорее Волан-де-Морт из российского дубляжа «Гарри Поттера».

Также я с нуля сделал всю звуковую «атмосферу». То есть шорох листвы, шум леса, звуки шагов и уж тем более выстрел из лука не были записаны вживую. Я часами искал нужные звуки в общедоступных аудиобиблиотеках вроде Freesound.

На самом деле сделать звук в ролике гораздо сложнее, чем видеоряд. По крайней мере для меня. Можете сравнить, как выглядят аудио- и видеодорожки нашей пародии.

И ведь всем звукам еще нужно выставить правильную громкость, чтобы они не перекрывали друг друга и хорошо сочетались
И ведь всем звукам еще нужно выставить правильную громкость, чтобы они не перекрывали друг друга и хорошо сочетались

Оставалось только сделать субтитры к ролику и графику. Интро и логотип в финале нам сделала Настя Митюшова — дизайнер Тинькофф Журнала.

Всего на съемки ролика мы потратили 12 075 Р

Работа оператора 5000 Р
Три черных плаща 2802 Р
Ткань для плащей + работа ателье 2500 Р
Белый парик для эльфа 1123 Р
Пластмассовый меч 650 Р
Работа оператора
5 000 Р
Три черных плаща
2802 Р
Ткань для плащей + работа ателье
2500 Р
Белый парик для эльфа
1123 Р
Пластмассовый меч
650 Р

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult.