«Я не умею тратить деньги, не страдая»: 10 финансовых неврозов, которые портят нам жизнь

Читатели Т⁠—⁠Ж о своих страхах и тревогах

84

Среди поводов для беспокойства не только страх потерять работу, но и абсолютное неумение копить, и нежелание разбивать круглую сумму на счете, и мысли о том, что никогда не сможешь купить себе квартиру. Поддержите историю читателя, который разделяет ваши переживания, или поделитесь своим неврозом в комментариях.

Это комментарии читателей из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Лейбл заголовка
НЕВРОЗ № 1

Паниковать из-за некруглых чисел на счете

У меня с детства пунктик, что в заначке должно быть много денег — чем больше, тем лучше. Мне всегда жалко разменивать круглые суммы: например, если на карте накопилось 47 тысяч, то я могу потратить из них только 7, остальное — заначка.

Помню, я получила однажды прибавку к стипендии за первое место в научной конференции. Размер стипендии в том месяце был 15 000 ₽, и на карте стало 62 000 ₽. Какая же у меня была паника, ведь теперь неприкосновенный запас — 60 000 ₽, а потратить я могу только две тысячи.


Лейбл заголовка
НЕВРОЗ № 2

Ненавидеть тратить деньги на себя

Я не умею тратить деньги, не страдая. Я только коплю и экономлю, а как только совершаю какие-то траты, то начинаю дико тревожиться, особенно когда траты непреднамеренные и их можно избежать. Психологически дико сложно тратить деньги на себя, даже на одежду. Единственный случай, когда не чувствую себя отвратительно, — если трачу на здоровье. Но вообще, конечно, тяжело переживаю, когда сильно уменьшается сумма на счете.

Думаю, ноги растут из детства. Был период, когда мы жили на грани нищеты. С того момента, как я начала работать, у меня всегда есть накопления, но я боюсь остаться без них или без работы, хотя мне работу найти не так уж и сложно.

В прошлом году у меня увели с карты большую часть накоплений. До сих пор не представляю, где и как взяли реквизиты, злоумышленники для оплаты воспользовались магазинами без 3D-Secure. Это был не самый приятный период в моей жизни. Деньги, к счастью, вернули, но +1 к тревожности добавился.


Лейбл заголовка
НЕВРОЗ № 3

Бороться с желанием потратить все, что есть

У меня паника, когда есть деньги. В детстве, пока я была в лагере, мама затеяла ремонт в моей комнате и нашла мои отложенные карманные. Примерно за год там накопилась какая-то сумма, я не считала, относилась легко — есть и есть. В общем, мама забрала деньги себе.

Меня так это потрясло, что я до сих пор не могу быть спокойна, когда у меня есть деньги. Если есть — тут же трачу. Сумма не важна. Сейчас коплю на квартиру, пока держусь, не трачу отложенное. Но все равно нервничаю, что деньги могут пропасть.


Лейбл заголовка
НЕВРОЗ № 4

Постоянно ждать финансовой катастрофы

1998 год. Я в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет и в разводе. На работу не могла выйти, потому что там подписали контракт с человеком на мое место до августа, я вообще перед этим всех уверила, что буду сидеть с ребенком до трех лет. До августа денег не было: экс-муж как-то забил на алименты. Кто помнит тот период — в конце августа доллар подскочил в пять раз. А после августа моя зарплата деньгами могла называться весьма условно. Сейчас все время какие-то выплаты: то в школу, то на садик, то просто перед выборами. А тогда… все сами-сами.

Я помню, мне поставили диагноз «предастма», тюбик-ингалятор стоил 340 ₽, а зарплата — 1200 ₽. С тех пор меня так и не оставляет ощущение, что, как только ты расслабишься и посчитаешь, что все хорошо, обязательно случится какая-нибудь очешуительная жопа. А тут и трудовую молодость продлили, что отлично вписалось в мою картину мира.


Лейбл заголовка
НЕВРОЗ № 5

Тревожиться при снижении дохода и больших тратах

Долгое время впадала в панику, когда доход временно снижался. Хотя он неизменно возвращался к предыдущим позициям и рос потом, иррациональный ужас, что я вот-вот помру в канаве, не отпускал. С появлением ребенка начала присматривать канаву побольше. С двумя детьми уже не помещаюсь ни в какой канаве. Но и со страхом справляюсь.

Бизнес-страница в «Инстаграме» обеспечивает мне репутацию в сфере и приток клиентов. Вместе с сарафанным радио отлично работает. У меня всегда есть заначка в валюте на черный день, которую я регулярно наращиваю. Плюс к этому некоторое количество денег вложено в акции и облигации. Я не бог весть какой инвестор, поэтому прирост около 17% в год. Меня устраивает, не теряю — и то хорошо.

Недавно был момент, когда вся заначка была выпотрошена. Временно осталась вообще без подушки, деньги, вложенные в инвестиции, не в счет. Было очень нервно. Но понемногу восстановила часть подушки. Не в полном объеме, правда, но то, ради чего я ее выпотрошила, того стоило.


Лейбл заголовка
НЕВРОЗ № 6

Беспокоиться за свои деньги из-за уязвимости онлайн-банков

Я переживаю, что из-за роста количества пользователей, которые почти «пьют из лужи», банки один за другим ослабляют нормальные механизмы безопасности для всех:

  1. Начинают полагаться на смс как на единственный фактор.
  2. Отключают проверку пароля при первом входе в мобильное приложение — даже при включенном запрете удаленного восстановления доступа.
  3. Отключают дополнительные проверки при замене симкарты.
  4. Не имеют режима «параноидально подтверждать все, что больше N тысяч рублей в день». Самое простое — приложите карту к NFC или введите вторые четыре цифры ее номера.
  5. Механизм лимитов «иных переводов» продуман обычно на 0%. Какой смысл в лимите на перевод средств в другой банк, если этот лимит можно менять с любого устройства?
  6. Непродуманный механизм скрытия продуктов, например больших длительных вкладов. Какой в нем смысл, если он открывается обратно с любого устройства?
  7. Нет продуманной защиты от запроса кредита со взломанного устройства или перевыпущенной симки.
  8. Нет кнопки «я не пью из лужи, запретите мне восстановление пароля и добавление новых устройств без него».

И это не полный список — только то, что за пять минут вспомнил.


Лейбл заголовка
НЕВРОЗ № 7

Жить с ощущением вечной борьбы

Я начала систематически копить деньги только год назад, когда завязала с репетиторством и устроилась на фултайм-работу по договору. До этого жила от занятия до занятия, если что-то и накапливалось, то быстро тратилось на подарки друзьям или приятные улучшения быта вроде новой посуды или какой-то мелкой бытовой техники. А бывали времена, когда и вовсе сидела на шее у молодого человека, — было очень стыдно и страшно от отсутствия финансовой независимости.

С появлением стабильного заработка решила пойти на психотерапию, и одна из проблем, которую я обсуждаю на сеансах сейчас, — постоянное ощущение вечной борьбы за выживание. Я не представляю, сколько нужно накопить, чтобы появилась какая-то уверенность в завтрашнем дне. Кажется, что банально нужно удовлетворить базовую потребность в безопасности — обзавестись собственным жильем, но, мониторя цены на недвижимость, я впадаю в еще большее отчаяние, поскольку создается впечатление, что на квартиру я себе не заработаю никогда.


Лейбл заголовка
НЕВРОЗ № 8

Испытывать стресс из-за возможного снижения зарплаты

Финансовых неврозов у меня два:

  1. После карантина прошлого года, когда мне временно урезали зарплату на 25%, начала переживать, что такое может повториться, — снижение зарплаты, не карантин. Поэтому уже который месяц спешно делаю покупки вроде бытовой техники, нового гардероба, хотя могла бы сидеть на попе ровно.
  2. Как и у многих комментаторов, есть страх, что денег не хватит до зарплаты, хотя после покупки еды, оплаты коммуналки, интернета, кредитов и уплаты налогов остается еще пятая часть дохода, которую можно тратить на что угодно.

Лейбл заголовка
НЕВРОЗ № 9

Бояться потерять дополнительные источники дохода

Я переживаю, когда у меня только один источник дохода. Основная работа приносит мне 70—80% общего дохода, но только с ними мне некомфортно. Поэтому я работаю обычно шесть дней в неделю и после основной работы пишу для подработок. Когда отваливаются подработки и остается только основная, чувствую себя неуверенно, хочется скорее найти еще источники дохода.


Лейбл заголовка
НЕВРОЗ № 10

Переживать, что материальные блага могут стать балластом в трудные времена

Огромный стресс приносит мысль о том, что я могу остаться однажды без работы, а вся подушка безопасности уйдет за время продолжительного поиска новой. Боюсь, что все материальные блага типа машин и квартир, которые являются неотъемлемым атрибутом в нынешней ситуации, будут, как якорь, медленно тащить меня в бесконечную бездну долгов и обязательств.



Как думаете, ваши страхи и тревоги из-за денег оправданны или было бы лучше от них избавиться? Как финансовые неврозы вам помогают или мешают?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

"В общем, мама забрала деньги себе"
Дааааа, вот это мама...

119
Герой статьи

07.10.21, 06:48

Отредактировано

Системный, она объяснила это так «Ну, это же мои деньги. Я тебе их дала». Спорить с ней не стала.

39

Арина, Мама ваша была неправа,т к отдавая деньги вам в копилку,- они уже становились ВАШИМИ, личными,и она могла их взять обратно с вашего разрешения, обсудив, что они нужны, например, на ремонт. Тайно забирать деньги дочери- это воровать ее доверие и к жизни и к матери)

44

Валерия, догадайтесь, какие у нас отношения)))) Она ещё много чего забрала, что «отдавала». А когда я не отдала участки, переданные по дарственной и проданные потом мной (!!! с согласования с ней перед этим!!!) — перестала со мной общаться. Интересный она человек.
А я стала психологом.

61

Арина, классика)

6

Арина, в некотором смысле, может и повезло. Постоянно общаться с вредным родителем, который ещё и настойчиво лезет в твою жизнь, так себе удовольствие. А тут мама самоустранилась. В этом и плюсы есть.

3

Konstantin, да, точно!

1

Арина, ну такое себе объяснение)

18

Арина, это ужасно. Хоть мама -это святое, но в данном случае, как написали другие читатели -она была не права.

2

Арина, а травма на всю жизнь...эх...

2

Арина, сочувствую вам искренне

0

Системный, Мне думается, что это не единственное, что мама забрала у дочери- здоровое ментальное отношение к себе(любовь к себе),деньгам, и к понятию благополучие)

20

Системный, возмутительно, правда!

6

Системный, у меня такая же мама. Особенно когда мне дарили деньги на день рождения, то она забирала их себе на "Сохранение".

2

Системный, это полный, непроходимый, п*""ц. Слов нет, чтобы выразить ту степень негодования, которую я испытал прочтя это

2
0

покупаю все только на распродажах и со скидками
без скидок покупаю очень редко, по крайней необходимости (вещь порвалась, сломалась и т.д.) и переживаю из-за этого
из последних переживательных покупок - купила детям билеты в театр на балет за деньги, а можно было по Пушкинской карте. Сын приехал в кассу и оказалось , что по Пушкинской карте надо покупать только электронно (гадство и не понятно почему), а ложу надо выкупать сразу все 4 билета и бла бла бла
в общем, 4 тыс переплатила и теперь боюсь ,что мне этот факт реально испортит впечатление от Прокофьева
мой финансовый невроз мне вообще никак не помогает

85
Герой Т—Ж

+2

06.10.21, 13:42

Черный, планировать покупки и искать выгодные предложения это нормально, ненормально наоборот — покупать импульсивно и не анализировать предложения на рынке.

31

d1mmmk, вы правы, но невроз начинается тогда, когда заплатил условно на 100 рублей больше (ехать в другой магазин было лень или еще что) и коришь себя, настроение портиться. У меня так было и есть. Я стараюсь разумно соотносить выгоду и своё отношение и настроение, но пока только в пути.

25
Герой Т—Ж

+2

08.10.21, 09:14

Люда, на такие случаи отлично отрезвляет калькулятор, например: в другом магазине вещь на 150р дешевле, до магазина 6 км что 12 км туда-обратно, я знаю что автомобиль мне обходится 11 рублей за километр, 12 км = 132 р прямых затрат не считая потраченного времени, так что "переплачу", но с выгодой куплю в соседнем доме или вообще закажу с доставкой на дом.

17

Черный, отлично вас понимаю, у меня скидки - это своеобразное хобби, и учиться тратить, особенно на себя, это не помогает.

9

Виктория, Абсолютно с Вами согласна.Абсолютно и категорически. Любовь к себе и полная зацикленносьт на экономии(не планировании),скидках, акциях, почтит не совместимы И порождают, а точнее, увеличивают этот неврозный внутренний конфликт между "я люблю себя", "я должна", " я ненавижу и презираю себя")

1

Черный, аналогично. И это при неплохом доходе. Многие смеются, но зачем тратить кучу денег на что-то, когда это можно купить достаточно часто со скидкой.

2

Черный, думаю что помогает:)) вы на "плаву", есть деньги на развлечения:)) А вот не будь невроза не известно как бы вы распоряжались деньгами:)) Если есть перегибы, можно пойти на терапию, проработать и жить спокойно:))

0

Черный, о, я с вами. Пару дней назад ходили в театр, сходили, а потом я поняла, что забыла, что могла купить на 15% дешевле за счёт кешбека. Страдаю.

0

Черный, тоже сложно пройти мимо скидок, уцененных товаров на маркетплейсах (даже если они мне не нужны). А еще обожаю авито/юлу. Покупаю там товары без особой необходимости, еще и торгуюсь, при этом испытываю дикое удовольствие, понимая, что этот же товар могла купить вдвое/втрое дороже!

0
0

как совершенно верно отметил комментатор выше, это не неврозы а генетическая память россиянина (дефолты, перестройки, деноминации, девальвации, децимации, дефлорации, дегидратации и прочие милые причуды российской жизни). "Если вам кажется, что государство только и думает, как влезть вас в карман, то у вас не паранойя".

72

Роман, все так. Особенно когда ты сам все это пережил

11

Светлана, а сколько еще предстоит пережить!

6
Герой

07.10.21, 07:29

Отредактировано

Роман, честно говоря уже устала и не хотелось бы, хватит с меня и имеющейся "медали" "Ветеран апокалепсиса"))))

11

Роман, будем оптимистами-реалистами!!!

0
0

Все неврозы в какой-то мере имеют под собой основание. Особенно в России, где у людей свежа память о внезапных финансовых потерях. Каких-то пару десятилетий назад накопленные моими дедушкой и бабушкой деньги на машину превратились в деньги, на которые они купили плед. У многих сидит в голове установка, что надо срочно все потратить, а то завтра деньги могут исчезнуть/превратиться в фантики. Или наоборот: нельзя тратить, только копить, иначе нищета и блины на воде каждый день.

У меня есть «невроз» - недоверие к фондовому рынку. Особенно с начала «пандемии». Есть смутное ощущение, что исторические данные больше не могут использоваться для будущих прогнозов, т.к. рынки ведут себя крайне нелогично. Плюс геополитические и регуляторные риски к тому же….

49

anyhow, исторические данные и так не могли быть использованы для прогноза будущей цены. Ничего не изменилось

4
0

Первый случай попахивает ОКР.

21
0

Невроз номер 6 самый реальный. Безопасность постоянно падает в угоду удобству пользования

19
0

Анна Кельман, обнимаю вас, у самой одно время такая проблема была. Года 2 назад, когда денег было в 3 раза меньше, чем сейчас, откладывала все остатки с зарплаты на сына. Итог: мелочь каждый день меняет джинсы и футболки (иногда не по разу), а я хожу в пальто в катышках, потому как на новое денег уже нет.

18
0
Герой статьи

+3

06.10.21, 19:46

Отредактировано

Насчёт сравнения репетиторство vs офис в плане надёжности и выгоды, я не совсем согласна. Репетитором работаю с 1997 года. Было время, когда оставила его как подработку и пошла в офис. Идея оказалась не особо успешной. Вернулась к частным урокам.
Сейчас мой доход позволяет мне в одиночку содержать двоих детей, иметь три квартиры, две из которых в ипотеке, и я не чувствую себя ущемленной.
А потерять офисную работу тоже довольно легко.

15
0

Не могу, когда за меня платят. Вообще. Если с друзьями тусим - высчитываю до копейки кто кому сколько должен, или готова сама за всех заплатить, лишь бы не быть должной. Не могу принять, когда за меня платят в ресторане - поэтому вообще не ходила на свидания. Решилась первый раз сходить не по работе, с подружками или на бизнес встречу, а с мужчиной только в прошлом году. Думала, что смогла убедить себя спокойно относится - нет. Так нервничала, что похоже все испортила. Ничего не сложилось, а жалею до сих пор. Теперь работаю с психологом.

14
0

У меня есть странная привычка,я часто много что выбираю в интернет-магазине, потом понимаю,что это большая сумма ...и в итоге не покупаю....

14

Ivan, да, я так и сделала, мне все вернули, с этим проблем не было, Тинькофф красавчики. но тревожка-то все равно осталась, теперь только виртуальные карты)

12
0

Может, я не совсем впишусь в разговор. Я - пенсионерка, с достаточным для меня доходом. Сегодня , например, вернулась с Кипра, купалась и смотрела на солнце - вместо туч в Питере.
Мне трудновато тратить рубли. Скидки,скидки... Тем более, я не работаю, времени навалом. Но на отдыхе я "отпускаю" себя". Рубли или валюту трачу гораздо легче, когда в отъезде. С мыслью, что "это отдых, это не каждый день".
В Санкт-Петербурге никогда не хожу в кафе-рестораны. Но в отъезде позволяю себе маленькие праздники.
Доходит до смешного. С утра собирала чемодан, и забрала с собой губку (привезла недорогую губку из Ашана, для душа, чтоб не жалко было выбросить.). Губку положила в чемодан со словами "а то ведь придется новую покупать за 50 рублей". Но до этого в кафе и магазинах деньги тратила, и потом в дютике - еще на 48 евро, со словами (опять же) : "это отдых, это ведь не каждый день". Сама смеюсь над собой.

12
0
Герой

07.10.21, 07:06

Отредактировано

На здоровье отдаю почти холоднокровно, все другое с тревожей, особенно когда за раз надо потратить сумму больше 10тр.

11
0

Неврозы всегда мешают. Тоже боюсь тратить, особенно на себя, остаться без подушки, вдруг не хватит, это выматывает.

10
0

Мне папа говорит, что российские брокеры ненадежны (хоть я и вкладываюсь в акции американских компаний). Что в России могут любой закон принять и деньги отжать, если вкратце выразить его мнение) или США могут санкции ввести и все деньги заморозятся на неопределённое кол-во времени.
Теперь вот думаю, может, и правда?)

8
0

Работаю на себя и как только получаю прибыль, сразу расслабляюсь. Не могу работать, пока денежки греют карман-либо всё спускаю сразу, либо пинаю *уи, пока деньги не кончатся . Раньше, когда была на наёмным сотрудником, было то же самое- две недели после получения зп релакс, потом впопыхах закрываю все рабочие планы.
Чтобы была мотивация идти работать, Мне нужна постоянно маячащая впереди потребность-оплата ипотеки, ремонт, да даже закуп кошачьей жрачки вовремя. То, что оплатить/купить нужно обязательно. Поэтому Я научилась с этим жить и сама себя мотивировать: ставлю чёткие цели на год, месяц, неделю, день. И все свободные средства сразу трачу на цель ближайшую (Сейчас это досрочное погашение кредита, потом планирую поменять оборудование для работы, потом ремонт), а на жизнь оставляю минимальную сумму.

7
0
Герой

31.10.21, 09:55

Отредактировано

У меня есть невроз: страх не купить квартиру или если взять ипотеку, то выплачивать её до конца жизни, во всём себе отказывая. Так и на инвестирование ничего не будет оставаться. А если для квартиры взять деньги с инвестиций, то как же пассивный доход, который должен давать доход в преклонном возрасте? А если на всё откладывать, то на что жить? Путешествовать, отдыхать... Замкнутый круг
Это скорее страх, что так и не получу финансовой свободы

7
0

По большей части ОПРАВДАНЫ.Это определяется и складом характера и нервной системы определенной категории людей,даже их психического(ментального) неблагополучия, в силоу болезней хронического течения.НЕЗАВИСИМО ОТ СТАТУСА - работающий,высокооплачивае мый, руководитель,блогер, самозанятый, пенсионер, предпенсионер, инвалид, малоимущие семьи ,- И НАШИМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ НЕСТАБИЛЬНЫМИ УСЛОВИЯМИ).Менее оправданы он только в том случае, если у человека вобще нетт страха быть бедным. для него это естесственно и правильный образ жизни).Спасибо автору за "изыскания" и статью.Отдельная тема, это БАНКИ,- ВКЛАДЫ,КРЕДИТЫ,ИПОТЕКИ И ИНВЕСТИЦИИ(и так называемый ПАССИВНЫЙ доход)

6
0

Мне помогает, я родилась в обеспеченной семье, а после смерти родителей, мы с бабушкой оказались на самом дне. С 13 лет я работаю, последние 10 лет веду учёт. Всегда имею «подушку» в разных банках и немножко «под подушкой»

4

Комментарий удален пользователем

Аглая, очень понимаю вас. Когда заработала свои первые 120 тысяч (а с них нужно было оплатить аренду, ипотеку, пропитание и прочее необходимое, но все равно осталась непривычно большая сумма), не могла понять, что делать с такими деньжищами.
Подсознание нашло выход. Пришлось в здоровье экстренно вкладывать:)

Не рассматриваете психотерапию для помощи нейронным связям? Можно найти недорогого начинающего специалиста, например.
Моим первым психологом была доцент местной университетской кафедры, 500 рублей за встречу брала. Много моих друзей с разными проблемами и ситуациями выручила за эти годы.

8

Аглая, какая же вы молодец... в первую очередь, что всё это понимаете.
Я периодически читаю дневники здесь и часто вижу, что люди к большим деньгам бывают реально не готовы, и начинают их спускать куда угодно, лишь бы сбросить.

Сил вам, мудрости и спокойствия. И да, может быть реально найти хорошего психолога и взять несколько сессий. Если психолог стоящий, то поверьте, они себя окупят многократно.

7

Сообщество