Как устроена работа 1С-программиста
Я занимаюсь автоматизацией на 1С последние 10 лет.
Я пришел в небольшую компанию по автоматизации, когда был студентом. Устроился полукурьером-полутехподдержкой, как это бывает у небольших подрядчиков, и увидел, сколько получают программисты и как мало при этом работают.
В итоге я стал специалистом-универсалом — это тот, кто общается с клиентом и при этом программирует, — совсем забил на учебу, перебрался в Москву и начал программировать на заказ. А со временем остался в штате компании-клиента в должности программиста 1С.
Зачем вообще бизнесу вести учет
Бизнесу, даже малому, нужно в том или ином виде вести учет. Объемы данных, с которыми необходимо работать, растут каждый год, а справляться с этим вручную физически невозможно. У маленькой оптовой компании может быть ассортимент в 20 тысяч товаров, да и вообще, у успешного малого бизнеса есть привычка расти и становиться средним.
Предпринимателям хочется видеть себя стратегами и принимать суперважные решения, которые все изменят, но реальность такова, что на одно стратегическое решение надо принять сотню повседневных и рутинных. Например, сколько товара купить, какую цену назначить, будет ли программа лояльности и какая, кому какой откат дать и давать ли его вообще. Чтобы правильно принимать эти повседневные решения, нужно вести управленческий учет. Проблема в том, что делать это вручную слишком дорого и трудоемко, поэтому, как только этот процесс появился, его начали пытаться автоматизировать.
Предприниматели не любят заниматься такими скучными вещами, как учет, а уж тем более — его автоматизация, до первых 3—5 банкротств. Тем не менее у них все равно нет выбора, поэтому они им занимаются. Хорошая новость: качество программ для ведения учета значительно улучшилось, и делать это уже не так сложно, как 10—15 лет назад.
По своему опыту могу сказать, что 90% предпринимателей серьезно завышают прибыль своих компаний у себя в голове, так как они подсознательно игнорируют расходы на ведение бизнеса, особенно разовые, и не учитывают объем замороженных средств. Когда я работал на себя как фрилансер и автоматизировал малый бизнес, то сталкивался с почти типовой ситуацией: после первого правильно рассчитанного месяца чистая прибыль оказывалась вдвое меньше ожидаемой. Также был владелец автосервиса, который после подсчетов прибыли за 3 месяца решил продать свое работавшее в черную учреждение и уйти на пенсию, потому что: «Я на этом зарабатываю меньше механика». По этим же причинам многие месяцами не проводят инвентаризацию и контроль взаиморасчетов: знают, что результаты их точно не порадуют.
Управленческий учет — это вещь, которую предприниматели придумали для предпринимателей, поэтому он не так сложен в сравнении, например, с бухгалтерским. Все больше бизнесменов самостоятельно осваивают и учет, и программы, не обращаясь к профильным специалистам. Хотя бывают и те, кто с первого дня деятельности прибегает к помощи профильного сообщества, чтобы вести учет как положено.
Как начать вести учет, если ничего в этом не понимаешь
Самое важное — определиться с тем, что вы хотите учитывать.
Джентльменский набор:
- ассортимент товаров / услуг / материалов и их цены;
- клиенты;
- количество товара;
- местонахождение товара;
- продажи и закупки;
- долги мои и мне;
- наличные деньги и деньги на банковских счетах;
- накладные расходы.
Если нет идей, в чем вести учет, то таблица в «Экселе» — это определенно хороший старт. Всяко лучше, чем на бумаге. Во многих компаниях так привыкают к таблицам, что пользуются ими годами, не приобретая специализированных решений, и прекрасно себя чувствуют. Хотя со временем даже они переходят на специализированные учетные программы.
Тем не менее у разных компаний есть специфические потребности. Например, даже небольшой розничный магазин обязан пробивать свои продажи на кассах ККМ, поэтому было бы прекрасно, если бы программа могла обмениваться с ними данными. Если у вас стоматология, то было бы отлично, если бы программа могла печатать специализированные бланки. А в небольшом кафе или доставке были бы очень рады, если бы при продаже блюда продукты для его приготовления списывались автоматически.
В теории можно написать такое и на «Экселе», но обычно это нецелесообразно, так как есть куча готовых программ, которые уже умеют большую часть необходимого, а главное — их кто-то поддерживает. Поэтому, когда в очередной раз в стране сменятся правила учета, компания-разработчик самостоятельно внесет необходимые обновления. Когда владелец решает, какую программу выбрать, он спрашивает в социальных сетях у коллег, ставит себе бесплатную демоверсию чего-то похожего на то, чем они пользуются, проходит быстрое обучение на «Ютубе». Если он видит, что это самый подходящий вариант, то покупает, арендует или пиратит программу.
Примеры того, что можно автоматизировать сверх джентльменского набора:
- В магазине: счетчики, фискалы, сканеры, подсорты, скидки и распродажи, ценники.
- В интернет-магазине: запасы, контент, доставку, работу операторов, телефонию.
- В кафе: производство еды и списание по нормам, печать меню.
- В маленькой оптовой компании: откаты, прибыль, долги, прайсы, комиссионную торговлю.
- На небольшом производстве: спецификации, накладные расходы, прибыль.
- На складе: ячеистое хранение, автосборку, инвентаризацию + торговое оборудование.
Что делать, если нужно нестандартное решение
Когда программа внедрена и минимальные потребности закрыты, начинается фаза: «А давай, чтобы».
Примеры нестандартных решений
«А давай сделаем так, чтобы товары выгружались на сайт».
«А давай сделаем так, чтобы премия считалась по прибыли».
«А давай сделаем так, чтобы прогулы ставились автоматом и вычитались из зарплаты, когда сотрудник не приложил карту».
«А давай банковские выписки сами будут грузиться».
«А давай прайсы поставщиков будут грузиться».
«А давай прибыль будет считаться не как положено, а как хочется».
«А давай дисконтные карты будут автоматом считать скидку с ростом общей суммы продаж, причем суммируя продажи сайта и магазинов».
«А давай переименуем убыток в отрицательный рост».
«А давай сделаем так, чтобы менеджер видел только своих клиентов».
И в этот момент выясняется, что функциональность программы ограничена. В таком случае есть три варианта:
- «Функция появится через полгода, ждите и надейтесь».
- «Функция не появится, но можно доработать за гонорар, вот вам список партнеров, кто напишет».
- «Программа совершенна, функцию эту не хочешь ты, доработки физически невозможны».
Доработки и изменения типовой функциональности — самый болезненный вопрос в автоматизации учета и, наверное, самая частая причина провалов проектов внедрений. И если в малом бизнесе можно быть уверенным, что программа «из коробки» закроет 80—90% функциональности — остальное пользователи доделают подручными средствами, — то в среднем бизнесе такой подход часто не срабатывает. Возможность кустарной доработки — это, наверное, основная киллер-фича 1С. С ее помощью компания заняла рынок, который теперь удерживает, планомерно уничтожая конкурентов.
В конце 90-х было абсолютно нормальным, когда компания, состоящая из 50—100 сотрудников, нанимала программиста или даже нескольких и они писали свое решение полностью с нуля. Причина в том, что тогда в стране сложилась уникальная ситуация высоких прибылей в бизнесе, высоких цен на готовые программы и сверхнизких зарплат в ИТ — 100 $ в месяц было счастьем. Постепенно компании стали отказываться от такого подхода, так как достаточно накладно содержать адекватный отдел разработки, способный с нуля написать собственное решение.
Небольшой отдел разработки
Два программиста + два консультанта + один тестировщик + два сотрудника техподдержки + один начальник отдела обойдутся примерно в 1,5—2 миллиона в месяц по московским ценам.
И это будут обычные люди, которые звезд с неба не хватают и не могут похвастаться сверхдостижениями.
Сейчас более распространена ситуация, когда готовое решение покупают и немного дорабатывают. В малом бизнесе все больше компаний используют программы без каких-либо изменений.
Самый крупный разработчик программных продуктов в России — это 1С («1С: Предприятие»). За последние 5 лет компания скупила целую кучу ранее независимых фирм поменьше вроде «Битрикса» и «Мегаплана». Также есть программы от SAP, RegionSoft, Microsoft и горы разработчиков рангом пониже. Раньше был только один вариант приобретения — прямая покупка, но сейчас набирают популярность облачные решения, когда программа находится на сервере подрядчика, а вы каждый месяц платите за ее использование.
Если вы видели интерфейс хотя бы одной программы для учета, значит, вы видели их все. Хотя встречаются и приветы из 90-х с отвратительным вырвиглазным псевдо-3Д. Принцип всегда одинаковый: сотрудники вносят справочную информацию (товары, клиенты), отражают фактически произошедшие события (закупки, продажи и подобное) и формируют отчеты.
В крупном бизнесе принято нанимать для автоматизации специализированные компании, а учитывая то, что отрасль коррумпирована как никакая другая, иногда экспертиза экспертных экспертов дает очень странные выводы. Например, что компании непременно нужен SAP или что ничего подходящего для них нет, поэтому необходимо потратить пару лет на доработки.
Так в крупном бизнесе постепенно сложилась практика проведения тендеров, чтобы подобрать оптимальный вариант. Обычно они созывают представителей от всех крупных подрядчиков и пытаются прикинуть, какое из готовых решений можно натянуть на бизнес за минимальные деньги в сжатые сроки.
Затем формируется цепочка
Заказчик → генеральный подрядчик → контора-исполнитель → фрилансер Степан из поселка Большие Валенки Удмуртской области по договору ГПХ за 500 рублей в час.
В малом и среднем бизнесе компании часто нанимают исполнителя напрямую.
И все начинает крутиться. Обычно — со всеми прелестями подрядных работ, такими как откаты, интриги, переработки, продажи проектов «лесенкой», неясные цели, втрое превышающие сроки, «бестпрактисы», «продешевили на тендере — отобьем на поддержке» и прочими. Тут все как у людей. ИТ-подряд ужасно коррумпирован из-за того, что бизнес не хочет вникать в эту область знаний, да и денег в стране пока еще много.
Как устроена отрасль автоматизации бизнес-процессов и как в нее попасть
Автоматизация бизнеса — наверное, самый крупный сегмент российской ИТ-сферы как минимум по количеству работающих в нем людей. Счет идет буквально на десятки тысяч человек. Сектор привлекателен благодаря высоким по российским меркам зарплатам и относительно низкому порогу входа. Так, программист 1С с тремя годами опыта сейчас стоит в Москве 150—250 тысяч рублей, консультант — немного дешевле.
1С настолько глубоко распространилась, что у студента-технаря после окончания учебы в городе-стотысячнике есть надежда найти работу только у подрядчика 1С либо в одной из парочек местных полудохлых веб-студий. При этом много сотрудников выбывают, поэтому подготовка молодых специалистов поставлена на поток. В малых компаниях абсолютно нормальна ситуация, когда персонал обновляется дважды за год, кроме костяка из 3—5 основных специалистов.
Отрасль 1С-автоматизации устроена таким образом, что если у вас совсем нет опыта, то первая работа, скорее всего, будет в компании-подрядчике. На сленге их называют франчами. Подрядчики бывают очень разного уровня, так как до недавнего времени было достаточно легко получить этот статус. Например, есть многотысячные федеральные компании-интеграторы с достойными проектами вроде «Раруса»: у них это основной бизнес, поэтому это франч. Также неплохо обстоят дела у «Крока»: 1С у них выступает как вспомогательное направление, поэтому это не франч. Есть и небольшие конторы на 3—5 человек.
Спустя 3—6 месяцев работы вы начнете ориентироваться и сможете решить, кем хотите стать: консультантом, программистом, продаваном или руководить всеми этими прекрасными людьми.
Обычно посредственный подрядчик — это царство текучки, переработок, субподряда, токсичных отношений, а также сдельной оплаты труда.
Несмотря на эти недостатки, для многих людей такая работа становится хорошей возможностью. Плюс небольшие компании любят во всем подражать американским консалтинговым фирмам, поэтому очень быстро учат новичков зарабатывать деньги и показывать высокие результаты несмотря ни на что.
Небольшие подрядчики обычно особо не интересуются тем, как вы работаете. Единственное, что важно, — чтобы вы приносили компании деньги согласно плану. Чем больше денег приносите — тем вы лучше как сотрудник. Кроме того, заказчики обычно обращаются к подрядчикам, когда все уже давно просрочено, поэтому работу описывают фразой: «Один раз вовремя лучше, чем два раза хорошо».
Еще будучи студентом, я попал в такую компанию. Первые 3 месяца развозил диски с обновлениями в должности, которая сочетала обязанности программиста и курьера: в 1C так бывает. А спустя полгода стал ведущим специалистом по производственному планированию на проекте автоматизации производства завода на 2 тысячи сотрудников. Остальные ведущие специалисты тогда в едином порыве уволились в поисках лучшей жизни, не договорившись о зарплате.
Я оказался самым компетентным на проекте, потому что прочитал методичку. В начале 2010-х это не было чем-то странным: у нас тогда шел взрывной рост, и текучка принимала совсем уж зверские формы. Поэтому ситуация, когда сотрудник с полугодовым опытом работы считался самым квалифицированным на проекте, не была редкостью, но часто такие «команды» причиняли ущерб, а не вносили позитивные изменения.
Несмотря на недостатки такого подхода, это реально работающий социальный лифт, который позволяет относительно легко перебраться в Москву на хорошие деньги. У меня много знакомых из не особо благополучной среды, которые смогли сильно улучшить материальное положение и получить право называть себя средним классом благодаря этой работе.
С другой стороны, так как в стране почти нет приличного образования, полученный опыт очень дорог. Сотрудник без опыта — стажер — получает в Москве около 20—25 тысяч, а спустя год обычно уже выходит на 60—80 тысяч. Через пару лет он может получать 150 тысяч, даже не показывая сверхрезультатов, и резко становится очень востребованным на рынке труда. Имея 2—3 года опыта работы, можно легко устроиться в компанию, где 1С внедрен для собственных нужд, и наконец-то познать прелести белых окладов, отпусков и больничных.
Минусы профессии тоже известны:
- крайне низкие шансы на эмиграцию;
- привязка к нескольким российским миллионникам;
- переработки, хотя сейчас ситуация становится лучше;
- слишком много общения с заказчиками;
- выгорание.
Многие клиенты впоследствии организуют собственные отделы разработки и нанимают людей в штат, чтобы добиваться хоть каких-то предсказуемых результатов. Обычно это происходит, когда они начинают более-менее разбираться в процессе и замечают, что платят по 3—4 тысячи в час за крайне посредственных специалистов, которые еще полгода назад развозили диски с обновлениями как курьеры.
Типовые проекты автоматизации — успешные и не очень
Несмотря на то что подрядчики 1С часто обладают не лучшей репутацией, обычно типовой проект все равно выгоден клиенту в долгосрочной перспективе, поэтому они регулярно заказывают все новые и новые доработки и внедрения. Проекты бывают разные: даже одинаковый с точки зрения конечной функциональности продукт будет сильно различаться в компании на 10 человек и в компании на 1000. Более того, конечная реализация может сильно отличаться от первоначальной идеи из-за взглядов собственника на ведение бизнеса.
Пример: мы автоматизировали процессы в двух организациях, которые торгуют велосипедами через интернет, с разницей примерно в год. У обеих компаний был небольшой склад, но основную массу товара они заказывали напрямую у поставщиков, если выбранный покупателем велосипед уже продали.
Эта ситуация типична для малой и средней интернет-торговли. Такие магазины выступают скорее как витрина, предпочитая не замораживать слишком большие суммы в дорогом товаре, ограничиваясь хранением разной недорогой мелочевки.
Решение для компании № 1. Владелец первой компании заплатил нам почти 300 тысяч рублей только за одну функцию. Ему было нужно, чтобы его 1С сама спрашивала поставщиков об их товарных запасах и автоматически убирала с сайта велосипеды, которые закончились, чтобы клиенты не заказывали то, что не получится продать. Он был очень доволен этой разработкой.
Решение для компании № 2. Бюджет на автоматизацию второй компании составил 180 тысяч рублей за все. Когда мы предложили заказчику функциональность, которую делали для первой компании, он сказал, что это полный идиотизм, так как в его фирме сильные продаваны и если клиент закажет то, что он не сможет поставить, они просто подберут ему замену. То есть с вероятностью 80% заказ удастся сохранить. А если бы исходного велосипеда не было на сайте, клиент ушел бы в другое место.
Единственная их «автоматизация» — это специально обученная девочка. Раз в неделю она вручную убирала с сайта только те позиции, которые уже никогда не появятся в продаже, и получала за это небольшую доплату, так как эта задача не входила в ее основные обязанности.
Не знаю, насколько это этично, но я в курсе, что у этой компании дела идут неплохо, а первая фирма закрылась спустя 1,5 года после автоматизации.
Как выглядят успешные проекты
Автоматический подбор недостающего товара. Заказчик хотел такую фичу. Если клиент заказал в интернет-магазине одежды товар, который по разным причинам не удается собрать, оператор колцентра сможет увидеть такие заказы и получить к ним автоматические рекомендации, чтобы знать, что можно предложить клиенту на замену. Плюс оператор должен был видеть свой бонус в случае, если у него все получится. В итоге удалось увеличить шансы успешной замены почти до 60% и скорость обработки подобных заказов.
Такие проекты не только решают проблему клиента, но и становятся золотой жилой подрядчика. Алгоритмы подбора рекомендаций практически гарантированно будут переделывать, переделывать и иногда еще немного переделывать. Тем не менее это один из проектов, который отбился менее чем за полгода при общих расходах в размере около 400 тысяч рублей.
Рассылка с подборкой детских товаров. Розничная сеть, торгующая детской одеждой, решила начать развивать свой интернет-магазин, постепенно перетягивая туда клиентов из собственной розницы, так как стандартные схемы продвижения в интернете для них были слишком дорогими. Идея была проста: давать на кассе небольшую скидку, если клиент заполнит короткую анкету, где нужно указать день рождения и пол ребенка, а потом делать автоматические рассылки, ведущие на сайт.
Программисты подрядчика относительно быстро склепали интерфейс для оператора, который загоняет данные анкет в базу и хранит их централизованно. Также они написали автоматическую рассылку, которая за 2 недели до дня рождения ребенка отправляла предложения о покупке, учитывая возраст и примерный уровень заказов клиента. Для программистов это работа на неделю, не считая месяца согласований. Но механизм, написанный в 2012 году, функционирует до сих пор, так как достаточно прост и понятен.
Такие проекты дают легко отслеживаемую отдачу и способствуют формированию привязанности у клиента. Да и вещей, которые могут пойти не так, относительно мало.
Бонусы на основе прибыли. Заказчик — маленькая оптовая компания, которая занимается цветным металлопрокатом, в том числе для госсектора. Так как они ориентированы в основном на крупных покупателей, в компании сложилась практика, что решение о величине скидки — не больше 15% — принимал менеджер по продажам. Обладая таким правом, сотрудники, конечно же, его безостановочно монетизировали, плюс любили максимизировать продажи, давая самые большие скидки налево и направо.
Это раздражало собственника, который понимал, что снижение цены на 10% уменьшало общую прибыль на 50%. Поэтому он придумал такую систему: бонус менеджера нужно рассчитывать не по сумме продаж, а только по прибыли от конкретного заказа, чтобы сотруднику не было слишком выгодно снижать цену, если существует хоть малейшая возможность оставить все как есть. Подрядчик разработал ее примерно за 150 тысяч рублей.
Коррупцию нельзя победить, но иногда удается сгладить совсем звериные проявления. Разнообразные KPI — это вообще огромный пласт проектов. Насколько я знаю, эта система продержалась у компании почти 3 года, что можно назвать успехом.
Особенности работы с заказчиками
Автоматизация — это такая область, где неправильно поставленная задача приводит к громадным убыткам, и это самый большой риск любого проекта. Иногда клиент просит странные, а то и просто безумные вещи. Считается, что адекватный подрядчик в такой ситуации должен отговорить заказчика, но в реальности бывает по-разному. Так, в небольших логистических компаниях меня несколько раз, не сговариваясь, просили автоматизировать учет откатов: кому, сколько и за что. А небольшие региональные филиалы постоянно просят дописать функцию, чтобы можно было скрывать часть продаж от московского офиса.
За время работы я не встречал ни одного глупого или неадекватного владельца среднего или крупного бизнеса, в малом бывают исключения. Иногда эти люди могут хотеть чего-то странного, но обычно это обоснованно, просто пока непонятно. Проекты, которые инициируют и контролируют собственники или генеральные директора, обычно более эффективны, особенно в долгосрочной перспективе.
Мой первый генеральный директор любил испытывать новичков задачей: «Есть компания, в ней главбух, ему платят 100 тысяч рублей. Вы автоматизировали его работу, теперь он тратит на нее 80 часов в месяц, а не 160. Сколько денег вы сэкономили компании?» Любой ответ, кроме «мы ничего не сэкономили», давал понять генеральному, что новичок малость туговат.
Совсем другое дело — менеджеры среднего звена. Причем если глубоко копнуть, то очень часто проект ставит перед собой одну цель — повысить цифры прямо сейчас, в ущерб долгосрочной перспективе. Большая редкость, когда их волнует будущее даже на год вперед.
Примеры странных идей
Давать скидки, которые выводят прибыль в 0, но повышают продажи в моменте? Без проблем.
Придумать третью схему KPI за год, чтобы не платить менеджерам премию? Превосходная идея!
Давать оптовым покупателям отсрочку в 270 дней, чтобы показать рост клиентской базы перед расчетом новогоднего бонуса? Да что может пойти не так!
Ради повышения скорости работы склада отправлять товары до оформления документов? Как я не додумался до этого раньше!
Отказаться от контроля собранных заказов на соответствие, ведь клиенты не сахарные, и если им не понравится, то вернут, зато сборка быстрее? Да вы же просто гений бизнеса!
Сотрудники выпрыгивают из окон из-за невыносимых условий труда? Ну так повесьте уже наконец сетки под окнами.
В отрасли нередки ситуации, когда подрядчика, который идеально выполняет подобную работу для компании, все равно выкидывают на мороз просто потому, что заказчика, который ставил задачу, признали вредителем. Се ля ви.
Перспективы
Несмотря на все проблемы, отрасль определенно будет жить и развиваться. Потребность в автоматизации огромна, а содержание персонала, выполняющего рутинные операции, особенно при белом найме, — неподъемная задача. Поэтому количество компаний, в которые 1С проникло на всю глубину, увеличивается и будет увеличиваться. Рынок труда для специалистов этого направления продолжает расти, как и зарплаты, хотя и не так бодро, как до 2014 года.
Некоторые горячие головы, конечно, говорят глупости о том, что однажды весь учет и основные бизнес-процессы автоматизируют и потребность в 1С-специалистах пропадет. Но каждый, кто хоть немного работал в отрасли, знает, что поток идей для автоматизации не иссякает, а со временем только расширяется. Да и перспективных направлений с каждым годом все больше.
Только представьте светлое будущее, где по поводу резюме будут звонить роботы-кадровики. Автоматизированные системы управления персоналом смогут автоматически увольнять сотрудников в случае падения продаж и набирать новых. Розничные магазины будут автоматически повышать цены, чтобы делать такие же автоматические скидки и устраивать распродажи хоть 7 дней в неделю. Сайты получат возможность автоматически всасывать в себя информацию из ваших социальных сетей, строя идеальную схему взаимодействия и продавая то, что с бесчеловечной точностью просчитал алгоритм, который знает вас лучше, чем вы сами. Многочисленные центральные офисы станут лишь жалким прикрытием для искусственного интеллекта, расположенного на арендованных серверах, который будет принимать основные решения, полностью уничтожив значимость и ценность отдельных людей.
Поэтому, гражданин, не забудь подать свое резюме в ближайшую компанию-франчайзи 1С — и ты тоже сможешь просыпаться каждое утро, зная, что день за днем делаешь мир лучше. Сегодня, завтра, навечно.