Как мужчина нашел ошибку в ГИС ЖКХ и получил за это 5000 ₽
В ноябре 2018 года житель Ярославля продал квартиру, а в ноябре 2022 — еще одну. Но в информационной системе жилищно-коммунального хозяйства — ГИС ЖКХ — он остался собственником обоих. Из-за этого накопилось много уведомлений об оплате коммунальных услуг.
Оплачивать ЖКУ после продажи жилья не надо, но пользователю сервиса такая ситуация не понравилась. Он обратился в техподдержку и попросил удалить сведения о квартирах. Задолженность исчезла только по одной из них — той, что была продана в 2022 году. Лицевые счета на оплату коммунальных услуг в первой квартире остались в личном кабинете.
В марте 2023 года мужчина подал в суд иск к оператору ГИС ЖКХ и Росреестру . Мужчина потребовал удалить недостоверную информацию и отключить счета, а также взыскать в его пользу компенсацию морального вреда — 20 000 ₽ . А если станут медлить с исполнением судебного решения, то взыскивать каждый день судебную неустойку — по 1000 ₽ с каждого ответчика .
Аргументы сторон
Пользователь портала. В ГИС ЖКХ я узнаю о начислениях за ЖКУ и оплачиваю счета. А еще вижу, что за мной числится квартира, которую я давно продал.
В законе сказано, что на портале должны быть верные сведения . Оператор ГИС должен вовремя их обновлять .
В июне 2022 года я обратился в техподдержку: попросил удалить сведения о старой собственности и отключить счета на оплату ЖКУ. Счета отключили, но собственником одной из квартир я числюсь до сих пор. Вынужден разбираться с коммунальщиками в суде. Хочу, чтобы ГИС ЖКХ совместно с Росреестром убрали все упоминания о проданной квартире из моего личного кабинета. А за то, что не исполняют свои обязанности, пусть заплатят мне компенсацию — 20 000 ₽.
Оператор портала ГИС ЖКХ. Мы организуем бесперебойную работу сервиса и отвечаем за его модернизацию . Самостоятельно мы не можем менять содержимое личных кабинетов пользователей. Мы только выгружаем туда информацию, которую предоставил Росреестр .
Когда истец написал в техподдержку, мы поняли, что право собственности на квартиру прекращено, но не смогли перенести сведения на портал. О проблеме сообщили в Росреестр, попросили провести выгрузку данных снова. Но Росреестр провел ее только в декабре 2022 года.
В июле 2023 года мы отключили все лицевые счета на оплату ЖКУ. Да, с опозданием, но ведь эта проблема не осложняла жизнь истца. Обязательств оплачивать коммунальные услуги у него нет — это делает новый собственник. Считаем, что не допустили нарушений. Просим суд отказать в иске.
Росреестр. Мы всегда оперативно сообщаем в ГИС ЖКХ об изменениях, которые зарегистрировали в ЕГРН, — в течение трех дней. До июня 2022 года передавали данные через информационную систему ЕГРП, а потом ее отменили и создали новую — ЕГРН . Теперь все данные в ней.
Ошибка произошла не при передаче данных, а при их размещении в ГИС ЖКХ. Лишь в декабре 2022 года систему настроили так, чтобы оператор ГИС ЖКХ мог верно идентифицировать сведения из ЕГРН. Тогда же, в декабре, мы снова выгрузили на сервер ГИС ЖКХ сведения о правах на недвижимость. Идентификаторы совпали, проблем больше не было.
Но в личном кабинете истца информация обновилась, только когда он дошел до суда. Мы к этому непричастны, так как не можем сами ничего менять в личных кабинетах пользователей.
Обязанность по предоставлению информации мы исполнили, а на претензии истца пусть отвечает оператор ГИС ЖКХ. Просим в иске отказать.
Что сказали суды
Компенсации не положены.
Человек вправе получать достоверную информацию от государства. В том числе через государственные информационные системы. ГИС ЖКХ — одна из них. Ведомства и службы, ответственные за размещения сведений в ГИС, должны следить за их достоверностью .
Сейчас старые лицевые счета на оплату ЖКУ не отображаются в личном кабинете истца. Поэтому исправлять нечего. Суд отказывает в требовании об удалении информации и о назначении судебной неустойки.
Требование компенсации морального вреда тоже необоснованно, так как бездействие ответчиков не влияет на истца. Кроме того, он не потребитель, а ГИС ЖКХ не магазин, поэтому норму закона о защите прав потребителей не применить .
Отклоняю иск.
Пользователь портала не согласился с отказом, и вскоре его жалобу рассмотрел областной суд.
Видим ошибку.
В 2022 году произошел сбой при идентификации данных, которые оператор ГИС ЖКХ получал от Росреестра. Оператор не смог выгрузить данные о прекращении прав истца на квартиру.
После доработки программного обеспечения ГИС ЖКХ получил корректные данные, однако не удалил сведения о собственности на квартиру, которую истец давно продал. Право истца на получение достоверной информации нарушено именно оператором ГИС ЖКХ.
Отменяем судебное решение и принимаем новое. Обязываем оператора портала удалить сведения о собственности истца на квартиру и назначаем срок — три месяца с даты вступления решения в силу. А если не сделают, пусть платят по 100 ₽ в день до удаления информации.
Требование компенсировать моральный вред незаконно, в этой части суд в иске отказывает.
Пользователю ГИС ЖКХ удалось установить вину оператора, и он решил действовать дальше — отправился в кассационный суд.
Нечего добавить.
Истец хочет компенсацию морального вреда, но ему она не положена. Между сторонами нет договорных отношений. Портал не оказывает услуг по договору — значит, и отвечать за нарушение обязательств не должен.
Оставляем судебный акт в силе.
Мужчина решил, что три отказа — это не повод унывать. И подал кассационную жалобу в коллегию по гражданским делам Верховного суда. Там ее приняли и рассмотрели.
Делу нужен пересмотр.
Нижестоящие суды установили, что оператор портала разместил в личном кабинете истца недостоверную информацию о его правах на квартиру. Но не выяснили, привело ли это к нарушению личных неимущественных прав истца. Например, стало ли это причиной нарушения его душевного покоя и появления чувства беспомощности .
Если да, то положена компенсация моральных страданий. Суды ошибочно указали, что ее получают только потребители, если исполнитель нарушил условия договора. Это не так. Обязательство компенсировать моральный вред может возникнуть и там, где нет договора . Главное — были ли причинены нравственные страдания.
Отменяем решения судов в части компенсации морального вреда. Отправляем материалы дела на пересмотр.
Материалы вернулись в апелляционный суд для исправления ошибок.
Компенсация будет.
Появление недостоверной информации в личном кабинете пользователя ГИС ЖКХ заставило истца нервничать. Он писал в техподдержку, ждал уточнения данных — а не дождавшись, пошел в суд. Это и есть моральные страдания.
Мужчина просит 20 000 ₽, но серьезных проблем со здоровьем из-за переживаний у него не было, так что снижаем сумму до 5000 ₽.
Отменяем решение районного суда. Оператор ГИС ЖКХ обязан выплатить истцу 5000 ₽.
Что в итоге
Больше года пользователь ГИС ЖКХ ждал, когда информация в его личном кабинете будет соответствовать действительности. И еще столько же провел в судах, чтобы решить денежную сторону спора.
Что надо знать
Это дело — хороший прецедент. Если ошибка в государственных сервисах помешала реализовать свои права, ввела в заблуждение или просто заставила нервничать, то можно подать иск и добиться компенсации.
Обязанность предоставлять верные данные есть как у граждан, так и у государства. Оно, например, требует от людей информацию:
- о доходах и имуществе — для правильного исчисления налогов;
- о сделках с недвижимостью — для учета прав на нее;
- об изменении места жительства и пребывания — для регистрационного учета;
- об изменениях в гражданском состоянии — для регистрации заключения или расторжения брака, смерти и рождения;
- об изменении места жительства, работы и семейного положения военнообязанных — для воинского учета.
Люди также вправе получать информацию от государства и не сомневаться в ее достоверности. Но в жизни может оказаться, что инструкция на госуслугах устарела или есть ошибка в личном деле получателя льгот. Причин много: человеческий фактор, технический сбой или несовершенство информационных систем.
Так было в истории, которую рассказывал Т—Ж: правительство Москвы не заключило с полицией формальное соглашение о передаче полномочий для наказания нарушителей тишины. И хотя всем известно, что полиция должна реагировать на сообщение о шуме ночью, житель столицы не смог усмирить шумных соседей. Он три года судился и добился, чтобы полиции дали право составлять протоколы на нарушителей покоя. Мужчина получил премию от мэра — 200 000 ₽. Но это исключительный случай.
Больше материалов о покупке квартир и домов, обустройстве и ремонтах — в нашем телеграм-канале «Свой угол». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_nedviga