7 принципов, которые помогут вычислить выгодные акции и скидки

Диссертация от кандидата скидочных наук

11
Этот текст написал читатель в Сообществе Т⁠—⁠Ж. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.

Настоящий человек Т⁠—⁠Ж всегда тратит деньги разумно.

В его арсенале можно найти карты лояльности супермаркетов, скидочные карты магазинов одежды и кредитки различных банков. Такой человек экономит значительные суммы благодаря скидкам и акциям.

Но использовать их с выгодой не так просто. Часто они появляются с корыстной целью — заставить вас больше тратить. В этом материале я хочу рассказать о семи принципах, которые помогут правильно участвовать в акциях и использовать скидки так, чтобы получить максимум выгоды.

Перечисленные правила можно разделить на две категории. Первые четыре принципа позволят применять скидки более осознанно, чтобы отказаться от лишних трат, а вторая часть поможет оптимизировать существующие расходы. Следуя этим принципам, у меня получается экономить до 10—20% бюджета.

Лейбл заголовка
Принцип № 1

Следуйте собственным целям

Акции появляются по разным причинам: продавцам нужно познакомить покупателя с новым товаром, продать остатки старой продукции, поддержать денежный оборот, увеличить лояльность клиентов, выделиться на фоне конкурентов. Покупатели участвуют в этих акциях по своим причинам: хотят попробовать новый продукт, сэкономить, получить положительные эмоции и тому подобное.

Идеальная ситуация — когда цели продавца и покупателя совпадают. Например, компания хочет представить потребителю новый товар, а тот хочет его попробовать. В этом случае скидка или акция выгодна обеим сторонам.

Но нередко происходит по-другому: вы хотели приобрести что-то полезное, но в результате совершили эмоциональную покупку и взяли то, что вам не нужно. Вы желали сэкономить, а в итоге потратили больше, чем планировали.

Чтобы избежать таких ситуаций, нужно всегда анализировать, насколько акция соответствует вашим целям.

В условиях огромного количества часто меняющихся акций считать выгоду от каждой сложно. В таких повседневных случаях можно ограничиться принципом следования собственным целям и просто не тратить больше, если вы хотите сэкономить.

Пример программы лояльности «Старбакса»

Смысл программы состоит в том, что за покупки клиент получает звезды. За 12 накопленных звезд ему дают напиток в подарок. Если прямо следовать условиям этой программы, то ваша выгода — это около 8% скидки на каждую покупку.

Особенность заключается в том, что благодаря акциям можно быстрее накопить звезды. Сравним две из них:

  • получите 3 звезды за веганские сливки;
  • получите 5 звезд при покупке нового летнего напитка.

На первый взгляд эти акции почти не отличаются: в каждой нужно что-то купить, но при этом количество полученных звезд будет разным. Но не все так просто — нужно исходить из вашей цели: если вы хотите сэкономить, то подойдет только второй вариант.

В первом случае вам предлагают тратить больше на каждый напиток — докупать сливки. Это может быть выгодно в зависимости от того, сколько они стоят, сколько звезд за них дают и как долго вы планируете ходить в «Старбакс». А во втором варианте предлагают заменить этот напиток, что может снизить ваши траты, если ваш обычный выбор дороже летнего предложения.

Пример программы лояльности Сбера

Каждый год 11 и 12 ноября Сбер проводит акцию «Зеленый день», в ходе которой можно получить специальные условия для приобретения товаров и услуг банка и его партнеров в честь дня рождения компании. В эти дни я купил подписку «Сберпрайм» на 2 года за 999 ₽. Сейчас она стоит 1990 ₽ в год. Подписка дает возможность пользоваться сервисами экосистемы на специальных условиях.

На мой взгляд, цель этой акции — увеличить узнаваемость бренда и повысить лояльность клиентов. А подписку компания использует, чтобы «подсадить» покупателей на товары и услуги своей экосистемы.

К тому моменту я уже пользовался сервисами Сбера, которые входили в подписку, поэтому ее и приобрел. Предложив более выгодные условия, компания хотела, чтобы я чаще пользовался ее сервисами. Я же просто хотел пользоваться ими на более выгодных условиях. Кажется, что в этом случае у продавца и покупателя разные цели.

Но в итоге, поскольку сервисы стали более выгодными по сравнению с альтернативными вариантами, я действительно начал пользоваться ими чаще. Получается, что мои цели и цели компании совпали и все остались довольны.

В условиях огромного количества часто меняющихся акций считать выгоду от каждой сложно. В таких повседневных случаях можно ограничиться принципом следования собственным целям и просто не тратить больше, если вы хотите сэкономить.

1/2
Лейбл заголовка
Принцип № 2

Считайте выгоду

Подсчитывать выгоду от каждой акции утомительно. Но это единственный способ отличить более выгодное предложение от менее выгодного, поэтому время от времени это нужно делать. Запомните: чем более серьезные суммы участвуют в акции и чем она сложнее, тем чаще нужно прибегать к расчетам.

Пример программы лояльности банка «Открытие»

У банков есть собственные программы лояльности — обычно в виде кэшбэка. В некоторых банках, например в Тинькофф, его выдают рублями, в других — квазиденьгами. Так, в банке «Открытие» клиент получает бонусные баллы, которые можно обменять на деньги или различные привилегии.

Например, используя 300 бонусных баллов, которые эквивалентны 300 реальным рублям, вы можете на месяц повысить ставку по вашему банковскому счету на 1%. Иными словами, при помощи бонусов ставку в размере 4,5% можно на месяц увеличить до 5,5%. Если на вашем счете лежат 100 000 ₽, то по своей ставке вы получите 375 ₽, а с дополнительным 1% — 458,3 ₽.

За 300 бонусных рублей вы купите 83,3 ₽, а значит, в вашем случае эта акция экономически невыгодна.

Часто компании подсчитывают выгоду за вас. Речь идет об использовании классического рекламного хода, когда старую цену зачеркивают и предлагают новую. Но не стоит слепо доверять этому простому и устоявшемуся приему: время от времени он дает сбой. Примеры таких сбоев можно найти в забавном паблике «Крокобизнес». Подобные ошибки бывают даже у известных компаний. Например, покупатели «Яндекс-маркета» заметили, что товары для подписчиков «Яндекс-плюса» стоят дороже, чем для клиентов без подписки. «Яндекс» признал ошибку и объяснил ее тем, что настройки акции выполняли вручную.

Как правило, у покупателей есть собственный потребительский набор, который они приобретают на постоянной основе. Если вы знаете стандартную цену этого набора, то можете подсчитывать выгоду от скидок в полуавтоматическом режиме. Более того, в таком случае покупателей трудно обмануть, завышая цены. Вам достаточно один раз выяснить, в каком магазине выгоднее покупать потребительский набор, а потом раз в несколько месяцев мониторить стоимость товаров.

В основном расчеты нужны в случае, когда вы отклоняетесь от своего стандартного потребительского набора. Например, если решили заняться новым видом спорта и присматриваете для этого все необходимое.

При расчете выгоды от сложных акций стоит учитывать, сколько времени понадобится для выполнения всех условий. Чем больше времени требуется, тем хуже, потому что риски невыполнения растут с каждым днем: что-нибудь может измениться не только в вашей жизни, но и в условиях акции — даже задним числом.

Пример программы лояльности банка «Уралсиб»

В банке есть программа лояльности «Уралсиб-бонус», где за покупки начисляют бонусные баллы, которые можно обменять на деньги. Раньше принцип был таким: чем больше бонусных баллов накопит пользователь, тем выгоднее он сможет их обменять. Например, за 20 000 бонусов можно было получить 50 000 ₽.

В зависимости от суммы ваших расходов, вы копили бы нужную сумму бонусных баллов быстрее или медленнее. Хорошо, если у вас получилось бы сделать это за пару месяцев, плохо — если за пару лет.

Но в какой-то момент условия программы лояльности изменились. Банк устроил деноминацию и аннулирование бонусов — операции, которые были выгодны только банку, а не клиентам.

Чтобы комплексно оценить количество времени для выполнения правил акции, задайте себе несколько вопросов:

  1. Сколько времени длится акция?
  2. Сколько времени понадобится для выполнения всех условий?
  3. Сколько времени вы готовы потратить, чтобы выполнить эти условия?

Не стоит недооценивать количество времени, которое вы готовы уделить изучению условий акции. К примеру, правила реферальной программы «Друзья» по карте «Связной-плюс» представлены на целых восьми страницах и включают в себя усложненные формулы для расчета.

Лейбл заголовка
Принцип № 3

Внимательно читайте правила акций

Акции бывают простыми, где нужно выполнить небольшой ряд условий, и сложными — с большим набором условий, выполнить которые почти невозможно. Проблема в том, что, насколько сложной бы ни была акция, рекламировать ее будут как очень простую. Единственный способ отличить одну от другой — внимательно прочитать правила проведения.

Хорошая новость состоит в том, что по закону информация об условиях проведения акций всегда находится в открытом доступе. Прочитать правила не составит большого труда, так как они обычно представлены в документе из нескольких страниц и не содержат сложных юридических терминов.

Основные ограничения в правилах акций:

  • сроки проведения;
  • лимит на покупки товара;
  • максимальная сумма выплаты.

Внимательно читайте правила, особенно те, что написаны мелким шрифтом. Очень обидно узнать после участия в акции, что неправильно понял ее условия. У меня была ситуация, когда я невнимательно прочитал правила использования кредитной карты, которые написали мелким шрифтом под звездочкой в конце документа. К счастью, во время доставки курьер сообщил об условии, из-за которого карта стала для меня неинтересной. Пришлось отказаться от получения кредитки.

Кроме того, если в документе с условиями содержится много астерисков и подписей мелким шрифтом — это маркер того, что акция далеко не такая выгодная, как могло показаться на первый взгляд.

Пример программы лояльности банка «Открытие»

В прошлом пункте мы рассматривали условия программы лояльности банка «Открытие», где участники могли на месяц повысить ставку по своему банковскому счету на 1%, если потратят 300 бонусных баллов, которые равны 300 ₽.

С помощью подсчетов стало очевидно, что акция невыгодна до определенных сумм. Если на вашем счете будет лежать не 100 000 ₽, а 500 000 ₽, то по своей ставке в размере 4,5% вы получите 1875 ₽. А с дополнительным 1% за 300 бонусных баллов — 2291,7 ₽. Получается, за 300 бонусных рублей вы купите 416,7 ₽ — ваша выгода составит 116,7 ₽. Это уже имеет хоть небольшой, но смысл.

Но если вы прочитаете правила, то узнаете, что повышенная ставка действует только на сумму до 400 000 ₽. То есть за 300 бонусных рублей вы получите максимум 333,3 ₽. Соответственно, ваша чистая выгода ограничена 33,3 ₽, что делает акцию почти бессмысленной.

Лейбл заголовка
Принцип № 4

Участвуйте только в легальных акциях

Скидок и акций много, их постоянно обновляют — очевидно, что в таких условиях их составители иногда ошибаются. Они делают акцию заведомо невыгодной для себя и позволяют покупателям, которые следуют собственным целям, считают свою выгоду и внимательно изучают правила, обогащаться буквально на ровном месте.

Пример ошибочной акции супермаркета «Окей»

В конце сентября 2019 года в супермаркете «Окей» можно было заказать онлайн килограмм сыра ламбер за 100 ₽. При этом количество товара было не ограничено, а подводных камней, например в виде заканчивающегося срока годности, не было. Мои знакомые заказали десятки голов сыра, а затем подарили его родственникам и друзьям.

Пример ошибочной акции «Совкомбанка»

В системе «Совкомбанка» неправильно настроили MCC-код пополнения карт и счетов с помощью автосписаний. Это позволяло получать кэшбэк за перечисление денег с одной карты на другую в рамках программы лояльности банка «Авангард».

После того как банк выявил свою ошибку, он заблокировал счета всех клиентов, которые участвовали в данной схеме, и теперь планирует обратиться в правоохранительные органы.

Участвовать в акциях, которые заведомо невыгодны составителю, рискованно. Грань между выгодой и статьей 1102 ГК РФ (неосновательное обогащение) или статьей 159 УК РФ (мошенничество) достаточно размыта.

Несмотря на то что акция супермаркета «Окей», которую создали по ошибке, была заведомо невыгодной для составителя, участвовать в ней было безопасно. Доступ к акции имели все покупатели, а выгода была ограничена количеством доступного на складе товара. Но в случае «Совкомбанка» об ошибке знало мало людей, и они могли получать выгоду от этого просчета на постоянной основе, что делало ее практически неограниченной.

Чтобы снизить риски, задайте себе вопрос: я участвую в легальной акции или использую уязвимость системы?
Лейбл заголовка
Принцип № 5

Следите за информацией о скидках и акциях

Чтобы использовать скидки и акции по максимуму, о них нужно знать. Загляните в специальные телеграм-каналы, которые рассказывают о выгодных предложениях. Я пользуюсь такими:

  • «Московские скидки» — здесь можно найти множество скидок в заведениях общепита Москвы;
  • «Промокот» — канал, который собирает скидочные предложения с различных маркетплейсов;
  • «Дайджест» — канал, который специализируется на банковских продуктах.

Также попробуйте агрегаторы скидочных предложений: например, приложение «Едадил», где удобно смотреть скидки в супермаркетах, или «Кошелек», где собирают различные программы лояльности.

Но лучше всего самостоятельно поискать актуальные ресурсы для вашего города и потребительских привычек.

Лейбл заголовка
Принцип № 6

Участвуйте в тематических акциях

Часто акции повторяют: их могут приурочить к определенным событиям или праздникам, например ко дню рождения компании или Новому году. Если вы покупаете подписку на сервис во время тематической акции, то вполне вероятно, что потом сможете каждый год продлевать ее на более выгодных условиях.

Примеры тематических акций

«Яндекс-плюс». Обычная цена подписки «Яндекс-плюс» составляет 199 ₽ в месяц. Но в Новый год компания предлагала оформить ее за 1690 ₽ в год и получить еще 500 баллов в подарок при оплате картой «Мастеркард». Думаю, эту акцию повторят.

«Вконтакте». 10 октября социальная сеть празднует день рождения. В 2020 году компания запустила приложение «Колесо фортуны», где можно было выиграть подарки от «Вконтакте» или партнеров. Возможно, в этом году удастся выиграть скидку на подписку «ВК-комбо».

«Тиндер». В День святого Валентина «Мегафон» и «Тиндер» предлагали первый месяц подписки на «Тиндер-голд» за 199 ₽. Наверное, стоит ожидать подобных романтических условий и в следующем году.

Лейбл заголовка
Принцип № 7

Суммируйте акции и ищите синергию

Акции и скидки от различных составителей могут суммироваться и давать синергию. Если вы потратите свои баллы лояльности в супермаркете, то заплатите меньше. А если вы при этом оплатите покупку картой с повышенным кэшбэком в категории «Супермаркеты», то еще и вернете часть денег.

В основном подобная синергия происходит на стыке магазина и платежной системы или банка. Вы можете самостоятельно найти банковскую карту с повышенным кэшбэком в необходимой категории или воспользоваться готовыми решениями.

Пример эффекта синергии

Можно оформить кобрендинговую карту банка с конкретным магазином, в котором вы часто совершаете покупки, и получать больше баллов или кэшбэка. Например, кобрендинговая карта Тинькофф-банка и супермаркета «Перекресток» позволяет получать до 7 баллов за каждые 10 ₽, которые вы потратили в магазине.

Повышенный кэшбэк предлагают и в других категориях: кафе и рестораны, транспорт, путешествия, красота и здоровье.

В дополнение к синергии «карта лояльности магазина + повышенный кэшбэк в категории от банка» можно воспользоваться специальными предложениями от платежных систем. Самые распространенные в России — это «Виза», «Мастеркард» и «Мир».

Карты платежных систем, как правило, различаются классом:

  1. обычные — «Виза-классик» или «Мастеркард-ворлд»;
  2. премиальные — «Виза-сигнатур» или «Мастеркард-блэк».

В зависимости от класса вам могут быть доступны различные наборы привилегий. Например, расплачиваясь обычной картой «Виза», вы можете получить скидку в интернет-магазине «Ламода» или повышенные бонусы в сети продуктовых «Магнит». Премиальные карты «Виза» могут включать скидку на такси бизнес-класса.

Представьте, что в ближайшем магазине «Магнит» вы сможете накопить бонусы от покупки с помощью карты лояльности, расплатиться картой с повышенным кэшбэком в категории «Супермаркеты», а также получить бонусы, используя карту определенной платежной системы. Такая синергия позволит сэкономить около 10% с каждого похода в магазин.

Другой формат синергии появился относительно недавно — комплексные подписки на сервисы. Самые популярные сейчас — «ВК-комбо», «Сберпрайм», «Яндекс-плюс». Если вы активно пользуетесь всеми продуктами, которые входят в подписку, то она позволит вам сэкономить 5—10%. Только не забудьте посчитать, окупится ли подписка в достаточной степени.

Я стараюсь использовать принцип синергии в разумных пределах, у меня есть:

  • карта для общих трат с небольшим кэшбэком на все покупки от одного банка;
  • карта с повышенным кэшбэком на одну категорию товаров от другого банка;
  • премиальная карта для отдельных акций платежной системы от третьего банка;
  • карты лояльности основных магазинов, где я совершаю покупки;
  • одна подписка на сервисы.
Лейбл заголовка

Итоги

Чтобы эффективно пользоваться программами лояльности, скидками, акциями и прочими предложениями:

  1. Анализируйте, соответствует ли акция вашим целям.
  2. Считайте выгоду, особенно если хотите участвовать в сложной акции.
  3. Внимательно читайте правила акции и не забывайте про мелкий шрифт.
  4. Не пытайтесь нажиться на уязвимости системы, это можно расценить как мошенничество.
  5. Следите за информацией об актуальных скидках и акциях в своем регионе.
  6. Участвуйте в тематических акциях.
  7. Суммируйте разные типы скидок, чтобы добиться синергетического эффекта.

Редакция
Расскажите о своих любимых акциях и скидках:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Щас бы экономить с бешено дорогим кофе Старбакса! Настоящая экономия - это купить 1 кг упаковку итальянского/французского кофе в Ашане/Метро по акции рублей за 700 и варить его дома/на работе в медной турочке😸
Аналогично про Сбер - есть намного интереснее банки в плане экономии.

25
0

Сбер: 20% спасибами на категорию по выбору "транспорт".
Всякая бытовая химия типа дезодорантов и порошков: стабильно раз в квартал в большинстве супермаркетов (ногами и онлайн) скидки 50%. Просто покупаю всегда 1-2 единицы прозапас.
С кофе в зёрнах и Ritter sport аналогично.
Спортмастер: для меня нет смысла туда ходить вне акции "цены пополам" (беру там всего две идеально подходящие мне вещи примерно раз в год почти всегда со скидкой 35-50%).

Вообще если у бренда скидки бывают вот так по расписанию, то для меня это выглядит как намёк, что меня покупающего его товары и без скидки этот самый бренд держит за идиота, готового переплатить ему x2 .
В общем случае не применимо к скоропортящимся продуктам питания.

13
0

Еще парочка причин проведения скидок: брак товара, нарушение условий хранения/транспортировки. Очень часто натыкалась на такие приколы в Ленте.

4
Герой

25.07.21, 15:42

Отредактировано

Мышь, встречала только просрок средств на полмесяца

0

Елена, что встречала я:
1. После отключения эл.энергии в магазине все сыры были по скидкам. Взяли творожный сыр с нормальным сроком годности и с целой упаковкой, в итоге он был скисшим.
2. Снова творожный сыр. На упаковке была трещина, которую было не заметить, не снимая крышку с банки. Срок норм, а внутри, прямо где трещина, плесень. Как оказалось, почти вме банки были с трещинами. Вероятно неправильная транспортировка.
3. Чоко-пай по скидке. Срок норм был. Все печеньки ужасно кривые и тонкие, начинки мало, глазурь лежит как попало. Явный брак производства.
4. Шоколад Бабаевский в плитках. Взяли плитки с разными вкусами (орех грецкий, миндаль). В итоге в обоих плитках кроме орехов была куча изюма, которого там не должно быть. На следы изюма это никак не тянет. Снова брак на производстве.
5. Замороженные грибы. Срок норм, но как разморлзили дома, они оказались испорченные.
Это то, что я помню за последние полгода.

0
0

мне предлагали поучаствовать в акции от банка Авангард - отказался, так как понимал, что деньги из воздуха просто так не берутся. Правильно сделал.

3
0
Герой

23.07.21, 07:04

Отредактировано

Можно еще открыть для себя свалку в виде перчика (pepper.ru) - постоянно люди закидывают скидки по всему подряд с локациями и условиями, также там есть целые гайды по написанию досудебок на продавцов в ситуациях, когда ошибаются с ценником и пытаются запопить оплаченный товар (ох уж эти посудомойки по 4к в ДНС, было время...).

1
0

Три банка:
1. Сбербанк 20% на транспорт, 10% на детские товары.
2. Тинькофф только, если повышенный кешбэк по какой-то категории.
3. Альфабанк для всего остального: 2% на всё + спецпредложения с большим процентом.
1 и 3 - зп проекты, 2 навязали при открытии брокерского счёта.

1
0

А про портал pepper не сказали :(

1
0
Герой

28.07.21, 17:50

Отредактировано

Мои любимые примеры скидочных синергий:

— Делал заказ во Вкусвилле через Яндекс Еду: скидка 10% по промокоду (за долгую доставку в прошлый раз), кешбек Плюса 5%, кешбек баллами Вкусвилла 5%, кешбек рублями 5% по карте Яндекс.Плюс от Альфы.

— Весной 2020-но делал покупки во Вкусвилле через закрытое ныне приложение Суперчек и получал кешбек 5% от Суперчека, скидку от Вкусвилла (по программе Разнообразное питание) и кешбек 5% от банка, так как МСС Суперчека был ресторанный.

1
0

спасибо)

0

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество