Как я стала мамой и начала сортировать отходы в Екатеринбурге
Читатели Т—Ж регулярно рассказывают, почему они начали сдавать отходы на переработку.
Одни ужасаются количеству мусора, другие видят в нем сырье для новых вещей, третьи заботятся о будущем поколении. Героиня этого материала разделяет отходы в Екатеринбурге с тех пор, как стала мамой. Она работает на заводе, воспитывает двоих детей и заботится о природе настолько, насколько хватает времени и сил.
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Предыстория
Я живу в Екатеринбурге, работаю маркетологом на предприятии. У меня две дочери: одна оканчивает садик, другая — начальную школу.
Кажется, что люди моей профессии должны провоцировать других на траты, но у меня другая философия: я считаю, надо платить только за то, что действительно нужно, будет радовать или приносить пользу. Я не тот человек, кто безумно что-либо потребляет: покупаю столько продуктов, сколько планирую съесть, и только ту одежду, которую точно буду носить. В моем гардеробе нет несочетаемых вещей и тех, которые надела лишь раз. Я за разумное потребление.
Но даже при сдержанных тратах у нас в семье образовывалось много мусора, который мне никогда не нравилось выносить. Еще практически каждый день я покупала пакеты для продуктов и выноса отходов и тратила на это 600—1000 ₽ в месяц. В один момент поняла, что не хочу больше таких расходов.
Когда стала мамой в 2013 году, серьезно задумалась об экологии. Я пришла в еще больший ужас от числа отходов: кучи использованных подгузников, одноразовых пеленок и одежды, из которой дети мгновенно вырастают.
Вместе с этим у меня возник вопрос, в каком виде мы оставим этот мир потомкам. Я хотела избавиться от максимального количества мусора — так постепенно перешла к многоразовым вещам и сортировке отходов.
Условия для раздельного сбора отходов в Екатеринбурге
До 2015 года мы жили в старом фонде, где не было возможности сортировать. У дома не была предусмотрена даже мусорная площадка: стоял один бак, похожий на отсек КАМАЗа, за ним приезжала машина и все выгребала.
Затем мы переехали в новостройку. Возле дома уже была организована сетка для пластика, отдельный контейнер для утилизации лампочек и батареек и лоток для крышечек.
В новом садике дочери также проводились экологические акции — так мы и начали сортировать мусор. Теперь собираем бумагу, картон, батарейки, алюминиевые банки, перерабатываемый пластик и крышки.
Я держу в кухонном шкафу под мойкой два ведра: в первый отправляются пластиковые отходы, во второй — прочий бытовой мусор. Также внутри стоит пакет, в котором в течение пары месяцев накапливаются алюминиевые банки от напитков. Упаковку ополаскиваю, поэтому ничего не портится и не пахнет. Бумагу складываю в пакет.
Пластик и бытовой мусор выношу одинаково два раза в неделю. По моему опыту, пластик составляет половину всего нашего мусора. Приличного вида пластмассовые ведерки для супов вывожу на дачу, где эксплуатирую их еще некоторое время.
Я видела, что к сетке подъезжает отдельная машина и опустошает содержимое. Помню, что поначалу в 2018—2019 годах контейнер наполнялся вяло, потому что жителям практически ничего не объяснили. Но сейчас сортируют многие.
Если организовать удобную среду рядом с домом, то люди начинают разделять мусор.
Алюминий мы обычно оставляем рядом с баками, и в скором времени его забирают нуждающиеся люди. У нашего дома нет другого места, где можно его положить, а копить в больших объемах и вывозить по специальному адресу у меня не хватает сил. Бездомные и так собирают мусор — им не придется доставать его из бака, все уже подготовлено, спрессовано и помыто.
В дальнейшем я планирую установить под раковину диспоузер , чтобы не носить в мусорку пакеты с гниющими остатками пищи. Я узнавала, что в нашем городе и доме есть техническая возможность его подключить . Сейчас я коплю на него 18 000 ₽ и считаю, что он точно облегчит жизнь.
К сожалению, у меня нет возможности выезжать на волонтерские акции, например «Раздельного сбора» , из-за большой занятости. Каждый будний день я работаю на заводе, а в выходные дети ходят на спортивные тренировки и мы проводим семейные мероприятия. Экологические акции идут как раз в то дневное время, когда у нас запланированы другие дела.
По той же причине я пока не готова сдавать стекло. Мне не хочется далеко его нести, а ближайший пункт приема работает около трех часов в будний день два раза в неделю. К тому же стекла в нашем доме образуется совсем мало.
На сортировку отходов у меня уходит до двух часов в месяц. Я быстро мою упаковку и затрачиваю на это мало сил.
Чтобы не везти собранные отходы куда-либо далеко, некоторые пользуются экомобилем . Я этого не делала, потому что мне негде хранить большие объемы мусора, особенно пластикового. К тому же за машину лучше платить в складчину, но я пока не обсуждала это с соседями.
Как семья включается в раздельный сбор
В школах и детском садике регулярно объявляют сбор макулатуры и крышек от пластиковых бутылок — девочкам приятно, что они что-то принесли.
Все члены семьи и гости знают, куда и какой мусор складывать у нас дома. Труднее всего привыкнуть к раздельному сбору отходов моим пожилым родственникам. Но я считаю, что им можно простить что угодно: они жили в мире, где все упаковывалось в бумагу и не было такого обилия товаров.
Что еще делать, чтобы было меньше мусора
Я выработала экологические привычки, потому что считаю важным использовать мусор рационально и сокращать его число. Вот что я для этого делаю.
Использую многоразовые гигиенические принадлежности. Сложно отказаться от подгузников, пеленок, женских прокладок, ведь они действительно облегчают жизнь. Но это совсем не экологичные вещи и к тому же, на мой взгляд, стоят неоправданно дорого для короткого времени использования. Я изучала варианты, как пользоваться гигиеническими вещами с тем же комфортом, но без вреда для природы.
Сейчас дети подросли, но пару лет назад я использовала специальные многоразовые подгузники — качественные, красивые, со специальными вкладышами. К тому же у старшей дочки была аллергия на какой-то компонент обычных памперсов, и этот набор нас выручил. Когда родилась младшая, мы использовали те же многоразовые подгузники.
Их проблема в том, что у детей после рождения несформированный жидкий стул — не все готовы положить это в машинку или постирать вручную. Я использовала эти памперсы уже после того, как ребенку исполнилось пять месяцев.
Сама я перешла на менструальные чаши, и мне это подошло.
Сокращаю количество пакетов. В магазины хожу со своим одним пакетом, которого хватает на три-четыре месяца. У меня очень маленькая сумка, и тканевые просто в нее не помещаются.
Ношу многоразовые вещи с собой. Я стараюсь соблюдать питьевой режим, поэтому всегда беру на работу и фитнес свою бутылку с водой. Детей тоже к этому приучаю, и они ходят с бутылками на тренировки. Многоразовые даже удобнее: у них предусмотрены ручки и специальные крепления для рюкзаков.
Еще я беру сменку вместо бахил там, где это можно.
Передаю одежду другим. Если вещи в хорошем качестве, отдаю их друзьям и знакомым. Ненужные и совсем износившиеся предметы гардероба уходят в утиль, хотя мне всегда психологически тяжело выбрасывать одежду и обувь.
Итоги
Я не буду делать что-либо, что выше моих сил. Если бы сортировка отходов меня нагружала, я бы ею не занималась. Скажу как маркетолог: человек будет что-либо делать, если ему это удобно и нравится.
О том, как сортировать и с чего начать, много материалов в медиа. Мне попадались интересные видео на «Ютубе», например Ильи Варламова или Артемия Лебедева, о проблеме мусора, удачном европейском и российском опыте сортировки и переработки. Я считаю, что стоит показывать детям в более адаптированном виде книги или видео о природе и решениях проблемы мусора. Нужно начинать с малышей, а затем подтянутся взрослые.
Думаю, что в начале сортировки не нужно загонять себя в рамки и обязательно собирать каждый вид пластика и других отходов. Если получается — делать, а если нет — дать себе на это больше времени.
Еще я советую настроить процесс так, чтобы он был как можно более удобным и занимал меньше времени и сил. Лучше делать немного, чем совсем ничего.