Как я завела компостных червей во Владивостоке для переработки пищевых отходов
И трачу на уход за ними до двух часов в месяц
Наши читатели часто рассказывают о своем опыте сортировки отходов, а также о времени и деньгах, которые на это тратят.
Героиня этого материала описала, как собирает вторсырье вместе с мужем и детьми, сколько оно занимает места в доме, почему она решилась на компостных червей и насколько легко с ними обращаться.
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Начало
Я из Владивостока. В 2008 году побывала в Японии, тогда в России почти не было инфраструктуры для раздельного сбора.
В Саппоро я жила неделю в доме, где на кухне висели четыре пакета. Больше всего меня поразило, как хозяйка срезала с бутылки пластиковую этикетку и клала их в разные мешки. Мне и в голову не приходило, что с упаковкой можно что-то делать. От картонной коробки она также отрывала пластиковую пленку и клала ее в другой пакет. Каждый день ранним утром приезжала машина за определенным видом вторсырья: в один день — за бумагой, в другой — за алюминиевыми банками.
Меня удивил взгляд японцев на вещи: у нас один мусоровоз забирает все на полигон, а у них вся машина только для одной бумаги. До этого я не задумывалась о раздельном сборе отходов — есть куда выкидывать мусор, и хорошо. Во время поездки поняла, что можно сдавать вещи на переработку и использовать ресурсы повторно.
Система сортировки во Владивостоке
Я постоянно думала о сортировке вторсырья, а в декрете в 2011 году начала читать, что и где можно сдать в моем городе. Тогда не было разных контейнеров возле дома, но я нашла, куда отнести пластиковые бутылки, стекло и макулатуру. Баки то появлялись в разных дворах, то исчезали, и было неудобно. К тому же жители не всегда понимали, что и куда кидать.
Также мне хотелось не выбрасывать старые ненужные вещи — было бы лучше, чтобы они служили дальше. Периодически благотворительные организации выкладывали объявления о приеме одежды, и я приносила ее им. Собранное затем сортировали и передавали нуждающимся людям.
Наконец, в 2018 году волонтеры экологического движения «Раздельный сбор» начали проводить акции по сбору вторсырья во Владивостоке. На первую пришли 50 человек, и я была среди них: принесла много старых книг, пластиковые бутылки, макулатуру.
Вскоре после акции рядом с домом открылся букинистический магазин, и я передавала книги уже туда — это было проще. К тому же так издания передавали другим читателям, а не сдавали на макулатуру.
Как только «Раздельный сбор» кинул клич о наборе добровольцев, я сразу записалась, хотя в тот момент ждала ребенка. Волонтерила я и после родов, как и другие мамы в нашей команде. Когда появляются дети, начинаешь больше заботиться о будущем, чтобы потомки росли в чистом и комфортном мире.
Сейчас акции проходят пару раз в месяц, и я продолжаю на них помогать.
Как сортировать отходы дома
С приходом «Раздельного сбора» все стало намного удобнее и упорядоченнее. С каждым годом НКО принимает все больше фракций. А с конца 2020 года в городе появились оранжевые контейнеры, которыми занимается региональный экологический оператор.
В нашей семье четыре человека: я с мужем и две дочери 4 и 12 лет. На кухне держим пол-литровые баночки под пищевые отходы — они наполняются за пару дней и отправляются в морозилку. Там же стоит вермикомпостер, о котором расскажу позже, и пакет, куда мы складываем мусор на выброс.
Непищевые отходы накапливаются на балконе. В бумажный пакет кладем белую и крафтовую бумагу, мелкий картон, а в коробки из-под фруктов — различный пластик, стекло, железо, алюминий. Также собираем батарейки и мелкие металлические предметы вроде скрепок. Таким образом, на маленькой кухне отходы не скапливаются, а на балконе занимают всего две полки.
Практически каждый день кто-то выходит из дома и берет с собой то, что можно положить в оранжевый придомовой бак. Это, например гофрированный картон, пластик с маркировкой «1» и «2» , жестяные и алюминиевые банки, зеленое, коричневое и прозрачное стекло.
Другие отходы я отвожу в пункт «Раздельного сбора» пару раз в месяц. Он работает по семь часов два раза в неделю и находится в пяти минутах езды на машине. Там принимают то, что нельзя сдать рядом с домом: бумагу, остальной картон, пакеты, пластик с маркировкой «4», «5», «6» и другое. Трачу на такие поездки около получаса.
В месяц у нас собирается один мешок мусора, который некуда сдать и можно только выбросить, иногда — два. В него попадают фольгированная упаковка от морской капусты, шоколада, фильтры для воды, тюбики от пасты и крема, глянцевая бумага, скотч. Иногда выбрасываем стройматериалы, когда ремонтируем что-то в квартире. Такой мусор не пахнет, поскольку органические отходы собираем отдельно.
Семья поддерживает сортировку. Для мужа естественно делать то, что лучше для планеты. У младшей дочки в садике тоже говорят об экологии, сортируют макулатуру и пластик, собирают батарейки.
Старшая дочка учится в шестом классе, но обращает уже меньше внимания на упаковку — если хочется что-то купить, делает это. Сейчас она проводит больше времени со сверстниками, у которых другие увлечения, и ей самой стало менее интересно разбираться в экологии.
Как избавиться от пищевых отходов
Когда мы начали сортировать вторсырье и участвовать в ежемесячных акциях, я решила подсчитать, сколько у нас остается мусора. Поначалу было пять килограммов в месяц, а сейчас всего один. Этот челлендж заставил задуматься о том, что мы выбрасываем, перейти на многоразовые альтернативы и решить вопрос с органикой.
Органика — это очистки от овощей и фруктов, кости от мяса и рыбы, заварка от чая и кофе, скорлупа яиц и орехов. Как правило, она занимает 50—75% мусорного ведра, и от нее идет неприятный запах.
Начали мы с того, что стали складывать органику в отдельное ведро и вывозить в ближайший лес. Но чувствовали, что это не идеальный выход: если бы так делали другие, все бы превратилось в свалку. Поэтому я начала изучать другие варианты.
Мы сразу отказались от идеи поставить под раковиной специальное устройство, которое измельчает пищевые отходы, — диспоузер. Это простой способ для тех, кому не хочется заморачиваться, но он не всегда экологичный. Он подходит, если все измельченные отходы, которые идут по трубам, сортируются в специальных сооружениях — метантенках — и уходят на биотопливо. Я знаю, что такие установки есть в Москве, но во Владивостоке остатки пищи отфильтровываются и затем все равно попадают на полигон. К тому же производство и использование диспоузера требует электричества.
Мы начали летом отвозить все на дачу, а для зимы я решила использовать ЭМ-компостер с микроорганизмами. Для этого взяла простое домашнее ведро с крышкой и купила бактерии в виде удобрения за 200 ₽ — поливала им каждую порцию отходов. Через два месяца поняла, что это не очень удобно: при открывании пахло гнилью. Мы выставляли ведро с микроорганизмами на балкон, но в прохладу все медленнее перегнивало.
Поэтому я начала читать про компостных червей. Раньше я их боялась, но затем пообщалась с теми, кто их разводит, и поняла, что они безобидны. От червей нет запаха и появляется гумус , который можно использовать как удобрение для домашних цветов или огорода на даче. Сейчас я вижу, что это самый экологичный способ перерабатывать остатки пищи.
Я сделала компостер сама. Для этого взяла два цветочных контейнера 20 × 20 × 50 см, которые обычно вешают на подоконнике, и сложила один на другой. Внизу них уже были дырочки. Я сшила чехлы из агротекса и постелила внутрь, чтобы в отверстия стекала жидкость, а не черви выползали наружу.
Как большинство людей, которые узнают о вермикомпостировании, сначала я сама накопала червей в огороде. Но они мало едят и активно мигрируют, и я увидела, что они выползают и высыхают. Я поняла, что таких бесполезно использовать.
Затем познакомилась с женщиной, которая разводила компостных червей, — ее ребенок тоже ходил в наш детский сад. Я пришла к ней в гости, посмотрела, как они у нее живут, и убедилась, что могу создать похожие условия. Я купила сразу семью из 1000 червей — кажется, что это много, но они уместились примерно в трети моего цветочного ящика.
Когда в компостере темно, влажно, тепло, есть еда и доступ воздуха, черви живут спокойно. Они расползаются или забиваются в угол, если им некомфортно.
Отходы для червяков мы кладем на кухне в баночки 0,5 л и замораживаем. Каждую неделю я вытаскиваю их, размораживаю и кормлю наших «питомцев». Затем присыпаю корм торфом или кладу сверху втулки от туалетной бумаги, порванную бумагу, чтобы избежать закисания и заплесневения среды, появления мушек. Иногда требуется слить лишнюю жидкость, которая остается после червей и попадает в нижний контейнер. Все это занимает у меня 15 минут в неделю.
Количество наших отходов от пищи зависит от времени года. В сезон мы едим много арбузов, после чего остается полведра шкурок и косточек. Иногда закупаем ящики фруктов, например бананов.
Черви с удовольствием едят бананы, но арбузные, персиковые, яблочные и прочие косточки им не подходят. Мелкие косточки от яблок иногда прорастают в компостере, потому что почва обогащена гумусом. Поэтому их мы подсушиваем и выкидываем в лес.
Червям также не нужно давать цитрусовые и сильно пахнущие отходы — чеснок, лук, мяту. Кости от рыбы и мяса гниют быстрее, чем червячки успевают переработать, появляется запах, поэтому их тоже не кидаем. Еще мы не кладем продукты, разъедающие белок, например ананас, киви и манго, потому что для червей это опасно.
Мы стали есть мясо и рыбу реже еще до сортировки, поскольку знали о вреде животной пищи и ее неэкологичности. К тому же от них много отходов, поэтому не хочется их покупать. Кости и остатки мяса можно отдавать бездомным животным, но у меня нет желания этого делать. Возможно, это не очень гуманно, но я думаю, что кошки и собаки не должны жить на улице и нужно решать эту проблему системно.
Меня часто спрашивают, как оставить червей одних, если нужно уехать. Компостные черви едят, чтобы превратить пищевые отходы в гумус, и наедаться им не обязательно. Если уехать в отпуск на месяц, они могут прожить без еды. Главное — обеспечить тепло и влагу. Если нужно оставить червей зимовать, компостер нужно хорошо утеплить.
Один червячок за день съедает количество пищи, равное собственному весу — 1 г. Черви в ящиках 20 × 20 × 50 см перерабатывают две пол-литровые банки за 10 дней. У нас было больше отходов, поэтому мы разводили червей, пока их не стало хватать на наши потребности.
Чтобы организовать второй вермикомпостер, мы взяли старый детский комод — нашли его бесплатно в проекте по обмену детскими вещами Baby Sharing. Сделали дырочки в верхних двух ящиках, а нижний оставили для стока лишней жидкости.
Когда мне надо достать гумус, я часто кладу еду сбоку, чтобы черви скопились в одном месте. Освободившуюся часть черпаю детской пластмассовой лопаточкой и вынимаю.
Иногда протираю ящики, потому что черви оставляют свои следы. В этот момент я переселяю их из одного ящика в другой той же лопаточкой, вынимаю чехол, очищаю и кладу все обратно. Если какой-нибудь червь остался в углу, могу подцепить его палочкой.
Недавно в детском саду ребенка появилось несколько десятков куриц, и каждый день мы берем очистки от бананов, овощей и отдаем их птицам. Поскольку большую часть отходов относим курочкам, нам теперь не нужно много червей, у меня занят только комод.
Что еще можно делать, чтобы было меньше мусора
Когда мы посчитали, сколько килограммов мусора образуется в семье, начали внимательнее относиться к покупкам. Стараемся брать продукты без упаковки и столько, сколько сможем съесть.
Если у нас остается одежда, мы ее не выбрасываем, а решаем, кому можно ее передать. Постельное белье разрезаем и отдаем червям — они хорошо поедают натуральную ткань. Оставшуюся ветошь отдаем в приюты для животных на тряпки, подстилки в вольерах.
С 2021 года я иногда выступаю с лекциями об экологии, раздельном сборе отходов, переработке органики. Так, я участвовала в экологических фестивалях города, соревнованиях по уборке территорий «Чистые игры», эколого-просветительском проекте «Золотая черепаха». Считаю, что каждый может регулярно делать шаг к природосообразному образу жизни.
Также моя любовь к переработке органики выразилась в том, что в 2020 году в пункте «Раздельного сбора» я организовала сбор сухой органики: скорлупы орехов, семечек, деревянных палочек, натуральных пробок, втулок. Все это я вывожу компостировать на отдельную грядку на лесном участке: там органика сначала копится, а потом я ее закапываю. В будущем она станет впитывать излишнюю влагу и сохранять ее для засушливых сезонов. Затем там можно будет вырастить лесные растения — так я недавно посадила землянику. Из собранных сухих отходов я также могу взять некоторое количество втулок, чтобы положить червячкам.
Еще я пробовала собирать влажную органику — кухонные отходы, но это тяжело: их нужно перевозить на машине, поднимать, грузить. Поэтому я перестала этим заниматься. Сухая органика легкая, и можно ее оставить и забрать позже.
Сколько времени уходит на сортировку
Когда человек никогда не занимался сортировкой, ему требуется время, чтобы организовать все у себя дома. В нашей семье все внедрялось постепенно, и я до сих пор что-то меняю — например, когда узнаю, что волонтеры начинают собирать новые фракции или перестают принимать старые.
Не могу сказать, что сортировка вторсырья экономит время, но так как пункт «Раздельного сбора» недалеко от дома и рядом с подъездом есть оранжевые контейнеры, то мне удобно.
В сентябре 2020 года я запустила в городе местный проект «Экотакси». Тогда еще не было придомовых баков для вторсырья, и людям был нужен вывоз отходов. В то время у меня было по 20 заказов в месяц, а сейчас набирается от четырех до десяти. Для новых клиентов поездка стоит 500 ₽, а со старых беру 400 ₽ — во втором случае я точно знаю, что они хорошо отсортируют отходы, например удалят скрепки из тетрадок.
За поездку я забираю до пяти больших пакетов от одного человека или организации. Вывоз большего объема стоит дороже: есть заказчики, которые набивают машину полностью за 2000 ₽. Проект не позволяет мне зарабатывать в полной мере, но я считаю это важным делом. В среднем на заявку уходит полчаса, в месяц — от двух до пяти часов.
Ежедневная кормежка червей занимает 10—15 минут в неделю. Больше всего времени уходит на их переселение, когда мне кажется, что животных слишком много, или я хочу достать гумус. Тогда я могу около часа перекладывать его в горшки с цветами. Я воспринимаю это как хобби, потому что люблю выращивать цветы.
Мне удается все совмещать, потому что у меня нет полного рабочего дня. Я получаю доход от «Экотакси», но это не нагружает мой день. Большую часть времени я занимаюсь собственными делами, детьми, волонтерством.
Расходы
Чтобы организовать раздельный сбор непищевых отходов, я почти не тратила деньги. Все контейнеры и коробки были под рукой, что-то находила у знакомых.
На сортировку органики, пока я пробовала ЭМ-компостер и создавала вермикомпостер, я потратила около 1500 ₽, больше всего — на самих компостных червей. Сейчас периодически покупаю только торф большими объемами, чтобы хватало на несколько месяцев. Остальное делаю из подручных материалов.
Расходы на раздельный сбор вторсырья
Семья из 1000 червей | 1000 ₽ |
Бутылочка с ЭМ-препаратом | 200 ₽ |
Материал «агротекс» для чехлов | 200 ₽ |
5 л торфа | 80 ₽ в месяц. Беру сразу несколько литров и храню на балконе |
Расходы на раздельный сбор вторсырья
Семья из 1000 червей | 1000 ₽ |
Бутылочка с ЭМ-препаратом | 200 ₽ |
Материал «агротекс» для чехлов | 200 ₽ |
5 л торфа | 80 ₽ в месяц. Беру сразу несколько литров и храню на балконе |
Итоги
Вникать в раздельный сбор мусора и следить, принимается ли что-то новое, — уже отдельная часть моей жизни. Некоторые друзья и близкие понемногу учатся сортировать, кто-то просто отдает мне в руки бутылки, книги и другие вещи и просит меня заняться этим. Я сама говорю: если нужно что-то отдать на повторное использование или переработку, приносите мне. Старшее поколение сложнее научить, но, если мы забираем у них что-то, они обычно не сопротивляются. Никто не спорит и не пытается особо мешать.
Я считаю, что вникать стоит постепенно и не заставлять себя сразу делать все правильно — можно начать с бумаги и пластиковых бутылок. Важно, чтобы участие было комфортно и не на износ. Затем можно привыкнуть и сдавать больше отходов. Только от нас зависит то, что будет с планетой дальше.