Купленный подароч­ный сертификат оказался использо­ванным. Как защитить права потребителя?

7

Купила на маркетплейсе несколько подарочных сертификатов в качестве награды за участие в корпоративном соревновании — и разослала коллегам. Вскоре один из получателей написал, что не может воспользоваться сертификатом, потому что его уже кто-то активировал.

Поддержка маркетплейса пишет, что они не при делах и не могут представить данные того, кто активировал сертификат. Также мне написали, что сервис не несет ответственности, не предоставляет дополнительных подарочных сертификатов и не компенсирует убытков, потому что сертификат предъявительский и не требует удостоверения личности.

Ситуация странная. Впечатление от подарка испорчено, я приобрела услугу, которой не могу воспользоваться. Я сертификат никому не пересылала: от меня он попал сразу к получателю. Как в этом случае можно защитить потребительские права?

Такой ответ от поддержки маркетплейса я получила
Такой ответ от поддержки маркетплейса я получила
Аватар автора

Эмиль Сулюкманов

юрист

Страница автора

Подарочный сертификат — это такой же товар, как, например, книга или пылесос. Поэтому закон о защите прав потребителей на вашей стороне. Расскажу, как отстоять свои права и что делать, если продавец сертификата отказывается от ответственности.

Что можно сделать с активированным подарочным сертификатом

Даже если сертификат покупали на деньги компании, получатель воспользуется им для личных нужд. Значит, можно применять закон о защите прав потребителей. И хотя сертификат лишь подтверждает авансовый платеж за будущие покупки, его приравнивают к обычным товарам  .

По закону вы вправе потребовать  :

  • заменить сертификат на другой по той же цене или с соответствующим пересчетом цены;
  • соразмерно уменьшить цену. Например, если вам предложили на замену сертификат большего номинала, за него не должны требовать доплаты;
  • безвозмездно устранить недостатки или возместить расходы на их устранение. Например, вы купили другой сертификат на замену использованному и хотите возместить деньги.

Также можно вернуть сертификат и потребовать уплаченные за него деньги  .

По закону требования можно предъявить продавцу, уполномоченной организации или ИП, изготовителю или импортеру  . В вашей ситуации это маркетплейс.

Как потребовать компенсацию от маркетплейса

Узнав, что сертификат уже использован, потребитель, даритель или получатель сертификата должен подать письменную претензию продавцу — онлайн или заказным письмом с уведомлением. Сделать это можно в течение трех лет с момента, когда вы узнали, что сертификат использован  .

В претензии:

  1. Опишите ситуацию.
  2. Укажите, сколько заплатили за сертификат и какие убытки понесли.
  3. Потребуйте вернуть деньги в течение 10 дней  .
  4. Уточните, что за каждый день просрочки будет неустойка — 1% от цены товара  .

Дождитесь решения от маркетплейса. Если вас не устроит результат, обратитесь в суд по вашему месту жительства или юридическому адресу продавца. Государственную пошлину платить не придется  .

Что можно взыскать с продавца в суде:

  1. Стоимость сертификата.
  2. Неустойку — 1% за каждый день просрочки в удовлетворении ваших требований.
  3. Штраф 50% от присужденной суммы. Он не входит в сумму иска, потому что заранее неизвестно, сколько денег вам присудят.
  4. Компенсацию судебных расходов — например, на услуги юриста  .
  5. Компенсацию морального вреда — размер определяет суд  .
  6. Проценты за пользование чужими деньгами  .

Если продавец откажется возместить убытки, суд может квалифицировать это как неосновательное обогащение и взыскать с маркетплейса проценты  .

Что делать в вашей ситуации

Отправьте претензию маркетплейсу. Опишите ситуацию с использованным сертификатом и предъявите к выплате сумму сертификата. Если понесли дополнительные убытки, укажите их.

Подождите ответа в течение 10 дней с момента, как продавец получит ваше обращение.

Если маркетплейс откажет или проигнорирует вас, подайте иск в суд по месту вашей регистрации или юридическому адресу продавца. Включите в требования сумму сертификата, убытки, неустойку, проценты за пользование чужими деньгами и возмещение морального вреда.

Если решение суда вас не устроит, можете обращаться в апелляционную, а затем и кассационную инстанцию — вплоть до Верховного суда.

Эмиль СулюкмановА вам дарили использованные сертификаты? Расскажите, чем все закончилось:
  • любимый РиядПоделюсь своей историей. Я участвовала в карьерном исследовании в Вышке, и за него нам дали по сертификату на Озон по 1000 рублей номиналом каждый. Потом нам написала администратор из Вышки и сказала, чтобы мы проверили, работают ли наши сертификаты. НИ У ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА из 22 сертификат не был действителен - как будто ими уже воспользовались. Нам заменили их через администрацию Вышки, так что у #OZON это не первый косяк.9
  • ДарьяТакая же ситуация, поддержка с обеих сторон пишет отписки. Очень неприятно, ребенку одноклассник подарил сертификат на день рождения.4
  • АнастасияТакая же фигня, уже кем-то активирован ... Фигею конечно ((( Что ни какой безопасности нет...4
  • Алена НецветаеваМы купили сертификаты на весь класс, мальчикам и девочкам на подарки. Из 25 шт смогли активировать только 5-6. Служба поддержки отвечает также, как и Вам. Попросила предоставить учетные записи, в которых были активированы другие сертификаты- ответили, конфиденциальная информация. Не думала, что столкнусь с мошенничеством на озон. Неприятно, что дети, которые так обрадовались сертификатам, остались разочарованы..((8
  • ФруФруНадо собрать все истории и не покупать сертификаты! Вот ОЗОН я больше ни покупать ни принимать в дар не буду!!!5
  • Эмиль СулюкмановЧитатели, спасибо Вам за Ваши комментарии. Я думаю, что подобные истории сильно подрывают репутацию таких компаний. Заменив негодные сертификаты, они бы обрели Вашу лояльность и благодарность. Вместо этого, выигрывая небольшие деньги в текущий момент, они теряют большее - покупателей и их доверие.0