В конце марта 2020 года мы с женой купили путевку на Кипр на осень. Я заключил договор с турагентством и внес аванс — 30% от стоимости тура. Цену прописали в договоре в российских рублях. Отдельной строкой была указана стоимость в евро по курсу на дату заключения договора.

Когда я обратился в турагентство с предложением внести оставшиеся 70%, они пересчитали мне остаток по новому курсу. При этом сказали, что цена формируется на дату расчета. В договоре об этом ничего не написано. Там вообще не говорится о возможном увеличении стоимости.

Мне пришлось переплатить 5 тысяч рублей. При этом допсоглашение к договору мы не заключали. Цена в рублях в договоре осталась старой, то есть по состоянию на конец марта.

Подскажите, как поступить в этой ситуации. Могу ли я вернуть переплату? Если да, куда следует обращаться: в турагентство, которое продало мне тур, или к туроператору, организующему поездку?

Илья

Илья, очень жаль, что вы попали в такую ситуацию. На самом деле вы не должны были переплачивать деньги сверх суммы, указанной в договоре. Расскажу, что говорит закон и что вы можете с этим сделать.

Что должно быть в договоре о покупке тура

Когда вы обращаетесь в турагентство, вы подписываете с компанией договор реализации туристского продукта. В нем говорится, что обязано сделать агентство и сколько стоят его услуги.

По закону туры продают на основании письменного договора, заключенного между туроператором или турагентом и туристом. Договор должен соответствовать нормам права, в том числе закону о защите прав потребителей.

Правительство разработало типовые формы договоров для турагентств. Если компания решит сделать собственный вариант договора, в нем обязательно должны быть существенные условия:

  1. Полное и сокращенное наименование, адрес и реестровый номер туроператора.
  2. Размер финансового обеспечения ответственности туроператора, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора.
  3. Сведения о туристе или заказчике и его полномочиях, если заказчик и турист — разные лица.
  4. Общая стоимость тура в рублях. Это самый важный для вас пункт.
  5. Главное о туре: программа пребывания, маршрут, условия путешествия. В этом пункте должна быть указана информация о размещении, условиях проживания и питания, перевозке туриста, наличии экскурсовода, гида-переводчика, инструктора-проводника.
  6. Права, обязанности и ответственность сторон.
  7. Условия изменения и расторжения договора.
  8. Сведения о порядке и сроках предъявления претензий к туроператору, если он нарушит условия договора.
  9. Информация о порядке и сроках предъявления требований о выплате страхового возмещения.
  10. Информация о порядке и сроках предъявления требований о возмещении туристу реального ущерба.
  11. Условие выдачи туристу билета или документа о бронировании.

Если хотя бы одного пункта в договоре не окажется, он будет считаться незаключенным.

Рассказываем о законах в других странах
В рассылке о путешествиях — Чемодане. Подпишитесь, и мы пришлем важные статьи об экономии в поездках

Можно ли привязывать цену в договоре к курсу валют

Обязанность туроператора или турагента прописать в договоре общую цену в рублях зафиксирована в статье 10 закона № 132-ФЗ и в пункте 7 правил оказания услуг по реализации туристского продукта. Другими словами, сразу несколько нормативных правовых актов устанавливают: стоимость тура должна быть указана в рублях.

Турагентство может упомянуть в договоре, что стоимость услуг эквивалентна такой-то сумме в иностранной валюте. Но оно не вправе привязывать эту сумму к курсу доллара или евро. Если турагентство пропишет в договоре, что стоимость зависит от курса валют, он будет считаться незаключенным. Причина проста: итоговая стоимость тура остается неопределенной для покупателя.

Некоторые турагентства и туроператоры все равно прописывают в договоре, что они оставляют за собой право в одностороннем порядке увеличить стоимость тура. Например, если курсы валют повысятся на 3% и более или увеличится сумма действующих налогов, сборов и других обязательных платежей. Но это незаконно. Суды говорят, что подобные условия нарушают права потребителей на получение достоверной информации об услугах.

Приведу пример. Общественная организация «Клуб защиты прав туриста» подала иск в отношении турагентства. Она требовала исключить из текста договора пункты, которые, по ее мнению, нарушали закон. В документе было сказано: турагент вправе увеличить стоимость договора, если вырастут цены на турпродукт или дополнительные услуги. При этом заказчик мог отказаться от исполнения договора, только если заплатит штраф или возместит расходы турагента. Московский городской суд удовлетворил требования истца.

Как поступить, если переплатили

Все претензии по поводу договора нужно предъявлять той компании, с которой вы его подписывали, независимо от того, кто разрабатывал тур. Взаимоотношения турагента и туроператора не имеют к вам отношения.

Уточните, сможете ли вы подтвердить факт переплаты. Если сумма в договоре осталась прежней и дополнительное соглашение вы не подписывали, проверьте чек или другой платежный документ, который вам выдали в турагентстве. Если в чеке стоит та же сумма, что и в договоре, доказать, что вы заплатили больше, будет практически нереально.

Вы можете обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. Если инспектор найдет в действиях компании нарушения, он может выписать ей штраф и вынести предписание об устранении нарушений.

Мы рассказывали, как правильно подать жалобу в любое ведомство. Возможно, вам будет полезна эта информация. Если вы решите еще раз воспользоваться услугами турагентства, почитайте, как проверить его благонадежность. Возможно, это сэкономит ваше время и сбережет нервы.

Если у вас есть вопрос о путешествиях, личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.