Как поменять старый электросчетчик?

29
Аватар автора

Иван

спросил в Сообществе

Я купил родителям квартиру в хрущевке и обнаружил, что в квартире стоит старый счетчик электроэнергии — черный, с крутящимся диском. Мне не нравится, как он выглядит на стене, и я сомневаюсь, что он точно считает. Хочу заменить счетчик, а заодно и разобраться со старой проводкой. Как мне сделать это правильно?

Аватар автора

Андрей Ненастьев

электромонтер

Страница автора

Иван, если у электросчетчика не истек срок эксплуатации или не подошел межповерочный интервал, а сам он не поврежден, сомневаться в показаниях нет причины.

Менять счетчик тоже необязательно: когда придет время, вам бесплатно поставят новый. При этом никуда ходить ни вам, ни родителям не придется. Но если хочется побыстрее, то это тоже возможно. Расскажу, куда обращаться, чтобы поменять электросчетчик.

Кто отвечает за счетчики

По закону за счетчики в многоквартирных домах отвечает гарантирующий поставщик. В частном секторе — сетевые компании  .

Самый простой способ понять, куда обращаться, — посмотреть в квитанции за электричество. Там указаны все координаты.

Организации, которые отвечают за счетчик, также можно найти в интернете. На сайте Федеральной антимонопольной службы есть реестр гарантирующих поставщиков и зон их работы. Например, в Ульяновской области гарантирующий поставщик — «Ульяновскэнерго». Сетевая компания в этом регионе так и называется — «Ульяновская сетевая компания».

Гарантирующий поставщик и сетевая компания обязаны бесплатно менять старые электросчетчики, у которых закончился срок службы.

Когда нужно менять

Если вам исправно приходят счета за электричество, значит, у поставщика есть вся информация о счетчике: дата ввода в эксплуатацию, срок службы и поверки. Когда придет время, электрики сами позвонят и согласуют дату замены прибора учета. Поставщики редко прибегают к поверке старых счетчиков — обычно сразу меняют их на новые.

Даты изготовления счетчика и последней поверки указаны в паспорте прибора. Если паспорт утерян, информацию о годе изготовления можно найти на самом счетчике.

Этот счетчик сделан в 1969 году — об этом говорит надпись справа внизу. Источник: @chaga в ЖЖ
Этот счетчик сделан в 1969 году — об этом говорит надпись справа внизу. Источник: @chaga в ЖЖ

Срок службы советских счетчиков электроэнергии модели СО с диском — 32 года. Межповерочный интервал — 16 лет. То есть за время работы счетчика его нужно поверить один раз.

Еще на счетчике должна быть пломба. Она нужна для подтверждения, что в работу прибора никто не вмешивался. Если проводилась поверка, на пломбе будет указан ее год и квартал. Если поверки ни разу не было, пломба будет чистой. Еще на пломбе может быть указан год ввода счетчика в эксплуатацию, который обычно совпадает с годом изготовления прибора.

Некоторые поставщики электроэнергии указывают дату следующей поверки прямо в квитанциях
Некоторые поставщики электроэнергии указывают дату следующей поверки прямо в квитанциях
На этом счетчике две пломбы: старая свинцовая и новая пластиковая. Снимать их самостоятельно запрещено. Источник: enargys.ru
На этом счетчике две пломбы: старая свинцовая и новая пластиковая. Снимать их самостоятельно запрещено. Источник: enargys.ru
Расшифровка поверочного клейма. Источник: Unipro
Расшифровка поверочного клейма. Источник: Unipro

Бывает, что срок службы прибора вышел или истек межповерочный интервал, а менять его никто не приходит. Дело в том, что у поставщиков существует очередь на замену приборов учета. Старых счетчиков много, и не всегда удается менять их быстро. На замену прибора учета отводится шесть месяцев с момента, как истек срок либо счетчик вышел из строя. Лучше не ждать и самостоятельно оставить заявку в энергетической компании о том, что требуется замена.

С 1 января 2022 года в частные и многоквартирные дома устанавливают только умные счетчики: они умеют сами передавать показания.

А с 1 января 2024 года действуют штрафы для энергетиков за несвоевременную замену счетчиков — от 50 000 до 100 000 ₽ для компаний и от 20 000 до 30 000 ₽ для должностных лиц этих компаний. Штраф могут наложить по жалобе жильцов в Госжилинспекцию или прокуратуру, при этом наказания для самих жильцов не предусмотрено  .

Как заменить счетчик, если он исправно работает

Если у вас однотарифный счетчик, а вам выгоднее трехтарифный счетчик (если вы сова и все делаете ночью, когда тариф самый низкий), то можно счетчик заменить, даже если он исправно работает и срок поверки еще не скоро.

Собственник жилья может в таком случае обратиться в энергосбыт, если проживает в квартире, или сетевую компанию, если живет в частном доме. Другие организации или знакомые электрики заменить вам счетчик не имеют права. Таким правом обладают только гарантирующие поставщики или сетевые компании.

Так как замена счетчика не связана с его работоспособностью или истечением срока службы или поверки, эта услуга будет для вас платной.

С 1 июля 2024 года правительство РФ обязало сбытовые и сетевые компании менять счетчики, у которых не истек срок поверки или службы и даже если они не вышли из строя. Счет на оплату должны выставить в течение пяти рабочих дней после того, как заявитель обратился за услугами по установке. После оплаты на установку прибора учета отводится до 30 рабочих дней.

Стоимость замены электросчетчика рассчитывают по стандартизированным тарифным ставкам. В нашем случае это ставка С8 — на покрытие расходов сетевой организации на обеспечение средствами коммерческого учета.

В каждом регионе свой размер ставки. Его утверждают власти субъекта. Например, установка однофазного счетчика прямого включения на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже по ставке С8 в Москве стоит 21 734,93 ₽, а в Смоленской области — 13 272 ₽ за один счетчик.

Это предельная стоимость установки счетчика. Сеть или сбыт имеют право назначить цену ниже государственной. При этом по закону счетчик будет соответствовать требованиям, и его присоединят к интеллектуальной системе учета электричества  .

Как не нарваться на мошенников

В крупных городах по квартирам ходят аферисты, которые рассказывают, что счетчики нужно срочно менять, и предлагают свои услуги. Стоимость замены прибора учета у таких подрядчиков в 5—10 раз выше рыночной, и, кроме того, замена счетчика кем-то вместо энергосбыта или сетевой компании сейчас незаконна.

Часто жертвами мошенников становятся пожилые люди.

Помните, что обязательно менять электросчетчик нужно только в четырех случаях:

  1. Истек или подходит к концу срок эксплуатации счетчика.
  2. Истек или подходит к концу срок последней поверки.
  3. На приборе есть трещины, сколы, другие серьезные повреждения.
  4. Не читаются цифры с показаниями.

Во всех этих случаях заменить прибор учета можно бесплатно — через свою энергоснабжающую или сетевую организацию. Пользоваться услугами частной фирмы для замены или самостоятельно демонтировать счетчик по действующему законодательству нельзя.

Что делать вам

Иван, в вашем случае лучше всего позвонить в энергоснабжающую организацию и поинтересоваться, когда в вашем доме будет плановая замена старых счетчиков. Если срок службы счетчика истекает или подошел межповерочный интервал, стоит напомнить об этом сбытовикам.

Замена старой проводки в квартире возможна без вмешательства в узел учета. Электрики знают, как это сделать. Если решите только заменить проводку, сообщите подрядчику, что скоро будут менять счетчик, и специалисты спланируют подключение кабелей с учетом этого.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, кредитной истории или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале

  • АлисаА что делать, если поставщик озвучивает стоимость услуг?0
  • Фая ФарраховаЗаменила эл счетчик пломбирование дальнейшие действия0
  • Дмитрий СергеевNeo, то что вы здесь рекламируете - незаконно. Те, кто послушается вашего совета, могут получить крупный штраф.0
  • SofrusФая, да0
  • Паша КотовНам приходят предупреждения от Петроэлектросбыта, что счётчик старый и мы обязаны его поверить или сменить на новый, за свои деньги.1
  • МихаилУ нас истёк срок эксплуатации счётчика в московской области. УК и мосэнергосбыт говорят, что вам поменяют его бесплатно до конца года, но когда - сказать не могут. По скольку срок истёк, то мы стали платить по максимальному тарифу. Как ускорить процесс замены, если даже электрики говорят, что они не могут вмешиваться без ведома УК?0
  • Сергей ТеременкоSaM, Никак. По закону есть 6 месяцев у гарантирующего поставщика. Не хотите ждать - выход один - меняйте платно.1
  • Malvina KalininaSaM, по истечении полугода после снятия (выходя из строя), но не раньше чем 1 января 2021 года (поскольку 950 поставновление вступило в силу только с 01.07.2020) вы можете написать претензию. Первый месяц после претензии вы платите -20% от стоимости начисления (т.е. 20% гарантирующий поставщик теряет), через три месяца уже -40% (это все потери поставщика). Сами прибегут поменяют. А вообще на основании постановления 950 не думаю, что сейчас будут тянуть с заменой ПУ. Другой вопрос на каком основании вам начисляют, если до 01.01.2021 введен мараторий на штрафные санкции, а также действует положение, что срок госповерки выпавший на период с 01.04.2020 по 31.12.2020 - не принимается к расчетам, и начисления продолжаются по прибору учета и по его показаниям1
  • АлексейПаша, тот же вопрос. Прокоментируйте кто нибудь.0
  • Александр БронниковРасскажу из личного опыта: необходимо было заменить счетчик(пару лет назад) электросбыт озвучил срок через 2мес, ценник кажется 1700-2000руб с их счетчиком срок не понравился, обратился в рэу к диспетчеру и мне сообщили от Вас счетчик и 300руб с нас электрик с пломбой данные по замене счетчика и номера пломбы сами передаем в электросбыт срок хоть завтра при наличии у Вас счетчика. В результате заменил счетчик и проводку вход и выход со счетчика на медь (замена 4 одножильных проводов, правда провод у меня был) еще 100руб сверху и всего делов-то. Поэтому предлагаю обратиться в Ваше рэу и поговорить в большинстве случаев у них аккредитация на пломбировку энергоресурсов.0
  • vasj vetrovНу во первых когда я менял счетчик придя в энерго мне стали навязывать свои услуги по замене, я сослался на то, что есть знакомый электрик ( это в моем лице) сам заменил приехали поставили пломбу и все.1
  • Бочков СергейЧто делать мне не пришло уведомление о проверки я зарегистрировался и отправил показания в на следующий месяц мне начали начислять плату в размере 800 р в месяц Хоть я и не пользуюсь уже 12000 счётчик поменял и всё равно показания дать не могу и начисляют дальше по 800р0
  • Alexey ElshinMalvina, кому писать претензию? Откуда информация по поводу дисконта? Вот мы составляли заявку на замену. Прошло 6 месяцев и Мосэнергосбыт включил заднюю и перестал видеть нашу заявку в системе "вы ничего не оставляли". Как начать платить с дисконтом или как поторопить сбытовиков с заменой?1
  • Олег МалининЗамену счетчиков оплачивает компания-поставщик электроэнергии! Читайте ниже! О новых правилах установки счетчиков электроэнергии в вопросах и ответах ВОПРОС № 1. Нужно ли потребителям* менять счетчики электроэнергии ввиду введения в 2020 году новых правил их установки? Краткий ответ: нет. С 1 июля 2020 года ответственность за приборы учета электроэнергии перешла к гарантирующим поставщикам в многоквартирных домах и к сетевым компаниям в случае с прочими потребителями (к ним в том числе относятся потребители в частной жилой застройке). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2020 года № 554 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии» приборы учета электрической энергии (измерительные трансформаторы), используемые до 1 июля 2020 года, не соответствующие требованиям, указанным в разделе X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442), могут быть использованы вплоть до истечения установленного для них межповерочного интервала, до истечения срока эксплуатации либо до момента выхода таких приборов учета из строя или их утраты. ВОПРОС № 2. Кто должен оплачивать покупку, установку или замену счетчика электроэнергии? Краткий ответ: приобретение, замена и установка счетчиков электрической энергии для потребителей* с 1 июля 2020 года осуществляется за счет гарантирующего поставщика или сетевой организации. Указанные расходы поставщика (сетевой организации) будут включены в тариф. По просьбе потребителя ему могут произвести за отдельную плату замену приборов учета до истечения их срока поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с утратой, выходом из строя или неисправностью прибора учета. Согласно пункту 2 статьи 543 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.4
  • Юрий ШварцкопфВ целом статья полезная, но есть большая неточность, цитата -"Если межповерочный интервал истечет после 1 января 2021 года, показания будут принимать до тех пор, пока поставщик не придет и не заменит счетчик.". Это неверно - согласно ПП 354 показания приниматься не будут, и начисления будут по среднемесячным (за период 6 мес.). Пока знаю исключение только в Москве (Мосэнергосбыт), они добровольно принимают показания в таком случае, хотя на их сайте официальная информация написана в соответствии с ПП 354, наверное не хотят негативного общения с потребителями.1
  • СветланаЧто делать, как быть?? У наших соседей уже много лет отсутствует ИПУ(индивидуальный прибор учёта.) Им энергосбыт выставляет счёт по нормативу 107 киловатт на человека, их проживает трое, это всего лишь 321 кВтт, всё остальное, что они потребляют идёт на общедомовой счётчик (Наш дом находится на полном электрообогреве) соответственно обогреватели употребляют очень много кВтт... До июля 2020г. нас это не касалось, потому, как общедомовые насчитывали по нормативу, а с июля 2020г. насчитывают по фактическому потреблению... И нам энергосбытовая компания стала выставлять большие счета на общедомовые нужды. Год назад в марте 2021г. с нашей помощью соседи подали заявку на установку счётчика, энергосбыт должен был установить в течении полугода. Уже прошёл март 2022г., а счётчик так и не установили. На наше обращение; почему до сих пор не установили, они мотивируют тем, что соседи им не ответили по телефону или вообще отказались от услуги🤔🙄 А теперь говорят, что с 01.01.2022г. по новому закону установка только новых умных счётчиков,(когда установят сами не знают) а обыкновенные счётчики уже нельзя поставить. И что нам делать в этой ситуации не знаем🤔 Получается, будем дальше платить за соседей общедомовые.0
  • Victor Ch"Если межповерочный интервал истечет после 1 января 2021 года, показания будут принимать до тех пор, пока поставщик не придет и не заменит счетчик." -- это на каком положении основано?0
  • МаринаСветлана, что делать? На общем собрании собственников принять решение либо "платить общедомовые по нормативу", либо "платить общедомовые по факту, но не больше норматива". У нас второй вариант, т.к. дом с газом и выгоднее по факту. Таким образом управляющая компания будет заинтересована, чтобы у всех был счётчик, иначе она платит своими деньгами0
  • ОльгаЕкатеринбург, приняли заявку 13 января 2021 на смену счётчика в связи с поломкой его, на решение о смене дали период до 1 января 2023 года и два года я должна платить по среднему, как ускорить процесс установки и почему 2 года я должна платить по среднему? Это много.0
  • ОльгаСергей, так ладно, если 6 месяцев, у меня год скоро будет и ещё год до декабря 2023 года ждтите". А всё это время плачу по полной, почему, как ускорить установку и как платить?0
  • Ефремова ЮлияЗдравствуйте а у нас в нижнем Новгороде другая ситуация нещнаем как нам быть счетчик осиановился,не работает подали заявку в феврале приняли в, марте прислали в квитанции 2300 они взяли говорят среднее за полгода и каждый раз один платёж и летом когда он должен быть меньше счётчик стоит не крутиться срок замены истек в течение полгода должны заменить ходили обращались сказали ждите и так все без изменений никто ничего не делает как нам быть мы раньше пладитли и 1500 за свет а они взяли месяца с самым большим тарифом и как нам быть куда обращаться с нас берут лишние деньги ?0
  • Ефремова ЮлияСергей, платно менять нельзя они говорят только они сами меняют0
  • Ефремова ЮлияАлександр, Энергосбыт компания все действия принимает не законными они говорят на это менять самим категорически нельзя только наши специалисты могут делать все эти работы вот и найди правды0
  • Ольга БВ нашем снт давно бесплатно все перешли на россети. Я как новый владелец участка 56 тыс заплатила, но до столба его доведут и повесят. В дом подключить- отдельный расход 20 тыс. Это 2023 год. Заявка полгода на выполнении, скоро срок подойдет, а пока только что то кто то в моё отсутствие приезжал посмотреть на улице. Сами россети в дом со столба не заводят. Работают с подрядчиками.0
  • АлександрА если счетчик был заменен, как быть со старым прибором учета? Он исправен, сдавать в переработку не хочется, его нельзя просто отдать куда-то для дальнейшего использования?0
  • Наталья Иванованам заменили хорошие старые счетчики 90-х годов на новые Ленэнерго или как-то так называется, он перестал показывать показания чрез год! какая-то шляпа! обратилась в мосэнергосбыт, они заявку приняли, а вот исполнять ее не торопятся. Вопрос такой - как все это время мне будут рассчитывать электроэнергию, и могу ли я требовать перерасчет, если уезжаю в отпуск?0
  • Елена ГорлатыхЗаменили счётчик. Поставили счётчик энергомера се 200 , 2013 года выпуска. Т.е. счётчику уже 11 лет. И как я прочитала их уже сняли с производства. Можно ли поставить такой счётчик?0