Законно ли ежегодно отключать горячую воду на весь теплый сезон?
Живу в Краснодарском крае. Каждый год, по крайней мере в нашем районе, отключают горячую воду сразу, как заканчивается отопительный сезон, а включают вместе с отоплением. Так происходит уже третий год подряд, но, например, в 2019 и 2020 годах горячая вода была постоянно.
В нашем регионе температура может опускаться ниже +5 °C в период с октября по май. Последний отопительный сезон был с ноября по середину апреля.
Нашел статью в Тинькофф Журнале, где люди пишут, что у них отключают воду на две-три недели максимум. Узнал, как с этим обстоят дела у коллег: большинство из них живут в средней полосе страны и на все лето воду не отключают никому. Если бы не опыт коллег, я бы даже не подумал, что так, как у нас, — не норма.
В 2022 году в городе начали какой-то ремонт домов. На информационных плакатах говорится, что он связан в том числе с отоплением и горячим водоснабжением. Обещают закончить в августе 2023. Но на деле пока только обновляют фасады. И непонятно, войдет ли в перечень работ строительство котлов или отопительных систем внутри домов, чтобы не зависеть от центрального отопления.
Мы устали нагревать ведра на плитах, а установку водонагревателя в ближайшее время не рассматриваем. Подскажите, что делать?
Чтобы понять, насколько обоснованы отключения, нужно разобраться, откуда берется вода, кто ее греет и как она подается в дом. Объясню, как это работает.
Почему отключают горячую воду
Ситуация, когда горячая вода бывает только в отопительный сезон, возможна по нескольким причинам.
Дом без системы горячего водоснабжения. Так было в доме, где я вырос. Это был четырехэтажный дом постройки 60-х. Когда его возводили, к нему не проложили трубы горячего водоснабжения. Жители грели воду на кухне в небольшой печке с баком, которую топили дровами, — она называлась титаном. Воду грели только для мытья, а отопление было центральным.
Со временем пожароопасные печи из таких домов убрали, а для забора горячей воды жители подключились к батареям отопления. Так как летом вода в системе отопления не нагревается, помыться горячей можно только зимой. Летом приходится греть ее в кастрюлях либо устанавливать электробойлер.
Таких домов в России все еще много, причем они бывают и в престижных районах. Централизованная подача горячей воды в них так и не появилась.
В этом случае отключение горячей воды на все лето изменить непросто. Чтобы проложить централизованную систему горячего водоснабжения, нужны проект, деньги и техническая возможность это сделать. А еще понадобится согласие всех жильцов. Иногда это даже сложнее, чем найти деньги: многие не хотят, чтобы в их квартире рабочие сверлили стены, и им проще купить бойлер.

Ремонтные работы на водопроводе, предприятии, которое поставляет горячую воду, или на внутридомовых коммуникациях, которые обслуживает УК.
В пользу этой версии говорит то, что в 2019 и 2020 годах горячая вода была у вас круглый год. Иногда ремонт такого водопровода затягивается, и если никто не жалуется, то и с ремонтом никто не торопится.
В этом случае нужно обратиться с жалобой на затянувшийся ремонт в местное ведомство, которое курирует ЖКХ. Если дело в бездействии УК или недобросовестных подрядчиков, жалоба чаще всего помогает решить вопрос.
Почему в разных регионах воду отключают на разный срок
Рекомендуемый период ремонта теплосетей, во время которого отключают горячую воду, — 14 дней. Но это рекомендация. Если тепловым сетям требуется серьезный ремонт, горячее водоснабжение могут отключить и на дольший срок.
Обычно срок зависит от конкретного дома и состояния водопровода. Например, дом новый, вокруг него — новостройки. Застройщик провел к нему новый трубопровод, трубы не успели проржаветь, запорные краны в колодцах не подтекают. В случае аварии дом можно подключить к водоснабжению по резервной линии. Тогда горячее водоснабжение в квартирах можно вообще не отключать — вода всегда будет поступать по одной из линий.
Другой пример: новостройку подключили к старому трубопроводу. Жильцам кажется, что коммунальных проблем быть не должно, но аварии могут быть и вне дома, например в котельной, где греют воду. В моем городе так и было: три котельные находились в аварийном состоянии и отключение горячей воды летом было нормой. Отключить могли как на день, так и на месяц.
Если трубу прорвало, горячую воду перекрывали до завершения ремонтных работ. Потом аварийные котельные закрыли, а трубопровод проложили новый — из соседнего города. Теперь отключения бывают максимум на две недели.
Почему не стоит ждать установки автономной системы для нагрева воды в ходе ремонта
Вы пишете, что у вас начали ремонт домов и на информационных плакатах указали, что отремонтируют системы отопления и горячего водоснабжения. Но рассчитывать на установку новой автономной системы горячего водоснабжения для всего дома не стоит.
Ремонт бывает двух видов:
- Капитальный, когда меняют или восстанавливают уже имеющиеся конструкции объектов капитального строительства, систем и сетей инженерно-технического обеспечения или их элементов.
- Текущий, который выполняют в плановом порядке, чтобы восстановить исправность или работоспособность общего имущества жилого дома — его составных частей, установленных нормативной и технической документацией.
В обоих случаях речь о ремонте существующих элементов. То есть старые трубы отремонтируют либо заменят на аналогичные, если их ремонт невозможен.
А установка устройств по нагреву воды для всего дома будет считаться не ремонтом, а реконструкцией. И если на информационных плакатах о реконструкции ничего не сказано, значит, установка автономной общедомовой системы нагрева воды не планируется.
Могут ли жильцы потребовать реконструкции системы нагрева воды
Могут, но в управляющую компанию с такими вопросами обращаться бесполезно: реконструкция не входит в ее компетенцию.
Установка в систему горячего водоснабжения нагревательных элементов увеличит состав общего имущества. А решение об увеличении может принять только общее собрание собственников. За решение должно проголосовать не менее 2/3 от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме
Также собрание должно решить вопрос с финансированием. Вероятно, жильцам придется скинуться.
Кроме желания жильцов должна быть и техническая возможность установить водонагреватель. Если нагреватель электрический, электросеть должна выдерживать дополнительную нагрузку. Если газовый, поблизости должна быть не только газовая труба, но и система вентиляции в месте установки водонагревателя. А еще нужно согласовать вопрос с поставщиками газа и электричества, сделать проект.
Реконструкция систем отопления — сложное и затратное мероприятие. И его трудно реализовать по инициативе жильцов.
Как действовать вам
Возможно, в вашем случае самый быстрый и малозатратный способ решения проблем с горячей водой — установить электробойлер. Он не считается общедомовым имуществом и не требует согласований и проектов. В Тинькофф Журнале уже есть статья о том, как его выбрать.
17.05, 17:19
По закону, горячая вода может быть отключена максимум на 10 дней на испытание тепловых сетей, обычно это делается в летний период. То, как отключают воду у вас-абсолютно незаконно. Реагируйте, подавайте жалобы в вышестоящие инстанции в письменной форме.
25.05, 10:33
Елена, ответ от администрации города:
«Добрый день! Уважаемый имя, в сентябре 2021 года имущество теплового комплекса (город) возвращено в муниципальную собственность. В ходе осуществления приема-передачи выявлен значительный (более 80%) износ оборудования котельных и тепловых сетей. Эксплуатацию имущества теплового комплекса осуществляет МУП "ТЭК (город)". За прошедшее время благодаря субсидиям из бюджета Краснодарского края, муниципального образования (город) и собственным средствам предприятия реализована часть первоочередных мер, направленных на обеспечение работоспособности оборудования котельных и тепловых сетей. Несмотря на принятые меры, оборудование котельных и тепловых сетей нуждается в модернизации и капитальном ремонте. С целью реализации мероприятий, направленных на обеспечение надлежащего функционирования оборудования теплового комплекса, по окончании отопительного сезона 2022-2023 годов МУП "ТЭК (город)" по согласованию с администрацией муниципального образования (город), принято решение о выводе в ремонт вышеуказанного оборудования. Информация о планируемой приостановке оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению, связанной с проведением ежегодных ремонтных и профилактических работ, была заблаговременно размещена на официальном сайте МУП "ТЭК (город)" и доведена до потребителей путем размещения на досках объявлений соответствующих многоквартирных домов. МУП "ТЭК (город)" и администрация муниципального образования (город) предпринимают все возможные меры к завершению ежегодных ремонтных и профилактических работ.»
Абсолютно ничего не сказали про сроки ремонта и никак не отреагировали на то, что я написал про 14 дней. Что делать дальше? И можно ли вообще что-то сделать ещё при таком ответе?
25.05, 18:13
Тыцк, а на официальном сайте МУП ТЭК указаны сроки приостановки оказания услуги по горячему водоснабжению?
25.05, 21:01
Елена, нет, я проверял. Просто написано, что приостановка будет с определённого числа и всё.
26.05, 19:02
Тыцк, я работаю в сфере ЖКХ в Петербурге, здесь такой беспредел невозможен. Могу посоветовать подавать жалобы с завидной периодичностью, отвечать они обязаны. Добивается своего всегда тот, кто делает это постоянно и настойчиво, не бросая на полпути. Удачи!
02.06, 14:06
Елена, на удивление, воду включили 1 июня) Теперь сиди и гадай, это просто по плану произошло так, или после очередной жалобы...) Но в целом все 2 прошлых лета проходили без горячей воды, так что сейчас приятно, что наконец-то можно не греть вёдра со всеми вытекающими.
Правда напор кот наплакал, но это компенсируется тем, что температура кипяток и её всё равно нужно смешивать с холодной водой, после чего напор нормальный.
Сами они ответили, что всё это в соответствии с запланированными мероприятиями, но как я и говорил, нигде до этого не было никаких сроков, поэтому мало верится в это.
03.06, 10:06
Тыцк, ну вот видите! А если бы не подали жалобу, то ваши коммунальщики вообще бы не чесались! Так как образец первой жалобы у вас уже есть, то повторно отправлять его можно регулярно, только меняя числа, если опять отключат. Удачи!
30.05, 19:49
Елена, спасибо) Буду пытаться
18.05, 00:37
Елена, а подскажите закон, в котором упоминается этот срок
18.05, 05:17
Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 19.12.2022) "О водоснабжении и водоотведении"
— там как раз и ваш случай упоминается
23.05, 11:10
Светлана, спасибо за ответ. Я подал жалобу, надеюсь, что примут меры. Но сейчас у меня появился вопрос. Представим, что воду включат, она будет идти пару дней, а потом снова отключат под предлогом профилактических работ. Что в таких случаях можно делать?
30.08, 12:14
Плохо дела - в Томске регулярно отключают горячую воду на 3 недели, на месяц, на дольше - некоторые дома до сих пор с июня без горячей воды. В один год пол-города писало коллективную жалобу со сбором подписей - пшик. На все жалобы наша местная конторка плевать хотела, их ежегодно штрафуют за задержки, но там копейки по их меркам. Самое большая сумма была 400 т.р., и это при многомиллионных оборотах.