Работаю как ИП. Как мне правильно оформлять свой больничный или отпуск?

Обсудить

Меня зовут Тарас, и я ИП. Занимаюсь продвижением сайтов на фрилансе. С каждым клиентом я обязательно заключаю договор, плачу налоги. Но не понимаю, как быть с моими больничными и отпусками.

Что прописать в договоре на случай отпуска или больничного, чтобы спокойно отдохнуть или лечиться, а не работать?

Когда отпуск и больничный прописаны в договоре, как сообщать клиентам об этом?

В случае отпуска или больничного, то есть без работы над проектом, нужно ли клиенту предоставлять скидку? Если у меня в договоре оплата за месяц, но не по часам, должны ли они заплатить меньше?

Благодарю за помощь.

Тарас

Тарас, в законе есть определение предпринимательской деятельности. Вот ее признаки:

  1. Самостоятельная.
  2. На свой риск.
  3. Для получения прибыли.
  4. С имущественной ответственностью.

Когда вы официально стали ИП, то на все это согласились. Вы не наемный работник и даже не исполнитель как физлицо. Вы отдельный субъект предпринимательства, а для клиентов вы исполнитель в статусе предпринимателя. Вы с клиентами на равных — каждый отвечает за себя и свой бизнес, сам несет риски и получает прибыль.

В договоре условия о больничных быть не должно

Как предприниматель вы не имеете права предусматривать в договоре с клиентами выплату больничных и отпускных. Если вы так сделаете, то подставите их. Договор с такими условиями при проверке могут признать трудовым. Вам за это ничего не будет, а вот клиенту доначислят много налогов и оштрафуют. Даже ваши аргументы, что вы и правда не штатный работник, не помогут.

С точки зрения бизнеса клиент не обязан оплачивать ваши простои по болезни и во время отпуска. Вы взяли на себя этот риск и сами должны думать, как решать вопросы с доходом в эти периоды. Болеете вы или отдыхаете — вообще никак не касается клиента.

Государство тоже не должно платить вам больничные. По умолчанию ИП не платят обязательных взносов на социальное страхование. Но вы можете платить эти взносы добровольно — тогда будете получать больничные, но немного.

Как договориться о работе во время болезни и отпуска

Сообщать клиентам о перерыве в работе вы обязаны только в рамках партнерских отношений. Вы договариваетесь как самостоятельные партнеры по бизнесу.

Вот какие условия можно предусмотреть в договоре:

  1. Что вы можете временно приостановить и возобновить выполнение работ или оказание услуг, уведомив об этом клиента каким-то определенным способом, например письмом по электронной почте.
  2. Что в случае задержек или отсрочки выполнения работы вы платите клиенту неустойку или стоимость работ снижается на какую-то сумму.
  3. Что с такого-то по такое-то число вы не оказываете услуги и не выполняете работы, то есть в проекте будет пауза. Или вы работаете, но не отвечаете на письма и не решаете срочных задач.
  4. Что в случае паузы в проекте не больше недели клиент все равно платит вам всю сумму. И установить максимальное количество таких оплачиваемых пауз в год.
  5. Что вы приступаете к следующему этапу проекта только после полной приемки работ предыдущего этапа и передачи всех материалов для нового этапа, подтвержденной обеими сторонами.
  6. Что вы имеете право приостановить выполнение работ или оказание услуг на любой срок после приемки очередного этапа.

Вы можете вообще ничего не писать про паузы в проекте, а оговорить только результат или объем работ. Есть результат — есть оплата. Остальное неважно.

Если договор уже есть, а этих условий нет

В любой момент можно составить допсоглашение, в котором вы утвердите новый план работ или новое задание. Или измените какие-то пункты договора. Или даже вообще заключите новый. Это на тот случай, если в договоре у вас не было ничего предусмотрено, но вам потребовалось уехать в отпуск.

Это может быть неудобно для клиента, но мы не будем вас учить бизнес-этике. С точки зрения закона все ваши отношения, порядок работ, сроки и объемы должны быть зафиксированы в договоре. Всё.

Если специальных условий нет, действуют общие — по гражданскому кодексу.

Вы можете прописать сколько угодно сложные отношения с клиентом — хоть «оказывать услуги или выполнять работы каждый третий нечетный день месяца», хоть «услуги оказываются только в дни, когда курс доллара превышает такую-то отметку». Можно все, что не противоречит закону. Главное — не упоминайте в договоре, счетах и допсоглашениях больничные и отпускные.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество