В автосалоне мне навязали услугу «Сервисная карта». Без нее мне отказались оформлять кредит. Это был льготный кредит по федеральной программе «Первый автомобиль», поэтому в итоге я подписал договор.

Теперь я хочу отказаться от услуги, но в договоре с автосалоном указано, что он нерасторжимый. Как мне поступить?

Петя Неряха

Нерасторжимых договоров не существует. Бывает, что расторгнуть договор сложно — для этого нужно выполнить определенные условия, например выплатить компенсацию другой стороне. Но когда свобода одной из сторон ограничена до состояния «нельзя», это договорное рабство, которое противоречит свободе воли.

Но это не единственное нарушение в действиях автосалона. Давайте разбираться.

Все свободны в заключении договоров

Вы вправе заключать или не заключать любые договоры, в любое время и с кем угодно. Заставить заключить договор вас может только суд или особые обстоятельства, когда заключение договора следует из ваших обязательств: например, собственники квартир обязаны заключить договор с управляющей компанией.

Когда автосалон предлагает вам заключить договор на предоставление услуги «Сервисная карта» или какой угодно другой, вы вправе отказаться.

Если автосалон пытается навязать вам эту услугу, он нарушает закон.

Нельзя отказать в кредите из-за того, что вы не купили что-то другое

По закону «О защите прав потребителей» вам не могут запретить заключить один договор, пока вы не заключите другой. Например, автосалон не может отказаться продавать вам автомобиль только потому, что вы не заключили договор на дополнительное обслуживание.

Это касается и кредитных договоров. Если вы хотите взять кредит на автомобиль, вам могут отказать только по условиям выдачи самого кредита: например, если у вас недостаточный доход. Вам не имеют права отказать в кредите потому, что вы не заключили какой-то другой договор, например не купили услугу «Сервисная карта». Не имеет значения, по какой федеральной программе выдается кредит и насколько он льготный.

Если банк отказывается выдать вам кредит, а автосалон не хочет продавать автомобиль, пока вы не купите что-то еще, они нарушают закон.

Исключение — договор страхования. Банк может попросить застраховать предмет залога, в вашем случае — автомобиль. Если вы этого не сделаете, он вправе отказать в кредите или предложить менее выгодные условия. Это законно.

Сложнее с другими видами страховки. Бывает, что банки при выдаче кредита просят застраховать что-то еще, например жизнь, здоровье или какое-то имущество. Там много нюансов, и это тема для отдельной статьи, но в общем случае это тоже законно.

«Нерасторжимых» договоров не бывает

Если в договоре есть условие, что его действие нельзя прекратить, это условие противоречит закону и вы можете его игнорировать. С точки зрения закона оно ничтожно.

Закон «О защите прав потребителя» разрешает вам в любой момент отказаться от договора оказания услуг или выполнения работ, если вы компенсируете другой стороне понесенные расходы. Аналогичное право закрепляет за вами гражданский кодекс.

Здесь тоже есть исключения. Например, нельзя просто так отказаться от договора страхования и некоторых других договоров — в законе прописаны специальные условия и порядок их расторжения.

Теперь несколько слов о расторжении и отказе от договора. С точки зрения закона это разные действия.

Как прекратить действие договора

Закон предусматривает два способа прекратить действие договора: расторжение и отказ от исполнения договора. У этих способов есть принципиальные различия.

Расторжение договора происходит по согласию всех сторон, которых он касается. Если возникает ситуация, когда по закону или самому договору его можно расторгнуть, а одна из сторон против, за расторжением договора нужно обращаться в суд.

Отказ от договора — это одностороннее прекращение действия договора, без переговоров и споров. Вы просто отказываетесь дальше исполнять свои обязанности по договору, потому что закон или сам договор разрешают вам так поступить. Причины и условия для отказа могут быть самыми разными: например, если вас заставили купить услугу, чтобы взять кредит.

Потребителю гораздо проще отказаться от договора, чем предпринимателю. Например, автосалон не может просто так взять и прекратить действие услуги.

Отказ от договора начинает действовать с момента, когда другая сторона получает об этом уведомление.

Как отказаться от «нерасторжимого» договора

Автосалон вряд ли пойдет вам навстречу и согласится расторгнуть договор. Поэтому не расторгайте его, а просто откажитесь от его исполнения. Насколько я понял, услуга «Сервисная карта» не связана со страховкой, поэтому на нее не распространяются специальные правила.

Я вижу два варианта развития событий.

Если вы еще ничего платили, например аванс или абонентскую плату, то просто отправьте уведомление автосалону. В уведомлении укажите название салона, его адрес, ваше полное имя, адрес и телефон. Если не знаете, на чье имя писать, пишите «руководителю». Укажите, что такого-то числа вы и салон заключили такой-то договор и что вы отказываетесь от его исполнения на основании статьи 32 Федерального закона «О защите прав потребителей», так как не нуждаетесь в услуге «Сервисная карта».

Уведомление отправьте ценным письмом с описью вложения по адресу, который указан в договоре на эту услугу.

С того момента как автосалон получит ваше уведомление, договор расторгнут и об услуге можно забыть. Если салон с чем-то не согласен, ему придется идти в суд и доказывать, что вы не имели права так поступать или что из-за вас он понес какие-то расходы.

Если вы что-то заплатили и хотите вернуть деньги, скорее всего, без суда уже не обойтись. Сначала отправьте автосалону такое же уведомление об отказе от исполнения договора. Добавьте в него требование вернуть уплаченные деньги и пригрозите судом. Напомните салону, что если он не пойдет вам навстречу, то кроме ваших денег суд взыщет с него штраф в размере 50% от суммы долга, моральный вред и расходы на юриста. Возможно, автосалон пойдет вам навстречу и вернет деньги. Но так бывает редко.

На ответ у автосалона есть 10 дней. После того как он проигнорирует уведомление или откажется вернуть деньги, нанимайте юриста и подавайте на автосалон в суд. Судебная практика на вашей стороне. Например, одному человеку при заключении кредитного договора навязали «продленное сервисное обслуживание» стоимостью 54 000 Р. Суд помог ему отказаться от договора и взыскал с салона всю сумму услуги, штраф, компенсацию морального вреда и расходы на юриста.

Если ситуация повторится

Если в будущем вам будут навязывать ненужную услугу или не давать кредит, пока вы не заключите какой-то дополнительный договор, пригрозите жалобой в Роспотребнадзор. Роспотребнадзор не поможет вернуть деньги без суда, если вы уже их заплатили, но может оштрафовать автосалон: на 1—2 тысячи рублей, если это ИП, и на 10—20 тысяч, если юрлицо. Перспектива штрафа может заставить продавца соблюдать ваши права.

Но с жалобами в Роспотребнадзор есть проблема. Некоторые компании после жалобы приложат все усилия, чтобы ничего вам не продать, и согласятся это сделать только по решению суда. Поэтому если угроза жалобы не помогает, ее необязательно приводить в исполнение.

Если решите жаловаться, учтите, что перед обращением в Роспотребнадзор придется получить доказательство, что вы обращались в автосалон и он отказался удовлетворять ваши требования. Поэтому сначала подайте жалобу в сам автосалон, а на своей копии попросите поставить отметку, что автосалон жалобу принял. Если он откажется, отправьте жалобу на его юридический адрес ценным письмом с описью вложения. И уже когда автосалон не пойдет вам навстречу или проигнорирует жалобу, обращайтесь в Роспотребнадзор. К обращению приложите копию жалобы в автосалон или документы с почты: опись вложения и уведомление о вручении или возврате письма.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите: ask@tinkoff.ru. На самые интересные вопросы ответим в журнале.