Невозвратная бронь — это законно?

26
Аватар автора

Вячеслав

спросил в Сообществе

Законна ли невозвратная бронь отеля в России или штрафы за отмену бронирования? Ведь по гражданскому кодексу можно безвозмездно отказаться от любого договора услуг.

Аватар автора

Анастасия Корнилова

юрист

Страница автора

Если клиент не заедет в оговоренное время, в России гостиница может удержать плату только за первые сутки проживания. Но лишь когда в условиях прописано, что бронирование гарантированное. Иначе клиенту должны вернуть полную стоимость проживания. Правда, могут удержать расходы на конкретного постояльца. Но их еще надо доказать. Расскажу обо всем по порядку.

Письма о путешествиях и эмиграции
Истории о том, где отдыхать, учиться и жить, — в вашей почте по воскресеньям. Бесплатно

Какие бывают виды бронирования в России

Есть два типа бронирования: гарантированное и негарантированное  . Условия и тип должны быть прописаны в подтверждении брони. Например, в личном кабинете на сайте агрегатора или в подтверждающем письме, которое пришло на электронную почту.

Негарантированное бронирование. Гостиница указывает, до какого часа гость может заселиться. Если он не приехал в оговоренное время, его бронь аннулируют. Деньги за отмену не удержат.

Гарантированное бронирование означает, что постоялец должен заехать не позже расчетного часа второго дня брони. А если планы поменяются — предупредить об этом в любое время до часа заезда  . Если гость не отменил проживание в срок и не заселился, с него удержат плату за первые сутки. Остальную сумму гостиница должна вернуть.

Роспотребнадзор поясняет, что штрафовать за отмену гарантированного бронирования можно, только если клиента заранее предупредили о последствиях и он на эти условия согласился. И подчеркивает: штраф не может быть больше платы за одни сутки.

Туроператор забронировал номера в гостинице для 42 школьников и внес предоплату 157 500 ₽, а потом отменил бронь. Гостиница заявила, что все деньги пойдут на уплату штрафа.

Туроператор не согласился. Он считал, что штраф не должен превышать 52 500 ₽ — плату за сутки проживания группы. Поэтому потребовал вернуть 105 000 ₽. Гостиница отказалась, и туроператор пошел в суд.

Суд сказал  , что в договоре и переписке неустойку не оговорили, соглашение о штрафе стороны не подписывали, а значит, у гостиницы не было права удерживать деньги с туроператора. Он обязал гостиницу вернуть 105 000 ₽. Апелляция и кассация оставили решение в силе.

За что еще могут удержать плату с клиента

Что об удержании платы в случае отказа от услуг говорит закон. Согласно статье 782 гражданского кодекса и статье 32 закона о защите прав потребителей, если заказчик отказывается от договора, он должен компенсировать убытки исполнителя. И наоборот. Поэтому полностью вернуть деньги можно, только если заказчик не успел ничего потратить.

Например, вы заказали костюм у портного, а потом передумали и купили в магазине. Договор с портным расторгли, но он уже купил для будущего костюма подкладочную ткань, пуговицы и нитки. Расходы на них придется компенсировать, несмотря на расторжение договора.

Как обстоят дела с отелями. Гостинице сложнее доказать расходы, если клиент отменил бронирование. В примере с портным есть документально подтвержденные траты, четко привязанные к конкретному заказу: на ткань, нитки и пуговицы. У отеля такого нет, и расходы придется доказывать иначе.

Если вы передумали заселяться в гостиницу и ее владельцы хотят получить с вас деньги, хотя услуга не оказана, можно смело идти в суд. Отелю придется документально подтвердить, что именно к вашему приезду они потратили конкретную сумму.

Для этого не подойдут, например, накладные на отпуск хозматериалов, зарплатные ведомости, платежные поручения на оплату электроэнергии. Эти документы показывают, что отель просто работает. Из них нельзя сделать вывод, что расходы связаны с услугами для конкретного клиента. Поэтому суды не принимают их как подтверждение затрат гостиницы на бронирование.

А вот если вы забронировали номер и попросили готовить завтраки из особых продуктов из-за аллергии или диеты и гостиница перед вашим приездом их закупила, это уже считается расходами исполнителя. Вам придется их компенсировать, если откажетесь от брони  . Если вы отказались от брони до того, как гостиница купила для вас продукты, она не вправе удерживать их стоимость.

Что в итоге

В России невозвратная бронь незаконна. Если гость не заехал и заранее об этом не предупредил, гостиница может взять плату только за первые сутки проживания. Но такое условие должно быть прописано в подтверждении брони, например в личном кабинете на сайте агрегатора или в рассылке, которая пришла по электронной почте. Если постояльца о штрафных санкциях никто предварительно не уведомил, он вправе требовать деньги назад.

Если гостиница потратила деньги на конкретного постояльца, например закупила для него диетическое питание, она может удержать с него эти расходы. Отель должен подтвердить их документами. Удерживать плату за работу гостиницы, например зарплату сотрудников или оплату счетов за коммунальные услуги, она не вправе.

  • Омельченко ОльгаЗдравствуйте. С бронью в отеле все понятно. Я работаю в свадебном салоне и у нас недавно возникла такая ситуация. Девочка забронировала на конкретную дату свадебное платье в прокат. Через несколько дней пришла отменила бронь и забрала деньги так как свадьба расстроилась. Но в эти дни, пока платье было в брони ещё одна девочка хотела это же платье на эту же дату и мы отказали, так как платье было уже занято. И эта девочка ничего у нас не купила, ушла искать это платье в других салонах. Мы понесли убытки, в итоге платье никто не взял в прокат. По "человечески" мы вернули деньги, а как по закону?. Ни каких договоров заключено не было.1
  • Денис ТюринОмельченко, это получается упущенная выгода, и клиент не должен её оплачивать. Вот есть статья: https://journal.tinkoff.ru/ask/vernut-predoplatu/?mindbox-click-id=de50bdf0-a9db-439e-a233-36315dbec320&utm_source=%D0%A2%D0%B8%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D1%84%D1%84-%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB&utm_medium=email&utm_campaign=glavnaya&utm_content=sub131#c647612
  • Tatiana VellaДенис, правильно!0
  • Ирина СтасюкУ меня заключён договор с базой отдыха.. За услугу бронирования я оплатила 15% от стоимости проживания. В договоре прямо указано, что в случае отказа покупателя от проживания, сумма уплаченная за услугу бронирования не возвращается (в том числе и при наступлении форс-мажорных обстоятельств). Сейчас, при наличии в стране Короновируса и закрытии многих регионов, проживание на б/отдыха становится невозможным. Есть ли шанс при таких условиях вернуть предоплату?0
  • Елена ХованецВ стоимость бронь или задаток костюма входит консультация и подбор костюма по пожеланиям и размеру клиента, закрепление за клиентом этого костюма на определенную дату и внесение его данных в базу, подготовка костюма к прокату на эту дату (очистка, термическая обработка). Бронь костюма можно перенести на другую дату в течение одного года при этом предупредив заранее; если данный костюм, при переносе на другую дату уже забронирован - осуществляется замена на оптимальный аналогичный. Сумма брони задатка не возвращается, так как это тоже услуга, которая оплачивается. Я вижу это так0
  • МайосУ меня сейчас ситуация: в прошлом году забронировала место в санатории, внесла предоплату 3000. В этом году решила оплатить картой Мир те же даты, но уже в полном объёме. Позвонила в санаторий, они говорят бронируйте заново и отменяйте старое, но вернем вам только 1500 вместо 3000. Я спрашиваю: "почему? Ведь я все равно заеду в те же даты, как и бронировала изначально". Ответ: "у нас такие правила, указаны на сайте". Подозреваю, что это незаконно. Тем более, что до даты бронирования еще 3 месяца. Какой закон можно привести в качестве аргумента против таких правил?0
  • Анастасия КорниловаМайя, ст. 782 ГК РФ и ст. 32 Закона о защите прав потребителей — вы имеете право в любой момент отказаться от договора и должны оплатить исполнителю только фактически понесённые затраты. Причём исполнитель должен их подтвердить. Спросите, какие конкретно расходы на 1500 рублей понёс санаторий по вашему договору и чем они могут доказать эти расходы. Правила, пусть даже указанные на сайте, если они противоречат закону, вы соблюдать не обязаны. Если будут несговорчивы, вы всегда можете написать жалобу в Роспотребнадзор3
  • Маргарита ДерменжиПомогите, забронировала отель в России, бронь от 17.06 на дату заезда 19.08, из-за новых условий в краснодарском крае, я эту бронь отменила 25.06. В броне предусмотрен штраф равной оплате первых суток в отеле, но когда я обсуждала с менеджером отеля новые условия для заезда, она уверила меня, что я могу отменить бронь, и деньги они мне вернут, только срок до 45 дней возврата, идет 3 месяц денег нет, отель говорит нужно ждать. Что мне делать?0
  • Анастасия КорниловаМаргарита, напишите отелю досудебную претензию, укажите, что если в такой-то срок деньги вам не поступят, вы обратитесь в суд, причём в исковом потребуете не только возврат денег, но ещё уплату штрафа и неустойки. Возможно, это сподвигнет отель поскорее вернуть вам предоплату0
  • Тимур СаетхановЗдравствуйте. Подскажите, гость бронировал номер в хостеле на 14:00 15 мая. Не заехал и запрос на отмену отправил только в 9:30 16 мая. Какие штрафные санкции по закону можно применить? Так как был простой номера на сутки0
  • Milka WayТимур, если бронирование было гарантированным, то можете удержать оплату за фактический простой номера в размере стоимости 1 суток проживания. Основание: пп.Б п.16 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1853)0
  • ОльгаПередумала от гостевого дома в Анапе, сама в другом регионе. Идти в свой суд? Заранее спасибо.0
  • Виктория ЕмельяноваЗдравствуйте. Подскажите, пожалуйста, а если я уже живу в гостинице 4 дня, а забронировала и отлатила я на 10 дней. Но вдруг мне нужно уехать. Вернут ли мне деньги за оставшиеся дни?0
  • Anastasiya TrofimovaКоллеги, столкнулась сейчас с Ситуацией. Оплатила в Анапе хостел как "принято" сбербанк перевод" хозяину, но билеты пришлось сдать и за 2 недели до поездки сообщила в хостел-пожалуйста верните бронь так как поездка не состоится (спойлер: июль, Анапа. Разгар сезона. Бронь на 13.7, а отмена поездки 24.6). Бронь не возвращают, но я и договора с ними не заключала. вот как быть?0
  • Наталия КорепановаЗдравствуйте. Я забронировала отель за 15 дней до предполагаемой поездки, а за 13 дней (если считать день заезда - 14) отменила бронь в отеле, в связи с болезнью одного из нас. Отель отказывается возвращать деньги заплаченные за бронь, в размере суточных. Ссылается на то, что на сайте у них отмена брони за 14 дней бесплатно, а у меня 13. Есть ли какие-то сроки отказа? За 14 дней может произойти, что угодно. Ранее, при многократном бронировании отелей, видела условия бесплатного отмены бронирования за 48 и даже 24 часа до заселения. Выше Вы пишите, что если отель не понес расходов, то заказчик должен получить сумму, заплаченную за бронь. Вряд ли, в моем случае, исполнитель за две недели мог понести какие-то расходы, тем более, специальных условий проживания/питания никаких не оговаривалось. Имею ли я право на возврат денег? Как поступить в данном случае?0
  • Галина ЛаптиноваЗдравствуйте, забронировала отель в 05.59,только после оплаты вышла информация, что заселение с 13.00,а у меня самолет на 15.00,деньги не большие 1800руб,но отель ни как не хочет возвращать,подскажите, это законно?0
  • Анастасия КорниловаГалина, если у вас негарантированное бронирование, то незаконно0
  • user661852А как быть с обязательной бронью квартиры или кладовки от ПИК? Компанию утверждает, что бронь за 5к обязательна, отказаться нельзя. Даже если вы прямо сейчас готовы купить объект.0
  • Павел КовальчукПодскажите пожалуйста, возможно ли оплату за бронирование в полном обьеме . И явслется ли это причиной возврата денег если вы не можете заселиться. И вообще явлетс это законом брать и невозвратно денежные средств - еще раз повторять оплата за бронирование- средств не возвращается- законно ли это ?0
  • Александр ШустановИнтересно, что мне в приложении Тинькофф мне не возвращают деньги за отмененную бронь (через минуту после бронирования, хотя это не так важно). Поддержка ссылается на отельера. Забронировал (и сразу отбронировал) 5 мая на 8-10 мая. Мои действия абсолютно точно не привели к издержкам отельера.0
  • AzamatЗабронировал гостиницу через Тинькофф Путешествие, пришло уведомление "бронирование подтверждено", через 5 минут приходит повторное уведомление что "не смогли подтвердить бронирование, забронируйте повторно",спрашиваю в чате поддержки когда вернут деньги, отвечают что деньги вернуться через 2-3 дня, бронирую другую гостиницу также в Тинькофф Путешествие на этот раз успешно, звоню в тех поддержку узнать когда точно вернут деньги, и оказывается что у меня два подтвержденных бронирования, и ошибка в приложении, прошу вернуть средства за одно из бронировании, отвечают что средства не возвратные. Что попросили вернуть деньги у гостиницы но не гарантируем положительный результат0
  • Алексей РидныхЗдравствуйте. Случилась такая неприятная ситуация: забронировали отель на сайте, получили на почту ваучер о заселение, приехали, а мест в гостинице нет. Отменили бронь нашли другое жилье. Сайт вернул бронь не деньгами, а начисленными бонусами этого сайта(зачем мне эти фантики не понятно), насколько это законно? И могу ли я через суд требовать свои деньги обратно? Помогите люди добрые, дельным советом.0
  • Фарида ЗайнуллинаЯ забронировала один номер в гостевом доме "Одиссея", потом с лучшими условиями другой в этом же гостевом доме. Как мне снять бронирование за первый номер и вернуть деньги0
  • Евгения КоролёваЗдравствуйте! Подскажите, пожалуйста, насколько законно сервис Авито установил такого рода правила по бронированию квартир у частных лиц: вернуть предоплату можно только через 6 ч после бронирования и совсем невозможно, если бронируешь в день заезда? Как с юридической стороны и в чём логика именно шести часов? У меня, например, получилась такая ситуация: я забронировала квартиру на сутки в Тобольске в 23 ч, заезд на следующий день в четверг в 14 ч. Утром мы с семьёй за собирались из Тюмени в Тобольск, но выяснилось, что у мужа в рабочих процессах возник форс-мажор, поэтому было принято решение перенести поездку, о чём я сразу же сообщила собственнице по телефону в сообщении, моё предложение было: перенести данные средства предоплаты на другой день заезда. Она сразу в штыки начала мне говорить про "упущенную выгоду". В итоге предоплата мне так и не вернулась, жильё у неё на другой день бронировать не стали, на контакт она особо не шла. В такой ситуации считаю, что собственник поступил не очень лояльно, так как вряд ли за 12 ночных часов, в середине недели, в конце августа не в период мероприятий у неё стояла очередь на квартиру в Тобольске. На горячую линию Авито звонила, их ответ, что в соответствии с придуманными ими правилами они не возвращают в данной ситуации предоплату. Насколько это корректно и законно?0
  • Евгения КоролёваИ ещё такой момент: штраф за незаезд у них существует, а штрафа, например, за то, что собственники не успевают убрать и предоставить квартиру в 14:00 у них нет или за то, что фото не соответствуют реальности, или вообще фейковые объявления🤬0