Возможно ли в России применять невозвратный тариф на проживание в гостинице?
Подскажите, возможно ли в России использовать возвратный или невозвратный тариф на проживание в гостинице?
К примеру, фирма забронировала номер для гостей на 25 дней. Номер оплатили. Через три дня гости решили съехать. Так как гостиница небольшая и почти все номера были заняты, ранее пришлось отказать другим гостям. В итоге деньги вернули, а другие гости заселились уже в другую гостиницу.
Почему нельзя установить невозвратный тариф, как на авиаперелеты? Чтобы, если гость отказался без уважительной причины, деньги ему не возвращать.
В гостинице в России нельзя применять невозвратный тариф по аналогии с авиаперевозками. Дело в том, что деятельность гостиниц и авиаперелеты регулируют разные нормы права. Для сферы оказания услуг невозвратные тарифы не предусмотрены законом.
Как работает невозвратный тариф в авиаперевозках
В авиаперевозках бывают возвратные и невозвратные тарифы. Возвратные разрешают пассажиру отменить бронь и вернуть стоимость билета без уважительной причины. При этом часть суммы могут удержать — в зависимости от правил тарифа, которые публикуются на официальном сайте перевозчика и у каждой авиакомпании свои.
Невозвратные тарифы, как правило, стоят дешевле. Но если пассажир приобретет такой билет и откажется от перелета без уважительной причины, деньги ему не вернут. Он может претендовать только на неиспользованные суммы, которые перевозчик взимает в пользу других организаций, например аэропортовые сборы. Но сами авиакомпании обычно их возвращать не хотят, а поскольку суммы маленькие, судиться ради них нет смысла.
Вернуть полную стоимость невозвратного билета пассажир может, только если он отказывается от полета вынужденно. Есть несколько причин:
- Заболел пассажир либо член его семьи или родственник, с которым он должен был лететь. Факт болезни надо подтвердить документами и сняться с рейса до окончания регистрации. Для этого придется обратиться в авиакомпанию.
- Рейс отменили или существенно задержали. Какое время считается существенным, авиакомпании определяют во внутренних правилах.
- Авиакомпания изменила маршрут рейса.
- Авиакомпания не смогла обеспечить стыковку рейсов при единой перевозке.
- Пассажиру не предоставили место на рейсе. Такое случается, например, при овербукинге — когда билетов продают больше, чем мест в самолете.
- Пассажира задержали на досмотре, но запрещенных предметов не нашли.
- У пассажира умер член семьи или близкий родственник.
- Перевозчик или его уполномоченный агент неправильно оформили билет.
- Пассажиру не оказали обслуживание по классу билета. Например, вместо бизнес-класса посадили в эконом.
Все эти правила прописаны в российском законодательстве о воздушных перевозках — воздушном кодексе и федеральных авиационных правилах.
Как устроена оплата услуг в гостиничном бизнесе
Гостиница в России может назначать постояльцам гарантированное и негарантированное бронирование. Это оговаривается, когда клиент резервирует номер, и прописано в подтверждении брони. Вот чем отличаются эти два типа.
Негарантированное бронирование. Гостиница устанавливает, до которого часа будет ждать гостя. Если постоялец не заселился в то время, которое указано в подтверждении брони, его бронирование аннулируют. При этом с клиента не берут никаких денег за отмену.
Гарантированное бронирование означает, что гость должен заехать не позднее расчетного часа второго дня брони. Сроки опять же прописывают в правилах бронирования. Там же указывают, когда постоялец должен предупредить, если его планы поменяются.
Если гость несвоевременно откажется от бронирования, опоздает или не заедет, отель имеет право получить с него плату за простой номера, но максимум — за сутки. После этого бронь аннулируется. Брать деньги за двое суток или весь период проживания отель не вправе.
Условия гарантированного бронирования в законе досконально не прописаны — каждая гостиница сама устанавливает правила таких договоров. Например, с постояльца могут потребовать предоплату за весь срок проживания или только за первые сутки либо вообще не брать денег. Срок, когда можно без штрафа отказаться от брони, у разных гостиниц тоже отличается. Как правило, это 24—48 часов до заселения.
- Например, бронирование гарантированное, и по правилам отеля постоялец должен был заселиться 10 марта в 12:00. Но он не приехал вовремя, а в 16:00 позвонил и сказал, что заселяться не будет. В этом случае гостиница может оштрафовать клиента. Размер штрафа будет зависеть от того, что прописано в правилах отмены. С гостя могут взять оплату за 4 часа или за первые сутки. Но больше чем за одни сутки не имеют права.
Какие еще деньги при расторжении договора на проживание может требовать отель. Когда клиент бронирует номер в гостинице, он заключает договор об оказании услуг. Правила заключения договора прописаны в гражданском законодательстве. Там сказано, что клиент может в любой момент отказаться от договора и исполнитель должен будет вернуть ему деньги, кроме фактически понесенных им расходов, — их придется документально подтвердить. Например, если гостиница закупила для гостя специальное диетическое питание, а он отказался от брони, то отель может подтвердить затраты чеками и удержать эту стоимость. А остальные деньги обязан вернуть.
Если гостиница — предприниматель или юрлицо, а клиент — физлицо, за то, что деньги не вернули по требованию гостя, придется заплатить штраф — 50% от невыплаченной добровольно суммы. А еще компенсацию морального вреда и проценты за пользование чужими деньгами.
- Например, такая ситуация произошла в Московской области. Женщина вместе с матерью заселилась в гостиницу и заплатила за несколько дней вперед. Но в комнате, которую им предоставили, сильно пахло канализацией. Персонал гостиницы предложил постояльцам другой номер. Правда, он стоил дороже, и клиентке пришлось доплатить разницу.
- В итоге им снова не повезло: из-за стены доносились шум и громкая музыка, жить в этом номере было некомфортно. Женщины утром съехали и потребовали, чтобы им вернули предоплату. Предприниматель, которому принадлежала гостиница, отказался отдать деньги, и женщина пошла в суд.
- Она потребовала, чтобы ей вернули деньги за те дни, когда она не жила в гостинице, — 8400 ₽. А еще чтобы выплатили неустойку за просрочку возврата денег в размере 7224 ₽, компенсацию морального вреда — 30 000 ₽, штраф — 22 879,82 ₽, а также траты на почтовые расходы — 135,64 ₽.
- Суд сказал, что клиентка имела полное право отказаться от услуги, а владелец гостиницы должен был вернуть ей деньги за те дни, когда она не жила в отеле. А раз он не сделал этого добровольно, то должен заплатить штраф. Поэтому ответчик должен был выплатить истице 6000 ₽ за гостиничные услуги, 1000 ₽ компенсации морального вреда, 3500 ₽ штрафа за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя и 135,64 ₽ за почтовые расходы. В общей сложности женщине присудили 10 635,64 ₽.
Если номер в отеле забронировала компания или предприниматель, нормы закона о защите прав потребителей применяться не будут. То есть гостинице не придется платить неустойку, компенсацию морального вреда и штраф за то, что она добровольно не исполнила требования клиента. Но деньги, полученные авансом, придется вернуть в любом случае. Можно удержать только плату за первые сутки, если бронирование было гарантированное и гости не заселились вовремя.
Если не вернуть сразу остальную сумму, заказчик может потребовать уплаты процентов за каждый день просрочки. При обычном бронировании вернуть придется все: удерживать ничего нельзя.
Что в итоге
Закон четко оговаривает право заказчика в любой момент отказаться от договора без каких-либо санкций, за исключением штрафа за первые сутки при несвоевременной отмене гарантированного бронирования. Поэтому ввести какие-либо невозвратные тарифы гостиница не вправе: законом они не предусмотрены. Постояльцы могут в любой момент съехать, а отель должен будет вернуть деньги за оставшиеся дни.
02.04.22, 23:16
Хм, ситуация такая: забронировала на букинге отель в прошлом году, выбрала невозвратный тариф. Заехать не могла, спросила отель о возможности возвращения средств. Они ответили отказом. Договор никакой не заключался. Есть ли шанс в таком случае вернуть свои деньги?
05.04.22, 13:14
Мони, если отель российский, переписка и перевод денег подтверждает фактическое заключение договора. Можете попробовать вернуть деньги через суд, тем более что в российском законодательстве к договорам услуг невозвратные тарифы не применяются
06.04.22, 09:33
Анастасия, может стоит досудебную претензию накатать?
03.04.22, 08:43
В феврале бронировал отель на Островке. Отель бронировал в Крыму. Получилось так, что бронировал два раза. Практически сразу. От Островка на почту пришло письмо, что отель не подтвердил бронирование «К сожалению, в отеле «Арт-Отель Украина» не осталось свободных номеров по выбранному Вами тарифу на даты 4 - 7 апреля, 2022 г.». Естественно я расслабился, и стать ждать возврата денег, так как больше ничего от Островка не было. Чуть позже вступил переписку с Островком. От них пришло «Возврат средств был произведён 11.03.2022, срок поступления на счёт может составить 3 - 30 дней, зависит от банка.» Я опять расслабился, но как оказалось зря. Новое письмо «Ваше бронирование активно в нашей системе,… Мы проверим бронирование в отеле и дадим Вам ответ в течении дня..» Через девять дней ожидания написал им сам. Соизволили ответить. Мы направили запрос на отмену бронирования нашему поставщику и ожидаем ответ. Мы проинформируем Вас, как только получим ответ поставщика по возможности отменить бронирование без штрафа, если это окажется возможным, произведём отмену и возврат.» Терпеливо ждал еще неделю. Новое письмо. «Обращаем ваше внимание, что бронирование 16530305 совершено на невозвратных условиях, в случае его отмены взимается штраф 100. Если вы хотите его отменить, необходио направить отмену по данному бронирование и запросить о снятии штрафа, к сожалению, како-либо возврат средств не гарантируется. Сегодня уже 3 апреля ответа так и нет. По идее завтра должны заселяться. Как я понимаю денег я не увижу. А вы пишите у нас нет невозвратных тарифов
05.04.22, 13:20
user1879017, неприятная история, но по закону невозвратных тарифов в договорах услуг нет. Чаще всего отели и гостиницы пишут о невозвратных тарифах в расчёте на то, что клиенты прочитают эту информацию не станут отстаивать свои интересы. В вашем случае есть смысл сходить в суд, чтобы вернуть деньги
04.04.22, 09:32
спасибо большое, классная и полезная статья
05.04.22, 10:42
Не могу только понять, что мешает гостинице в суде доказать, что удержание полной суммы при невозвратном бронировании является фактически понесенными расходами по договору?
05.04.22, 13:26
Андрей, просто сказать недостаточно, надо ещё доказать. Причём расходы должны быть связаны с исполнением конкретно этого договора. Видела решение суда, где суд отклонил расходы гостиницы на покупку ортопедического матраса. Постояльцы просили, чтобы кровать была именно с ортопедическим матрасом, персонал гостиницы пошёл им навстречу, купил матрас. Но суд сказал, что этот матрас можно прекрасно предлагать другим постояльцам, значит расходы на него не связаны с исполнением именно этого договора
05.04.22, 13:53
Анастасия, безусловно. Суды в РФ изначально настроены лояльно по отношению к потребителю (физлицу), поэтому доказать что-то очень сложно, но мне интересно, пытался ли хоть один отель в подобной ситуации нанять грамотного юриста и попробовать обосновать свою позицию. Ведь, с точки зрения логики, нет никакой разницы между невозвратным авиабилетом и невозвратным тарифом в отеле. И в том, и в другом случае клиент 1) имеет возможность выбрать другой тариф 2) получает скидку за выбор невозвратного тарифа. Кроме того, риски у авиакомпании и отеля схожие: авиакомпания рискует не продать пустое кресло (в случае, если пассажир сдаст билет), отель рискует не продать освободившийся номер. Понятно, что и то, и другое - это бизнес-риски. Конечно, их можно заложить в стоимость (повысив её, т.е переложив на других клиентов). Но почему тогда авиакомпаниям закон разрешает продавать невозвратные тарифы, а отелям - нет?
05.04.22, 13:47
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, можно ли вернуть денежные средства за невозвратное бронирование номера в отеле заграницей? Я понимаю, что вопрос выходит за рамки статьи, но может быть у кого-нибудь есть реальный опыт.
09.06, 09:02
Не вернули деньги за оставшиеся сутки т. к. в договоре прописано, что оплата не возвращается если заказчик решит съехать.