Как салону красоты оформить сотрудников так, чтобы платить поменьше налогов?

30

У меня небольшой маникюрный салон, в котором работают пять мастеров. Я зарегистрирована как ИП, плачу на УСН 6% от дохода, а мои мастера никак не оформлены. Клиенты платят мастерам напрямую, те оставляют половину себе, а половину отдают мне. Если клиент хочет расплатиться картой, он переводит деньги мне, а я — половину мастеру.

Я понимаю, что это неправильно, но платить все налоги и взносы за работников мне не хочется, тем более что мастера часто меняются.

Как мне оформить мастеров так, чтобы все было законно, но платить поменьше?

Мария

Таким вопросом задаются почти все, кто с помощью нескольких сотрудников оказывает услуги людям: репетиторы, юристы, массажисты, тренеры, дизайнеры, строители и т. д.

Аватар автора

Алексей Башук

юрист

Страница автора

Варианты решения почти для всех одинаковы. Разберемся на примере вашего маникюрного салона.

Никого не оформлять и ничего не подписывать

Некоторые предприниматели предпочитают решать проблемы по мере их поступления: никак не оформляют сотрудников и работают вообще без документов, а заниматься формальностями начинают только после первых штрафов. Проблема в том, что штрафы могут быть немаленькими.

Если мастер пожалуется в трудовую инспекцию, она оштрафует предпринимателя сначала на сумму до 10 000 ₽ за каждого работника. Если история повторится, штраф вырастет до 40 000 ₽. За незаключение трудовых договоров могут наказать штрафом до 10 000 ₽ ИП и до 100 000 ₽ юрлицо. При этом проверка может оказаться не просто внеплановой, но еще и внезапной.

Налоговая может заинтересоваться деньгами, которые проходили через мастеров и предпринимателя: с них должны были платить НДФЛ и взносы, а их не платили. Выяснить, кто и как передавал наличные деньги, налоговая не сможет, а вот все переводы по счетам за последние три года поднять будет легко.

Налоговая доначислит налоги и пени за просрочку, а также оштрафует предпринимателя за умышленную неуплату налога на 40% от суммы недоимки. Эти деньги просто снимут с его счета.

Конечно, когда салон только открылся, предпринимателю не до трудового кодекса: все деньги ушли на запуск дела, на счету каждая копейка, и вообще непонятно, взлетит бизнес или нет. Даже если никого не оформлять, вряд ли налоговая или трудовая инспекция успеет прийти в салон в первые два-три месяца работы. Многие предприниматели начинают первый бизнес именно так. Главное — вспомнить про оформление сотрудников, как только салон выйдет на какой-то относительно стабильный доход.

Сдать рабочие места мастерам в аренду

Салон салоном, но можно обставить все иначе. Представьте, что вы не работодатель с работниками, а всего лишь владелец помещения, который сдает рабочие столы в почасовую аренду. В таком случае не вы платите мастерам за работу, а они вам за аренду места. Тогда ваша деятельность становится абсолютно законной и прозрачной: вы ИП, который зарабатывает на том, что сдает помещение в аренду, а оформление мастеров становится их проблемой, а не вашей.

Если мастера работают вообще без регистрации, то они не платят никаких налогов, но рискуют получить штрафы за незаконную предпринимательскую деятельность. Чтобы работать законно, им нужно зарегистрироваться в качестве самозанятых, если это возможно, или стать ИП на патентной системе.

Когда у мастера есть налоговый патент, ему не надо платить НДС и НДФЛ. Он просто ведет книгу учетов расходов и доходов, а вместо всех налогов платит два раза в год фиксированную сумму. Стоимость патента зависит от региона и вида деятельности. Кроме тех, кто оказывает косметические услуги, на патенте могут работать репетиторы, фотографы, ремонтники, повара и др. Главное, чтобы их доход был меньше 60 млн рублей в год.

Годовой патент для московского салона красоты в Академическом районе в 2022 году стоит 118 800 ₽. Рассчитать стоимость патента для вашего случая можно на сайте налоговой
Годовой патент для московского салона красоты в Академическом районе в 2022 году стоит 118 800 ₽. Рассчитать стоимость патента для вашего случая можно на сайте налоговой

Кроме стоимости патента мастеру нужно будет уплатить за себя пенсионные взносы и взносы на медицинское страхование, за социальное страхование можно не платить. Минимальная сумма взносов в 2022 году — 43 211 ₽, точная сумма зависит от объема доходов мастера-предпринимателя.

Страховые взносыСумма в годКБК
Страховые взносы на ОПС в фиксированном размере34 445 ₽182 1 02 02140 06 1110 160
Страховые взносы на ОПС с дохода, превышающего 300 000 ₽9000 ₽182 1 02 02140 06 1110 160
Страховые взносы на ОМС8766 ₽182 1 02 02103 08 1013 160

Страховые взносыСумма в год
Страховые взносы на ОПС в фиксированном размере34 445 ₽
Страховые взносы на ОПС с дохода, превышающего 300 000 ₽9000 ₽
Страховые взносы на ОМС8766 ₽

Самозанятость

В 2022 году вашим мастерам не обязательно регистрироваться в качестве ИП. Можно стать самозанятым и платить только налог на профессиональный доход.

Самозанятость — это особый налоговый режим для специалистов, которые работают сами на себя. Такие люди просто скачивают мобильное приложение «Мой налог» и ведут в нем учет входящих платежей. Приложение заменяет онлайн-кассу и бухучет, самостоятельно формирует чеки и уведомляет, когда надо уплатить налог — 4% от всех поступлений. В Т⁠—⁠Ж есть отдельная подборка статей про самозанятых.

В таком случае организация работы салона выглядит следующим образом. Владелец салона зарегистрирован в качестве ИП, сдает по договорам почасовой аренды рабочие места мастерам. Мастера оформлены в качестве ИП или самозанятых. Нужно только, чтобы договор аренды не был похож на трудовой: в нем не должно быть никаких графиков работы, отпусков, штрафов и всего, что сопровождает трудовые отношения.

Главный подвох такой организации в том, что каждый мастер в салоне будет сам себе хозяин. Его нельзя будет уволить за плохую работу или прогул, нельзя запретить ему работать в других салонах и уводить клиентов домой. С другой стороны, даже официальное трудоустройство в штат не сможет полностью защитить работодателя от такого поведения сотрудника. Поэтому, на мой взгляд, если салон сможет построить свою работу так, чтобы мастера за него держались, этот вариант работы будет самым выгодным и для мастера, и для салона.

Устроить мастеров к себе на работу

Если салон приводит мастерам клиентов и руководит их работой, можно устроить их в качестве штатных сотрудников. Тогда они будут обязаны соблюдать условия трудового договора и все внутренние регламенты, а за нарушения их можно будет оштрафовать или уволить. Но при этом оформление в штат — самый затратный вариант оформления отношений с мастерами.

Мастерам от оформления в штат одни плюсы: тут и оплачиваемый отпуск, и больничные, и пенсионный стаж. Правда, весь праздник — за счет работодателя. С каждой зарплаты салон будет платить взносы и НДФЛ.

В целом налоги и взносы за работника в 2022 году составляют 43,2%. Допустим, у сотрудника в договоре указана зарплата 40 000 ₽. Работодатель будет тратить на него 52 080 ₽, а на руки работник получит 34 800 ₽.

В общем, если ваш салон только открылся, можно какое-то время поработать вообще без документов. Сначала убедитесь, что салон приносит прибыль, а потом занимайтесь бумагами. Когда станет ясно, что дело пошло в гору, выберите способ оформления, который больше подходит в вашей ситуации. Если мастера приходят к вам со своими клиентами, сдайте им место в аренду и помогите стать ИП или самозанятыми. Если вы обеспечиваете мастеров и хотите руководить их работой, оформляйте в штат.

Если кратко

Если вы любитель острых ощущений, никого не оформляйте, работайте до первой проверки. Потом, если что, уплатите штрафы или переедете и смените вывеску.

Если вы доверяете своим мастерам как себе и хотите платить как можно меньше налогов, то ваш выбор — самозанятые или ИП, которые арендуют у вас рабочее место.

Если вы серьезный предприниматель, оформляйте всех по трудовому договору или договору ГПХ в зависимости от вида работы или услуги.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
  • ValeriyminА почему клиенты платят мастерам напрямую, а не в кассу. Какая разница оформлены они официально или нет. Можно устроить мастеров официально, но с минимальным окладом, а остальное платить в конверте.2
  • Daniil KЕсть еще вариант - договор с аутсорсинговой компанией, которая оформляет людей себе, а мы им платим по договору ежемесячно. Почему он не рассматривается? Какие риски?0
  • Ilya PoykinValeriymin, потому что придет налоговая и отлупит за зарплату ниже среднеотраслевой, у них это один из основных KPI сейчас0
  • Ilya PoykinDaniil, потому что ко всем затратам надо еще добавить доход аутсорсинговой компании, которая также должна оформить сотрудников в штат, платить им зарплату и перечислять взносы.0
  • Никита ГордовЕсли между сотрудником и юр.лицом заметят трудовые отношения -- то за самозанятость и ИП между сотрудниками и салоном -- вас нехило штрафами нагреют! Выход один -- нанимать в штат, все остальное -- незаконно0
  • Надежда ВарлачеваОтличная статья, благодарю! Все ссылками подкреплено, разъяснено понятно.0
  • Ренат МифтаховСлышал, что оформляют "ученические" договора - насколько они подходят для салонов красоты? И если они подходят, то нужно ли со "стипендии" отчислять налоги?1
  • Лариса ТолмацкаяОчень полезная статья. А можно ли мастеров оформить не на оклад, а на сдельную оплату труда?1
  • Алина АнтоноваА если оформить с мастерами и администратором договор оказания услуг ГПХ?0
  • Артур МнацаканянЗдравствуйте подскажите пожалуйста для супруги открываем студию маникюра она одна будет работать что выгоднее будет для нас открыть ИП самозанятость ? Что и как выгоднее и по дешевле будет?0
  • user2156769А как считать усн при таких договорах аренды ?0
  • Дарья НуштакинаАртур, регистрируйтесь в качестве самозанятой, 4% налога, и никаких страховых взносов. Допустимый предельный годовой доход 2400000. Можете написать мне в инст advocate.dm0
  • Bob komikovНикита, не очень понятно на каком основании0
  • Светланаесли я хочу сдавать в аренду рабочее место мастерам маникюра могу я оформить самозанятость на себя или обязательно нужно открыть ип?0
  • Сергей АтласовЕрунду написали. Так не работает. Проблема в том, что вы не описали основную скользкую часть: при самозанятых или ип парикмахеры не захотят тратиться на налоги, и к вам не придут работать. Сейчас их дефицит кадров. Вторая проблема сдачи в аренду мест: как вы будете деньги по карточкам пробивать? Если клиенты привыкли с пластика платить, а не моб переводами? Те надо еще и самому проводить парикмахерские услуги, иметь псн или усн, и это всё при сданных якобы в аренду местах? Чушь пишите господа эксперты. Если деньги пойдут через моббанки мастеров, то как они вам будут их отдавать? Налом которого у них нет? Тоже моб банком? - вас будут дурить без вашей онлайн кассы и вашего терминала☝🏾, и это непрозрачно для налоговой. Потом вы пишите не оформлять в начале на работу мастеров. Тоже чушь, лютая. Смотрите: сейчас 90% парикмахеров, мастеров маникюра это иностранцы из снг, те вы предлагаете не принимать их на работу? И так работать? А это штраф по коап на ип за неуведомление о заключении срочного трудового договора с иностранным гражданином, грозит штрафами до 800 тр. Вам, уважаемые эксперты надо матчать подучить,1
  • Сергей АтласовРенат, не работает это. Тк на долгое время не пойдет.0
  • Сергей АтласовЛариса, на сдельную по тк не положено, россиян оформлять не надо, риски маленькие, гастербайтеров обязательно на мрот0
  • Сергей АтласовValeriymin, вы единственный человек в теме, Все верно написали, так и делается, и к этой схеме комар носа не подточит. Добавлю: с мастеров до половины ндфл + ед соц налог надо удерживать. Россиян не оформляете и все0
  • Сергей АтласовDaniil, аутсорсинговые расходы куда денете? Ндфл есн? Или предлагаете на фирму однодневку вешать?0
  • Сергей АтласовНикита, 100% правильно.0
  • Сергей АтласовBob, вы видимо не понимаете как на местах на практике налоговая делает проверки: отдел камеральных проверок. То что эти лазейки элементарно доказываются и они известны налоговой, это давно прописные истины. Если ваш микробизнес состоит из 2х мастеров, то копаться не полезут, а если из 50?0
  • Сергей АтласовНадежда, это хреновая статья, написанная непрофильными людьми, которые не знают не мат часть, ни имеют опыта.0
  • Сергей АтласовАлина, гпх это договор на разрвую услугу, это не трудовой договор, и он не меняет положения дел обязанностью вами уплаты ндфл и есн. Смысла в этом не вижу0
  • Сергей АтласовАртур, посчитайте усн, патент, самозанятость по стоимости - зависит от региона. Ответ сами посчитайте, непонятен ваш доход и ставки в регионе0
  • Сергей АтласовДарья, не факт что патент на ип дороже будет, надо считать0
  • Сергей Атласовuser2156769, % усн вашего региона на вид деятельности по оквэд аренда0
  • ГульнараСергей, скажите почему россиян оформлять не надо ? Штрафы маленькие за них?0
  • Жанна КаретниковаСветлана, самозанятый не имеет право сдавать в аренду коммерческое помещение. Только ИП0
  • НадеждаПодскажите пожалуйста может вы знаете, если я сдаю сотрудникам в аренду рабочие места, я же должна буду с этого «дохода» еще налог уплатить?0
  • ЛюляСергей, напишите пожалуйста свою, правильную статью. 🙏 только единичные салоны с большим оборотом в месяц могут оформлять сотрудников в штат и все это вывозить. И тоооо☝️ этот салон не должен падать в обороте... А это же бьюти там каких только историй не было. Как работать в бьюти сфере в белую чтобы налоги не сжирали всю ее зп за день0