Могут ли языковые школы привлекать самозанятых преподавателей?
Вправе ли владельцы языковых школ и курсов иностранных языков привлекать преподавателей, которые зарегистрированы как самозанятые, по договору ГПХ?
Сотрудников нанимают в штат только в крупных школах, а сам бизнес имеет ярко выраженную сезонность: летом выручка снижается на 90%. Практически все преподаватели в течение учебного года подрабатывают репетиторами либо на других языковых курсах. Эта профессия по своей сути относится к сфере самозанятости.
Однако многие школы боятся, что если они будут сотрудничать с самозанятыми преподавателями, то ИФНС обвинит их в скрытых трудовых отношениях.
Дмитрий,
организатор конференции для преподавателей английского языка
Действительно, компаниям и ИП проще и выгоднее работать с самозанятыми, чем с обычными физлицами. За физлиц нужно платить НДФЛ и взносы — неважно, в штате они или сторонние исполнители. А при работе с самозанятыми ничего, кроме вознаграждения за работу, платить не надо.
Однако мне нечем вас порадовать. Ваши опасения насчет скрытых трудовых отношений вполне оправданны.
Почему налоговую могут заинтересовать самозанятые преподаватели
Одно дело, если у языковой школы заключены договоры подряда с одним-двумя самозанятыми. И то не с преподавателями, а, к примеру, с переводчиками, которые переводят какие-то учебные материалы. В этом случае проблемы вряд ли возникнут, потому что нет ничего, что указывало бы на попытку снизить налоговую нагрузку. У школы есть конкретные задания, которые она периодически поручает выполнить сторонним самозанятым исполнителям. Все чисто.
Но если выяснится, что на курсах иностранных языков все или большинство преподавателей сплошь самозанятые, налоговиков это однозначно заинтересует. Уж больно похоже на схему по уходу от налогов и на подмену трудового договора подрядным. Недаром ФНС в своей памятке «Самозанятый, НПД и многое другое» основной акцент делает именно на отличии трудовых отношений от гражданско-правовых.
А что с преподавателями-ИП
Работать с преподавателями как с ИП тоже нельзя, и причины те же. Налоговики хорошо знают эту схему. Раньше, до принятия закона о самозанятых, некоторые компании заключали договоры с работниками как с ИП, чтобы снизить налоговую нагрузку.
Если ИФНС ловила на этом фирму, то шансов избежать санкций почти не было: суды вставали на сторону налоговиков. Т—Ж об одном таком деле уже писал.
У трудинспекции сотрудничество с самозанятыми тоже наверняка вызовет интерес. Ведь в трудовом кодексе есть прямой запрет заключать договоры гражданско-правового характера, которые фактически регулируют трудовые отношения.
Так что риск переквалификации гражданско-правовых договоров в трудовые в описанной вами ситуации очень велик.
Еще в конце прошлого года ФНС и Роструд договорились, что будут проводить совместные проверки тех, кто фактически нанимает самозанятых в качестве работников, оформляя их по ГПД. Если подмена подтвердится, то псевдозаказчика оштрафуют и налоговики, и трудовые инспекторы.
Почему в договорах с самозанятыми преподавателями могут усмотреть трудовые отношения
Напомню основные отличия трудовых договоров от гражданско-правовых.
Трудовой договор имеет следующие признаки:
- В договоре нет конкретного задания, а перечислены обязанности.
- Сотрудник работает лично, регулярно и постоянно. Соблюдает рабочий режим и график, установленный работодателем.
- Подчиняется руководству компании и выполняет его поручения.
- Получает оплату не за результат, а за процесс работы.
Признаки гражданско-правового договора:
- В договоре оговаривается конкретное задание и результат: написать компьютерную программу, придумать и нарисовать логотип, проконсультировать, как подать на вычет по НДФЛ.
- Исполнитель сам определяет свой режим и график работы.
- Самостоятельно принимает решения и несет риски.
- Получает деньги за решение конкретной задачи по акту выполненных работ.
А теперь давайте пройдемся конкретно по преподавательским услугам:
- У этих услуг нет конкретного задания и конечного результата, как, например, сделанный сайт, отремонтированная квартира или составленный иск. Преподавание в языковой школе — это некая постоянная и регулярная функция, которая очень смахивает на трудовой процесс.
- Оплачивается не какой-то результат, а отработанное время.
- Учителя проводят уроки по расписанию, которое составляет языковая школа, не могут опоздать или уйти раньше, работают по программе школы, а не собственной. То есть, по сути, они подчиняются некоему рабочему режиму и графику.
- Заказчик на своей территории обеспечивает преподавателей оборудованным рабочим местом: кабинетом, методическими материалами. А также предоставляет им клиентов — учеников. Получается, что заказчик выступает посредником между учителями и учениками.
- Заказчик так или иначе руководит учебным процессом, совсем как работодатель.
Эти же пункты применимы не только к преподавателям, но и, например, к мастерам в салонах красоты или тренерам в фитнес-центрах.
Шансы, что ГПД в последующем могут признать трудовым, еще больше возрастают, если договор на оказание услуг заключался с одним и тем же человеком более двух раз подряд.
Каких самозанятых в принципе нельзя привлекать по ГПД
С самозанятыми не могут заключать договоры на выполнение работ или оказание услуг их текущие или прошлые работодатели, от которых эти самозанятые уволились менее двух лет назад.
То есть нельзя уволить человека и спустя короткое время нанять его как самозанятого. Если это вскроется, мало не покажется никому: и заказчику, и исполнителю доначислят налоги, взносы, а еще пени и штрафы. Мы рассказывали об этом в отдельном материале.
Выявить такую налоговую оптимизацию проще простого, считает подмосковное УФНС: сведения от самозанятых просто сопоставляются с данными их бывших работодателей. При этом анализируется динамика страховых выплат, среднесписочная численность, показатели среднеотраслевой налоговой нагрузки, персональная история трудоустройства самозанятого, источники и суммы его доходов.
Кто может признать гражданско-правовой договор трудовым
Во-первых, это может добровольно сделать сам заказчик по договору:
- на основании письменного заявления исполнителя;
- по предписанию трудинспектора.
Во-вторых, это может сделать суд, в который обратится исполнитель по ГПД или трудинспекция.
Все неустранимые сомнения по поводу договоров подряда или оказания услуг суд будет трактовать в пользу трудового договора.
Доказывать в суде, что отношения не трудовые, обязан работодатель. Для работника это подразумевается. То есть если человек приступил к работе, то считается, что он заключил трудовой договор.
Если суд признает гражданско-правовой договор трудовым, он будет считаться таким с первого же дня сотрудничества заказчика и исполнителя.
Чем чревата для заказчика переквалификация ГПД в трудовой договор
Последствия со стороны ИФНС. С даты заключения ГПД инспекция доначислит заказчику недоимку по НДФЛ и страховым взносам, а также пени и штрафы за их неуплату и несдачу отчетности по ним. И будет через суд требовать их уплатить.
При этом заказчика, скорее всего, обвинят в умышленной неуплате налогов и взносов. А за это выписывают штраф — 40% от неуплаченной суммы.
Еще и ФСС может потребовать уплатить недоимку по взносам на травматизм, а также пени и штраф. Напомню, что так сокращенно называют взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые должны уплачивать в фонд все работодатели за сотрудников, работающих по трудовому договору.
Последствия со стороны трудинспекции. Поступившая в трудинспекцию информация о заключении ГПД, который фактически прикрывает трудовые отношения, — это повод для внеплановой проверки.
По ее результатам заказчика могут оштрафовать за каждый договор, замаскированный под трудовой:
- ИП — на 5000—10 000 ₽;
- компанию — на 50 000—100 000 ₽.
Кроме того, если исполнитель через суд добьется переквалификации договора, то заказчика обяжут выплатить работнику все деньги, которые полагались бы ему по трудовому договору. Как минимум это зарплата вместе с процентами за задержку ее выплаты. А еще компенсация морального вреда.