Что делать? 24718

Вдруг война — а у меня американские бумаги?

После недавних событий в Сирии я озадачился вопросом об американских ценных бумагах. Дело в том, что в моем инвестиционном портфеле есть акции нескольких американских компаний, одна из них даже является предприятием ВПК США, а я гражданин России. Возникает вопрос: если, не дай бог, начнется война между США и Россией, что станет с моими акциями американских компаний? Может ли американское правительство их изъять или аннулировать? Ведь я гражданин недружественной страны.

С уважением,

Шамиль М.

Шамиль, в США есть закон Trading with the Enemy Act of 1917, который предусматривает возможность изъятия собственности у врага, в том числе акций американских компаний. По требованию президента сами компании должны составить списки врагов среди акционеров и менеджмента, а также такие списки должны предоставить американцы и американские компании, хранящие или контролирующие собственность в интересах врага. Изъятая собственность на протяжении войны учитывается и хранится специальным органом при правительстве, а после войны президент решает, что с ней или средствами от ее продажи делать.

Но война — это как-то совсем мрачно. Более реалистичным кажется ужесточение санкций и продление их действия на десятилетия. Поэтому если говорить об очень жестких санкциях, то можно посмотреть на Иран. В 1995 году против Ирана были введены американские санкции, запрещающие в том числе оказание услуг резидентам этой страны. А в 2005 были внесены уточняющие поправки, которые явно разрешили зачислять дивиденды, купоны и списывать плату за обслуживание со счетов иранцев, а также ликвидировать ценные бумаги с таких счетов по рыночным ценам и возвращать вырученные деньги владельцам счетов.

В худшем случае ваши счета заморозят. В лучшем — вам вернут деньги за акции

То есть в худшем санкционном варианте счета будут заморожены на десятилетия и владельцы не смогут распоряжаться своими средствами. А в лучшем — позиции в ценных бумагах будут ликвидированы, а средства возвращены владельцам.

В общем, риск есть.


Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите: ask@tinkoff.ru. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Что делать? 4932

Я фрилансер. Поможет ли мне государство, если я заболею?

Добрый день!

У меня возник такой вопрос. Я работала на фрилансе, на учете в центре занятости как безработная не стояла. Все было хорошо, пока не выяснилось, что я серьезно болею.

В больнице как-то даже обрадовались, что официально я нигде не трудоустроена: нет больничного — меньше бумажек оформлять. Лечиться минимум год, в дневном стационаре. Работать при этом не рекомендуется, да и самочувствие редко позволяет.

Получается, что я осталась без дохода, без какого-либо пособия или больничного. Сбережений тоже ноль, но в этом только моя вина. Мне повезло: рядом мама, молодой человек, а спустя 7 месяцев лечения и я почти вернулась в строй.

Однако не все такие везунчики. Есть ли возможность получать пособие от государства на время лечения, если официально ты на момент диагноза нигде не работал?

Елена

Елена, надеемся, что с вашим здоровьем уже все хорошо.

По сути вопроса: чтобы государство вас поддерживало, нужно было встать на учет в службу занятости или оформить ИП. К сожалению, в обоих случаях больничные будут небольшими.

Теперь подробнее.

На материальную помощь во время болезни могут рассчитывать лишь безработные в понимании закона — то есть те, кто зарегистрирован в органах службы занятости.

Государство гарантирует зарегистрированным безработным выплату пособия по безработице в период временной нетрудоспособности на основании больничного.

Минимальный размер пособия по безработице в 2017 году — 850 Р, максимальный — 4900 Р в месяц. Так что много вы не потеряли.

Фрилансеру выгоднее открыть ИП и добровольно оформить отношения с фондом социального страхования (ФСС) по месту жительства. Тогда вы можете рассчитывать на денежную компенсацию во время болезни.

Чтобы заключить договор с ФСС, нужно собрать пакет документов: паспорт, ОГРН, справку из ЕГРИП и свидетельство об открытии ИП. После этого возникает новая обязанность: платить взносы. Это бумажная волокита, но зато вы будете застрахованы на случай болезни. Пособие назначат, только если ИП полностью заплатил добровольные взносы за год, предыдущий году болезни.

Годовую сумма добровольных взносов в ФСС считают так: Федеральный МРОТ на 1 января × 2,9% × 12.

В 2017 г. сумма взносов в ФСС — 2610 Р (7500 Р х 2,9% х 12).

Размер платежа не зависит от того, когда ИП добровольно застраховался в ФСС. Даже если это было в декабре, перечислить надо 2610 Р. Крайний срок уплаты — 31 декабря.

Размер пособия

Размер пособия по временной нетрудоспособности у ИП не будет большим, потому что он определяется исходя из МРОТ — 7800 Р в 2017 году, в следующем году может быть другая сумма. Еще размер пособия зависит от вашего страхового стажа. Но на лекарства хватить может.


Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите: ask@tinkoff.ru. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Что делать? 4499

Как обезопасить себя от банкротства авиаперевозчика?

Очень не хочется попасть в такую же ситуацию, как пассажиры обанкротившейся «Вим-авиа». Люди там застряли в аэропортах на сутки и больше. Скажите, есть ли способ оценить благополучие авиакомпании до покупки билета, чтобы не попасть в такую неприятную ситуацию? Особенно если лететь планируешь лоукостером или чартерным рейсом.

Илина

Илина, боюсь, что надежность перевозчика оценить заранее нельзя.

Авиаперевозчики — это частные компании, они могут разориться в любой момент. Два года назад разорилась вторая по величине авиакомпания в России — «Трансаэро». Ничего не предвещало беды: парк пополнялся новыми самолетами, открывались новые маршруты. Вдруг авиакомпания приостановила полеты — и всё. О причинах до сих пор спорят эксперты и следователи.

Кроме банкротства у пассажиров могут быть и другие риски, никак не связанные с благосостоянием авиаперевозчика. В курортной стране произошел теракт — и Росавиация запретила полеты. Авиадиспетчеры устроили забастовку — все полеты отменили. Начался ураган — вылет перенесли на сутки.

Нет авиакомпании, которая летает без задержек и отмен рейсов. Но к ним можно подготовиться.

Летайте национальным перевозчиком. В каждой стране есть самая крупная, титульная авиакомпания. В России это «Аэрофлот», он занимает половину рынка. Национальный перевозчик получит помощь от государства вероятнее, чем маленькая авиакомпания.

Купите страховку. Туристические страховки покрывают ущерб от задержки или отмены рейса. Со страховкой вы всегда сможете купить новый билет и улететь другой авиакомпанией. Страховка от невылета и потери багажа в среднем стоит 800 Р за перелет туда-обратно.

Знайте свои права. Если ваш рейс задержали на 2 часа или более — требуйте у представителя авиакомпании воду. Если задержали на 4 часа или более — вам полагается горячее питание. Если задержали на 8 часов или отменили, то вас обязаны отвезти в гостиницу, бесплатно разместить там и привезти обратно.

Если рейс задержали или отменили по вине авиакомпании, вы можете поменять билет на другой рейс без доплаты или сдать — вам вернут полную стоимость билета. Представители авиакомпании могут юлить, ссылаться на трудности или внутренние ограничения. Грозите им судом, скандалом в соцсетях и Росавиацией.


Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите: ask@tinkoff.ru. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Что делать? 7289

Когда начинается беспроцентный период при блокировке денег?

Собираюсь в отпуск на Сардинию и хочу там арендовать автомобиль. По условиям прокатчику нужно предоставить данные кредитки, чтобы он заморозил на ней 1500 € на случай, если с машиной что-либо случится. Специально для этого я сделал себе кредитную карту Тинькофф-банка.

Скажите, эта операция сразу же загонит кредитку в минус и пойдет отсчет беспроцентного периода?

Ринат, Пермь

Если прокатчик только заблокирует 1500 € на вашей кредитной карте, но не спишет их, то отсчет беспроцентного периода не начнется. Он начнется только с момента реального списания средств, если такой момент настанет.

Вот какие могут подстерегать опасности.

Прокатчик говорит, что замораживает деньги, а на самом деле списывает. В этот момент начнется отсчет беспроцентного периода. Проверить, списание произошло или заморозка, можно в интернет-банке или мобильном приложении: возле замороженных операций будет стоять специальный значок.

Прокатчик замораживает деньги, а после завершения аренды списывает штрафы. Например, вы сдали чистую машину, а прокатчик посчитал, что ее нужно дополнительно помыть — с вас спишут дополнительно 30—50 евро. Или вы сдали машину в идеальном состоянии, а прокатчик нашел на корпусе царапину, которую не покрывает ваша страховка.

Чтобы оспорить такие списания, имейте на руках акт о приемке машины со стороны прокатчика — в нем должно быть написано, что прокатчик к вам претензий не имеет.

Прежде чем давать прокатчику данные своей карты, проверьте его надежность: посмотрите сайт, почитайте отзывы в интернете. Прочитайте нашу статью «Как арендовать машину за границей» — там мы подробно рассказываем, на что стоит обратить внимание при аренде автомобиля в отпуске.

Не забудьте предупредить банк, что едете в Италию, и хорошего вам отпуска!


Если у вас есть вопрос о личных финансах, кредитной истории или семейном бюджете, пишите: ask@tinkoff.ru. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Что делать? 8038

Как поделить собаку при разводе?

Привет, Т—Ж!

Разводимся с женой. Как делить материальное имущество в общем ясно. Детей у нас нет, но есть собака, которую завели совместно в браке. Как ее делить, если мы оба ее любим?

Р.

По закону домашние животные — обычное имущество. Поэтому собака, которую вы купили в браке, считается совместной собственностью супругов и делить ее нужно как остальное ваше имущество — см. ст. 137 ГК РФ и ст. 34 Семейного кодекса.

Разделить собаку вы с женой можете добровольно или через суд — подробнее про это написано в ст. 38 Семейного кодекса РФ. Конечно, лучше решить все вопросы мирно. Так быстрее и спокойнее.

Вот какие есть варианты.

Брачный договор

Если официально вы еще в браке, можно заключить брачный договор и прописать в нем, как быть с вашим любимцем: с кем собака останется после развода и какую компенсацию получит другой супруг.

Брачный договор заключается в письменной форме и должен быть заверен у нотариуса.

Соглашение о разделе имущества

Такое соглашение может быть заключено и после расторжения брака (ст. 38 Семейного кодекса РФ). В нем вы тоже сами определяете, какое имущество и кому передается: с кем остается собака и что получает другой супруг.

Раздел имущества по соглашению, как и брачный договор, оформляется нотариально. Особой разницы между брачным договором и соглашением в вашем случае нет, поэтому советуем уточнить у нотариуса, что будет дешевле.

Суд

Если вы не можете решить, как быть с собакой, без ссор и споров, остается суд. Он решит, с кем останется собака, и, если возможно, присудит компенсацию в размере половины стоимости собаки другому супругу.

Суд должен будет исследовать все обстоятельства, чтобы разрешить ваш спор. Он может принять во внимание показания соседей и ветеринара, чтобы понять, кто лучше относится к собаке, изучить условия ее проживания, оценить, кто больше вложился в содержание.

Решение суда обязательно, будьте к этому готовы. Запаситесь доказательствами, что собаке будет лучше с вами, или всё-таки попробуйте решить все миром.


Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите: ask@tinkoff.ru. На самые интересные вопросы ответим в журнале.