Фитнес-клуб изменил условия договора и не спросил меня
Какое-то время назад я купила абонемент в крупную сеть фитнес-клубов. Все было хорошо до тех пор, пока я случайно не узнала, что клуб изменил условия заключения договоров. И всем тем, кто ходит в клуб уже давно, они в аналогичном порядке изменили условия в уже заключенных договорах.
В чем проблема: ранее клуб разрешал заморозить абонемент три раза по десять дней. Теперь разрешена только одна заморозка на срок до шести месяцев, что, естественно, мне кажется менее выгодным. В договоре условия заморозки предусмотрены отдельным пунктом.
При этом в договоре есть пункт о том, что фитнес-клуб может на свое усмотрение менять правила клуба и программу лояльности. Я прочитала оба этих документа, и про заморозку там нет ни слова. В принципе, это условие договора, который, по моему мнению, они менять не имеют права. Тем более в одностороннем порядке и не известив меня.
Фитнес-клуб уверен в своей правоте и в том, что ему за это ничего не будет. Предлагают мне расторгнуть договор и уходить.
Я ничего не подписывала, мне никто даже не сообщал об изменениях.
Подскажите, пожалуйста, я права в этой ситуации? Могу ли я пожаловаться в Роспотребнадзор? Что делать?
Александра
Александра, закон на вашей стороне: компании не могут менять условия в договоре, не согласовав это с потребителем.
Расскажу, что можно сделать с фитнес-клубом.
Фитнес-клуб не может расторгнуть договор в одностороннем порядке
По умолчанию потребитель — более слабая сторона договора, поэтому закон защищает его больше, чем вторую сторону — предпринимателя. Именно по этой причине изменить или расторгнуть договор в одностороннем порядке может только потребитель.
Конечно, есть исключения. Например, если договор нарушает сам потребитель — не оплачивает товар или услугу, — у другой стороны появляется право расторгнуть договор. Но это, судя по письму, не ваш случай.
Фитнес-клуб должен был заключить новый договор письменно
По общему правилу договоры изменяют и прекращают в той же форме, в какой заключали. Если вы изначально заключили договор с фитнес-клубом в письменной форме и обе стороны его подписали, то изменять этот договор нужно тоже в письменной форме. И обе стороны должны подписать новый договор.
В вашей ситуации получается вот что:
- Клуб изменил договор, но не так, как положено по закону.
- С вами как с потребителем никто не заключил соглашение об изменении договора.
Вы можете требовать от фитнес-клуба применять старые условия договора либо подписать с вами дополнительное соглашение об изменении условий.
Автоматическое принятие изменений в договоре
Сотрудники клуба могут сказать вам: раз вы продолжили пользоваться услугами, значит, приняли все изменения и согласны с ними. Но это не так, потому что информацию об изменениях в договоре вам не сообщили.
Фитнес-клуб, как и любая другая организация, должен доводить до потребителя информацию об услугах в ясной и достоверной форме и обеспечивать возможность выбора: пользоваться услугами или нет. Это одна из основных идей закона о защите прав потребителей.
Вот пример из судебной практики. Потребитель и оператор связи заключили договор, неотъемлемой частью которого были условия оказания услуг — тарифы. Оператор в одностороннем порядке изменил эти условия, поэтому потребитель пожаловался в Роспотребнадзор.
Оператор считал, что, раз потребитель пользуется услугами, значит, он принял изменения и согласен с ними. Суд не поддержал оператора связи и постановил, что организации не могут включать в договоры с потребителями свое право изменить или отказаться от договора в одностороннем порядке. И если потребитель продолжает пользоваться услугами после того, как компания изменила договор, это не значит, что он согласен с новыми условиями. Оператора привлекли к административной ответственности и оштрафовали на 10 тысяч рублей.
Что делать вам
Я рекомендую все отношения с фитнес-клубом выяснять в письменном виде. Пишите претензии, письма по электронной почте, заказные письма с уведомлениями, даже смс. Если вы общаетесь через мессенджеры, делайте скриншоты, чтобы другая сторона не смогла удалить какие-то сообщения. Телефонные звонки и встречи приложить к исковому заявлению проблематично, а вот переписку суд рассмотрит в качестве доказательств.
Вот что вы сейчас можете сделать.
Расторгнуть договор. Если вас не устраивает качество услуг фитнес-клуба в целом, а не только условия заморозки, можете написать заявление и расторгнуть договор. О том, как это сделать, чтобы потерять минимум средств, мы уже писали в статье «Фитнес-клуб отказывается возвращать деньги за абонемент».
Направить претензию. Этот способ подойдет, если вам в целом нравится фитнес-клуб, вы бы хотели продолжить пользоваться их услугами, но именно измененное условие вас не устраивает.
Претензию составляйте в свободной форме, сошлитесь на нормы, которые мы описали выше, и попросите применять старые условия заморозки к вашему абонементу. Отнесите претензию в клуб и потребуйте администратора поставить дату и подпись с надписью «Принято» либо отправьте претензию на юридический и почтовый адреса фитнес-клуба с уведомлением о вручении.
Подать в суд. Если фитнес-клуб не пошел вам навстречу после того, как вы направили претензию, или вы вообще не хотите продолжать с ним переговоры, подавайте исковое заявление в суд.
Требования будут зависеть от того, чего именно вы захотите добиться:
- Если захотите получить моральное удовлетворение, компенсацию морального вреда и, возможно, возмещение убытков, требуйте признать, что фитнес-клуб нарушил права потребителей.
- Если захотите обязать фитнес-клуб применять правила о заморозке по старому договору, требуйте признать измененное условие о заморозке недействительным.
Что нужно помнить при подаче иска в суд
Потребители могут выбрать, в каком суде защищать свои права:
- По месту жительства.
- По месту пребывания.
- По месту заключения договора.
- По месту исполнения договора — иногда отличается от места его заключения.
- По месту регистрации ответчика.
Пошлину потребителям платить не нужно: обращение в суд бесплатное.
Вы можете обратиться к адвокату, а можете и защищать свои права самостоятельно. Если выиграете спор — а по делам о защите прав потребителей это вероятный исход, — суд обяжет ответчика возместить вам все расходы на адвоката, но в разумных пределах.
Обратиться в Роспотребнадзор. Правила обращения в Роспотребнадзор есть на сайте ведомства. Изложите вашу проблему, приложите документы, переписку с фитнес-клубом — словом, все, что у вас есть. Роспотребнадзор рассмотрит вашу жалобу и ответит в течение 30 календарных дней.
Вот что надо запомнить
Выяснять отношения с фитнес-клубом лучше письменно: так легче доказать нарушения в суде.
Если планируете заниматься в этом фитнес-клубе дальше, подумайте, стоит ли расторгать договор, чтобы восстановить справедливость.
Начните с претензии: фитнес-клуб может оценить возможные убытки и вред репутации и пойти вам навстречу, чтобы не доводить дело до суда.
Оцените свои силы и сложность дела: возможно, привлекать адвоката для суда не придется.