Фитнес-клуб изменил условия договора и не спросил меня

5

Какое-то время назад я купила абонемент в крупную сеть фитнес-клубов. Все было хорошо до тех пор, пока я случайно не узнала, что клуб изменил условия заключения договоров. И всем тем, кто ходит в клуб уже давно, они в аналогичном порядке изменили условия в уже заключенных договорах.

В чем проблема: ранее клуб разрешал заморозить абонемент три раза по десять дней. Теперь разрешена только одна заморозка на срок до шести месяцев, что, естественно, мне кажется менее выгодным. В договоре условия заморозки предусмотрены отдельным пунктом.

При этом в договоре есть пункт о том, что фитнес-клуб может на свое усмотрение менять правила клуба и программу лояльности. Я прочитала оба этих документа, и про заморозку там нет ни слова. В принципе, это условие договора, который, по моему мнению, они менять не имеют права. Тем более в одностороннем порядке и не известив меня.

Фитнес-клуб уверен в своей правоте и в том, что ему за это ничего не будет. Предлагают мне расторгнуть договор и уходить.

Я ничего не подписывала, мне никто даже не сообщал об изменениях.

Подскажите, пожалуйста, я права в этой ситуации? Могу ли я пожаловаться в Роспотребнадзор? Что делать?

Александра

Александра, закон на вашей стороне: компании не могут менять условия в договоре, не согласовав это с потребителем.

Аватар автора

Анна Чеботарева

юрист

Страница автора

Расскажу, что можно сделать с фитнес-клубом.

Фитнес-клуб не может расторгнуть договор в одностороннем порядке

По умолчанию потребитель — более слабая сторона договора, поэтому закон защищает его больше, чем вторую сторону — предпринимателя. Именно по этой причине изменить или расторгнуть договор в одностороннем порядке может только потребитель.

Конечно, есть исключения. Например, если договор нарушает сам потребитель — не оплачивает товар или услугу, — у другой стороны появляется право расторгнуть договор. Но это, судя по письму, не ваш случай.

Фитнес-клуб должен был заключить новый договор письменно

По общему правилу договоры изменяют и прекращают в той же форме, в какой заключали. Если вы изначально заключили договор с фитнес-клубом в письменной форме и обе стороны его подписали, то изменять этот договор нужно тоже в письменной форме. И обе стороны должны подписать новый договор.

В вашей ситуации получается вот что:

  1. Клуб изменил договор, но не так, как положено по закону.
  2. С вами как с потребителем никто не заключил соглашение об изменении договора.

Вы можете требовать от фитнес-клуба применять старые условия договора либо подписать с вами дополнительное соглашение об изменении условий.

Автоматическое принятие изменений в договоре

Сотрудники клуба могут сказать вам: раз вы продолжили пользоваться услугами, значит, приняли все изменения и согласны с ними. Но это не так, потому что информацию об изменениях в договоре вам не сообщили.

Фитнес-клуб, как и любая другая организация, должен доводить до потребителя информацию об услугах в ясной и достоверной форме и обеспечивать возможность выбора: пользоваться услугами или нет. Это одна из основных идей закона о защите прав потребителей.

Вот пример из судебной практики. Потребитель и оператор связи заключили договор, неотъемлемой частью которого были условия оказания услуг — тарифы. Оператор в одностороннем порядке изменил эти условия, поэтому потребитель пожаловался в Роспотребнадзор.

Оператор считал, что, раз потребитель пользуется услугами, значит, он принял изменения и согласен с ними. Суд не поддержал оператора связи и постановил, что организации не могут включать в договоры с потребителями свое право изменить или отказаться от договора в одностороннем порядке. И если потребитель продолжает пользоваться услугами после того, как компания изменила договор, это не значит, что он согласен с новыми условиями. Оператора привлекли к административной ответственности и оштрафовали на 10 тысяч рублей.

Что делать вам

Я рекомендую все отношения с фитнес-клубом выяснять в письменном виде. Пишите претензии, письма по электронной почте, заказные письма с уведомлениями, даже смс. Если вы общаетесь через мессенджеры, делайте скриншоты, чтобы другая сторона не смогла удалить какие-то сообщения. Телефонные звонки и встречи приложить к исковому заявлению проблематично, а вот переписку суд рассмотрит в качестве доказательств.

Вот что вы сейчас можете сделать.

Расторгнуть договор. Если вас не устраивает качество услуг фитнес-клуба в целом, а не только условия заморозки, можете написать заявление и расторгнуть договор. О том, как это сделать, чтобы потерять минимум средств, мы уже писали в статье «Фитнес-клуб отказывается возвращать деньги за абонемент».

Направить претензию. Этот способ подойдет, если вам в целом нравится фитнес-клуб, вы бы хотели продолжить пользоваться их услугами, но именно измененное условие вас не устраивает.

Претензию составляйте в свободной форме, сошлитесь на нормы, которые мы описали выше, и попросите применять старые условия заморозки к вашему абонементу. Отнесите претензию в клуб и потребуйте администратора поставить дату и подпись с надписью «Принято» либо отправьте претензию на юридический и почтовый адреса фитнес-клуба с уведомлением о вручении.

Подать в суд. Если фитнес-клуб не пошел вам навстречу после того, как вы направили претензию, или вы вообще не хотите продолжать с ним переговоры, подавайте исковое заявление в суд.

Требования будут зависеть от того, чего именно вы захотите добиться:

  1. Если захотите получить моральное удовлетворение, компенсацию морального вреда и, возможно, возмещение убытков, требуйте признать, что фитнес-клуб нарушил права потребителей.
  2. Если захотите обязать фитнес-клуб применять правила о заморозке по старому договору, требуйте признать измененное условие о заморозке недействительным.

Что нужно помнить при подаче иска в суд

Потребители могут выбрать, в каком суде защищать свои права:

  1. По месту жительства.
  2. По месту пребывания.
  3. По месту заключения договора.
  4. По месту исполнения договора — иногда отличается от места его заключения.
  5. По месту регистрации ответчика.

Пошлину потребителям платить не нужно: обращение в суд бесплатное.

Вы можете обратиться к адвокату, а можете и защищать свои права самостоятельно. Если выиграете спор — а по делам о защите прав потребителей это вероятный исход, — суд обяжет ответчика возместить вам все расходы на адвоката, но в разумных пределах.

Обратиться в Роспотребнадзор. Правила обращения в Роспотребнадзор есть на сайте ведомства. Изложите вашу проблему, приложите документы, переписку с фитнес-клубом — словом, все, что у вас есть. Роспотребнадзор рассмотрит вашу жалобу и ответит в течение 30 календарных дней.

Вот что надо запомнить

Выяснять отношения с фитнес-клубом лучше письменно: так легче доказать нарушения в суде.

Если планируете заниматься в этом фитнес-клубе дальше, подумайте, стоит ли расторгать договор, чтобы восстановить справедливость.

Начните с претензии: фитнес-клуб может оценить возможные убытки и вред репутации и пойти вам навстречу, чтобы не доводить дело до суда.

Оцените свои силы и сложность дела: возможно, привлекать адвоката для суда не придется.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
  • Халит КурмаевОператоры сотовой связи постоянно так делают. И интернет-провайдеры тоже регулярно повышают расценки, "забыв" известить об этом пользователей. И ничего.3
  • AlexХалит, они обычно "извещают на сайте". Видимо, по их мнению абонент должен начинать своё утро с чтения новостей о тарифах на их сайте)1
  • Антон ИвановЭто про спортлайф, у меня такая же ситуация и поначалу я тоже ругался с ними из-за этих изменений, но после того, как не ходил более 30 дней, то новые условия для меня оказались выгоднее0
  • Alexander FrolovУважаемая редакция, а скажите, пожалуйста, а как быть с интернет-услугами? Провайдеры, ОПСоСы, интернет банки (тинькофф в т.ч.), онлайн кинотеатры и прочее и прочее - у всех в договоре есть пункт, что пользователь де обязан сам следить за обновлениями условий по таким-то адресам в интернете, а компания имеет право вносить изменения в условия обслуживания в любое время без предупреждения, путём размещения новых условий на своём сайте и новые условия будут считать вступившими в силу (а пользователь согласившимся с ними) со дня, следующего за днём размещения. Это в принципе законно? Если да, то есть ли какие-нибудь способы борьбы с этим делом?3